реферат скачать
 

Предприятие и предпринимательство в экономике переходного периода

объединение крупных фирм. Второе, дополняющее его, — группирование мелких и

средних фирм вокруг крупной фирмы через сеть имущественных и контрактных

отношений. Создание таких групп преследует цель контроля за

производственно–распределительным циклом из одного центра. В качестве

примера можно привести взаимодействие фирм в японской группе «Тоёта». Эта

группа помимо изготовления различных компонентов к автомобилям охватывает

производство стали, прецизионных станков, автоматических ткацких станков,

текстиля, потребительских товаров, оказание строительных услуг. В группе 15

подконтрольных фирме «Тоёта» компаний, которые занимаются производством

деталей и сборкой автомобилей, фундаментальными научными исследованиями,

экспортом и импортом сырьевых продуктов, «Тоёта» располагает пакетом акций

в каждой из подконтрольных компаний — от 22,7% акций в «Аити стил уоркс» до

39,8% в «Тоёта ауто боди». Кроме того, «Тоёта» получает автозапчасти и

компоненты от двух ассоциаций — «Кехокай», состоящей из 231 компании, и

«Эйхокай», объединяющей 77 компаний. «Тоёта» не участвует в капитале членов

ассоциаций. Связи с ними развиваются на основе контрактных отношений. В

последние десятилетия отношения между крупными фирмами и мелкими

поставщиками изменились. Раньше гиганты доминировали над участвовавшими в

субпоставках фирмами. Сегодня роль фирм–поставщиков возросла. Они уже не

только продают свои товары и услуги, но и осуществляют обмен информацией с

потребителями. Мелкие поставщики объединяются в ассоциации, с которыми

крупным фирмам–потребителям приходится считаться.

Финансово–промышленная группа часто включает также банки и финансовые

компании. С их помощью происходит финансовое обслуживание бизнеса внутри

группы. Внутри группы, которая носит в целом олигопольный характер,

формируется экономическая и финансовая взаимозависимость. Вместе с тем

жесткое централизованное управление деятельностью всей группы со стороны

головной компании практически исключено вследствие огромного размаха ее

операций. Участники группы лишь координируют свои действия с целью

ограничения конкуренции, повышения общей эффективности, обеспечения

надежности поставок и сбыта.

Если исходить из необходимости создания современной рыночной экономики в

России, то надо отметить и мировой опыт успешного функционирования таких

крупных корпораций, как финансово–промышленные группы. С помощью этих групп

могут быть созданы мощные производственные комплексы, способные участвовать

в конкуренции с крупными иностранными корпорациями, что создает необходимые

условия для перехода к экономике открытого типа.

Одновременно с развитием крупных корпоративных структур необходимо

применять методы антимонопольного регулирования для ограничения их

экономического диктата. Государство должно следить, чтобы рынок обитания

финансово-промышленных групп носил олигопольный, но не откровенно

монопольный характер. Для этого надо, в частности, поощрять образование

альтернативных экономических структур и развитие конкуренции за

государственные заказы и закупки.

Задачи развития малых предприятий

Эволюция предприятий в переходной экономике не ограничивается

преобразованиями крупных предприятий. Не меньшее значение имеет

стимулирование развития малых и средних предприятий. Малый и средний

бизнес, причем особенно малый, выполняет очень важную роль в рыночной

экономике. Прежде всего, за счет оперативной реакции на изменение

конъюнктуры рынка он придает необходимую гибкость рыночной экономике в

целом.

Говоря о малом бизнесе необходимо отметить его массовость. Так, в

промышленно развитых странах на малый бизнес зачастую приходится до 90—95%

числа всех предприятий и до 20—60% валового национального продукта. Особую

роль играет малое предпринимательство в развитии сферы услуг и торговли.

Малый бизнес способствует развитию конкурентной среды и тем самым снижению

степени монополизации экономики. В силу своих небольших размеров и

многочисленности, малый бизнес гораздо труднее монополизировать, чем

массовое производство на крупных предприятиях.

В силу небольших объемов производственных фондов и незначительного числа

занятых работников, малый бизнес обладает гибкостью и подвижностью, которая

позволяет быстро менять сферу деятельности или специализацию. Это позволяет

ему активно осваивать новейшие достижения научно–технического прогресса,

особенно в таких некапиталоемких сферах, как кибернетика и электронная

техника.

Также в силу своей массовости, малый бизнес обеспечивает занятость большого

числа людей, что дополнительно поднимает его значимость в переходной

экономике, стоящей перед угрозой появления массовой безработицы.

