реферат скачать
 

Приватизация в России

деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного

процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение

приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом

объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований

несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически

отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства

значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий.

Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют

неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и

необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых

коллективов, безработных и т.п.).

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики,

и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической

структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы

необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей.

Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав

собственности.[20]

2 Формы и способы приватизации.

Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении.

Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в

частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций

данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В

более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда

государство перестает быть основным собственником, а покупателями или

владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим

частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из

рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от

политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в

каждой конкретной стране.

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод

государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить

в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация

ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности

предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим

ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства

не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует

инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной

приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в

распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях

формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный

этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае,

когда государственное предприятие продается частным стратегическим

инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на

муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

. продукция - услуги, производимые государственными предприятиями,

заменяются продукцией - услугами других предприятий;

. при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец

оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые

потребляются непосредственно населению;

. при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает

гражданам платные услуги;

. в случае использования «чековой системы» государство размещает

финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно

производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого

метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе

инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут

играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может

иметь место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене.

При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается

ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее

важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости

предприятия.

Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае,

когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его

руководящего состава.

Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда

предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом

случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего

руководства.

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как

разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов,

изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в

социальной сфере.

Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих этапов.

Предпродажный анализ и оценка предприятия.

. стратегический анализ и оценка предприятия;

. определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;

. определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;

. анализ потенциальных покупателей;

. определение методов продажи;

. определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки

поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и

«прозрачность» соответствующих процедур;

. образование комиссии по оценке поступающих предложений;

Подготовка предприятия к продаже.

. реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;

. разукрупнение;

. осуществление кадровых перестановок.

Маркетинг.

. организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д., призванных

пробудить интерес потенциальных покупателей;

. проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений.

. рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению

тендера;

. проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными

сторонами.

Заключение договора.

. разработка текста стандартных договоров.

Глава 2. Модели и особенности приватизации в зарубежных странах.

В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое

явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного

сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического

обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на

ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели

потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.[13]

В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются

политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации

должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к

реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с

различной скоростью протекают в разных странах, охватывают такие сферы, как

либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая

политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По

этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегда

учитывать количественные и качественные различия между странами, где в

настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме того,

в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились на

различных этапах экономического и политического развития, что существенно

повлияло на условия перехода в каждой из этих странах.

Немецкая модель приватизации и построения социально-ориентированной

экономики вызывает живой интерес. Нередко ее рассматривают как альтернативу

политике, проводимой Международным банком реконструкции и развития и

другими международными финансовыми организациями. Несправедливо, что опыт

приватизации 13 тыс. государственных предприятий бывшей ГДР, осуществленной

всего за 5 лет, исследован так слабо. Принято считать, что этот опыт мало

подходит для использования в других странах, поскольку все издержки;

связанные с приватизацией, взяла на себя ФРГ, богатая финансовыми и

кадровыми ресурсами.[13]

В 1990 г. в Германии особым законодательным решением был учрежден

Тройханд (Трастовая компания, ТК) для управления и приватизации

государственного («народно - социалистического») имущества ГДР. Это была

государственная организация, находящаяся под контролем Федерального

министерства финансов. Согласно закону о ТК, принятом в июне 1990 г., почти

вся общенародная собственность бывшей ГДР в сфере промышленности и торговли

(за небольшими исключениями) становилась государственной федеральной

собственностью и передавалась во владение ТК. Приватизация почти 13 тыс.

восточногерманских предприятий с общей численностью занятых более 5 млн.

человек была успешно проведена всего за пять лет.

Одной из важных особенностей ТК явилось то, что Министерство финансов

ФРГ, однажды приняв политическое решение - утвердить состав

Административного совета ТК, в дальнейшем не вмешивалось в оперативную

деятельность компании, сохранив за собой лишь контрольные функции. Кроме

того, политические контрольные функции в ТК имел Комитет региональных

органов, в котором были представлены все 6 новых земель, созданных на

территории бывшей ГДР.

Определенное политическое влияние на принятие решений в ТК могли

оказывать региональные советы, образованные при каждом из 15 региональных

директоратов (6 новых земель объединенной Германии еще со времен ГДР

делились на 15 административных единиц). Следует отметить, что при всей

своей важности политические аспекты никогда не играли доминирующей роли в

повседневной деятельности ТК. Безусловный приоритет отдавался

профессиональной стороне дела.

Большинство концептуальных и оперативных задач приватизации и управления

государственным имуществом выполнялось непосредственно ТК. Это предъявляло

высокие требования к ее организационной структуре. Руководящие органы ТК -

Административный совет и Совет директоров.

Обязанности Административного совета как контролирующего, совещательного

и консультативного органа была четко отделены от обязанностей Совета

директоров. Последнему предоставлялось право выносить вопросы на обсуждение

и решение Административного совета. Это означало, что без предложения со

стороны Совета директоров никаких решений Административный совет

самостоятельно принимать не мог.

Приоритетной задачей ТК была приватизация. Эта деятельность

осуществлялась очень интенсивно, так что к концу 1994 г. почти все

существующие предприятия были или приватизированы, или намечены для

закрытия. До приватизации руководство предприятиями, переданными ТК,

осуществлялось ею на правах владельца государственных пакетов акций.

ТК были предоставлены очень широкие полномочия в управлении

госсобственностью. Принципы управления государственными пакетами акций в

Германии, как правило, не регулируются статьями законов. Их нормативно-

правовую базу создают постановления или директивы министерств, а также

правила, разработанные в самой ТК. Благодаря этому можно было быстро

адаптироваться к требованиям практики, не изменяя законодательства.

