реферат скачать
 

Проблемы дефицита бюджета и государственного долга в современных экономических системах

финансирования государственных расходов. С другой стороны, дефицит бюджета

- это неудовлетворение потребностей общества, что порождает различные

негативные экономические явления. Рассматривая причины возникновения

дефицита, очевидно можно ответить на вопрос о желательности или

нежелательности бюджетного дефицита.

Дефицит, возникающий в случаях чрезвычайных обстоятельств, а также в

результате государственного регулирования экономической конъюнктуры можно

назвать структурным. Он является продуктом здравой государственной

политики по стабилизации экономики и оказывает существенную помощь в

недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры. Структурный дефицит

отражает влияние фискальной политики. Вместо сравнения реальных расходов и

доходов бюджета, при вычислении структурного дефицита сравниваются расходы

и доходы бюджета в условиях полной занятости. (Структурный дефицит иногда

называют дефицитом полной занятости).

Другой вид дефицита возникает в результате кризисных явлений в

экономике страны, циклического спада производства, неспособности

правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Такой

дефицит называют циклическим. Его рассматривают как нежелательное явление в

экономике.

Ситуация с дефицитом бюджета в России показывает, что на протяжении

последних десятилетий в стране существовал циклический дефицит бюджета. В

ниже приведенной таблице мы можем увидеть динамику развития дефицита в

России с 1992 по 2001 год в процентном отношении к ВВП государства.

| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |2000 |2001 |

|Показатели | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

|Доходы |17,7 |14,7 |12,7 |14,3 |12,7 |12,4 |11,3 |14,9 |15,4 |

| | | | | | | | | | |

|Расходы |47,2 |24,5 |24,5 |19,2 |20,1 |18,4 |14,1 |16,5 |15,4 |

| | | | | | | | | | |

|Дефицит |-29,5 |-9,8 |-11,8 |-4,9 |-7,4 |-6,0 |-2,8 |-1,6 |0 |

Из таблицы видно, что 1992,1994,1996 года - были годами наиболее

кризисными в экономике страны. Ключом к решению проблемы дефицита бюджета

является проводимая государством фискальная и денежная политика.

Дефицит бюджета покрывается разными способами: с помощью денежной эмиссии в

форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и

внешнем рынках. Здесь мы подошли к такому вопросу как взаимосвязь дефицита

бюджета и государственного долга.

2.4. Начать следует с особенностей связанных с состоянием госдолга. Так

дефицит бюджета приводит к ускоренному росту госдолга: например в течение

1996 года он увеличился в два раза, в течение 1997 года - в 1,8 раза. На

государственный долг списываются все текущие недофинансирования. Еще один

недостаток экономической политики России - ориентация рынка ценных бумаг на

выпуск и рефинансирование ГКО и ОФЗ. В 1992 г. и начале 1993 г. Центробанк

имел в своем распоряжении только денежные инструменты - целевые кредиты и

обязательные резервы. В мае 1993г. был сформирован рынок государственных

краткосрочных облигаций. Первое время спрос на ГКО был низким в связи с

высокой инфляцией и закрытостью этого рынка для иностранных инвесторов.

Чтобы обеспечить краткосрочную ликвидность банковской системы на рыночных

условиях, с февраля 1994 г. стали проводиться кредитные аукционы

Центрального банка. После того как в апреле 1995 г. с принятием закона "О

Центральном банке" Центробанк обрел независимость, стало возможным

разграничить денежно-кредитную и фискальную политику и финансировать

бюджетный дефицит не за счет денежной "накачки", а с помощью долговых

обязательств. С 1995 г. было прекращено прямое финансирование дефицита

(прямые кредиты правительству), хотя участие Центрального банка в косвенном

финансировании оставалось значительным. Активное использование в

финансировании дефицита заимствований на рынке ценных бумаг положило начало

резкому росту внутреннего государственного долга. Однако это не помогло

сократить дефицит бюджета, поэтому появилась необходимость допустить

иностранных покупателей на рынок внутреннего долга. В феврале 1994 г.

