реферат скачать
 

политика протекционизма экономики Украины

| | | | |

| |Средний |Максимальный |Стандартное |

| |показатель |показатель |отклонение |

| |тарифа* |тарифа |тарифов |

|Латинская | | | |

|Америка |15,1 |65,0 |3,8 |

|(шесть стран) | | | |

|Аргентина |11,8 |35,0 |7,4 |

|Бразилия |20,8 |65,0 |14,2 |

|Чили |12,0 |11,0 |0,7 |

|Колумбия |11,8 |40,0 |6,3 |

|Мексика |13,0 |20,0 |4,4 |

|Венесуэла |15,7 |50,0 |11,3 |

|Азия |25,8 |220,0 |13,7 |

|(пять стран)** | | | |

* средневзвешенная ставка по структуре экспорта 1991 г.

** Индонезия, Малайзия, Республика Корея, Таиланд и Филиппины.

В странах, которые находятся на стадии перехода от централизованной

плановой к рыночной экономики, основная тенденция к либерализации импорта

имеет, как правило, достаточно существенные причины. Так, в Польше импорт

алкогольных и табачных изделий вообще на подчинялся либерализации. В

Чехии и Словении применялся дополнительный двадцати процентный налог на

импорт потребительских товаров.[9]

Возвращаясь к практике Украины, следует заметить, что на начальном

этапе Украина шла даже не латиноамериканским, а каким то ультролиберальным

путем. Однако этот надлиберальный таможенно-тарифный режим первых лет

независимости очень быстро стал объектом постоянных коррекций. Скажем,

лишь на протяжении двух лет было принято 14 постановлений, которые

существенно изменяли ставки ввозной пошлины. Такая таможенно-тарифная

«игра» так же не одобряются в мире, и, понятно, дразнит бизнесменов,

которые вынуждены действовать по правилам, которые постоянно изменяются. А,

как, известно, такая практика аналогична «игры без правил» вообще. Следует,

однако, отметить, что Украина не была единственной страной , которая

вдавалася до такой практики.

В Украине, в мае 1994 г. был взят курс на достаточно жесткий пошлино-

тарифный протекционизм, когда ставки на многие товары увеличились с 10-20 %

до 40-100%, а максимально высоко «планка» поднялась на такие товары как

мех, кожа – до150%, ликероводочные, табачные изделия – до200-350%. В

феврале 1995 г. протекционистская волна расширилась (20-30% - пошлина для

стран с режимом наибольшего благоприятствования и 30-40% - для стран без

такого режима) на ряд сельскохозяйственных товаров и машин для

агропромышленного комплекса, цемент, ряд химических товаров, одежда,

некоторые строительные материалы и автомобили, мебель и другие. Эти

протекционистские акции сопровождались еще и дополнениями в виде акцизных

сборов и налога на добавленную стоимость.

В Украине фактически не использовались распространенные в мировой

практике нетарифные ограничения импорта. Исключение составляют такие товары

как химические способа

защиты растений, фармацевтические и ветеринарные препараты,

косметическая продукция, которые подлежат лицензированию. То есть, в этих

случаях нетарифный механизм сводился до наиболее простой формы, которая ,

может быть наименьше характерна для арсенала способов регулирования,

которые используются другими странами.[9]

Таким образом, Украина начала активно обращать внимание на

использование протекционистского инструментария, который присущ большинству

зарубежных стран.

Однако , нужно, отметить, что тенденция роста протекционизма, которая

выявилась с 1994 г., в Украине происходит одновременно с углублением

«тенизации» внешнеторгового оборота, массовым уклонениям от уплаты пошлины

и налогов. Сложилась, на первый взгляд, парадоксальная ситуация: чем

больше увеличивалась для импортеров тягость налогов на импорт, тем

меньшим был взнос таможенной службы в государственный бюджет (в 1985 г. он

составлял всего 3,5 %, тогда как в структурах доходов государственных

бюджетов стран, которые развиваются, поступление от налогообложения

внешней торговли составляет иногда до 25 и выше процентов). Таким образом,

речь идет в первую очередь об игнорировании в импортной политики Украины

такого объективного понятия, подтвержденного мировой практикой, как

оптимальный уровень тарифов, про уклонение от тенденции внедрения

«разумного», взвешенного протекционизма. Потому что, только при среднем

уровне таможенно-тарифной защите не больше 10-15% такая защита – реально

эффективная. А при превышении граничного уровня импортной пошлины (30%),

как правило, наблюдается тенденция падения общего объема поступлений в

государственный бюджет от взыскания импортной пошлины и налогов.

