реферат скачать
 

План Маршалла - программа американской помощи в восстановлении экономики послевоенной Европы

Западной Германии было очень тяжелым. Большая часть промышленности была

уничтожена бомбардировками или демонтирована победителями. Отдельные

сохранившиеся предприятия почти ничего не производили. В 1946 году

промышленное производство составляло 1/3 от довоенного, лет на 30 назад

было отброшено сельское хозяйство. Из-за военных разрушений резко

обострился жилищный кризис. В то же время капитуляция и эмиграция немцев из

восточных областей Германии привели к скачкообразному росту населения. Это

обстоятельство усугубило продовольственную проблему, которая и без того

была в критическом состоянии. Финансовое состояние страны характеризовалось

полнейшим истощением. Количество денег, находившихся в обращении, во много

раз превышало наличные товарные резервы, а государственный долг достиг

огромных размеров. Почти полное отсутствие товаров, минимальная

прокупательная способность мирки вели к натурализации хозяйства и

продуктообмену. В этих условиях при активном содействии США, предоставивших

Западной Германии по “плану Маршалла” огромные финансовые средства были

проведены реформы, направленные на решительное становление свободного

рыночного хозяйства.

4. РАЗРАБОТКА “ПЛАНА МАРШАЛЛА”

“План Маршалла” , или программа возрождения Европы, был предложен

государственным секретарем США Дж. Маршаллом[3] в его выступлении в

Гарвардском университете в июне 1947г. Он высказался за широкомасштабную

помощь США европейским странам при условии, что они разработают единую

программу восстановления своей экономики. Он отметил, что без здоровой

мировой экономики нет политической стабильности и настаивал на том, что

инициатива должна исходить из Европы [6].

В дальнейшем за детальную разработку плана взялись два ведомства:

Государственный департамент и Государственный военно-морской

координационный комитет. Большую роль в продвижении плана сыграл Вильям

Клейтон, которого называют крестным отцом “плана Маршалла”, госсекретарь

по экономике, американский представитель в ГАТТ ( Генеральное соглашение

по тарифам и торговле - многостороннее международное соглашение об условиях

торговли, заключенное в 1947 г. 23 странами ) и в Экономической комиссии

ООН для Европы.

В 1947 году была создана специальная комиссия при президенте США по

анализу помощи иностранным государствам. Эта комиссия в своем докладе

отмечала, что :

объем производства в странах Западной Европы значительно ниже довоенного

с критическим уровнем добычи угля;

потребность в импорте очень высока;

Европа потеряла крупный источник иностранной валюты в форме платежей за

услуги ( туризм, банковские операции и др.);

произошел сильный сдвиг в соотношении цен между промышленностью и сельским

хозяйством в пользу последнего;

наблюдалось разрушение единой системы торговли этих стран - и внутренней ,

и внешней.

В докладе комиссии отмечалась необходимость денежной реформы. Вместе

с тем указывалось, что последняя не может быть эффективной только за счет

уменьшения предложения денег. Им должны противостоять необходимые товары,

запасов которых не хватало даже на то, чтобы прокормить рабочих наиболее

важных отраслей и тем самым “запустить” производство. Не хватало и

резервов, которые можно было бы использовать, чтобы подтолкнуть рост

производства.

Немедленное сбалансирование бюджетов западноевропейских стран было

признано неосуществимым. Вместе с тем комиссия указывала на необходимость

продвижения в этом направлении одновременно с наращиванием выпуска

продукции. Другими словами, укрепление финансовой системы рассматривалось

не как предварительная или заключительная стадия экономического

возрождения, а как процесс, в котором оздоровление национальных финансов

может способствовать подъему производства и само, в свою очередь, зависит

от этого подъема.

К 1947 году сложилось положение, при котором само сохранение

достигнутых объемов выпуска продукции оказалось под вопросом.

Жизнеспособность западноевропейской экономики во многом поддерживалась

импортом из Северной Америки. Страны Западной Европы за счет их

собственного производства могли обеспечить свое потребление зерна, хлопка,

алюминия и меди только на 40%, свинца и цинка - на 30%, сала и масла -

примерно на 15%, жидкого топлива и мяса - на 10%. Австрия, к примеру, не

покрывала собственным производством даже половины потребности в основных

продуктах питания. Уменьшение импорта этих продуктов из США могло привести

к голоду [2].

Сразу после войны импорт стран Западной Европы обеспечивался

предоставлением субсидий и займов со стороны США и Канады, использованием

золотых и долларовых резервов и др. К 1947 г. поток финансовых

поступлений из этих источников истощился. Из-за недостатка платежных

средств западноевропейские страны оказались перед перспективой сокращения

импорта продовольственных товаров и ключевых сырьевых ресурсов. Без

помощи США ввоз в государства Западной Европы уже в 1947 г. сократился бы

наполовину, а долларовый импорт - на 4/5, что означало бы для этих

государств экономический паралич.

Его наступление не отвечало бы и собственным интересам США. В то же

время ни американским, ни западноевропейским интересам не отвечал и курс на

закрепление за США роли действующего на благотворительных началах

поставщика сырья и самых разнообразных товаров первой необходимости.

