реферат скачать
 

Предмет и метод экономической науки

экономист Милтон Фридмен; в центре исследований монетаристов стоит проблема

стабилизации экономики, в которой главенствующая роль принадлежит денежным

факторам.

Принципы теоретической и прикладной экономики

Начинать изучение любой науки следует с усвоения ее принципов, законов

и методов. Один из главных принципов экономики — взаимодействие теории и

практики.

Теория есть результат рационального мышления, познания законов и

закономерностей экономического развития. Она является необходимым условием

для выработки грамотных решений, касающихся направлений использования

материальных ресурсов, реализации товаров и услуг на внутренних и внешних

рынках. Овладение экономической теорией расширяет кругозор, воспитывает

экономическое мышление, облегчает путь к достижению делового успеха.

Вместе с тем без теснейшей связи с практикой теория теряет ценность.

Именно практика формирует социальный заказ на теоретические исследования,

дает материал для научного анализа и, наконец, выносит справедливый и

неопровержимый «приговор» любой теории.

Практическая задача преодоления тягчайшего в истории капитализма

мирового экономического кризиса побудила Дж. М. Кейнса создать теорию

глубокого внедрения государственных регулирующих рычагов в рыночную

экономику. Необходимость перехода от поверженной экономики гитлеровского

рейха к чему-то новому дала толчок к разработке модели «социального

рыночного хозяйства». И в нашей стране прежде всего реальная

действительность показала, что административно-командная система исчерпала

себя. И тогда возникла задача теоретической разработки проблем перехода от

административно-командной экономики к рыночной в конкретных условиях России

и других бывших советских республик. Эта задача, еще далеко не решенная,

является могучим стимулом к развитию теоретической мысли.

Другим ключевым принципом теоретической и прикладной экономики является

единство микро- и макроанализа. Для доказательства важности использования

принципа единства макро- и микроанализа применим простую аналогию. Если

наблюдать лес издали, то видны его очертания, размеры, протяженность, но не

видны кусты, отдельные деревья, их породы, покров лесной почвы. Все эти

подробности можно рассмотреть, приблизившись хотя бы к лесной опушке. Но

тогда не увидишь общей картины леса. С чем-то аналогичным мы сталкиваемся в

познании экономики. Только анализ микроэкономики и макроэкономики в

определенной последовательности позволяет получить более или менее полное

представление об экономической жизни общества.

Казалось бы, практическая функция экономической науки сводится к

рекомендациям относительно того, как наиболее удачно вписаться в рыночные

отношения, добиться высоких результатов в бизнесе. Лауреат Нобелевской

премии в области экономики Пол Самуэльсон называет три центральные

проблемы, общие для всех хозяйств:

1. Что должно производиться и в каких количествах?

2. Как будут производиться товары, т.е. кем, с помощью каких ресурсов и

какой технологии они должны быть произведены?

3. Для кого предназначаются производимые товары'?

Можно ли сказать, что на эти вопросы может дать ответ микроэкономика?

На первый взгляд да, поскольку микроэкономика как раз и вырабатывает

рекомендации в области практической деятельности фирм, предприятий.

Но при более глубоком подходе к анализу хозяйственной деятельности

обнаруживается, что исчерпывающие ответы на поставленные П. Самуэльсоном

вопросы отыскать невозможно без учета макроэкономической информации. В

самом деле, определить, что и в каких количествах производить, можно только

в том случае, если известны потребности всего общества, учтены сложившаяся

динамика общественного производства и ее перспективы. Не менее важно

располагать сведениями об имеющихся в обществе факторах роста, их

комбинации, о социальной, отраслевой и воспроизводственной структуре

экономики, иметь представление о степени сбалансированности народного

хозяйства, о величине доходов и расходов населения и т.д.

И наконец, еще один принцип — реального историзма. Суть его состоит в

том, что законы экономики действуют далеко не однозначно в различных

исторических условиях. Скажем, законы рынка властвуют там, где происходит

товарный обмен. Но невозможно подводить под общий знаменатель те рыночные

отношения, которые существовали тысячи лет тому назад, и те, которые

утвердились в современной рыночной экономике.

