реферат скачать
 

Предложение

предложение увеличивается более чем на 1%;

- предложение единичной эластичности, то есть когда при 1%-ном увеличении

цены предложение увеличивается тоже на 1%;

предложение неэластично, то есть такая ситуация, когда увеличение цены не

вызывает существенного изменения предложения.

Р Неэластичность Е’=1

Эластичность

45о Q

Рисунок 5 – Три случая эластичности предложения

Одним из важнейших факторов, влияющих на эластичность предложения,

является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для

того, чтобы отреагировать на изменение цены и приспособиться к ней. Это

значит, что при повышении цены на товар А они должны иметь время, чтобы

перераспределить ресурсы в сторону увеличения производства товара А,

сократив при этом производство других, менее выгодных товаров.

Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения,

следует брать в расчет:

а) кратчайший рыночный период.

Он настолько мал, что производители не успевают отреагировать на

изменение спроса и цены. Пример, приведенный Зубко Н. М. в «Экономической

теории»: “фермер, который привез на рынок весь свой урожай огурцов,

бессилен отреагировать на увеличение спроса и цены, ибо дополнительное

количество огурцов за одну ночь не вырастишь. Уменьшение спроса и снижение

цены все равно вынуждает фермера продать всю продукцию по низкой цене

независимо от издержек производства, так как продукция скоропортящаяся и

длительному хранению не подлежит”. /2, c.145/. Таким образом, в течение

кратчайшего периода времени предложение является фиксированным.

б) Краткосрочный (короткий) период.

В пределах краткосрочного периода производственные мощности отдельных

производителей и всей отрасли в целом остаются неизменными. Однако

предприятия имеют некоторое время для интенсификации процесса производства

(например, работу в одну смену заменить двухсменкой). Результатом таких

нововведений будет рост производства как реакция на увеличение спроса.

Такая реакция со стороны производства будет означать более высокую

эластичность предложения.

в) Долговременный (долгий) период.

Он достаточно продолжителен для того, чтобы фирмы успели принять все

желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям

изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить или сократить свои

производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли, а

старые – покинуть ее и т.д. такие изменения означают еще более активную

реакцию со стороны предложения, то есть еще более активную реакцию со

стороны предложения, то есть еще большую эластичность предложения.

5. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ, НА НЕГО

ВЛИЯЮЩИЕ

Совокупное предложение – это общее количество конечных товаров и

услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении), то есть

реальный ВНП.

Кривая совокупного предложения – AS (см. рисунок 6) показывает, какой

объем совокупного выпуска может быть предложен производителями при разных

значениях уровня цен в экономике.

В учебнике «Экономической теории» под редакцией Сумцовой Н. В.

Говорится, что “более высокие уровни цен создают стимулы для увеличения

выпуска продукции и предложения ее к продаже, и наоборот, более низкие цены

вызывают сокращение производства продукции, то есть зависимость между

уровнем цен и объемом национального производства – прямая. При этом рост

производства сопряжен с сокращением безработицы, тогда как в периоды спада

безработица, тогда как в периоды спада безработица быстро растет”. /7,

c.387/.

Цены, по которым производители готовы продавать данный объем

продукции, зависят от издержек, поэтому и форма кривой совокупного

предложения AS зависит от того, что происходит с издержками на единицу

продукции, а потому – и с ценами, которые должны позволить фирмам покрыть

издержки и получить прибыль.

Кривая AS состоит из трех отрезков: горизонтального, промежуточного

(восходящего) и вертикального.

На графике символом Y обозначен потенциальный уровень реального объема

национального производства при полной зависимости.

Кейнсианский отрезок (I) соответствует спаду в экономике, которому

присуща безработица; материальные ресурсы также используются не на полную

мощность. В таких условиях можно расширить производство без увеличения

издержек на единицу продукции и повышения цен, так как вовлекаются

незагруженное оборудование и незанятая рабочая сила.