Итак, если в зарубежных странах пошлина и налоги на импорт

устанавливается при максимально доступной либерализации и стимулирование

экспорта продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, то в Украине до

последнего времени все происходит наоборот. И такая аномалия в целом

нанесла значительный ущерб экономики. В следствии его, также, в тяжелом

положении оказались целые области промышленности. Таким образом, сегодня

внешнеэкономическое регулирование в Украине требует достаточно значительной

коррекции.[9]

3.1. Общая характеристика структуры и объема внешней торговли.

3.1.1 Динамика экспорта-импорта Украины.

Во всех странах бывшего СССР либерализация внешней торговли

начала осуществляться после провозглашения независимости в 1991 г., и

практически везде в первые годы реформы произошло резкое сокращение объемов

торговли как внутрирегиональной, так и со странами дальнего зарубежья.

Рассмотрим динамику экспорта-импорта Украины за 1994-1997 года

(рис. 3.1.1.1)

Таблица № 3.1.1.1 – Динамика экспорта-импорта Украины

(млн. дол. США)[10-11]

| |ЭКСПОРТ |ИМПОРТ |БАЛАНС |

| |1994г.|1995г.|1996г.|1994г.|1995г.|1996г.|1994г.|1995г.|1996г.|

|Украин| | | | | | | | | |

|а |9708,1|13166 |14441 |9989,2|16052 |18939 |-281,0|-2885 |-4197 |

Особенностью внешнеторговой политики Украины, направленной на

поддержку национального товаропроизводителя, начиная с 1994 г. стали

либерализация внешнеэкономической деятельности, снятие количественных

ограничений на украинский экспорт, что в условиях сокращения внутреннего

Потребителя представило возможность поддерживать отечественное

производство за счет экспортной деятельности. Нужно отметить, что внешняя

торговля с того же года играла роль одного из главных компенсирующих

факторов, которые минимизировали отрицательные последствия кризисного

состояния экономики в целом, в частности, в отношении внутреннего

производства, потребления и соответствующих рынков. Так, если в 1994 году

валовой внутренний продукт Украины снизился на 38,9%, то внешнеторговый

оборот возрос на 60,9%, в том числе его экспортная составная выросла на

70,3%, а импортная на 57,7%. При этом темпы роста экспорта опережали темпы

роста импорта в целом на 17,6%, что дало возможность сократить

отрицательное сальдо внешнеторгового оборота почти на 30%.

Отметим, что по официальным данным, импорт почти на 90% имеет

ресурсную и производственно-промышленную структуру и содержит лишь 5,1%

промышленных товаров на 4,8% продовольственных товаров некритического

потребительского импорта.[12]

Вместе с тем национальная торговля – одна из составных национальной

экономики, сама по себе, естественно, была не в состоянии решить все

проблемы поддержки внутреннего товаропроизводителя, а именно – увеличение

объемов производства и продажи, улучшение его финансового состояния и др.

Для обеспечения мер по поддержке отечественного товаропроизводителя в

сфере внешнеэкономической деятельности, в частности в экспортной политики,

решались такие задачи, как стимулирование экспорта (в условиях суженного

рынка сбыта); расширение рынков сбыта; максимальная активизация товарно-

денежного оборота, в том числе через уменьшение части бартера (принятые

меры по упорядочению бартерной торговли в сфере внешнеэкономической

деятельности позволили в последние три года сократить часть этого вида

торговли в общих объемах внешнеторгового оборота почти в четыре раза, с 47%

до 12%); получение валюты для пополнения оборотных средств, необходимых для

сохранения и развития производства; улучшение параметров платежного баланса

и денежно-кредитной сферы в целом, в том числе через уменьшение дефицита

торгового баланса.

Важным фактором создания эффективной системы внешней торговли

стала реализация комплекса мер по наращиванию экспортного потенциала,

которые предусматривались Программой деятельности Кабинета Министров

Украины, факторы которой охватывали проблемы разработки Государственной

программы развития экспортного потенциала, внедрение финансово-кредитных

механизмов стимулирования экспортной деятельности, создания информационной

системы сопровождения деятельности экспортеров, активизации в сфере

международного дву- и многостороннего сотрудничества и др. реализация этих

мер – надежный гарант достижения реальной поддержки отечественного

производителя.[12]

3.1.2 Динамика доходов Бюджета Украины от государственной

пошлины.

