реферат скачать
 

Предмет экономической теории

государственной поддержкой.

С развитием процесса интернационализации банковской деятельности

регулирующие мероприятия, как прямые, так и косвенные, также

перешагнули национальные границы.

3.1.2.2 Кредитная система как субъект регулирования

Банковская система в экономически развитых обществах выступает

не только в качестве объекта регулирующих мероприятий. Ее значение как

субъекта контроля над народнохозяйственными процессами один из

известных западных экономистов формулирует таким образом: “ В той

мере, в какой контроль осуществляется вообще, его осуществляют банки,

кредиты, а не владельцы акций”.

В 80-х годах предпосылки для развития банковского регулирования

национальных экономик капиталистических стран значительно укрепились.

Определенное замедление процесса внутреннего накопления и ограниченные

возможности мобилизации необходимых средств на рынке капиталов

увеличили возможности влияния банков на хозяйственное развитие.

Усиление процессов интернационализации капитала, расширение масштабов

деятельности транснациональных корпораций позволяют банкам не только

укреплять свои позиции на национальных рынках, но и осуществлять

регулирующие функции в международном масштабе.

Главный инструмент регулирующего воздействия банка на

хозяйственные структуры - его капитал. Помимо ведения политики

активного менеджмента активов и пассивов банки, используя свой

финансовый потенциал, осуществляют прямое воздействие на заемщиков:

кредитор устанавливает объемы и условия предоставления и погашения

ссуд, причем в контракте, как правило, оговаривается ряд требований,

соблюдение которых является непременным условием кредитования; в

случае нарушения заемщиком платежной дисциплины либо упомянутых

ограничений банк может отказать в возобновлении ссуды, что не только

дестабилизирует производственный процесс, но и подрывает репутацию

заемщика.

Серьезные нарушения платежной дисциплины могут привести к

непосредственному вмешательству банка в процесс производства. Помимо

прямых регулирующих мероприятий банками используются и рычаги

косвенного воздействия - через систему поощрений, премий, нацеливающих

заемщика на выполнение действий, в наибольшей мере отвечающих

потребностям контролирующего института.

С развитием процесса интернационализации банковской

деятельности, когда международный межбанковский рынок стал играть роль

одного из основных источников финансирования для ряда институтов и

корпораций, регулирующая деятельность банков также приобрела

международное значение. Поскольку межбанковский рынок тесно связан с

международным оптовым рынком депозитов, его значение еще более

возрастает. В аналогичном направлении действует и расширение участия

банковского капитала в процессе финансирования развития стран

“третьего мира”.

3.1.3 Центральные банки и денежно-кредитное

регулирование в

развитых капиталистических государствах

Центральный банк сегодня является ключевым элементом финансово-

кредитной системы любого развитого государства. Он выступает

проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь

денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего

государственного регулирования экономики.

3.1.3.1 Независимость центральных банков

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.),

но повсеместное распространение и современное значение они приобрели

только в последние десятилетия. В 1920 г. международная финансовая

конференция в Брюсселе отмечала, что “в странах, где не существует

центрального эмиссионного банка, его следует создать”. Там же

подчеркивалось: “ Банки и особенно эмиссионные банки нужно освободить

от политического давления, они должны управляться на принципах

разумных финансов”. Таким образом, вопрос независимости ЦБ не надуман

и нужен как гарантия эффективности его деятельности.

Исторически ЦБ обычно образовывались как акционерные компании,

наделенные особыми полномочиями. Термин “центральный банк”

подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской

системы. Затем они постепенно монополизировали некоторые специфические

функции, а на определенном этапе власти их национализировали

(акционерный статус при этом может сохраняться, например Банк Италии

или Национальный банк Австрии).

В большинстве случаев капитал ЦБ полностью принадлежит

государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие

финансовые институты. ЦБ по сравнению с коммерческими банками стали

скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и

методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с

тем их сущность в принципе осталась неизменной и заключается в

посредничестве между государством и остальной экономикой,

регулировании кредитных потоков.

