реферат скачать
 

Поведение фирмы и социальные последствия функционирования рынка в условиях чистой монополии

еще только обсуждались. Не было утверждено и специальное положение об

Антимонопольном комитете, что заведомо обрекало Закон на бездействие.

Лишь 26 ноября 1993 года вступил в силу Закон “ОБ Антимонопольном

комитете”, который юридически определил полномочия принципиально нового по

своему правовому статусу и компетенции органа, объединяющего контрольно-

наблюдательные и судебные функции. Именно об этом Законе положительно

отзывались западные эксперты. Сейчас на него возлагаются большие задачи в

надежде, что и Закон, и государственная программа демонополизации экономики

могут создать необходимые условия для развития добросовестной конкуренции

на рынке.

Вновь созданной государственной структуре предстоит противостоять

самому государству ( главному монополисту, поддерживающему свои

министерства, ведомства, военно-промышленный комплекс. Ведь неуверенная

антимонопольная политика продолжает негативно влиять на товарно-денежное

обращение, а министерства-монополисты, воплощающие львиную долю

государственного бюджета, просто препятствуют демонополизации. Два года

существования Антимонопольного комитета Украины показали, как трудно

продвигается работа. Но сегодня комитет уже выполняет программу-минимум, (

рассматривает конкретные дела, совершенствует законодательную базу, создает

региональные организации. Впереди его ждет программа-максимум ( устранение

монопольных структур и создание благоприятной среды для конкуренции на

рынке Украины.

4. 2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики.

История развития монополий является одновременно и историей борьбы с

ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно

ощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное

общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от

деятельности монополистов, ограничения деятельности других.

Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все

“плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную

политику, которая получила название монопольной. Первым ее результатом в

Украине оказалось антимонопольное законодательство. Оно заложено

антимонопольными законами: Законом Украины “Об ограничении монополизма и

недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской

деятельности” и Законом Украины ”Об антимонопольном комитете”, о которых

уже говорилось выше.

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют

целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе

сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может

быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики

заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на

государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным

положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что

появление монополий требует государственного вмешательства.

Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении

свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно

можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и

содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две основные

формы борьбы с монополиями: 1) предупреждение создания монополий; 2)

ограничение использования монопольной власти.

Для проведения антимонопольной политики государство создает

антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль

монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются

частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять

совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать

авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут

заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку

продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно

отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае

накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за

нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все

решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными

судами.

Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба

призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной

только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения

должны понимать практическое значение антимонопольной политики в

повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие

средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на

соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-

либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника

для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует

ее.

На Украине единственной монопольной службой государства, кроме самого

государства, является Антимонопольный комитет Украины, о функциях и задачах

которого уже было сказано выше.

Может ли антимонопольная политика государства нанести вред экономике

своей страны? Да, может, если она, без учета экономических взаимосвязей и

без скурпулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм,

которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной

борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.

Безусловно, от проведения антимонопольной политики в нынешних тяжелых

экономических условиях Украины чудес ожидать не приходится. Но очень важно,

чтобы проведение антимонопольной политики завоевало доверие и поддержку

населения, чтобы люди знали, что они могут обратиться в антимонопольные

службы со своими проблемами. Необходимо убедить людей, что свободная

конкуренция является добром для всех.

4.3 Монополии в рыночной экономике Запада, возможность использования

их опыта в условиях Украины.

Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется

правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса

концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и

социальных последствий монополистической практики.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства ( одно из самых

важных средств такого государственного регулирования экономики. В

современный период главная особенность этого законодательства состоит в

том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного

механизма*. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли

(или локального рынка), при которой ограниченное число крупных

производителей выпускают значительную или преобладающую часть отраслевой

продукции и благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную

монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно

единой рыночной политики. Важнейшая черта олигополистического рынка (

взаимодействие конкурентных и монопольных сил.

Следует отметить, что антимонопольное законодательство не является

первой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые

регулирование конкурентных отношений возникло в середине ХIХ века в рамках

законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела

необходимость в правовом регулировании методов и средств ведения

конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные

отношения.

Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо

отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов.

Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй

строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и

ограничения их злоупотреблений*. Речь идет об антитрестовском

законодательстве США и европейской системе антимонопольного

законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими

объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим

положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного

законодательства предусмотрена регистрация определенных видов соглашений о

создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При

противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются

государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим

государственным органом или судами недействительными.

Американская система антимонопольного законодательства принята в

Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной

Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение

между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется

тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей

нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из

этого принципа.