Все названные функции малого бизнеса показывают, насколько важно

стимулировать его развитие при переходе к рыночной экономике, особенно — к

социально ориентированной.

В современной российской экономике малый бизнес только начинает развиваться

и период его становления протекает очень нелегко. Начавший было набирать

силу в 1991 г. процесс образования малых предприятий в производственной

сфере практически прекратился в 1992 году, вследствие проводившейся тогда

экономической политики и экономической конъюнктуры. Либерализация цен и

сильная, скачкообразная инфляция привели к ликвидации финансовой базы

малого бизнеса из-за обесценения сбережений населения и резкого повышения

процентных ставок. Причем в сфере производства, где наиболее организованно

и жестко действует налоговая система, малые предприятия оказались к тому же

под непомерным налоговым прессом. Малый бизнес наименее защищен от давления

коррупции, организованной преступности, произвола чиновников, и общая

картина станет еще более удручающей.

Этим объясняется немногочисленность вновь создаваемых малых предприятий в

России. Так, за весь 1992 год их образовалось вместе с кооперативами почти

190 тысяч, списочная численность занятых на этих предприятиях составила

около 3 млн человек, а вместе с привлеченными работниками — примерно 5 млн

человек. Относительная незначительность этих показателей видна из

сопоставления с данными развития малого бизнеса в США. Там на 250 млн

жителей страны насчитывается около 15 млн малых предприятий. В России же с

ее населением порядка 150 млн человек имеется в целом, по оценочным данным,

примерно 700 тысяч таких предприятий, т. е. столько, сколько в США

возникает ежегодно.

Отрицательно влияет на развитие малого бизнеса в переходной экономике

непрекращающийся спад производства. Он особенно губителен для малых

предприятий, поскольку усиливает монопольный характер и дефицитность

экономики, порождает экономический хаос и неуверенность. К тому же в

условиях инфляции рост цен обгоняет повышение номинальных доходов

населения, что приводит к сужению емкости внутреннего рынка и сдерживает

предпринимательскую активность.

Все перечисленные сложности и проблемы переходной экономики сдерживают

развитие малого бизнеса. Это показывает, что развитие малых предприятий

нуждается в постоянной и целенаправленной государственной поддержке.

Государство всегда поддерживает малый бизнес и в условиях развитого

социально ориентированного рыночного хозяйства. Это видно на примере

современной экономики Германии. В немецкой государственной экономической

политике, как и в экономической литературе, не принято обособлять малый

бизнес от среднего. Они рассматриваются как некое экономическое единство,

именуемое «миттелыитанд», что в переводе на русский язык означает средний

слой. Экономическое значение мелкого и среднего бизнеса в ФРГ определяется

его ролью, во–первых, работодателя для 2/3 всего занятого населения; во-

вторых, производителя продукции и услуг, составляющих почти половину

валового внутреннего продукта; в–третьих, катализатора научно–технического

прогресса, на долю которого приходится 2/5 всех валовых инвестиций и более

половины зарегистрированных патентов; в–четвертых, источника кадров,

охватывающего 85% всех имеющихся в ФРГ мест производственного обучения.

Главным принципом, лежащим в основе системы мер государственной поддержки

«миттельштанда», является оказание помощи, стимулирующее

предпринимательскую активность. Общая цель программы государственной помощи

— повышение эффективности и конкурентоспособности мелкого и среднего

бизнеса. Основными мерами государственной поддержки являются:

1. Мероприятия структурной политики федерального правительства. Главный ее

инструмент — картельное право. Ведомство по надзору за картелями,

во–первых, тщательно следит за слияниями крупных фирм, во–вторых,

всемерно облегчает кооперацию мелких и средних фирм. Кроме того,

обеспечивается равноправное участие малого и среднего бизнеса в

распределении государственных контрактов.

2. Налоговые льготы: специальные нормы амортизационных отчислений

(ускоренное списание), создания резервов не облагаемой налогом прибыли,

инвестиционные надбавки за счет налоговых ведомств.

3. Финансовая поддержка: льготные дешевые кредиты под гарантию

правительства и специальные кредиты земельных правительств на создание

новых рабочих мест.

4. Помощь в инновационной сфере: индустриальные и научные парки,

инновационные центры, облегчающие доступ к информации и капиталу.

Содействие в совместной работе мелких и средних фирм с научными

учреждениями, помощь в обучении научного персонала.

5. Помощь в обучении предпринимателей и менеджеров в системе

торгово–промышленных палат.

6. Консультационные услуги государственных экспертов и

оплата консультационных услуг частных экспертов.