На промежуточном отрезке (II), когда в производстве появляются узкие

места и используются менее эффективное оборудование и менее

квалифицированные работники, издержки на единицу продукции растут. Поэтому

на данном отрезке при расширении объема производства должны повышаться и

цены.

Уровень цен

Реальный объем выпуска

Рисунок 6 – Кривая совокупного предложения: I – горизонтальный

(кейнсианский) отрезок; II – промежуточный (восходящий) отрезок;

III – вертикальный (классический) отрезок

Классический (вертикальный) отрезок (III) соответствует состоянию

полной занятости, реальный объем национального производства равен

потенциальному, его уже нельзя увеличить. В ответ на рост совокупного

спроса уровень цен растет, то есть растет номинальный ВНП, а реальный ВНП

остается на том же уровне.

Вертикальный отрезок AS называют классическим, поскольку представители

классической школы в экономической теории полагали, что полная занятость,

благодаря определенным силам, становится прямой.

Итак, форма кривой AS отражает три возможные ситуации в экономике и

устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объемом

национального производства при прочих равных условиях.

Все движения по кривой AS означают изменения объема совокупного

предложения.

На совокупное предложение влияют и неценовые факторы, сдвигающие

кривую AS в положение AS1, или в положение AS2 (см. рисунок 6). Сдвиг

кривой совокупного предложения означает изменения в совокупном предложении.

Неценовые факторы совокупного предложения представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Неценовые факторы AS: рычаги,

смещающие кривую AS

|Изменения в: |Виды изменений |

|1) ценах на ресурсы | - наличие внутренних ресурсов (земля, |

| |капитал труд и предпринимательская |

| |способность); |

| |- цены на импортные ресурсы; |

| |- господство (монопольное положение) на |

| |рынке |

|2) производительности | |

|3) правовых нормах | - налоги с предприятий и субсидии; |

| |- государственное регулирование. |

Если страна имеет много внутренних ресурсов, высокую

производительность, достаточно низкие налоги, то все это уменьшает издержки

на единицу продукции и сдвигает кривую AS в положение AS1 (см. рисунок 6),

то есть вправо. Вышеуказанные факторы с обратным знаком приводят к

противоположным результатам: кривая AS сдвигается в положение AS2.

6. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА И МОНОПОЛИЙ НА РЫНОК

Государство воздействует на рынок, во-первых, с помощью налогов,

которые оно устанавливает на продаваемые товары, во-вторых, с помощью

установления максимальных или даже фиксированных цен на некоторые товары и

в первую очередь на предметы первой необходимости.

Налоги, которые платит производитель, заставляют его повышать цены на

продаваемые товары, в результате цена на товар возрастает, что приводит к

понижению спроса на него. По данной причине равновесная цена превысит ту,

которая была без налога. Га графике это изображается путем поднятия точки

пересечения кривой предложения и спроса, поскольку сдвигается вверх кривая

предложения (см. рисунок 7). Значительную долю налога производитель

стремится переложить на покупателя, хотя сам тоже несет потери. Но налоги

необходимы государству для финансирования бюджета и реализации социальных

программ. Вмешательство государства в рыночный механизм является

неизбежным, ибо без этого невозможно защитить, например, интересы

малообеспеченных слоев населения.

[pic]

Количество товара

Рисунок 7 – Кривая предложения

Следует также учитывать, что рынок не может решить все те проблемы,

которые возникают в обществе. Среди них выделим три основные, которые по

отношению к рынку выступают как внешние проблемы.

Во-первых, следует различать частные и общие затраты, социальные

затраты и результаты деятельности людей. Если первые из них регулируются

государством. Чтобы понять это различие, приведем пример частного

предприятия, которое процветает на рынке, но в то же время загрязняет

окружающую среду и тем самым наносит ущерб здоровью людей. Каким образом

рынок может воздействовать на такого предпринимателя? Очевидно, что никак,

тогда как государство может наложить на него крупной налог за нарушение

экологии и заставить принять необходимые меры для усовершенствования

технологии производства. Указанное административное вмешательство отвечает

интересам общества и поэтому подобный налог, который в экономической

литературе называют налогом Пигу, способствует улучшению качества жизни

людей, их среды обитания. Таким образом государство достигает регулирования

частных и общих интересов, препятствует стремлению получить сверхприбыль за

счет ухудшения среды обитания, чрезмерного истощения сырьевых и других

природных ресурсов.