Чаще всего ЦБ подотчетен непосредственно парламенту или

образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий ЦБ

не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с

формированием нового кабинета. Назначение может делаться монархом,

президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на

парламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру

(часто оно ее официально предлагает). Высшее руководство ЦБ может быть

не ограничено в сроке пребывания в должности (Дания, Финляндия,

Норвегия) или назначаться на длительный срок, например на 7 лет - в

Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет - в ФРГ.

Существенная степень независимости ЦБ обусловлена его задачами,

которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-

кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения

антиинфляционного экономического роста. Правительство озабочено прежде

всего краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных

выборов, и это может вступать в противоречие с долговременными

интересами всего государства. Относительно независимый ЦБ в такой

ситуации должен выступать своеобразным противовесом.

С другой стороны, независимость ЦБ имеет объективные пределы,

так как принципиальные противоречия с правительством могли бы свести

на нет эффективность проводимой последним экономической политики.

Поэтому есть тенденция к усилению влияния правительства в лице прежде

всего министра финансов. Например, в Великобритании независимость

Банка Англии начала постепенно уменьшаться с его национализации в1946

г., а с приходом в 1979 г. к власти консерваторов этот процесс

ускорился. Во многих странах высшие полномочия правительства и

министерства финансов по отношению к ЦБ закреплены законодательно.

Вместе с тем ЦБ имеют официальное право на высказывание

собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых

приказов со стороны министерства финансов используется крайне редко.

Какие бы функции ни возлагались на ЦБ, он всегда является органом

регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

Принципиальное значение имеет четкое разграничение

государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение

возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Во многих

странах прямое кредитование правительства практически отсутствует

(США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или

законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды).

Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг в

балансе ЦБ не означает первичное участие ЦБ в государственном долге,

так как облигации покупаются и продаются в основном в ходе проведения

денежно-кредитной политики. Например, в Великобритании с 1981 г. упор

сделан на использование в операциях Банка Англии коммерческих

векселей, и они стали основой обеспечения банкнотной эмиссии.

Значение ЦБ как эмиссионной монополии и расчетного центра

существенно снизилось в связи с модификацией денежного обращения и

внедрением электронных расчетных систем. Банковский надзор нередко

возложен на специальные органы, а не на ЦБ. Ключевая задача ЦБ теперь

лежит в области денежно-кредитной политики.

3.1.3.2 Банкнотная и безналичная эмиссии

Законодательно эмиссионная монополия за ЦБ как представителем

государства закреплена на Западе только в отношении банкнот и в

некоторых случаях монет.

На Западе наличное обращение имеет крайне небольшое место даже в

расчетах населения - обычно менее 5 - 10%.[xi] Планирование наличного

обращения отсутствует ввиду его бессмысленности: деньги автоматически

“продаются” банками через отделения ЦБ по мере предъявления спроса и

не могут использоваться для покрытия дефицита государственного

бюджета. Поэтому монополия на банкнотную эмиссию не подразумевает ее

жестокого контроля или увязки с макроэкономическими показателями.

Эмиссия банкнот в принципе отличается от выпуска долговых

обязательств государства только тем, что банкноты - простые векселя до

востребования - могут использоваться как законное платежное средство и

по ним не надо платить процент. Поскольку современные деньги имеют

кредитный характер, банковские счета по сути мало чем отличаются от

банкнот и представляют собой основной компонент денежной массы в

обращении.

ЦБ развитых стран часто занимаются не только производством, но и

дизайном, защитой банкнот от подделки, другими техническими вопросами.

На Западе не пишут на банкнотах, что они обеспечиваются золотом,

драгоценными металлами и прочими активами ЦБ, но это отражено в их

публикуемых балансах. Обеспечением выступает актив ЦБ, основными

статьями которого обычно являются золотовалютные резервы, портфель

государственных и прочих ценных бумаг, кредиты банкам под залог ценных

бумаг. В развитых странах вопрос обеспечения банкнотной эмиссии

решается по-разному, но он всегда имеет юридическую основу, нередко

законодательно определен характер обеспечения и , следовательно,

косвенные пределы бумажной эмиссии.