Не менее широкой, чем в странах с высокоразвитой, социально ориентированной

экономикой, должна быть и государственная поддержка малого бизнеса в

переходной экономике. Очень важно предоставление не только кредитных льгот,

но и целевых средств венчурного капитала малым научно–техническим фирмам.

Актуальным является также привлечение ресурсов крупных предприятий через

развитие системы сотрудничества крупного и малого предпринимательства —

широко развитого за рубежом франчайзинга. При этой системе крупная головная

фирма предоставляет за плату малому предприятию право использовать свою

торговую марку, оказывает услуги в виде консультаций и рекламы, сдает в

аренду оборудование и т. д. Это система взаимовыгодного сотрудничества

крупных и малых предприятий способствует развитию рыночного механизма

торговли и сферы услуг. Необходима и государственная техническая помощь

малым предприятиям производственного характера.

Глава II. Взаимоотношения предприятий в переходной экономике

Изменения в характере взаимоотношений предприятий

В условиях плановой экономики отношения между предприятиями

контролировались государственными органами (Госпланом, Госснабом,

Госбанком, отраслевыми министерствами). Несмотря на элементы хозрасчетной

самостоятельности, преимущественное значение имели централизованное

материально–техническое снабжение предприятий, прикрепление производителей

к предприятиям–поставщикам и потребителям, плановая реализация продукции и

плановое ценообразование, мягкие бюджетные ограничения.

Переход к рыночной экономике означает кардинальное изменение характера

взаимоотношений предприятий. Это находит свое выражение в образовании

экономически самостоятельных субъектов хозяйства, в развитии

рыночно–конкурентного механизма экономики. Предприятия вступают в отношения

друг с другом самостоятельно, руководствуясь рыночными критериями и

стимулами, сообразуясь с реально складывающейся экономической обстановкой.

Радикальный переход к принципиально иному характеру взаимоотношений

предприятий оказывается весьма болезненным. Наряду с новыми, рыночными

продолжают сохраняться в модифицированном виде и старые методы, в числе

которых элементы мягких бюджетных ограничений, использование прежних

персональных контактов во властных органах и преобразованных бывших

управленческих структурах, инерция сохранения традиционных хозяйственных

отношений, большая роль личностных связей между руководителями предприятий.

В процессе адаптации к новым условиям хозяйствования предприятия используют

все возможные методы и их комбинации. При этом происходит интенсивное

освоение рыночного стиля поведения.

Снабженческо–сбытовые отношения предприятий

Отношения между предприятиями по поводу материально–технического снабжения

(средства труда, материалы, сырье, комплектующие) и сбыта произведенной

продукции приобретают все более рыночную ориентацию, подвергаются все

большему влиянию спросовых ограничений, однако в заметной мере сохраняют

специфику, проистекающую из особых условий переходной экономики.

Факторами, затрудняющими развитие новых форм отношений между предприятиями,

выступают неразвитость рыночной инфраструктуры, слабое овладение методами

маркетинговой политики, медлительность принятия и низкая эффективность

реализации арбитражных решений по хозяйственным спорам, тяжелое финансовое

положение многих предприятий и в целом кризисный характер переходной

экономики.

В начальный период важную роль в снабженческо–сбытовой политике играют

прежние хозяйственные связи партнеров в силу инерции, преимуществ

доверительных отношений в условиях экономической неопределенности;

отсутствия необходимой информации, жесткой зависимости от прежних

технологических "цепочек" при недостатке средств для изменения профиля

предприятия и т.п. Со временем главным критерием выбора партнеров

становятся рациональные рыночные оценки. При этом неустойчивость экономики,

неразвитость рыночной инфраструктуры обусловливают хаотичность установления

хозяйственных связей, частую смену контрагентов.

Существенными факторами, влияющими на материально–техническое снабжение

предприятий в переходной экономике России, оказались следующие: потеря

связей с прежними поставщиками из республик бывшего СССР и стран бывшего

СЭВ; закрытие, перепрофилирование или переориентация на экспорт части

поставщиков в условиях трансформации экономики; давление

монополистов–поставщиков, продолжающих играть значительную роль в

экономике; дороговизна посреднических и транспортных услуг; невысокий

уровень качества и узость ассортимента многих видов отечественной продукции

материально–технического назначения и т.п.

