реферат скачать
 

Предложение как экономическая категория, функция предложения, факторы, определяющие предложение

Предложение как экономическая категория, функция предложения, факторы, определяющие предложение

Московская Государственная Академия

Тонкой Химической Технологии

имени Ломоносова

Курсовая работа

по дисциплине

«Основы экономической теории»

Тема: Предложение как экономическая категория.

Функция предложения,

факторы, определяющие предложение.

Студентка: Троян Н.С.

группа М-32

Преподаватель: Забелешинский Ю. А.

Москва .1998.

Содержание.

Стр.

Введение

3

Экономические теории и школы 3

Глава 1. Предложение и рынок 9

1.Рынки 9

2.Кривая предложения 10

3.Взаимодействие спроса и предложения:

рыночное равновесие 13

4.Что стоит за кривой предложения 16

5.Сдвиги кривой предложения 19

6.Реагируют ли на цены продавцы и покупатели? 19

7.Что, как и для кого 21

Несколько слов об эластичности предложения 22

Глава 2. Предложение в условиях совершенно

конкурентной отрасли 23

Заключение 26

Список литературы 28

Введение.

Я выбрала эту тему для своей курсовой работы потому, что она очень

актуальна в наше время.

Поясняя, почему модель спроса и предложения, на основе которой

формируются цены, в течение целого столетия составляет ядро теории

политической экономии, один из авторов популярного пособия отмечал:

«причина такого долголетия не в том, что модель точно отражает

действительность, а в том, что она просто и убедительно приводит к ясным и

однозначным выводам. Эти выводы могут применяться для анализа различных

экономических проблем. Данная модель далека от всеоъемлющей картины

действительности, но она в простой форме описывает некоторые из действующих

в хозяйстве сил и тем самым отображает важные аспекты реальной жизни».

Поскольку рынок в нашей стране только развивается, то исследование

спроса и предложения является очень важным при изучении путей развития

рыночной экономики в России. И очень важно научиться применять результаты

исследований спроса и предложения на практике. Без информации о спросе и

предложении не может обойтись в наше время, практически, ни одна фирма.

Поэтому я и захотела изучить эту проблему подробнее.

Экономические теории и школы.

О предложении говорили многие экономисты, такие как Вильфредо Парето

(1848 -1923), Адам Смит (1723 - 1790), Альфред Маршалл (1842-1924). Этой

проблемы касались лозанская школа (математическая школа), неоклассическая

школа. Расскажем вкратце об этих экономистах и об основных идеях этих школ.

Адам Смит (1723 - 1790) - английский экономист, один из основателей

классической политической экономии. В 1766 году создал главное произведение

своей жизни - «Исследование о природе и причинах богатства народов»,

которое является первым в экономической науке полноценным трудом,

излагающим общую основу науки - теорию производства и распределения, анализ

действия этих абстрактных принципов на историческом материале и ряд

примеров их применения в экономической политике. Эта работа Смита оказала

влияние на все последующее развитие экономической мысли в мире и

экономическую политику многих государств. Главная мысль «Исследования о

природе и причинах богатства народов» - это действие «невидимой руки»:

получаем мы свой хлеб не по милости пекаря, а из его эгоистического

интереса. Смит выдвинул доктрину максимального удовлетворения потребностей,

согласно которой при определенных общественных условиях частные интересы

могут гармонически сочетаться с интересами общества. Он отмечал, что

разделение труда повышает производительность труда, ускоряет рост богатства

и является важнейшим фактором всей истории человечества. Смит считал

неправильным взгляд меркантилистов на деньги как единственное богатство,

более того, он объявил целесообразной замену серебра и золота бумажными

деньгами. Наряду с этим он видел, что в отличие от металлических денег

бумажные деньги должны выпускаться банками в ограниченных количествах. Смит

выделял кредитные деньги и признавал, что эмиссия банкнот содействует росту

производства. Смит внес значительный вклад в теорию стоимости. Он определял

стоимость затраченным на производство товара трудом и обмен товаров

связывал с заключенным в них количеством труда. Смит разграничивал

естественную и рыночную цену товара. Под е6стественной ценой он понимал

денежное выражение стоимости, которая «как бы представляет собой

центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров», то есть

определяемую конкуренцией среднюю цену товаров. Низкий уровень нормы

прибыли и процента Смит характеризовал как показатель высокого

экономического развития и «здоровья нации», хотя и не смог объяснить

процесс тенденции нормы прибыли к понижению. Он впервые ввел термины

основного и оборотного капитала и применил категории основного и оборотного

капитала ко всему функционирующему капиталу, независимо от того, в какой

отрасли он применяется. Особое значение Смит придавал финансовой

деятельности государства. Он заложил теоретически основы налоговой

политики, подчеркнув, что налоги должны соответствовать «силе и

способностям граждан».

В 1776 году Адам Смит установил, что конкурирующие индивидуумы,

действуя только ради своей собственной выгоды, в то же время направляются

как бы невидимой рукой, содействуя интересам общества. Вслед за Смитом

многие экономисты развивали положение, согласно которому конкуренция есть

благо для общества в целом.

Без сомнения, опыт показывает нам, что конкуренция выгодна покупателям,

поскольку она означает более низкие цены или лучшее обслуживание. Например,

в 1985 году, когда корпорация «Нортроп» предложила военно-воздушным силам

США самолет «Тигровая акула», конкурирующий с F-16 фирмы «Дженерал

Дайнемикс», последняя снизила цену на F-16 на 30% или на 6 млн. $. Когда

Япония согласилась ограничить экспорт своих машин в Соединенные Штаты,

ослабляя, таким образом, конкуренцию для производителей США, американские

производители подняли цены на свои машины. В течение первых 20 лет, когда

авиакомпания «Истен Эрлайнз» производила свои рейсовые полеты между Нью-

Йорком и Бостоном, она не предлагала никаких прохладительных напитков и

закусок во время полета; Когда в 1986 году «Пан Ам» открыла конкурирующий

рейс, «Истен» стала предлагать еду и напитки во время полета.

Однако какой именно урок можно извлечь из этих примеров, не столь

очевидно. В каждом случае потребители выигрывают от конкуренции, но какой-

то производитель проигрывает из-за более низких цен. В ряде случаев

усиление конкуренции даже ухудшает положение некоторых потребителей. Когда

телефонная система АТ&Т прекратила свое существование и в сферу

междугородных телефонных услуг пришли конкуренты, ставки на междугородные

разговоры упали, но ставки на местные телефонные разговоры повысились.

Возросшая конкуренция ухудшила положение тех, кто пользовался в основном

услугами местных телефонных линий.

Адам Смит и затем другие экономисты показали, что совершенная

конкуренция есть благо для экономики в целом, поскольку она приводит к

эффективному распределению ресурсов, т.е. такому, при котором ресурсы не

растрачиваются впустую. Центральная гипотеза состоит в том, что хорошо

информированные покупатели и продавцы совершают сделки только тогда, когда

и те, и другие от этого выигрывают. Таким образом, посредством

добровольного обмена реализуется тенденция к использованию ресурсов в таких

направлениях, от которых выигрывают все участники.

Вильфредо Парето (1848 - 1923) - итальянский экономист, представитель

математической (лозанской) школы. В работе «Курс политической экономии»

(1906) осуществил решающий поворот, определивший будущее развитие теории

благосостояния. В ней Парето отверг идею об измеримости и сопоставлении

индивидуальных оценок полезности. В результате отказа от понятия совокупной

полезности Парето сумел дать краткое описание результатов, которые

создаются рыночным равновесием. Это, в свою очередь, привело его к

определению социального оптимума с его последующим использованием в

качестве критерия для соизмерения общих результатов в экономике. Хотя в

своем «Курсе политической экономии» Парето часто высказывается в пользу

единственности такого оптимума, он подчеркивал, что в действительности

имеется множество оптимумов: их столь же много, сколько имеется различных

вариантов рыночного равновесия, основанных на разных способах распределения

собственности на ресурсы.