Центробанк официально объявил о допуске иностранных инвесторов на этот

рынок и разрешил им приобретать до 10% номинального объема выпуска

госбумаг. В феврале 1996 г. правила смягчили, разрешив иностранцам

участвовать через уполномоченные банки- нерезиденты в аукционах по ОФЗ и

репатриировать получаемую прибыль под гарантии Центробанка. С 1 января

1998 г. Центральный банк и правительство объявили о полной либерализации

рынка для иностранных инвесторов. В результате доля иностранного капитала

на рынке ГКО и ОФЗ стала составлять около 28-30%.

Все это привело к широкому доступу нерезидентов на рынок внутреннего

долга, что позволило одной стороны, снизить процентные ставки и тем самым,

во-первых, уменьшить нагрузку на бюджет в части расходов на обслуживание

государственного долга; во-вторых, облегчить получение кредитов для

реального сектора. С другой стороны, резко возросла зависимость российской

экономики от конъюнктуры мировых финансовых рынков. Эту ситуацию осложняло

еще и то, что Госдума ежегодно принимала дефицитный бюджет, а правительство

проявляло нерешительность в проведении налоговой реформы

Итак, бюджетный дефицит привел к росту как внутреннего, так и

внешнего государственного долга. Следовательно, дефицит бюджета оказывает

непосредственное влияние на объем государственного долга. При этом чем выше

дефицит бюджета, тем больше заимствований следует привлекать на его

покрытие, что в свою очередь увеличивает госдолг. Здесь же, чем выше

госдолг, тем больше требуется расходов на его обслуживание, что

соответственно повышает расходную часть бюджета. Чтобы разорвать этот

замкнутый круг от правительства страны требуется меры по предотвращению

роста бюджетных расходов, а также государственных заимствований. Сейчас

идет много споров об отрицательных и положительных чертах дефицита с точки

зрения роста внутреннего и внешнего долга. Однако можно выделить следующие

две доминирующие позиции.

Первая основывается на незнании экономики и поверхностном здравом

смысле. Наличие долга приводит обывателя в ужас, абсолютный рост долга

воспринимается как знак грядущей катастрофы.

Вторая же основывается на детальном анализе всех за и против.

Национальный государственный долг строится из бюджетных дефицитов. Для

покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на

внутреннем, так и на внешнем рынках. Национальный долг, с одной стороны,

является пассивом для государства и активом держателей гос.облигаций

(ценных бумаг государственного заимствования). Таким образом, стоимость в

результате госзаимствований не теряется.

И все же, кто несет или будет нести бремя долга, созданного хронически

несбалансированными бюджетами? Каковы же отрицательные последствия наличия

госдолга?

Для того чтобы попытаться ответить на эти вопросы, следует подробнее,

рассмотреть, историю возникновения государственного долга в России, его

виды, а также проследить какое влияние оказывает госдолг на экономическую

политику страны.

3. Государственный долг

3.1. История государственного долга России началась в 1769 г., когда

Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с

половиной столетия Российская империя заняла на рынке около 15 млрд. руб.

Накануне революции основная часть долга была погашена. В тот момент

старейшими займами российского государственного долга были 6%-ные займы

1817-1818 г.

В начале ХХ в. сумма задолженности государственного долга России

возросла в период русско-японской войны и революции, а затем

стабилизировалась. На протяжении XIX и в начале ХХ в. правительство

осуществляло финансирование строительства железных дорог, выкупало частные

линии. Поэтому правительство разделило бюджет на обыкновенный и

чрезвычайный. Первый пополнялся за счет традиционных источников дохода

(налоги, акцизы и др.), а чрезвычайный бюджет составляли средства

полученные от внутренних и внешних займов. Именно эти заемные средства шли

на строительство железных дорог, ведение войн, борьбу со стихийными

бедствиями. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялось за счет

обыкновенного бюджета. Выпуск новых займов был в непосредственной

компетенции царя и министерства финансов. Затем Госдума получила право

утверждения каждого займа в отдельности. Время и условия займа определялось

по решению правительства. Основными видами ценных бумаг, в то время, были:

1. Долгосрочные обязательства

2. Краткосрочные обязательства

3. Бессрочные обязательства

Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы.