Особенно важно учитывать реальную экономическую ситуацию, которая

свойственна странам, совершающим трудный переход от административно-

командной системы к рыночной. Скажем, надо различать, как действуют

экономические системы в условиях сложившейся конкурентной среды и в

условиях далеко не преодоленного монополизма.

Экономические законы

Основное предназначение и смысл экономической науки состоит в

выявлении, учете и использовании в практической деятельности законов

хозяйственного развития. В самом общем виде экономический закон есть

выражение наиболее общих связей между экономическими процессами и

явлениями, т. е. действие какого-то данного фактора с объективной

необходимостью ведет к определенным последствиям. Как утверждал известный

английский экономист А. Маршалл, экономические законы — это выражение

общественных тенденций, «обобщение, гласящее, что от членов какой-либо

социальной группы при определенных условиях можно ожидать определенного

образа действий» .

Объективно обусловленных процессов и явлений в хозяйственной жизни

превеликое множество. Но это не значит, что каждому из них соответствует

какой-то определенный закон. Экономические законы выражают не всякую

неизбежность, а лишь наиболее общую объективную связь. Одни экономические

законы относятся ко всем сферам хозяйственной жизни, другие —

преимущественно к макро- или микроэкономике. Среди законов

общехозяйственного значения можно выделить закон стоимости, закон

накопления, закон денежного обращения.

Закон стоимости выражает отношение цены к общественно необходимому

труду, затрачиваемому на производство товаров. Следует отметить, что этот

закон нельзя толковать примитивно. В принципе чем больше труда затрачено на

производство какого-либо товара, тем больше приходится за него платить. Но

на процесс купли-продажи действует не только трудоемкость, но и многие

другие факторы: качество товара, соотношение между спросом и предложением,

степень монополизма продавцов и покупателей, государственная политика цен,

количество выпущенных бумажных денег и т.д. Поэтому реальная цена почти

всегда отклоняется от стоимости, но стоимость всегда остается тем средним

положением, вокруг которого колеблются цены.

Закон накопления гласит, что часть выручки от хозяйственной

деятельности необходимо направлять на расширение ее масштабов, на

инвестиции. Если все пустить на потребление, то неизбежно затормозится или

даже остановится экономический рост. Без накопления, обеспечивающего

расширенное воспроизводство, фирма или даже страна потеряет устойчивость и

конкурентоспособность, будет повержена другими конкурентами.

Закон денежного обращения выражает объективную связь между количеством

бумажных денег, находящихся в обращении, и уровнем цен. Закон гласит, что

покупательная способность денег прочна, если их количество соответствует

потребностям рынка в определенной массе денег. Эта масса прямо

пропорциональна сумме цен на товары и платные услуги и обратно

пропорциональна скорости обращения денег.

Преимущественно к сфере микроэкономики относятся закон спроса, закон

предложения, закон падения эффективности дополнительных затрат факторов

производства. Учет объективных экономических законов — непременное условие

успешной хозяйственной деятельности.

Формулировка экономических законов, как категорий, отражающих наиболее

устойчивые внутренние и внешние связи объекта происходит в процессе

экономического моделирования.

В связи с построением моделей важно подчеркнуть роль функционального

анализа в экономической теории. Для этого нужно вспомнить соответствующий

раздел математики, посвященный изучению функций. Функции мы повсеместно

встречаем в практике нашей жизни, даже не сознавая этого. Функции — это

переменные величины, зависящие от других переменных величин; функции

встречаются в технике, геометрии, физике, химии, экономике и др. Изучая

функции, мы исследуем конкретные явления, которые они описывают. Интересно,

что одна и та же функция может описывать явления совершенно различной

природы.