Математическая школа - одно из основных направлений экономической

мысли второй половины XIX века. Математическая школа представлена работами

- А. Курно, Г. Госсена, С. Джевонса, Л. Вальраса, В.Парето. Концепции Курно

и Госсена, где ощущается сильное влияние идей маржинализма, занимают как бы

промежуточное положение между австрийской и математической школами,

образуют предысторию последней. Ее принципы получили развернутое выражение

в теориях Джевонса, Вальраса и Парето. Основное отличие этой школы от

других течений политэкономии находится в области методологии, где

господствует математический метод. Он используется как для изложения

теоретических воззрений, главным образом, маржиналистического характера,

так и для исследования экономический явлений. Экономисты-математики едины в

том, что считают экономику системой , способной достигать равновесия, под

которым в конечном счете понимается равенство спроса и предложения. На

хозяйственный процесс они смотрят из сферы обращения, придавая ей решающее

значение. Предполагается, что участниками рыночной системы являются

совершенно одинаковые рациональные субъекты, добивающиеся максимума

благосостояния (полезности). Идеальным хозяйственным механизмом считается

свободное честное предпринимательство. Труды экономистов математической

школы продвинули вперед экономическую науку, поставив ее на путь

количественного анализа явлений хозяйственной жизни. Были заложены основы

экономико-математического моделирования, которое с течением времени

превратилось в один из ведущих методов политэкономии. Идеи первых

экономистов математиков дали жизнь целому ряду прикладных эконометрических

моделей, пригодных для изучения соотношений между отдельными сторонами

хозяйственного механизма и имеющих немалое практическое значение.

Неоклассическая школа - одно из магистральных направлений экономической

мысли ХХ века, возникшее в результате «маржиналистской революции». Наряду с

формированием концепции предельной полезности и предельной

производительности, в начале века неоклассическая школа представила

наиболее разработанную теорию рыночного предпринимательского хозяйства в

условиях совершенной конкуренции. Особенно крупных успехов ее представители

добились в исследовании проблем частичного и общего равновесия,

достигаемого благодаря механизму свободного ценообразования и конкуренции.

В первой трети ХХ века неоклассическая школа обогатилась новыми положениями

и концепциями: существенные сдвиги произошли в области теории стоимости,

цен и капитала; сформировались более точные представления о роли денежной

системы, ее влиянии на экономическую жизнь; были выдвинуты и развернуты

концепции монополистического ценообразования и рынка; инструментарий

экономистов расширился благодаря введению в экономическую теорию

производственных функций; наконец, появился новый раздел экономической

науки - теория благосостояния. В целом усилиями экономистов-неоклассиков

уже к концу 1930-х годов микроэкономический анализ в основном приобрел тот

вид, который характерен для соответствующих разделов современных курсов

рыночной экономики.

Одним из основных течений неоклассического направления экономической

мысли второй половины 70-х - начала 80-х годов является неоконсерватизм.

Основными составляющими неоконсерватизма являются монетаризм и теория

предложения, сформировавшиеся в 70-е годы в работах американских

экономистов. В центре проблематики неоконсерватизма находится оптимизация

рыночной экономики с помощью антиинфляционной политики и внедрения

достижений НТП. Важную роль при этом неоконсерватизм отводит экономическим

функциям государства, поиску эффективного соотношения государственного

регулирования с механизмами рыночной саморегуляции. Неоконсервативные

теории опираются на такие постулаты неоклассики как принцип рационального

поведения человека в рыночной экономике и модель свободной конкуренции (к

ним добавляется аксиома о ведущей роли денег в современном рыночном

хозяйстве). Из этого выделена общая методология теории неоконсерватизма. В

первую очередь изучаются причины возникновения экономических проблем

(высокой безработицы, низкой динамики роста, высокой инфляции), которые

искажают мотивы рационального поведения, разрушают рыночные механизмы,

снижают эффективность факторов производства. Затем выявляются возможности

устранения этих причин, находятся способы преобразования системы

государственного регулирования для мобилизации рыночного потенциала

экономики, повышения эффективности производства и т.д. При этом методология

неоконсерватизма ориентируется на анализ долгосрочных тенденций развития

экономики, что указывает на связь неоконсерватизма с неокейнсианством.