Адаптация предприятий к существующим условиям происходит как в пассивной,

так и в активной форме. Исследование поведения предприятий показало, что в

1995 г. среди пассивных мер преобладали бартер (62% предприятий),

сокращение объема выпуска (12%), сокращение ассортимента (7%); среди

активных мер — поиск новых поставщиков (57%), организация производства

сырья и материалов на своем предприятии (7%), вложение инвестиций в

развитие предприятий–поставщиков (2%).

Своеобразием является то, что одновременно с расширением рыночных отношений

происходит усиление натурализации хозяйства (бартеризация, развитие

предприятиями собственной сырьевой базы) и регионализации хозяйственных

связей.

Противоречивость переходного периода проявляется и в сбытовой политике

предприятий. Существенными факторами, влияющими на нее, можно считать

потерю рынков стран СНГ и Восточной Европы для многих российских

предприятий, сокращение спроса со стороны покупателей — как домашних

хозяйств в связи со снижением реальных доходов населения, так и предприятий

в связи с сокращением их производства и финансовых возможностей, трудности

выхода на мировой рынок, агрессию импортных товаров, а также неразвитость

рыночной инфраструктуры.

Приспосабливаясь к существующим условиям, предприятия используют различные

меры для улучшения сбыта своей продукции. По данным обследования, в 1995 г.

65% всех предприятий использовали в этих целях сдерживание роста цен на

свою продукцию, 45% — изменение ассортимента выпускаемой продукции, 29% —

работу с посредниками и дилерами, 24% — активную рекламу. 6% — изменение

профиля производства, 5% — выход на зарубежные рынки, 5% — борьбу за

госзаказы и только у 5% предприятий не было проблем со сбытом.

При этом все большее значение для сбытовой политики предприятий имеет не

только активизация сбыта традиционной продукции, но и реструктуризация

производства, освоение новых видов продукции. Проблемой, однако, является

нехватка средств для проведения реконструкции предприятия, изменения его

профиля.

Трудности со сбытом, кризис неплатежей вызывают расширение бартерных

операций, поставок в счет будущих платежей, разного рода злоупотреблений.

Взаимная задолженность предприятий.

Характерной для переходной экономики является проблема просроченной

финансовой задолженности предприятий.

Сама по себе взаимная задолженность экономических субъектов — явление,

присущее и странам с развитой рыночной экономикой. Специфика для

переходного периода состоит в резком увеличении задолженности, ее крупных

размерах, остроте последствий, неразрывной связи с противоречиями и

кризисными явлениями переходной экономики.

Общая сумма просроченной задолженности предприятий производственных

отраслей достигла в России к октябрю 1996 г. 508 трлн руб. И хотя в ее

структуру включалась сумма просроченных платежей в бюджет, а также

задолженность по отчислениям во внебюджетные фонды и др., основную долю

занимала взаимная задолженность предприятий. Таким образом, взаимная

задолженность предприятий — центральное звено кризиса неплатежей. О

масштабе указанного явления говорят и следующие цифры: неплатежи между

предприятиями достигли в промышленности месячного объема продукции,

подлежащей реализации; просроченная задолженность поставщикам в 7 раз

превысила в конце 1995 г. сумму денежных средств предприятий; объем

неплатежей в I квартале 1996 г. более чем в 1,6 раза превышал объем

денежной массы.

В середине 1996 г. кредиторская задолженность составили 28% к годовому ВВП

(для сравнения: в конце 1991 г. — около 5%).

Причинами роста взаимной задолженности предприятий явились:

. трудности адаптации предприятий к рыночным методам хозяйствования в

условиях резкого перехода от системы государственного патернализма,

мягких бюджетных ограничений; недостаток собственных средств предприятий

на пополнение обратного капитала и инвестиционных средств;

. либерализация цен и, как следствие, более высокие темпы роста цен на

сырье, ухудшившие финансовые возможности производителей готовой

продукции;

. кризисный характер переходной экономики в целом и причины, его

вызывающие;

. жесткая денежно–кредитная политика государства, которая, с одной стороны,

решает задачи снижения инфляции, с другой — сдерживает рост денежной

массы; приводит к "бегству" рубля на более выгодные рынки (рынок ГКО,

валютный рынок) и тем самым затрудняет доступ предприятий к денежным

ресурсам;

. разрыв финансового и промышленного секторов экономики,

ориентация банковской системы в значительной мере на спекулятивные

операции, перераспределение средств в пользу финансового сектора;

. некачественный менеджмент в условиях слабой спецификации прав

собственности;

. низкий уровень платежной дисциплины и исполнения судебно–арбитражных

решений.