Долгосрочные обязательства могли заключаться на срок 50-80 лет. Бессрочные

обязательства для держателя, становились рентой, так как по ним он получал

лишь договорной процент.

В тоже время существовало формальное определение внутренних и внешних

займов. Первые были ориентированы на иностранного покупателя и обращение за

границей, вторые были рассчитаны на российский рынок. При этом никаких

ограничений в покупке иностранных выпусков для российских подданных не

было. Россия зарекомендовала себя, как один из исправных плательщиков по

долгам. Однако Советское правительство отказалось платить долги своим и

иностранным гражданам.

За четыре дня до подписания в декабре 1991 г. Беловежского соглашения в

соответствии, с которым СССР официально прекратил существование, 8 из 15

союзных республик подписали "Договор о правопреемстве в отношении внешнего

государственного долга и активов Союза ССР ". В соответствии с ним, доля

России в зарубежных активах и во внешнем долге СССР первоначально

составляла 61,3%. Но спустя два года Россия, подписала с большинством

республик соответствующие двусторонние соглашения, взяв на себя активы и

обязательства всех остальных республик бывшего СССР. Россия стала его

правопреемником, сохранила за собой место в ООН и Совете Безопасности,

унаследовала всю зарубежную собственность СССР и приняла на себя

обязательства по выплате всей его кредитной задолженности.

За годы реформ после распада СССР доходы государства уменьшились, а расходы

возросли многократно, спад производства, уход бизнеса в теневую экономику,

привели к тому, что государственный долг возрос, а обслуживание его стало

непосильной ношей для государства. Государственный долг составляет на 1

января 2002 года:

1) по внешнему долгу 138,1 млрд. долларов

2) по внутреннему долгу 531,1 млрд. руб.

Возникает вопрос, а что же составляет эти суммы? Чтобы ответить на этот

вопрос, следует рассмотреть структуру и виды долга.

3.2. Как мы уже знаем, государственный долг- это сумма , накопленных в

стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом, имевшихся за

это время положительных сальдо бюджета. Государственный долг растет в

разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над ВНП

более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно

для устойчивого денежного обращения.

Долг различают по двум критериям:

1) по сроку

2) по месту выплаты

По сроку различают следующие виды долга: краткосрочный (до 1 года),

среднесрочный (от 1 года до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет).

Наиболее тяжелым является краткосрочный, так как по нему вскоре приходится

выплачивать основную сумму с высокими процентами.

По месту выплаты различают внутренний и внешний долги.

Внутренний долг - это долг своему населению, который приводит, прежде

всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг

обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической

жизни, последствия, которых могут быть весьма значительны.

Внутренний долг России, включает в себя задолженности по ГКО

(государственные краткосрочные облигации) и ОФЗ (облигации федерального

займа), ОГСЗ (облигации гос. сберегательного займа), реструктурированную

задолженность по внутренним валютным облигациям, а также просроченную

задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным

регионам. Отдельно стоят обязательства государства перед вкладчиками

Сбербанка, лишившимися своих сбережений в связи с инфляцией, и

обязательства по чекам на автомобили в конце 80-х годов. С 1992 г по 1994

г номинальная величина внутреннего государственного долга быстро росла за

счет увеличения задолженности правительства Центральному банку. Высокая

инфляция снизила реальный объем внутреннего долга с 21,7% ВВП на 1 января

1994 г. до 11,9% ВВП на 1 января 1996 г. В таблице отражена динамика

развития внутреннего долга за последние годы в процентном соотношении к

ВВП.

| | | | | | | |

|показатели |1994 г |1995 г |1996 г |1997 г |1998 г |1999 г|

|внутренний госдолг| | | | | | |

| |21,7 |14,0 |11,9 |16,6 |19,4 |28,0 |

|в том числе | | | | | | |

|задолженность по |0,2 |3,0 |5,4 |11,3 |17,4 |17,9 |

|ценным бумагам | | | | | | |

|задолженность |18,0 |9,3 |3,8 |2,7 |0,0 |0,0 |

|Центробанку | | | | | | |

На 2002г устанавливается верхний предел государственного внутреннего долга

Российской Федерации на 1 января 2003 года по долговым обязательствам

Российской Федерации в сумме 652,1 млрд. рублей.[2]

Внешний долг - это долг иностранным государствам, организациям и

физическим лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так

как для его погашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные

товары, оказывать определенные услуги.