Таблица № 3.1.2.1 – Динамика доходов Украины от государственной

пошлины (в %)[10-11]

| | | | | | |

| |1992 г. |1993 г. |1994 г. |1995 г. |1996 г. |

|Государств| | | | | |

|енная |0,2 |0,22 |0,35 |0,4 |0,6 |

|пошлина | | | | | |

Кроме того, что таможенный тариф оказывает воздействие на интересы

потребителей и производителей, он также является важным источником дохода

для государственного бюджета. Размер этого дохода равняется произведению

ставки тарифа на объем импорта. Конечно, следует подчеркнуть, что

таможенный тариф будет приносить доход государству лишь в том случае, если

он не настолько высок, чтобы полностью перекрыть дорогу импортным товарам.

Запретительный тариф дохода государству не приносит.[3]

Говоря о доходах государства от введения таможенного тарифа,

необходимо иметь в виду, что одновременно государство будет нести и

определенные расходы, связанные с разработкой самого тарифа, ведением

необходимой документации, содержанием таможенной службы и т.д. Другими

словами, доходы от тарифа частично будут «съедены» самой тарифной

системой, следовательно, чистый эффект для государства будет меньше, чем

ожидалось.

От введения таможенного тарифа на импорт в выигрыше оказались

производители и государственный бюджет, а в проигрыше – потребители. Это

означает, что введение таможенного тарифа на импорт приводит к

перераспределению доходов от потребителей в пользу государственного бюджета

и производителей в импортозамещающих отраслях.

3.2 Общая характеристика развития промышленности Украины и

примеры применения таможенных тарифов на некоторые виды товаров

машиностроения.

Промышленное производство –одно из важнейших звеньев

национальной экономики которое должно обеспечивать жизненные интересы

страны, ее экономическую безопасность, социальный и культурный уровень

жизни народа. Оно требует постоянного внимания к себе со стороны

Правительства в деле его адаптации к новым реальностям, сложившимся в

экономических, политических и международных отношениях после провозглашения

независимости Украины.

Несмотря на продолжительный экономический спад, итоги

прошлого года дают основания считать, что в тенденциях промышленного

производства постепенно накапливается положительный потенциал.

Во-первых, мы имеем существенное сокращения по сравнению с предыдущими

годами темпов поведения промышленного производства: 1994 г. – 27,3%, 1995г.

– 12,0%, 1996г. – 5,1%. По экономическому содержанию такая динамика

позволяет со значительной долей уверенности рассчитывать на начало

стабилизационных процессов.[12]

Во-вторых, имеет место постепенный рост объемов экспорта промышленной

продукции (1994г.-10,3, 1995г.-12,7, 1996г.-14,1 млрд. долл.), но пока что

при сохранении неудовлетворенной структуры экспорта и отрицательного сальдо

внешней торговли товарами.

Однако, оценивая общую ситуацию, все-таки следует отметить, что

существенного улучшения положения дел в промышленном комплексе пока что не

произошло. В 1996году продолжалось падение производства. Особенно остро эта

тенденция проявилась в отраслях машиностроения и металлооброботки (74%);

лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (82%);

промышленности строительных материалов (66%).

Приоритетное значение в современных условиях приобретают меры по

повышению уровня конкурентоспособности отечественного производителя.

Однако в условиях открытой рыночной экономики, экономический успех

страны и ее ресурсные возможности в большой степени определяются наличием в

ней конкурентоспособных производств и видов продукции. В последнее время

Правительство все больше обращают внимание на проблему повышения

конкурентоспособности отечественного производителя и наращивание выпуска

конкурентоспособной продукции. Такие меры предусмотрены в Программе

деятельности Кабинета Министров Украины, в проектах программы структурной

перестройки экономики и развития экспортного потенциала.

Рассмотрим производство, а также динамику таможенного тарифа, экспорта-

импорта отдельных видов продукции машиностроения за несколько

лет.[13][14][15]

Необходимо объединить усилия государства и товаропроизводителей,

создавать условия экспортной ориентации почти для всего промышленного

производства, т.к. в условиях открытой экономики конкуренция становится

глобальной, поскольку ее нельзя уверенно разделить на внутреннюю и внешнюю.