Снижение степени вовлеченности государства. Число предприятий с

государственным участием, управляемых и контролируемых государством и

федеральными землями, имело (и имеет) тенденцию к уменьшению и до начала

приватизационной деятельности в Восточной Германии. Это тем более важно,

что инвестиционные затраты государства в среднем намного превышали приток

бюджетных доходов в форме дивидендов и отчислений от прибыли. Например,

чистые затраты Западной Германии по обслуживанию своих долевых участий

только с 1970 по 1982 г. составили 4,2 млрд. марок.

Официальная позиция в последние 20 лет состоит в том, что государственное

управление должно носить лишь временный характер. Управление

государственными предприятиями должно быть ориентировано на достижение

рентабельности и иметь целью повышение конкурентоспособности. Менеджмент

обязан действовать в духе предпринимательства и обладать максимально

возможной независимостью для осуществления практического руководства

предприятиями. Все предприятия, как частные, так и государственные, должны

действовать строго в соответствии с законодательством. Особенно это

относится к трудовому и социальному законодательству, к уплате налогов и

соблюдению экологических норм.

Защита интересов государства. Государство должно иметь достаточную

возможность реально влиять на деятельность предприятий. Для этого ему

необходимо обладать правом отдавать распоряжения менеджменту предприятия. В

Германии такое право существует по отношению к компаньону, владеющему

контрольной долей капитала в обществе с ограниченной ответственностью, в

соответствии с правовыми нормами, регулирующими деятельность этого общества

(это не распространяется на акционерные компании).

Контроль за работой государственных предприятий осуществляется

компетентными специалистами. Реализация государственных интересов не

должна, по возможности, вступать в противоречие с характером деятельности

предприятий.

Государственное управление предприятиями в ФРГ. В старых землях (без

восточной части) до сих пор сохраняется некоторое число предприятий с

государственным участием. Они являются частично федеральными, или

предприятиями с федеральным долевым участием, а частично земельными, или

предприятиями с земельным долевым участием. Управление государственными

пакетами акций находится в руках федерального правительства (а именно.

Министерства финансов) или конкретного земельного правительства.

Инструментом контроля за государственными предприятиями являлись

наблюдательные советы, которые, в частности, назначали и освобождали от

должности менеджеров предприятий. Управленческие решения принимались на

основании сведений, получаемых из базы данных о предприятиях, а также по

итогам реализации бизнес-планов.

Основой для передачи предприятий в собственность ТК и для управления ими

служил список предприятий ГДР, находящихся в социалистической

собственности. В этом списке на 1 июля 1990 г. (день вступления в силу

экономического и валютного союза между обоими немецкими государствами)

значились приблизительно 8.4 тыс. предприятий. Путем выделения и

обособления частей предприятий, способных к выживанию, особенно из крупных

комбинатов, были учтены примерно 13 тыс. предприятий, подлежащих управлению

и предназначенных к приватизации. Соответствующие юридические акты были

включены в файлы данных предприятий, передаваемых ТК.

Разработка предпринимательских концепций. Решающим инструментом

управления предприятиями ТК считала требование к правлениям компаний

изложить их предпринимательские намерения в виде концепции (бизнес-план).

Касательно характера и полноты представляемой предпринимательской концепции

была разработана инструкция, которая по мере накопления опыта многократно

дополнялась и адаптировалась. В предпринимательскую концепцию были включены

соображения о возможных шагах к последующей приватизации.

Комиссия из независимых экспертов-аудиторов и консультантов по проблемам

менеджмента тщательно проверяла предпринимательские концепции. Специально

созданный метод выявлял их возможности обеспечить выживание и стабильное

существование предприятия. Затем комиссия давала Совету директоров ТК свое

заключение, как следует поступить с предприятием с точки зрения управления

государственными пакетами акций. В случае необходимости она высказывала

рекомендации по изменению и дополнению предпринимательской концепции.

Пополнение оборотного капитала. У большинства предприятий Восточной

Германии после заключения валютного союза в июле 1990 г. не хватало

ликвидных средств для выполнения текущих платежных обязательств. Часто

вместо платежей использовались бартерные сделки. Заработная плата

сотрудникам нередко выплачивалась в виде потребительских товаров,

полученных в рамках бартерных сделок. Поэтому прежде всего было необходимо,

чтобы возобновился и поддерживался денежный платежный оборот в экономике.

Надо было также выплачивать заработную плату работникам, оплачивать

поставки и налоговые отчисления в надлежащие сроки.

Для восстановления денежного оборота ТК предоставила предприятиям с

государственным долевым участием возможность получать кредиты, обеспеченные

гарантиями государства, для немедленного выполнения всех платежных

обязательств. Банки, которые в первую очередь являлись кредиторами, должны

были иметь небольшие собственные долевые участия. Этим обеспечивался

достаточный контроль за целевым использованием предприятиями кредитных

средств.

Управление большим количеством предприятий и многочисленным персоналом

представляет собой сложно разрешимую проблему. ТК предложила два возможных

решения.

Первое - уменьшить число находящихся в управлении предприятий и благодаря

этому эффективнее руководить немногими оставшимися. Для этого приватизацию

следовало провести быстро.

Второе решение проблемы - передача пакета акций предприятий

приватизационным компаниям. При этом пакет мог включать акции до 20

предприятий. Задачей менеджмента этих компаний являлось как санирование и

подготовка предприятий к приватизации, так и сама приватизация.

Привлечение перспективных покупателей. Как правило, переговоры должны

были проводиться с теми заинтересованными лицами, которые сами заявили о

намерении купить госпредприятие. Кроме того, публиковались объявления о

продаже предприятия. Если речь шла о крупных объектах, рекомендовалось

включить в работу инвестиционную компанию для поиска возможных покупателей

по всему миру.

Государству (ТК) было выгодно иметь как можно больше лиц,

заинтересованных в приобретении предприятия, чтобы переговоры с ними

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.