Во-вторых, механизм рыночных отношений позволяет людям удовлетворять

запросы, которые можно выразить с помощью денег. Рынок, естественно,

реагирует только на такой денежный спрос и поэтому оставляет в стороне

запросы людей, носящие коллективный характер, а следовательно, одинаково

важные для всех граждан государства (оборона страны, сохранение

общественного порядка, государственное управление и т.п.).

Общественные, коллективные потребности охватывают различные по объему

группы людей, начиная, например, от муниципалитета и кончая населением

страны. В самом деле, если заботы о водопроводе, местных дорогах выражают

общие интересы граждан некоторого района или муниципалитета, а более общие

интересы по налаживанию и управлению хозяйственной жизнью и национальной

культуры касаются всех граждан той ил иной республики, то интересы обороны

страны, правопорядка, внешней политики одинаково важны для всех граждан

государства.

Такого рода общественные интересы в западной экономической литературе

называют даже общественным товаром (по некоторой аналогии с обычным

товаром), который удовлетворяет потребность не индивидуальную, частную, а

коллективную, общественную. В условиях свободной рыночной экономики

представление таких общественных товаров становится функцией государства и

затраты на них ложатся на государственный, республиканский и местные

бюджеты. В этих целях осуществляется налоговая политика, которая должна

быть в равной степени обременительной и для миллионера и для людей со

скромным доходом. Иными словами, такая политика должна учитывать доходы

людей и соответственно этому распределять налог. В западной литературе

часто пишут, что налогообложение должно опираться на критерий Викселля, то

6есть чтобы его тяжесть в равной мере ощущалась людьми с разными доходами.

Размер налога определяется по шкале, на которой большему доходу

соответствует и больший налог, то есть налогообложение является

прогрессивным по отношению к доходу.

В-третьих, государство выполняет функцию обеспечения необходимым

количеством денег, которые служат средством обмена и должны быть ограждены

от подделок. Но это, хотя и важная, но чисто техническая сторона

деятельности государства.

Что касается установления в законодательном порядке максимальных или

фиксированных цен, то в странах с рыночной экономикой к ним прибегают

вследствие возникновения особых трудностей, например, во время войны, в

период спада и депрессий, когда сокращается выпуск продукции, в частности,

товаров народного потребления. Так, даже в Соединенных Штатах в период

второй мировой войны была установлена максимальная цена на предметы первой

необходимости, не говоря уже о карточной системе в других воевавших

странах. Да и сейчас на квартирную плату и некоторые коммунальные услуги

существуют максимальные, а иногда и фиксированные цены.

Как влияет установление максимальных цен на спрос и предложение?

Очевидно, что в этом случае ограничение цены приведет к нарушению

нормального механизма формирования рыночной цены. Если закон запрещает

продавать товар по цене максимальной, то в результате сократится его

предложение, но спрос при этом не только не уменьшается, но даже

возрастает, что неминуемо приведет к очередям, спекуляции и в конечном

итоге – к возникновению черного рынка. Вспомним, хотя бы, к чему привело

ограничение цен на мясо у нас, на колхозных рынках. Никакие запреты не

помогли возникновению черного рынка. А когда фиксированная цена

устанавливается в государственной торговле, то при недостатке предложения

сразу возникает спекуляция, не говоря уже об очередях. А ведь наше

хозяйство нельзя назвать рыночным. В рыночном хозяйстве всякие ограничения

цен приводят к тому, что спрос и предложение не уравновешивают друг друга:

между ними возникает разрыв вследствие недостатка предложения. В таком

случае остается единственный выход: ввести рационирование продуктов или

карточную систему их распределения, причем число карточек должно

соответствовать количеству имеющихся запасов продуктов.