В последние годы произошло катастрофическое падение экспорта

машиностроительной продукции с соответствующим ростом импорта аналогичных

видов машин.(…..)[12]

Это свидетельствует о том, что в отрасли и государстве в целом не

уделяется должного внимания повышению конкурентоспособности отечественного

производства. Даже США, Канада, Южная Корея, всегда работавшие в рыночных

условиях и действующие по законам конкуренции, создали у себя Национальные

центры повышения конкурентоспособности.

Используя мировой опыт, нам также следует поставить государственную

стратегию по решению этой проблемы на научную, организационную и

практическую основу, т.е. рассмотреть возможность создания в Украине Центра

повышения конкурентоспособности производства.

Большое значение для развития конкурентоспособных производств будет

иметь реализация мер по поддержке национального товаропроизводителя путем

снижения налогового давления, содействия получению кредитов, проведению

активной таможенно-тарифной политики.

Учитывая, что экспортная ориентация производства начинается прежде

всего с сохранения и освоения собственного рынка, следовало бы прекратить

практику заключения соглашений о свободной торговле без всестороннего

анализа их влияния на развитие отечественного производства, более активно

использовать специфические ставки ввозной пошлины на импортные товары и

усилить контроль за качеством импортных товаров. Мировой опыт показывает,

что было бы целесообразно в экспортно-импортных операциях ввести механизм

встречных закупок, когда импорт любой продукции осуществляется только при

условии встречного экспорта продукции из страны-импортера.[12]

В Ы В О Д Ы

Дилемма избрания той или иной внешнеэкономической стратегии,

которая бы опиралась на принцип свободы торговли или протекционизма, или

на уверенный симбиоз этих принципов, в свое время становилась практически

пред каждым государством. И разрешали эту дилемму в первую очередь на

основе стратегических интересов национальной экономики, четкого

представления внутреннего и внешнего положения в стране, назначения

конкурентных преимуществ на мировых рынках товаров, услуг, капиталов,

рабочей силы. При этом, если на словах перевес последними десятилетиями

отдавалась и отдается идеалам свободной торговли, то на практике часто

перевешивал протекционизм. Причем в меру уменьшения уровня таможенно-

тарифного протекционизма, характерного для мировой экономики, расширялся

арсенал других нетарифных способов влияния государства, направленных на

поддержку конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Это

привело к полной модификации самого понятия «протекционизма», необходимости

рассматривать его в широком контексте – как политику, которая базируется на

широком арсенале способов поддержки международной конкурентоспособности в

целом. В отдельности, защита национальных производителей от импорта

теснейшим образом связана с государственной поддержкой экспортной

деятельности в стране. Чем больше уровень международной

конкурентоспособности фирм данной страны, которая реализуется в ее

экспорте, тем, меньшей выявляется потребность в специальных способах

касающихся ограничений импорта фирмами этой страны.

Важно учитывать также, что характер регулирования внешнеэкономической

деятельности в отдельных странах, его стратегические цели, рамки,

конкретные инструменты и механизм постоянно изменяются в зависимости от

уровня развития национальной экономики, приоритетов ее внутренней и внешней

политики, условий международной торговли, участия страны в международных

организациях и интеграционных группировках.

Особенностью внешнеторговой политики Украины, направленной на

поддержку национального товаропроизводителя, начиная с 1994 года стали

либерализация внешнеэкономической деятельности, снятие количественных

ограничений на украинский экспорт, что в условиях сокращения внутреннего

потребления предоставило возможность поддерживать отечественное

производство за счет экспортной деятельности. Нужно отметить, что внешняя

торговля с того же года играла роль одного из главных компенсирующих

факторов, которые минимизировали отрицательные последствия кризисного

состояния экономики в целом, в частности, в отношении внутреннего

производства, потребления и соответствующих рынков. Так, если в 1994 году

валовой внутренний продукт Украины снизился на 38,9%, то внешнеторговый

оборот возрос на 60,9%, в том числе его экспортная составная выросла на

70,3%, а импортная – на 52,7%. При этом темпы роста экспорта опережали

темпы роста импорта в целом на 17,6%, что дало возможность сократить

отрицательное сальдо внешнеторгового оборота почти на 30%. Отметим, что по

официальным данным, импорт почти на 90% имеет ресурсную и производственно-

промышленную структуру и содержит лишь 5,1% промышленных товаров на 4,8%

продовольственных товаров некритического потребительского импорта.

