реферат скачать
 

Принципы и формы налоговой политики

цель выравнивания налоговой нагрузки между гражданами с различным уровнем

доходов и благосостояния , предприятиями , находящимися в объективно разных

условиях хозяйствования , а также на повышение нейтральности налоговой

системы по отношению к инфляции , изменением обменного курса рубля ,

способы финансирования производства , величине задолженности предприятиям и

т. д.

5 ) Снижать ставки по основным видам налогов при отмене

значительной части налоговых льгот , нередко неэффективных и создающих либо

лазейки в законодательстве , либо неодинаковые экономические условия в

различных секторах хозяйства , препятствуя тем самым рациональному

использованию ресурсов .

6) Постепенно и продуманно изменять технику взимания налогов в

целях ликвидации нормативных просчетов , допускающих легальное уклонение от

их уплаты .

7) Уменьшать число налогов , сборов и платежей путем их

объединения или частичного упразднения .

3. ГЛАВА 2 .

Налоговая политика , ее теоретические основы .

П .1 . Сущность , цели и принципы налоговой политики .

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового

регулирования , направленных на установление оптимального уровня

налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент

макроэкономических задач.

Налоговая политика как специфическая область человеческой

деятельности относится к категории надстройки. Между нею и

экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной

стороны , налоговая политика порождается экономическими отношениями ;

общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя

обусловлена экономикой. С другой стороны , возникая и развиваясь на основе

экономического базиса, налоговая политика , как составная часть финансовой

политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические

законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное

влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть

различно: в одних случаях посредством проведения

политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития

экономики, в других - оно тормозится.

Научный подход к выработке налоговой политике предполагает ее

соответствие закономерностям общественного развития , постоянный учет

выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования

приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Вся история нашего государства подтверждает это. Формирование

налоговой политики и создание налоговой системы происходит

одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в

системе собственности , ценообразования, реформированием банковской

сферы, денежно-кредитной

политики и т . п . . Поэтому в любой конкретный временной промежуток

каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом

определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы.

На выбор конкретного варианта решения в области налоговой

политики влияют следующие факторы : общая экономическая ситуация в стране ,

характеризующаяся темпами роста (падения) производства ; уровень инфляции

; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой

производства , находящейся под государственным контролем, и

приватизированным сектором .

Разрабатывая налоговую политику, видимо полезно обратиться к

опыту стран с развитой рыночной экономикой . В теории и практике

налогового регулирования развитых стран Запада налоговая политика в

послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепцией

функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и

норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного

общественного спроса, который должен удерживаться на уровне ,

обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при

сохранении стабильности цен ( при этом бюджетное равновесие приносится в

жертву равновесию экономическому). Начиная же с 80-х годов, в связи со

снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и

уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого

вмешательства в экономику в основном через снижение государственных

расходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций

стала средством обеспечения без дефицитности бюджета. В условиях развитой

экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени

, ложащегося на производителей и физических лиц , а расширения

налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне

широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов .

Переход российской экономики на рыночные основы предполагает

формирование принципиально иной , нежели это было в условиях

административно - командной системы, налоговой политики . Это , однако ,

отнюдь не означает необходимости механического заимствования ее западных

моделей , эффективных только в условиях развитого рынка. Теоретическая

база и значительный практический опыт стран Запада в области построения и

использования налоговых систем должны быть переосмыслены и адаптированы к

нашим условиям. Причем с учетом как сегодняшнего уровня развития и

кризисного состояния экономики, так и тех задач, которые предстоит решать,

и в немалой степени с помощью налоговой политики.

Следует также иметь в виду , что установление высокого уровня

налогового изъятия с целью решения прежде всего фискальных задач и

наполнения бюджета не может являться основой налоговой стратегии на

сколько-нибудь продолжительный период. Использование принципа формирования

налогов от доходной части бюджета с целью достижения его без дефицитности

неизбежно ведет к установлению завышенных норм налогообложения . При

этом игнорируется объективная зависимость между величиной налоговой ставки

и ростом поступлений в бюджет. Совокупный

уровень налогообложения не должен выходить за допустимые пределы, иначе он

будет носить угнетающий и запретительный характер . Чрезмерный налоговый

пресс провоцирует резкое сокращение базы налогообложения, поскольку

препятствует созданию новых предпринимательских структур и обрекает

на массовые банкротства уже существующие. В результате продолжается спад

производства, а значит, резко сокращаются поступления в бюджет , что

ставит под сомнение осуществимость антиинфляционной стратегии: иного

выхода , кроме дополнительной эмиссии денег, в этих условиях не

предвидится. Таким образом, оптимальный уровень налогового изъятия

предполагает такое совокупное бремя на юридических и физических лиц, при

котором налоги не оказывают угнетающего воздействия на предпринимательскую

и инвестиционную деятельность, а также на жизненный уровень населения,

одновременно обеспечивая в необходимом объеме поступления в бюджет.