Первый антитрестовский закон был принят в штате Алабама в 1883 году.

Затем, на протяжении 1889-1890 годов, аналогичное законодательство было

принято в других штатах США*. Принятие антитрестовского законодательства

многими штатами способствовало разработке соответствующих законов на

федеральном уровне. Так, в 1890 г. появляется так называемый Закон Шермана,

положивший начало антимонопольному законодательству США. Главной

особенностью этого законодательства является формальный запрет монополий,

что придает ему, в отличие от законодательства других стран, наиболее

жесткий характер. В 1914 г. в развитие общих положений Закона Шермана были

приняты Закон Клейтона и Закон о федеральной торговой комиссии. Эти три

нормативных акта с последующими изменениями и дополнениями составили костяк

антимонопольного законодательства США.

Основная особенность антитрестовского законодательства США заключается

в принципе запрета монополий как таковых, то есть признания их незаконными

изначально, в то время как западноевропейское антимонопольное

законодательство строилось на

принципе регулирования монополистической практики путем устранения ее

отрицательных последствий. Но вскоре судебная практика в США нашла

инструмент, посредством которого жесткое правило запрета всякой монополии

нашло смягчение. Таким инструментом стало так называемое “правило

разумности”, одобренное Верховным судом США в 1911 г. Верховный суд

постановил, что Закон Шермана основывается на доктринах общего права об

ограничении торговли и что его следует толковать в пользу запрета только

тех ограничений, которые можно классифицировать как “неразумные” согласно

принципам общего права.

Кроме этого, американские суды со временем стали использовать и другие

средства регулирования конкуренции, что в целом открыло для них и

возможность более гибкого подхода к регламентации монополистической

практики, и широкое поле судебного усмотрения. Так, в американской правовой

литературе указывается, что отрицательные последствия жесткого правила

незаконности монополий как таковых могут быть устранены тремя способами:

более узким толкованием этого правила, установлением исключений из него и

использованием как первого этапа в более широком анализе монополистической

практики в рамках применения “правила разумности”.

Однако сам режим антитрестовского регулирования время от времени

претерпевает определенные изменения (смягчение или ужесточение), связанные

с различными факторами, в частности со сменой экономической политики после

прихода к власти определенной администрации, ослаблением или усилением

государственного вмешательства в дела частного сектора. Преобладающей в

настоящее время является оценка монополизма и его антипода ( конкуренции,

исходя из принципа эффективности экономики. Иными словами, отрицательные

последствия монополизма в плане ограничения конкуренции могут перекрываться

экономической эффективностью монополизации тех или иных рынков.

Ярким примером страны с европейской системой патентного

законодательства является Великобритания. В целом оно либеральнее

американского антитрестовского законодательства, так как следует

традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого

государственного вмешательства в хозяйственную деятельность

предпринимателей.

Становление современного антимонопольного законодательства в

Великобритании связано с принятием в 70-х годах нашего столетия ряда

нормативных актов в области ограничительных торговой практики и

добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона

об ограничительной торговой практике 1975 г., законов о суде по

ограничительной практике 1976 и 1977 г.г., Закона о перепродажных ценах

1976 г. Результатом попытки совершенствования правового регулирования

процессов монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о

конкуренции 1980 г. Однако в целом надежды, возлагаемые на этот Закон, не

оправдались, поскольку процедура контроля за антиконкурентной практикой не

стала более оперативной и не возросло количество рассматриваемых дел.

С принятием Закона от 19 июля 1977 г. наметились глубокие изменения во

французском антимонопольном законодательстве. Так, в соответствии с этим

Законом были ужесточены санкции по отношению к запрещенным картелям и

злоупотреблению доминирующим положением на рынке. Впервые был организован

контроль за концентрацией производства. В 1986 г. Принято новое французское

антимонопольное законодательство, которое существенно отличается от ранее

действовавшего. Суть его можно понять в связи с государственным

вмешательством в экономическую жизнь страны (так называемая политика

“дирижизма”), в частности с государственным регулированием цен. Поворотным

моментом в экономической политике Франции стал отказ от экономического

вмешательства со стороны государства, хотя и со многими оговорками. Отныне

борьба с инфляцией, установление и регулирование цен попало под действие

рыночного механизма.