Вместе с тем национальная торговля – одна из составных национальной

экономики, сама по себе, естественно, была не в состоянии решить все

проблемы поддержки внутреннего товаропроизводителя, а именно – увеличение

объемов производства и продажи, улучшение его финансового состояния и др.

Для обеспечения мер по поддержке отечественного товаропроизводителя в

сфере внешнеэкономической деятельности, в частности в экспортной политики,

решались такие задачи, как стимулирование экспорта (в условиях суженного

рынка сбыта); расширение рынков сбыта; максимальная активизация товарно-

денежного оборота, в том числе через уменьшение части бартера (принятые

меры по упорядочению бартерной торговли в сфере внешнеэкономической

деятельности позволили в последние три года сократить часть этого вида

торговли в общих объемах внешнеторгового оборота почти в четыре раза, с 47%

до 12%); получение валюты для пополнения оборотных средств, необходимых для

сохранения и развития производства; улучшение параметров платежного баланса

и денежно-кредитной сферы в целом, в том числе через уменьшение дефицита

торгового баланса.

Важным фактором создания эффективной системы внешней торговли стала

реализация комплекса мер по наращиванию экспортного енциала, которые

предусматривались Программой деятельности Кабинета Министров Украины,

факторы которой охватывали проблемы разработки Государственной программы

развития экспортного потенциала, внедрение финансово-кредитных механизмов

стимулирования экспортной деятельности, создания информационной системы

сопровождения деятельности экспортеров, активизации в сфере международного

дву- и многостороннего сотрудничества и др. реализация этих мер – надежный

гарант достижения реальной поддержки отечественного производства.

Отдельного внимания заслуживают шаги по внедрению эффективной

импортной политики. Это, в первую очередь, уменьшение импорта товаров,

которые в достаточном количестве производятся в стране, оптимизация

промышленно-производственного импорта, уменьшение дефицита торгового

баланса, уменьшение непроизводственного (потребительского) импорта путем

развития производства конкурентоспособных аналогичных товаров в Украине.

Для решения этих задач производился целый ряд мер тарифного регулирования.

В этом плане нужно отметить, что предпринимаемые меры предусматривают

достижение последовательного достижения норм и правил внешней торговли

Украины к требованиям Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)

и Всемирной организации торговли.

В импортной политике необходимо отметить шаги по таможенно-тарифному

регулированию как экономическому механизму регулирования импорта товаров

во время перехода границы; нетарифному регулированию через административные

меры ограничения ввоза товаров в Украину; техническим барьерам, которые

создаются на базе требований относительно соответствия импортных товаров

нормам и стандартам, принятым в Украине; организационными средствами

усложнения ввоза товаров в Украину.

Для осуществлению мер по введению таможенно-тарифного регулирования в

Украине создан Таможенно-тарифный Совет, который объединяет представителей

всех заинтересованных в этом вопросе государственных органов управления. За

последние три года при участии этого органа, других министерств и ведомств

подготовлено и принято 37 правительственных постановлений, которыми

изменялись ставки ввозной пошлины, утвержденные Единым таможенным тарифом

Украины.

Важно подчеркнуть, что пересмотр действующих ставок пошлины происходит

на основании тщательного анализа и ставит цель создать барьеры для тех

товаров, которые производятся в Украине, и стимулировать поступление

товаров критического импорта, необходимых для функционирования экономики.

В тарифной политике применяются различные ставки ввозной пошлины,

которые показали свою эффективность в цивилизованном мире. Важным этапом

стало введение с 1995 года специфических и комбинированных ставок. Это, по

сути, для нас был новый шаг в тарифном регулировании. Благодаря этим

ставкам, становится невозможным снижение таможенной стоимости товаров и

уклонение от уплаты надлежащих налогов.

Нужно отметить, что мероприятия по тарифному регулированию

осуществляется в соответствии с утвержденной Концепцией трансформации

пошлинного тарифа Украины, которая по своим параметрам соответствует

действующей международной практике.