В экономической жизни общества мы повсюду наблюдаем явления,

органически связанные между собой. Если при этом одна переменная величина

зависит, вследствие определенных закономерностей, от другой переменной

величины, то мы говорим о функциональной зависимости между этими явлениями.

Например, если повышается цена на какой-либо товар, то (при прочих равных

условиях) величина спроса на него уменьшается. Следовательно, можно сказать

о функциональной связи между ценой и спросом. В данном случае спрос зависит

от цены. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а

спрос — зависимой переменной, или функцией. Можно выразиться кратко: спрос

есть функция цены. Однако аргумент и функция могут меняться местами: ведь

чем выше спрос, тем (при прочих равных условиях) выше цена. В таком случае

мы говорим, что цена есть функция спроса.

Выражение «при прочих равных условиях», часто встречающееся в наших

рассуждениях, не случайно. Ведь в реальной жизни спрос, например, зависит

от множества переменных, и не только от цены (от дохода потребителей,

ожидания инфляции, цен на другие товары и т.д.). Следовательно, если мы

хотим выяснить воздействие на спрос только одного фактора, нам нужно

позаботиться о «чистоте эксперимента», что и означает принцип «при прочих

равных условиях».

Любой объект реально существует в системе взаимосвязей, для

исследования которых используются методы индукции и дедукции. Индукция —

это движение мысли от частных к общим умозаключениям. Дедукция — движение

мышления от общих положений к частным определениям.

Принято различать позитивный анализ и нормативный анализ (иногда

говорят о позитивной и нормативной экономической теории). Позитивный анализ

исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть: например, рост

цены на товар ведет к уменьшению спроса на него (при прочих равных

условиях). В этом утверждении нет никаких нормативных, т.е. оценочных

суждений, это просто констатация факта. При этом не говорится, справедливо

это или нет, плохо или хорошо. В этом смысле позитивный анализ в

экономической теории ничем не отличается от метода исследования в физике

или химии. «Газы расширяются при нагревании» — здесь абсурден нормативный

анализ.

Нормативный подход основан на исследовании того, как должно быть.

Поэтому здесь выносятся оценки — справедливо или несправедливо, плохо или

хорошо, допустимо или недопустимо. Например, утверждения «неравенство в

доходах в системе рыночного хозяйства несправедливо» или «мы столкнулись с

недопустимо высоким уровнем безработицы» — типичные образцы нормативного

анализа. С оценочными суждениями постоянно приходится сталкиваться

правительству, государственным деятелям при разработке экономической

политики.

Методы теоретической и прикладной экономики

Теоретическая и прикладная экономика имеет свои, характерные для этой

науки методические приемы. Отметим в их числе метод сравнительного анализа.

Он состоит в сопоставлении частных и обобщающих экономических показателей с

целью выявления наилучших результатов.

Любой предприниматель обязан сопоставлять затраты своей фирмы с

затратами конкурентов, сравнивать различные альтернативные варианты своей

деятельности. Что выгоднее, установить высокую норму налогообложения

прибыли предприятий для формирования централизованного инвестиционного

фонда или, уменьшив ее, дать возможность предприятиям самим расширить объем

инвестиционной деятельности? Хорошо известный подход «затраты—результаты»

тоже, по существу, основан на методе сравнительного анализа.

Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от

внешних явлений, несущественных сторон и выделении наиболее глубокой

сущности предмета или явления.

Например, при выяснении закона спроса анализируется только

взаимозависимость между спросом и ценой при абстрагировании от многих

других условий (ценовая политика государства, степень наполненности рынка,

действие внешней и внутренней конкуренции, развитость инфраструктуры рынка

и т. д.) и лишь при выяснении главного абстракция дополняется исследованием

временно неучитывавшихся факторов под соответствующим углом зрения.