Как указывалось выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает

промежуточное положение между двумя системами антимонопольного

законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного

законодательства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в

послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об

обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по

монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась

принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в

обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем

точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать

ограничения конкуренции не только в форме картелей. В последующие годы в

Картельный закон были внесены многочисленные изменения. В настоящее время

Закон действует в редакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он

так теперь и датируется. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ

покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и

регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает

определенную категорию соглашений, например картельные договоры и

картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными

исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип

запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана объявляет

незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то

Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных

договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных

конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не

запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения

антиконкурентной практики.

Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о

различных источниках правового регулирования пресечения недобросовестной

конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые

антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции

(Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие

нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции

(Италия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные

прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции

(Великобритания, США).

Заключение

Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство

и антимонольную политику Украины как необходимые атрибуты структурных

преобразований во всех сферах экономики страны. На данном этапе проблема

монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто

экономической ( она все больше становится политической и общественной.

Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население Украины осознало всю

пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой.

Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего

количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но

за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны

государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды

играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных

органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей

экономики в целом.

Антимонопольная служба Украины еще очень молода, но уже сделаны ее

первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей

еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с

усовершенствованием антимонопольного законодательства Украины. В данном

направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт

антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других

развитых стран.

Но здесь возникает еще одна проблема, заключаящаяся в том, что

десятилетиями сладывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро

заменена свободным и саорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных

отношений ( не единовременная моментальная акция, а процесс длительный,

сложный, а для немалого же числа предприятий ( гибельный. Выжить смогут

лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара,

относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Литература

1. Архипов А.И. Экономика.- М.:Финансы и статистика,2000.-304с.

2. Задоя А.А., Ю.Е. Петруня – основы экономики.-К.:Вища шк.-Знання,1998г.-

478с.:ил..

3. Задоя А.А. – микроэкономика – Днепропетровск, 2000г.-150с.

4. Нуреев Р.М.- Курс микроэкономики.-М.:Инфра-М,2001.-572с.

5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г.– Экономическая теория. - М.: Норма, Инфра-

М, 2001г.-500с.

6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. - М.: Учеб.

пособие для вузов. “Техлит”, 1996г.

7. Сайт Верховної Ради України

8. Сальников Е. Монополія: учора, сьогодні, завтра//

9. Економіка і життя.-1999г.,№28Тотьев К. Державна і природна

монополії// Закон.- 2000г.,№4, с.60-63.

10. ГрищенкоВ.О.Микроэкономика.-К.:Ника-Центр,2000г.- 500с.

27

Индивидуальное задание

Спрос на продукцию монополиста описывается функцией Qd=20-2p.

Возрастающий отрезок кривой долгосрочных предельных затрат определяется

уравнением LRMC=2q-2.

Если государство установит потолок цен на продукцию монополиста,

которая=7грн., то к каким последствиям это приведет? Появится ли дефицит

или излишек продукции? Какие социальные последствия такой политики

государства?

Решение

Для начала изобразим график с функцией на продукцию монополиста, и

ценой на его продукцию в 7 грн., т.к. указан потолок цен.

P

Прямую d строим

7 по двум точкам

5 d

Q

6. 10

так: 1)При цене P= 7 грн. Qd = 20-2*7 = 6 ед.

2)При цене P= 5 грн Qd = 20-2*5 =10 ед.

По полученным данным легко увидеть, что при понижении цены продукции на 1

грн., кол-во ее возрастает на 2 единицы, а потолок цен до 7 грн. со стороны

государства защищает рынок данной продукции от дефицита на нее и

ограничивает фирму от завышения цен. Прибыль фирмы от проданной продукции

определяется как S прямоугольника, например, при цене 7 грн. и

следовательно, объеме продукции 6 ед. она равна как 7*6=42 грн.

|Кол-во ед. |Цена за ед.|доход |Пред. |Прибыль |

| | | |затраты |фирмы |

|10 |5 |50 |18 |32 |

|8 |6 |48 |14 |34 |

|6 |7 |42 |10 |32 |

По данным видно, что наибольшую выгоду предприятие получит при производстве

8 ед. продукции по 6 грн. каждая, а при изменении выпуска, например, до 10

ед. по цене 5 грн. появляется меньшая прибыль, но в то же время уменьшается

дефицит продукции за счет увеличения объема продукции. При выпуске

продукции по более высокой цене(7 грн.) кол-во товара заметно уменьшается,

вследствие чего может спровоцировать дефицит на данный товар, от которое

пытается предотвратить государство с помощью регулирования цен.

Министерство Образования Украины

Национальная Горная Академия Украины

Курсовая работа по экономике:

Сдал: Шахновская В.

ст.гр. ЕГ-99-3

Проверил:

Черкавский А.В.

Днепропетровск

2001г.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.