Бюджетные ограничения должны быть, с одной стороны достаточно жесткими и

универсальными, чтобы не допустить поддержки (посредством излишней

дифференциации) неконкурентоспособных предприятий и отраслей,

закрепляющей существующую нерациональную структуру производства. С другой

стороны, необходимо использовать налоговые методы в качестве рычага,

влияющего на экономическое поведение хозяйственных субъектов и

стимулирующего их производственную и инвестиционную деятельность.

В основе формирования налоговой политике лежат таким образом ,

две взаимно увязанные методологические посылки : использование налоговых

платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и

решение фискальных задач государства; использование налогового

инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической

деятельности .

И если до недавнего времени считалось, что высокий уровень

налогов и степень прогрессивности налоговых шкал соответствуют, как

правило, высоким уровням развития экономики и социальной защищенности

населения, то сейчас общей тенденцией в области налогообложения в странах

Запада является снижение фактического налогового бремени на прибыль

корпорации и доходы физических лиц .

Когда повышаются налоги , чистые доходы граждан снижаются . Каждый в

отдельности должен работать больше , чтобы получить прежний уровень

доходов, который он имел бы до повышения налогов . Обычно люди начинают

искать дополнительное место работы вместо того , чтобы повышать

продуктивность на своем основном рабочем месте . Это в свою очередь

способно привести к снижению производительности труда , дополнительным

увольнениям , росту безработицы . Даже , если иногда складывается

впечатление , что работник трудится с большей отдачей , стараясь сохранить

прежний уровень доходов после выплаты налогов , производительность труда

его в действительности снижается ,тормозя экономический рост страны в целом

.

П. II. Фискальная политика.

Представление о том , что фискальные действия правительства могут иметь

важное стабилизирующее воздействие на экономику , стало приобретать все

более широкое признание в период “ Великой депрессии “ 30 - х годов .

Кейнсианская теория занятности играла ключевую роль в том , что целительным

фискальным мероприятиям придается такое значение .

Всем известно ,что первоочередной задачей государственного сектора

является стабилизации экономики .

Политика стабилизации представляет собой действия правительства по

контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем

ВНП к его потенциальному уровню и поддержать низкие стабильные темпы

инфляции .

Такая стабилизация отчасти реализуется средствами фискальной

политики , т. е. через манипулирование государственным бюджетом - расходами

и налогообложением для достижения установленных целей .

Фундаментальное цель фискальной политики состоит в том , чтобы

ликвидировать безработицу и инфляцию . Во время спада необходимо проводить

стимулирующую фискальную политику , т. е. снижение налоговых ставок или

увеличение госрасходов . Во время проведения стимулирующей фискальной

политики мы наблюдаем дефицит бюджета , который компенсируется в период

подъема , когда налоговые ставки повышаются , а госрасходы уменьшаются .

Другими словами , если в исходном пункте имеет место сбалансированный

бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении

правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии .

И , наоборот если в экономике имеет место вызванная избыточным

спросом инфляция , этому случаю соответствует сдерживающая фискальная

политика, которая включает : уменьшение правительственных расходов , или

увеличение налогов . Фискальная политика должна ориентироваться на

положительное сальдо правительственного бюджета , если перед экономикой

стоит проблема контроля над инфляцией .

Монетаристы , отвергают дискреционную фискальную политику . Они , в

силу существования лагов и ошибок прогнозирования , считают , что уровень

госрасходов и налогов может меняться без изменений законодательства ( в

отличии от кейнсианцев ) . Параметры фискальной политики изменяются

автоматически при перемене экономических условий .

Недискриционная политика - автоматическое увеличение налоговых

поступлений , сокращение госрасходов в период подъема , и наоборот ,

уменьшение налоговых поступлений и увеличение госрасходов в период спада

,за счет существования стабилизаторов .

Встроенный стабилизатор - любая мера , которая имеет тенденцию

автоматически увеличивать бюджетный дефицит в период спада и порождать его

положительное сальдо в период подъема .

Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП .

В частности , индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и

по мере роста ЧНП дает более чем пропорциональные приросты налоговых

поступлений . Более того , по мере роста ЧНП и роста объема закупок товаров

и услуг будут увеличиваться поступления от налога на доходы корпораций ,

налога с оборота и акцизов . И , аналогично , увеличивается величина

налогов на зарплату по мере того , как в ходе экономического подъема

создаются новые рабочие места . Напротив , в случае падения ЧНП налоговые

поступления от всех этих источников будут падать .

Как видим , высокая степень встроенной гибкости финансовой системы

является весьма желательной для экономики. Встроенные финансовые

стабилизаторы не делают столь желательным прогнозирование экономической

конъюнктуры . Они открывают правительству возможность не слишком торопиться

с принятием антициклических мер. Вместе с тем западная финансовая теория

отмечает , что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить

переоценки их возможностей . Данные стабилизаторы смягчают конъюнктурные

колебания , но не могут им слишком помешать . Поэтому их оправдано

дополнять мерами и дискреционной фискальной политики .

