реферат скачать
 

Понятие, роль и правовая форма государственного и местного (муниципального) (бюджетов WinWord)

органами государственной власти субъектов Российской Федерации в

соответствии с законодательством РФ. При этом в случае введения налога с

продаж не взимается налог на нужды образовательных учреждений. При введении

единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности не

взимается ряд платежей федерального и местного уровня.

Самая многочисленная группа — местные налоги и сборы. В числе налогов:

— налог на имущество физических лиц;

— земельный налог;

— налог на строительство объектов производственного назначения в

курортной зоне;

— налог на рекламу;

— налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных

компьютеров;

— налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной

сферы.

Помимо них в данную группу входит значительное число всевозможных сборов.

Платежи данной группы различаются между собой по порядку установления и

взимания.

Так, налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный

сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью,

устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на

всей ее территории. При этом их конкретные ставки определяются

законодательством субъектов РФ или решениями органов местного

самоуправления, если иное не предусмотрено законами РФ.

Налог на содержание жилищного фонда и объектов жилищно-культурной сферы

имеет соответствующее целевое назначение.

Налог на строительство промышленных объектов и курортный сбор могут быть

введены органами местного самоуправления, на территории которых находится

курортная местность.

Кроме того, по решению представительных органов местного самоуправления

могут устанавливаться следующие платежи:

— налог на рекламу с юридических и физических лиц;

— налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных

компьютеров с юридических и физических лиц;

— целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на

содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и

другие цели;

— сбор с владельцев собак, уплачиваемый физическими лицами;

— лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями с

юридических и физических лиц;

— лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

— сбор за выдачу ордера на квартиру;

— сбор за парковку автотранспорта с юридических и физических лиц;

— сбор за право использования местной символики, вносимый производителями

продукции;

— сбор за участие в бегах и на ипподромах с юридических и физических лиц;

— сбор за выигрыш на бегах;

— сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

— сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок,

предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с

ценными бумагами;

— сбор за право проведения кино- и телесъемок;

— сбор за уборку территорий населенных пунктов;

— сбор за открытие игорного бизнеса с юридических и физических лиц;

— сбор за право торговли.

С введением законодательным органом власти субъекта РФ налога с продаж не

должны взиматься многие из перечисленных местных налогов и сборов: налог на

строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, сбор

за право торговли, налог на перепродажу автомобилей и др., в общем

количестве 16 платежей.

Перечисленные платежи относятся к источникам доходов местных бюджетов.

Необходимо подчеркнуть, что законодательство РФ закрепляет исчерпывающий

перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе.

Дополнения к Закону «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

от 27 декабря 1991 г. особо подчеркивают эту характеристику налоговой

системы РФ. В соответствии с ними органы государственной власти всех

уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления,

не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки

установленных налогов и налоговых платежей. По смыслу данной нормы и

упомянутого Закона в целом это ограничение, помимо органов государственной

власти, распространяется и на органы местного самоуправления.

Следовательно, на территории Российской Федерации действует единая система

налоговых доходов, перечень которых, независимо от их уровня, закрепляется

законодательством РФ. Такая позиция закреплена и в НК РФ, согласно которому

не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не

предусмотренные им (п. 5 ст. 12).

Таким образом, законодательство РФ закрепило порядок установления налогов

и сборов и других платежей, исходящий из принципа единства их системы и

прерогативы представительных органов государственной власти и местного

самоуправления на установление всех этих платежей независимо от их уровня.

Установление налогов означает принятие компетентным органом власти

решения о порядке введения данного платежа в пределах определенной

территории в качестве источника доходов государственной или муниципальной

казны с указанием круга плательщиков, объектов налогообложения, размеров и

сроков уплаты.

Органы власти того или иного уровня в соответствии с законодательством

решают все перечисленные вопросы, или отдельные из них. С установлением

налогов связан и вопрос о предоставлении льгот. При этом органы

государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления могут

предоставлять дополнительные льготы по налогообложению, помимо

установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации,

только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствующие бюджеты.

После введения в действие части второй НК РФ систему налогов и сборов

составят следующие платежи, предусмотренные ст. 13,14 и 15 части первой

Налогового кодекса.

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального

сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными

биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы. Региональные налоги и сборы:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4)транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на

территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на

имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного

налога.

Местные налоги и сборы:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Налоговое право Российской Федерации, его источники

Общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием

налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей

совокупности представляют одно из его подразделений (или подотраслей) —

налоговое право. Эти отношения являются предметом налогового права.

Таким образом, налоговое право — это совокупность финансово-правовых

норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию

налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные

государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических

лиц. Естественно, что налоговое право существует и как соответствующая

категория правовой науки.

Вместе с тем термин «налоговое право» применяется и в других аспектах: а)

как отрасли законодательства, включающей в себя не только упомянутые нормы

финансового права, но и других отраслей права (административного,

гражданского, уголовного и др.), касающиеся системы налогообложения,

контроля и ответственности в этой сфере; б) как соответствующей учебной

дисциплины, изучаемой обособленно от финансового права, например в рамках

спецкурса. Такой подход в современных условиях возросшей роли налогов и

налоговой деятельности также имеет полезные стороны, поскольку способствует

углубленному комплексному изучению данных вопросов.

Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права)

определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в

стране.

Главными источниками налогового права являются федеральные законы,

принятые на их основе законы субъектов Российской Федерации, акты

представительных органов местного самоуправления. Все они базируются на

конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права.

Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на

территории страны к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов (п.

«и» ч. 1 ст. 72). Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению

федеральных органов государственной власти. В пределах, предусмотренных

федеральным законодательством, вопросы налогообложения на своей территории

регулируются субъектами РФ. Акты органов местного самоуправления,

принимаемые на основе законодательства РФ и субъектов РФ, действуют на

территории соответствующего муниципального образования.