Практическим достижением неоконсерваторов стало доказательство

необходимости перестройки системы государственного регулирования развитых

стран в 1980-е годы через мобилизацию созидательного потенциала рынка.

Экономическая политика практически всех ведущих стран мира во второй

половине 1970-80-х годов строилась на этом принципе, а в США рекомендации

неоконсерваторов стали основой экономических преобразований администрации

Р. Рейгана.

Альфред Маршалл (1842 - 1924) разработал концепцию, явившуюся своего

рода компромиссом между различными направлениями экономической науки, и в

частности теорией стоимости. Концепция Маршалла получила широкое

распространение в конце ХIX - начале ХХ века.

Ключевая идея Маршалла состоит в переключении усилий с теоретических

споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и

предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. Он

обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и

предложение, ввел новые категории и понятия, предложил «компромиссную»

теорию цены.

А. Маршалл был основателем кембриджской школы, оказывающей большое

влияние на формирование и развитие экономической теории в англосаксонских

странах. Маршалл акцентирует внимание на значении количественных оценок

побудительных мотивов и поступков людей, на измерении их с помощью

«денежной цены». По словам Маршалла, шиллинг для бедного человека

«действует» сильнее, чем для богатого.

«...Отыскивая наиболее очевидный принцип, на котором можно было бы

обосновать эту науку, она (неоклассическая школа) находит его в том факте,

что всякий человек ищет удовольствия и избегает неприятности и при всяких

обстоятельствах стремится получить максимум одного при минимуме другого».

Сводя стимулы, которыми руководствуется человек, исключительно к личному

интересу, неоклассическая школа не отрицает начисто другие, «она только

считает себя вправе прибегать к абстракции, без которой не может

установиться ни одна точная наука, считает себя вправе устранять с поля

исследования всякий другой элемент, кроме того, который желательно

изучить». «Экономический человек» «вновь оказался в почете, да к тому же и

в еще более упрощенном виде - в виде стратегического человека. Люди

рассматриваются только как силы ,представленные в форме стрелок, все равно

как в геометрических фигурах в руководствах по механике».

Приведенная оценка методологической позиции, исповедуемой

неоклассиками, быть может, покажется слишком категоричной. Однако она

отражает подход Маршалла и его последователей, подход, имеющий свои

позитивные и негативные, сильные и слабые стороны.

Маршалла не без оснований называют систематиком, создателем

унифицированной теории. С помощью концепции «равновесной цены» как

результата взаимодействия спроса и предложения он осуществил единый подход

к анализу процессов, протекающих в рыночной экономике.

Метод Маршалла - метод частичного равновесия. Маршалл понимает

условность, известную ограниченность используемого им подхода,

предполагающего абстрагирование от факторов, которые в данный момент не

играют определяющей роли, помещая мешающие ему факторы в особый запасник,

именуемый «при прочих равных условиях». Силой воображения он стремится

построить здание «из чистого хрусталя, которое отражениями от своих граней

бросит свет на реальные проблемы». «Мы исключаем влияние всех других

факторов оговоркой «при прочих равных условиях», хотя и не считаем их

инертными ,а лишь временно игнорируем их действие».

У экономических факторов остается одна причина, сохраняется один центр

притяжения - цена, являющаяся своего рода экономическим магнитом. Мир

экономики развивается под действием одного регулятора; все силы и стимулы

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.