Не мало важную роль на развитие производства оказывают налоговые

льготы , скидки и кредиты . Налоговые льготы предусматривает налоговый

минимум , исключение из облагаемой прибыли некоторых видов доходов и

расходов налогоплательщиков , частичное или полное освобождение от налогов

, отсрочка уплаты налогов , налоговые скидки и кредиты .

Налоги , будучи особой сферой производственных отношений , являются

своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами

, закономерностями развития и отличительными формами проявления . Налоги

выражают реально существующие денежные отношения , проявляющиеся в процессе

изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных

потребностей . Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений

находятся в постоянном изменении . Налоги -не только экономическая

категория , но и одновременно финансовая категория .

4. ГЛАВА 3 .

Налоговая политика России на современном этапе причины кризиса,

недостатки, направления реформы.

Крушение коммунизма и распад Советского Союза открыли Российской Федерации

путь к созданию свободной рыночной экономики . Вместе с новой экономической

структурой пришла и новая , более сложная налоговая система . Если в

прошлом каждый трудился на благо государства и все и, казавшееся налогов

скорее напоминало часть производственной продукции , предназначавшиеся

государству , нынешняя система напоминает ситуацию в западных странах с их

налогами на доходы и на добавленную стоимость . Однако и при прежней

и при нынешней системах налогообложения в России

по-прежнему отсутствуют стимулы к увеличению производства и вслед за ним к

повышению уровня жизни .

Советский Союз представлял не лучшие стимулы к увеличению

производства , чем это делает сегодняшняя Россия . Он в этой области

полагается на идеологию . В то время как Запад уровень жизни населения за

счет экономического роста , Советский Союз находился в застое . По мере

того как информация о некоммунистическом образе жизни постепенно

просачивалась в Советский Союз и росла нужда в инвестировании накопленного

капитала , разочарование в коммунистической системе стало оказывать все

возрастающее воздействие и в конце концов привело к краху СССР.

В Советском Союзе существовал безоговорочный взимавшийся налог , о

котором большинство населения вообще не знало и не подозревали о том , что

оно его платит . Рабочие и служащие никогда не осознавали , что из их

зарплаты что-то вычитается , а просто получали низкую заработную плату.

Сейчас наша экономика переживает трудный период в своем развитии .

В ее ориентации на рынок , на развертывание товарно-денежных отношений

придается исключительное значение формирование финансовой базы государства.

И естественно, переход к рыночным отношениям требует от государства

принципиально иных методов управления. Среди них немаловажную роль

призваны сыграть налоги.

В основе налоговой реформы лежит глубокая трансформация нашего

общества, преобразование отношений собственности и покоящейся на них

социально- экономической структуры в направлении рыночного хозяйства.

Переходный характер современного периода составляет его главную специфику.

С формальной точки зрения задача представлялась достаточно сложной,

но ясной, а именно перейти от централизованной планируемой экономики

(крупное, узко специализируемое, производство) к экономике рыночного типа.

Основные методы этого перехода: разгосударствление и разукрупнение

предприятий с включением механизмов конкуренции.

Развитие политической ситуации предопределило выбор варианта

рыночных реформ по методу "скачка". Это не могло не сказаться на

управляемости ходом преобразований и обернулось жестоким экономическим

кризисом. Последний, в свою очередь , резко обострил социально-

политическую обстановку в обществе .

К невероятным техническим трудностям реформы добавились

политические и экономические. В этих сложных условиях приходится

формироваться налоговой системе, которая все более вовлекается в сферу

политических маневров, подвергается опасности превращения в систему пособий

и на налоги возлагаются несвойственные им функции . В итоге размывается

налоговая политика как таковая.

Налоговая политика, проводимая сегодня в России,

формируется в результате действия значительного числа весьма

противоречивых и не всегда взаимно связанных мер, с одной стороны ,

направленных на удержание доходной базы бюджета на относительно приемлемом

уровне, а с другой - формирующих льготные режимы налогообложения для

отраслей и групп предприятий , имеющих значительное влияние во властных

структурах. Это предопределяет целесообразность рассмотрения налоговой

политики в двух аспектах : с точки зрения , во-первых, ее

действительного единства и последовательности при реализации целей

экономической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополняющих

рычагов и инструментов, а во-вторых , действенности рычагов и инструментов

реализации налоговой политики в нынешних конкретно-экономических

условиях.

Такие цели налоговой политики как сдерживание инфляционных процессов,

недопущение их взрывного характера , поддержка предпринимательской ,

производственной и инвестиционной активности , однако, достаточно

противоречивы, поскольку дефляционные мероприятия всегда в той или иной

мере угнетают хозяйственную активность и провоцируют спад производства,

а любые мероприятия по предотвращению падения объемов производства и

стимулированию его роста, по существу означают расширение спроса, прежде

всего инвестиционного , а вслед за ним - и потребительского , что

обязательно ведет к повышению цен. Стимулирование производственной и

инвестиционной активности с помощью налоговых и монетарных мер может дать

эффект лишь в том случае , если темпы инфляции не превышают 1-1,5% в

месяц. По мере нарастания темпов инфляции эффективность регулирующих

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.