О незначительной роли функции ЦБ как эмиссионного центра нередко

свидетельствует отсутствие специального подразделения в головной

конторе ЦБ (например, Банк Англии). Данная функция все более

рассматривается как техническая и касается в основном отделений банка,

непосредственно занимающихся кассовой работой, а также типографии,

печатающей банкноты. Монополия нужна прежде всего для исключения

злоупотреблений и содействия проведению единой денежно-кредитной

политики.

Безналичная эмиссия составляет особую проблему. ЦБ не

располагает ни формальной, ни фактической монополией на такую

эмиссию, и она не равнозначна средствам на счетах коммерческих банков

в ЦБ. Банки держат в ЦБ главным образом обязательные резервы, которые

от них требуют власти в порядке денежно-кредитного регулирования, а в

меньшей степени - средства для клиринговых расчетов. Сумма таких

депозитов обычно не превышает 30 - 50% баланса ЦБ, а чаще имеет еще

более незначительный вес.[xii] Безналичная эмиссия не совершается

исключительно ЦБ. Коммерческие и прочие банки могут создавать денежную

массу теми же методами, что и ЦБ. Разница лишь в том, что коммерческие

банки делают это для развития своих операций, а ЦБ - при нехватке

средств для регулирования ликвидности банковской системы. Анализ

балансов ЦБ показывает, что объем их безналичной эмиссии незначителен

по сравнению с деятельностью других банков.

Принципиальной особенностью системы денежного обращения в

капиталистических странах является практически полное отсутствие

разделения наличного и безналичного оборота, безналичные и наличные

деньги имеют равную покупательную способность, перелив из одной формы

в другую обусловлен реальными потребностями экономических агентов.

Таким образом, регулируется совокупная денежная масса, а не ее

составляющие. Единство денежного обращения, взаимодействие денежного

рынка с рынком товаров и производством делает процентные ставки

регулятором деловой активности, дает в руки государства действенный

инструмент.

3.1.3.3 Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как

правило, является ЦБ, направлена главным образом на воздействие на

валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности

банковской системы и , следовательно, экономики. Достижение этих задач

преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы

и инфляции. ЦБ обычно по уставу отвечает за стабильность денежного

обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою

политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-

кредитная политика представляет собой один из элементов всей

экономической политики и прямо определяется приоритетами

правительства.

Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-

кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в

своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность

банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику.

Различают “узкую” и “широкую” денежно-кредитную политику. Под

узкой политикой имеют в виду достижение оптимального валютного курса с

помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других

инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая

политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на

денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов

кредитного контроля регулируется ликвидность банковской системы и

долгосрочные процентные ставки.

Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом

и налоговой политикой и , соответственно, финансированием госбюджета.

Центральный банк - прежде всего посредник между государством и

остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он

призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью

инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и

реже по традиции. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых

капиталистических государств необычайно широк. Инструменты имеют

следующую классификацию: кратко- и долгосрочные, прямые и косвенные,

общие и селективные, рыночные и нерыночные.

Краткая характеристика основных инструментов денежно-кредитной

политики:[xiii]

Официальная учетная ставка - относительно редко изменяемая

ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять

кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.

Обязательные резервы - часть ресурсов банков, внесенных по

требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.

Операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже

коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и

прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами

с совершением позднее обратной сделки.

Моральное воздействие - рекомендации, заявления, собеседования

традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих

развитых стран.

Разумный банковский надзор - различные методы контроля за

функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на

основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых

коэффициентов.

Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и

облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность

эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно

самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.

Допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков,

разрешение операций иностранным банковским учреждениям.

Специальные депозиты - часть прироста депозитов или кредитов

коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.

Количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение

кредитования, периодическое “замораживание” процентных ставок.

Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на

курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.

Управление госдолгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует

ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы

госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение

для контроля за денежным обращением.

Таргетирование - установление целевых ориентиров роста одного

или нескольких показателей денежной массы.

Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления

обязательной маржи.

Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные

бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Эти инструменты денежно-кредитной политики могут быть

эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.