Меры нетарифного регулирования предусматривают осуществление процедуры

лицензирование отдельных видов товаров, в первую очередь тех, к которым

устанавливаются требования по соответствию фармакологическим,

фитосанитарным и экологическим стандартам.

К техническим барьерам импорта товаров можно отнести установление

контроля за качеством водочной и винодельческой продукции, табачных

изделий, продуктов питания, которые импортируются в Украину, осуществление

контроля за наличием сертификата соответствия товаров и др.

Вообще, внешнеторговая политика, и в частности та, которая

осуществляется для поддержки товаропроизводителя, представляет сложную

систему нормативных правил и требований, которой охватывается

многопрофильная деятельность субъектов предпринимательства при

осуществлении ими внешнеторговых отношений. Украина, достигнув

независимости стремится достичь максимальной эффективности в осуществлении

внешней торговли, постоянно совершенствует этот элемент рыночных отношений,

осуществляет цивилизованные правовые нормы в сфере внешнеэкономической

деятельности.

Таким образом, Украина начала активно обращать внимание на

использование протекционистского инструментария, который присущ большинству

зарубежных стран.

Однако , нужно, отметить, что тенденция роста протекционизма, которая

выявилась с 1994 г., в Украине происходит одновременно с углублением

«тенизации» внешнеторгового оборота, массовым уклонениям от уплаты пошлины

и налогов. Сложилась, на первый взгляд, парадоксальная ситуация: чем

больше увеличивалась для импортеров тягость налогов на импорт, тем

меньшим был взнос таможенной службы в государственный бюджет (в 1985 г. он

составлял всего 3,5 %, тогда как в структурах доходов государственных

бюджетов стран, которые развиваются, поступление от налогообложения

внешней торговли составляет иногда до 25 и выше процентов). Таким образом,

речь идет в первую очередь об игнорировании в импортной политики Украины

такого объективного понятия, подтвержденного мировой практикой, как

оптимальный уровень тарифов, про уклонение от тенденции внедрения

«разумного», взвешенного протекционизма. Потому что, только при среднем

уровне таможенно-тарифной защите не больше 10-15% такая защита – реально

эффективная. А при превышении граничного уровня импортной пошлины (30%),

как правило, наблюдается тенденция падения общего объема поступлений в

государственный бюджет от взыскания импортной пошлины и налогов.

Итак, если в зарубежных странах пошлина и налоги на импорт

устанавливается при максимально доступной либерализации и стимулирование

экспорта продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, то в Украине до

последнего времени все происходит наоборот. И такая аномалия в целом

нанесла значительный ущерб экономики. В следствии его, также, в тяжелом

положении оказались целые области промышленности. Таким образом, сегодня

внешнеэкономическое регулирование в Украине требует достаточно значительной

коррекции.

П Е Р Е Ч Е Н Ь С С Ы Л О К :

1. Киреев А. Международная экономика, часть 1, М., Международные

отношения, 1997 г. - с.197

2. Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их

регламентация., М., Инфо-м.,1996г.- с.-201

3. Холопов А. Внешнеторговая политика: тарифные и нетарифные методы

регулирования международной торговли // Мировая экономика и

международные отношения. – М, 1997г. - №11-12 – с.72, с.78

4. Мировая экономика, - Тарифы в США – исторический аспект проблемы,

М., -1997г.-с.-167

5. Бюллетень иностранной коммерческой информации, - №155-156-М.,1996г.

6. Дьякова И. С. Внешняя торговля развивающихся стран Азии на

современном этапе, М., Наука,- 1988г.

7. Фаминский И.П. Современные международные экономические отношения,

М., 1988г.- с.39

8. С1денко В., Панф1лова Т., Романюк П. Протекционизм чи в1льна

торг1вля? // Пол1тика 1 час. – Ки1в, 1996р. -№10 – с.40

9. То же №11, с.9

10. Украина в цифрах 1994г., Киев, 1995г.

11. Украина в цифрах 1996г., Киев, 1997г.

12. Якубовский Н. Актуальные проблемы промышленного производства//

Экономика Украина.- Киев,-№ 8,-1997г.-с.4

13. Бюллетень экономической коньюктуры Украины, Выпуск № 1,- 1997г.,

Киев.

14. Бюллетень экономичкской коньюктуры Украины, Выпуск №2,-1998г.,

Киев.

15. Статистический ежегодник Украины, 1995г., Киев.

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.