Внешний долг России составляют кредиты иностранных государств, кредиты

иностранных коммерческих банков и фирм, кредиты международных финансовых

организаций, а также государственные ценные бумаги России в иностранной

валюте.

Огромные заимствования на покрытие бюджетного дефицита и кредитов от

иностранных государств, привели к росту внешнего долга с 20 млрд. до 67

млрд. долларов за 1985-1991 гг. Если платежи по внешнему долгу составляют

значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны,

то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют

неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых

поручительств.

Особенность российского внешнего долга заключается в том, что он состоит

из двух частей: долг бывшего СССР и долг РФ.

| |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |

|показатели |% к ВВП|% к ВВП|% к ВВП|% к ВВП|% к ВВП|% к ВВП|

|Государственный | | | | | | |

|внешний долг, в том|18,5 |19,3 |25,0 |26,2 |30,4 |83,0 |

|числе: | | | | | | |

|Долг СССР |16,7 |16,5 |20,1 |19,6 |19,3 |50 |

|Долг РФ |1,8 |2,8 |4,9 |6,6 |11,1 |33 |

|Обслуживание | | | | | | |

|внешнего долга |0,5 |0,9 |0,9 |0,7 |1,2 | |

Бюджетный кризис 1998 года, когда произошло падение рубля на 70% в

номинальном и на 50% в реальном выражении усугубил проблему внешнего долга.

По показателю "внешний долг/ВВП" Россия находится среди наиболее проблемных

стран.

В ниже приведенной таблице[3] мы можем увидеть структуру внешнего долга

за последние три года.

|Внешний долг |2000 г. |2001 г. |2002 г. |

| |млрд. дол.|млрд. дол.|млрд. |

| | | |дол. |

|Внешний долг (включая долг СССР) всего |152,0 |150,1 |149,8 |

|По кредитам правительств иностранных | | | |

|государств |66,5 |66,0 |65,3 |

|в том числе: задолженность официальным | | | |

|кредиторам Парижского клуба |48,6 |48,4 |48,3 |

|задолженность бывшим странам СЭВ |14,6 |14,5 |14,1 |

|По кредитам иностранных коммерческих банков| | | |

|и фирм |39,4 |39,1 |39,1 |

|в том числе: задолженность кредиторам | | | |

|Лондонского клуба |30,1 |29,8 |29,8 |

|По кредитам международных финансовых | | | |

|организаций |19,4 |18,3 |19,7 |

|Государственные ценные бумаги России (в | | | |

|иностранной валюте) |26,7 |26,7 |25,7 |

|в том числе: евро-облигационные займы |15,6 |15,6 |14,6 |

|ОВВЗ |11,1 |11,1 |11,1 |

В 2001 г. Россия должна заплатить по внешнему долгу 14,4 млрд. долларов, в

2003 г. - 19,7 млрд. дол. до 2015 г. - в среднем по 12-15 млрд. долларов

ежегодно. На 2002 г. устанавливается верхний предельный размер

государственных внешних заимствований в форме несвязанных финансовых

кредитов на 2002 год в сумме 2,19 млрд. долларов США.[4] По состоянию на 1

января 2003 года устанавливается верхний предел государственного внешнего

долга Российской Федерации в сумме 130,2 млрд. долларов США без учета

неурегулированной задолженности Российской Федерации в переводных

рублях.[5] Правительство Российской Федерации вправе осуществить в 2002

году урегулирование обязательств Российской Федерации по внешнему долгу

бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества

(МВЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ) путем обмена этих

обязательств на обязательства МВЭС и МИБ перед кредиторами с их

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.