Главными функциями государства в условиях рыночной экономике являются

регулирование отношений между частными и общественными интересами и защита

общих интересов граждан в форме создания соответствующих общественных

институтов или общественных товаров. Обе функции осуществляются главным

образом путем налогообложения, а иногда административными решениями или

необходимыми юридическими законами.

С помощью налогов и законов регулируется также деятельность монополий

и олигополий на рынке (в переводе с греческого термин «монополия» означает

единственный продавец, «олигополия» - несколько продавцов). Если рынок

будет завоеван одним или несколькими крупными продавцами, то есть

монополистом или олигополистом, то это значительно подорвет свободу

конкуренции между многочисленными мелкими и средними продавцами. Ведь

крупные продавцы, сговорившись между собой, могут установить неоправданно

высокие цены, пользуясь тем, что они располагают подавляющим количеством

товара. Ясно, что это важно, для покупателей, которые вынуждено станут

покупать крайне необходимый товар по высоким, монопольным ценам.

При свободной конкуренции покупатель имеет свободу выбора, покупая

товар того же рода по более низкой цене, что в конце концов приведет к

равновесию цен. Монополисты или олигополисты не заинтересованы ни в

увеличении количества, ни в увеличении количества, ни в улучшении качества

товара, ибо они знают, что покупатель все равно возьмет их товар. Все это

приведет к дезорганизации рынка, задержит конкуренцию и тем самым

технический прогресс на производстве. Таким образом, становится очевидным,

что монополии представляют собой зло, против которого необходимо вести

борьбу.

Государство и здесь выступает в качестве защитника свободной

конкуренции. В этих целях оно может использовать как чисто экономические,

так и административные и юридические меры.

К экономическим относятся меры налогообложения монополистов, в

результате чего заметно уменьшаются их сверхдоходы, получаемые за счет

установления на рынке чрезмерно высоких, монопольных цен. Когда такие

методы оказываются недейственными, то прибегают к запретам юридического

характера. В истории Соединенных Штатов Америки наиболее заметным примером

антимонопольного закона, на который часто ссылаются, является принятый

почти сто лет назад антитрестовский закон Шермана, согласно которому

запрещались всякие тайные сделки по монополизации торговли. Они могут быть

направлены не только на повышение, но и на снижение цен, чтобы вытеснить с

рынка неугодных монополиям или олигополиям частных продавцов. Конечно, все

эти меры не превращают рынок в место, где осуществляется свободная

конкуренция в строгом смысле слова. Такого рода рынок, как мы отмечали,

практически нигде не существует, но стремление сохранить конкуренцию,

основать ценообразование на спросе и предложении товаров и услуг составляет

важнейший принцип рыночной экономики.

Рузавин Г. И. в «Курсе рыночной экономики» пишет, что “представляются

весьма необоснованными попытки некоторых наших политиков, публицистов и

народных депутатов заявлять в прессе и с парламентских трибун о возможности

создания совершенно нерегулируемого рынка в нашей стране. Регулирование, по

их мнению, возможно лишь в процессе перехода к настоящему рынку, а не

тогда, когда рынок уже существует. В основе таких представлений лежит чисто

умозрительное понятие о рынке, то есть в сущности идеализация, а не

реальная хозяйственная жизнь со всеми ее сложностями и переплетениями

разных экономических и иных структур.”/5, c.62/

7. ЗАКОН СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ФУНДАМЕНТ

РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Спрос и предложения являются подлинными регуляторами рыночных

отношений. Если иногда, в силу каких-либо особых обстоятельств, и возникает

необходимость вмешательства иного характера, то в конечном итоге оно может

привести к расстройству рыночного механизма. Равновесие, а значит

стабильность цен, устанавливается только со временем, да и в этом случае

возможны колебания вокруг средних величин. Поэтому закон спроса и

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.