Если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем

предусмотренные законодательством РФ, то применяются международные нормы и

правила (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Исключительно важную роль в формировании источников налогового права

сыграл Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27

декабря 1991 г. Законодательный акт подобного содержания появился в истории

СССР и Российской Федерации впервые. Его особенность состоит в том, что он

комплексно урегулировал налоговые отношения, определил общие, наиболее

существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а

именно: принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, т.е.

перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов;

обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия

налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и

ответственность их должностных лиц в области налогообложения. Таким

образом, он явился предшественником принятого в 1998 г. Налогового кодекса

РФ, введенного в действие с 1 января 1999 г. (за исключением части статей,

установивших новую систему налогов и сборов).

Положения названного Закона конкретизированы в законодательных актах,

относящихся к определенным видам налоговых платежей. Более подробно порядок

взимания налогов предусматривается в инструкциях по применению законов,

издаваемых Государственной налоговой службой РФ (с 25 декабря 1998 г. —

Министерством РФ по налогам и сборам) по согласованию с Министерством

финансов РФ, а в соответствующих случаях — Государственным таможенным

комитетом РФ или с его участием. Однако акты названных федеральных органов

исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления не могут

изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Закон о каждом конкретном налоге содержит следующие основные элементы.

1. Определение круга плательщиков (налогоплательщиков), их основных

признаков. К ним относятся организации (юридические лица, филиалы и иные

обособленные подразделения юридических лиц) и физические лица, на которые в

соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать

налог.

2. Определение объекта налогообложения, т.е. того предмета, на который

начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных

товаров, отдельные виды деятельности, имущество и другие объекты. В целях

уточнения объекта налогообложения может быть определена налоговая база

(т.е. его стоимостная, физическая или иная характеристика).

3. В определенных случаях требуется указать единицу налогообложения, т.е.

часть объекта налогообложения, при помощи которой исчисляется налог

(например, 1 кв. м земли, 1 га пашни и др.).

4. Ставка, т.е. размер налога, который взимается с единицы

налогообложения или объекта налогообложения в целом.

Ставки могут быть выражены в разных формах и в разной зависимости от

изменений объекта налогообложения.

Так, они могут быть выражены в процентах и твердых денежных суммах, в их

сочетании. Применяются пропорциональные ставки, т.е. не изменяющиеся в

зависимости от увеличения или уменьшения объекта налогообложения, и

прогрессивные, размер которых зависит от количественной характеристики

объекта налогообложения (при его увеличении увеличивается и ставка налога).

5. Определение сроков уплаты налогов в течение года. Они предусматриваются

по каждому из видов налогов особо.

В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом

акте могут предусматриваться налоговые льготы и основания для использования

их налогоплательщиком.

Льготы по налогам и сборам — это предоставляемые отдельным категориям

плательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах

преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность

полного или частичного освобождения от данного платежа. Льготы не могут

носить индивидуального характера. Однако в исключительных случаях

допускается установление индивидуальной налоговой льготы нормативными

правовыми актами законодательства РФ, субъектов РФ и нормативными актами

органов местного самоуправления в отношении налогов и сборов

соответствующего уровня в части, поступающей соответственно в федеральный,

региональный или местный бюджет.

Большую роль в формировании налогового права призван выполнить его

важнейший источник — Налоговый кодекс РФ.

Введенная в действие часть первая НК РФ предусматривает общие принципы

налогообложения и сборов; виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания

возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по

уплате налогов и сборов; основные начала установления налогов субъектов РФ

и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков,

налоговых органов и других участников отношений, регулируемых

законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля;

ответственность за совершения налоговых правонарушений; порядок обжалования

действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Существенное значение для развития налогового права имеет закрепление в

НК РФ основных начал законодательства о налогах и сборах (ст. 3). Они

исходят из конституционных положений о правах человека и гражданина,

принципах рыночных экономических отношений, государственной целостности

Российской Федерации, разграничении полномочий между органами

государственной власти Федерации, ее субъектов и органов местного

самоуправления. К таким основным началам отнесены следующие:

— обязанность каждого лица уплачивать только законно установленные налоги

и сборы. При этом законодательство должно основываться на признании

всеобщности и равенства налогообложения, фактической способности

налогоплательщика к уплате налога;

— недопустимость дискриминационного характера налогообложения и разного

его применения исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и

иных подобных различий между налогоплательщиками;

— недопустимость произвольных налогов и сборов, не имеющих экономического

основания, и препятствующих реализации гражданами своих конституционных

прав;

— недопустимость установления налогов и сборов, нарушающих единое

экономическое пространство РФ, либо препятствующих не запрещенной законом

экономической деятельности налогоплательщика;

— недопустимость возложения обязанности уплачивать налоги и сборы, а

также иные платежи, обладающие их признаками, если они не предусмотрены

Налоговым кодексом либо установлены в ином порядке, чем это им определено;

— необходимость формулирования законодательства таким образом, чтобы

каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком размере он должен

платить;

— толкование в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех

неустранимых сомнений, противоречий и неясности актов законодательства о

налогах и сборах.

Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права

общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и

взимания налогов с организаций и физических лиц.

Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют

правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют

органы государственной власти РФ, ее субъектов и органы местного

самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку

установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в

Конституции РФ разграничению предметов ведения Российской Федерации и

субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме

того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между

представительными и исполнительными органами власти.

Установленные в законном порядке налоги реализуются через налоговые

правоотношения, которые возникают по поводу взимания этих налогов с

организаций и физических лиц.

Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является

обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный

государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с

установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность

компетентных органов — обеспечить уплату налогов.

Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой

причинение материального ущерба государству или муниципальному образованию,

ограничивает их возможности по реализации своих функций и задач. Поэтому

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.