Возникающие неплатежи в определенной степени можно считать закономерной

формой адаптации предприятий к реально складывающимся экономическим

условиям и экономической политике. Как форма адаптации к условиям высокой

инфляции неплатежи компенсируют обесценение оборотных средств предприятий,

как форма адаптации к низкой инфляции — недостаток собственных средств

предприятий.

Рост взаимной задолженности предприятий имеет целый ряд негативных

последствий. Во многом являясь порождением системного кризиса, он еще более

углубляет его. В числе этих последствий:

. негативный мультипликационный эффект, когда неплатежи в одном месте

порождают целую цепочку неплатежей по всей экономике, обостряя сбытовые и

финансовые проблемы предприятий, усиливая спад производства;

. ухудшение воспроизводственных условий предприятий, снижение их

инвестиционной деятельности (обновление основного капитала,

реструктуризация производства и т.п.);

. усиление бартеризации хозяйственных отношений;

. заполнение денежного обращения разного рода "суррогатами" или

"квазиденьгами" (векселя, казначейские обязательства и т.п.);

. сокращение налоговых поступлений от предприятий и, как следствие,

обострение бюджетного кризиса;

. усиление роли теневой экономики, расширение возможностей хозяйственных

злоупотреблений.

Способами разрешения кризиса взаимных неплатежей могут быть меры как

общеэкономического характера, так и исходящие от самих субъектов хозяйства.

Среди них:

. корректировка денежно–кредитной политики государства в

сторону ее разумного смягчения, расширение области денежных расчетов

между предприятиями, ограничение доходности спекулятивных операций;

. более активные меры государства по расширению емкости внутреннего рынка и

по стимулированию выпуска продукции посредством инструментов

денежно–кредитной политики, экспортно–импортной политики, других способов

поощрения отечественных товаропроизводителей, а также по оздоровлению

инфраструктуры сбытовой системы в интересах непосредственно

производителей и потребителей;

. взаимозачет неплатежей: локальный (между отдельными предприятиями или

группами предприятий), межотраслевой (одно из первых громких соглашений —

"О совместных действиях по стабилизации цен и сокращению взаимных

неплатежей", подписанное Министерством путей сообщения, Минтопэнерго,

Комитетом по металлургии, РАО ЕЭС, компанией "Росуголь"),

народнохозяйственный;

. упорядочение вексельного обращения, формирование цивилизованного рынка

векселей (включая активную роль банковской системы в учете и переучете

векселей);

. использование акций предприятий, являющихся АО, для расчетов по

неплатежам (свопирование);

. развитие финансово–промышленных групп, обеспечивающих

сращивание промышленного и финансового капитала;

. усиление спецификации прав собственности и повышение ответственности

менеджеров;

. совершенствование хозяйственного права, усиление исполняемости судебных

решений по хозяйственным спорам.

Заключение

Таким образом, для переходной экономики характерными являются кардинальные

изменения в количестве и структуре предприятий, отражающие образование

новых субъектов хозяйства в условиях разгосударствления экономики и

усиления в ней роли рыночных отношений.

Переход к рыночной экономике означает кардинальное изменение характера

взаимоотношений предприятий. Предприятия вступают в отношения друг с другом

самостоятельно, руководствуясь рыночными критериями и стимулами,

сообразуясь с реально складывающейся экономической обстановкой. Радикальный

переход к принципиально иному характеру взаимоотношений предприятий

оказывается весьма болезненным. Новый тип взаимоотношений имеет целый ряд

негативных последствий. Во многом являясь порождением системного кризиса,

он еще более углубляет его.

В заключение надо заметить, что недостатки и провалы в развитии

предпринимательства в обществе ведут к неизбежности социально–экономических

кризисов. Развитие предпринимательства и предприимчивости как культуры

организаций способствует формированию среды для постепенных преобразований

в самых разных областях экономики и общественного устройства, придавая и

усиливая способность конкретных организаций, а также общества и экономики в

целом к постоянному, постепенному самообновлению, снижая вероятности как

экономических, так и социально–политических кризисов и потрясений.

Литература

1. Экономика переходного периода. Под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина.

М.: Изд-во МГУ, 1995. Гл. 13, 14.

2. Теория переходной экономики, Т. 1. Под ред. В. В. Герасименко.М.: ТЭИС,

1997. Гл. 3.1.

3. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства. В/Э, 2002, №7.

4. Ходов Д. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации. В/Э,

2002, №7.

5. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и

поведение. Т.Г. Долгопятова. М.: Дело Лтд. 1995.

6. Порядок для хаоса: государство и предпринимательство в переходной

экономике. Под ред. Б.К.Злобина. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.