Широко используется в экономике метод графических изображений. Он

хорошо помогает воспринимать соотношение между различными экономическими

показателями, оценивать их «поведение» под влиянием изменений экономической

ситуации. Примером может служить кривая Лаффера, отражающая зависимость

бюджетных доходов от налоговых ставок. Метод графических изображений очень

удобен для микроанализа. Причем этот метод имеет особенность: экономисты

часто меняют принятый порядок расположения переменных и помещают зависимую

переменную на ось абсцисс, а независимую — на ось ординат, как, например, в

случае с кривой Лаффера.

Таким образом, метод графических изображений помогает наглядно

представить развитие экономических ситуаций, нередко дает возможность с

предельной точностью выразить зависимость между экономическими параметрами.

Метод экономико-математического моделирования

Мощным современным инструментом изучения и решения экономических

проблем является метод математического моделирования, т.е. описание

экономического явления на формализованном языке с помощью математических

символов и алгоритмов.

Во-первых, такое компактное представление повышает обозримость сложных

экономических проблем, расширяя сферу познания, а часто и дает новые

представления об объективных закономерностях в экономике. Во-вторых,

математическая модель понятна ЭВМ, которая, оперируя громадным массивом

данных по законам формальной логики, используя накопленный багаж статистики

и математических методов решений, дает экономисту недостижимые ранее

аналитические возможности, результаты сложнейших расчетов, подсказывает

оценки и выводы. Более того, накапливая решения и сравнивая их с

практическими результатами, компьютер может по математическим правилам

найти закономерность в ошибках и внести коррекцию в рассчитанные

рекомендации (адаптивные, экспертные системы).

Экономические эксперименты

Экономические эксперименты разумны и необходимы, хотя и далеко не

всегда представляется возможным в экономической жизни точно спрогнозировать

вероятные результаты экспериментов. Во всяком случае, экономические

эксперименты не должны насильственным образом ломать спонтанный порядок

естественных рыночных связей, втискивать живой хозяйственный организм в

рамки сугубо кабинетных, схоластических конструкций. Поиск тех или иных

методов повышения эффективности (на микро- или макроуровне) в странах

рыночной экономики не имеет ничего общего с широко известными

«экспериментами» в странах так называемого реального социализма.

Пресловутые «первая модель хозрасчета», «вторая модель хозрасчета»,

«региональный хозрасчет» и т.п. по сути своей не столько экономические

эксперименты, сколько последние судороги командно-административной системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение уместно привести высказывание Людвига фон Мизеса о

назначении экономической теории: «Проблемы экономической организации

общества — совсем не подходящая тема для легкой беседы за коктейлем. Не

могут они быть адекватно рассмотрены и демагогами, разглагольствующими на

массовых митингах. Это серьезные вещи. Они требуют усердных занятий. К ним

нельзя относиться легкомысленно» (Мизес Л. Бюрократия. Запланированный

хаос. Антикапиталистическая ментальность. М. С. 160).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Барр, Раймон. Политическая экономия:В 2 т.:Пер. с фр.-

М.:Междунар.отношения,1994.-22 см.-21 см.

2. Маршалл, Альфред. Принципы экономической науки:[В 3т.:Пер.с

англ./Вступ.ст.Дж.М.Кейнса, с.5-44].-М.:Прогресс.Фирма"Универс", 1993-.-

21 см.-(Для научных библиотек. Экономическая мысль Запада) Перевод

изд.:Principles og economics/Alfred Marshall(The Macmillan Т.1.press). 1.-

1993. - 415 с.

3. Экономика: Учеб. для экономич. академий,вузов и факультетов/Под ред.

А.С.Булатова.-М.:Бек,1995.-604 с.

4. Экономика: Учебник по курсу"Экономическая теория"/[С.А.Бартенев,И.И.

Большакова, А. С.Булатов и др.];Под ред.А.С.Булатова.-2-е изд.,перераб.и

доп.-М.:Изд-во"Бек",1997.-786 с.

5. Курс экономической теории: [Учеб.пособие ]/ Под ред.М.Н.Чепурина,Е.А.

Киселевой; МГИМО МИД РФ.-Киров:Б.и.,1994.-624 с.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.