Следовательно требовался такой сценарий сотрудничества, который бы :

обеспечивал большую самоокупаемость экономического возрождения Европы;

повышал отдачу американской помощи;

вписывался в начавшееся в конце 40-х годов очередное обновление

технологической базы американской экономики.

В июле 1947 года в Париже была созвана конференция европейских стран

для обсуждения “плана Маршалла” с целью получения их согласия на разработку

общеевропейской экономической программы. На этой конференции была

заключена конвенция о создании Организации (первоначально комитета)

европейского экономического сотрудничества. Ее задачей стала разработка

совместной Программы восстановления Европы. В августе 1947 года комитеты

конференции определили общую сумму кредитов, необходимую Западной Европе на

4 года. США послали представителей Конгресса в Англию, Францию, Германию,

Италию, Австрию, Скандинавские страны, чтобы на месте изучить вопрос об

объеме помощи европейским странам в порядке реализации “плана Маршалла”.

В конце 1947 года правительство США внесло на рассмотрение конгресса

законопроект о “плане Маршалла”.

“План Маршалла” Был утвержден конгрессом 2 апреля 1948 года и

действовал с 3 апреля 1948 года по 30 декабря 1951 года. Его осуществление

проводилось в рамках Закона о четырехлетней программе помощи иностранным

государствам.

Важным аспектом реализации “плана Маршалла” стал вопрос об источниках

финансирования отдельных элементов программы. Его решение увязывалось с

характером поставок, видом поставок [2].

Поставки первого вида охватывали предметы важнейшей жизненной

необходимости - те, что требовались для предотвращения голода. Каждую весну

выделялись ассигнования на продукты питания, топливо, одежду. Год от года

по мере роста собственных ресурсов европейских стран эти ассигнования

сокращались. Поскольку помощь такого рода не окупалась, она шла в виде

дотаций, а не займов. Местная валюта, вырученная от продажи этих продуктов,

должна была использоваться правительством европейских стран для уменьшения

дефицита госбюджета, а следовательно, и темпов инфляции; для наращивания

производства.

Второй вид поставок - промышленное оборудование. Здесь в

финансировании преобладали займы Международного банка.

Третий вид - сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары,

запасные части и т.д. Эти поставки финансировались под гарантии

американского правительства через Экспортно-импортный банк США, создавший

для этих целей специальное отделение.

В апреле 1948 года в Париже министрами 16 европейских государств и

представителями союзников от Германии была подписана конвенция. В

соответствии с “Планом Маршалла” его европейские участники должны были :

предпринять меры по облегчению обмена товарами и услугами между собой,

ускорить развитие внутриевропейской торговли;

через межстрановую кооперацию обеспечить активизацию наиболее эффективных

производственных мощностей для достижения наискорейшего роста выпуска

продукции;

предпринять финансовые и другие меры по укреплению своих валют,

восстановлению доверия к ним;

придать европейской кооперации организационное обеспечение.

Как известно, формой такого обеспечения стала ОЕЭС - Организация

Европейского Экономического сотрудничества, объединившая 16 государств.

5. РЕАЛИЗАЦИЯ “ ПЛАНА МАРШАЛЛА” В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕвРОПЫ

В экономической политике европейских стран происходили изменения,

направленные на поиск и применение новых методов экономического

регулирования [6]. Государства столкнулись с противоречием. С одной

стороны, условием американской помощи был отказ страны, ее при

принимающей, от дальнейшей программы национализации и планов, которые будут

причинять ущерб частному предпринимательству, т.е. развитие частного

капитала. С другой стороны, восстановление можно было осуществить только

при ведущей роли государства, которое обеспечивало на первых этапах

население продовольствием, а промышленность - сырьем, старалось

ликвидировать безработицу. В некоторых случаях пришлось национализировать

неспособные к самообеспечению отрасли промышленности: железные дороги,

воздушный транспорт, сферу социальных услуг, некоторые отрасли тяжелой

промышленности.

В этих условиях, также как и в США в 30-е годы, стало необходимым

использование кейнсианского подхода к экономическому регулированию:

стимулирование спроса через достижение полной занятости путем

государственного манипулирования налогами и расходами. Снимая наиболее

острые вопросы, “план Маршалла” исподволь поощрял этот процесс.

Уровень вмешательства государства в экономику был разным. Так, Франция

и Швеция пошли по пути государственного планирования. Высок был уровень

национализации промышленности в Австрии, Германии, Бельгии, Италии. Во

Франции осуществлялся жесткий государственный контроль за кредитом, главной

целью было не столько достижение более высокого уровня производства,

сколько модернизация производства.

Великобритания не торопилась с применением планирования, а

национализацию рассматривала как меру “спасения” стагнирующих отраслей, а

не средство стимулирования роста эффективности. Экономическая политика

страны была направлена на решение 2-х задач : достижение высокого уровня

занятости на основе кейнсианского метода повышения совокупного спроса через

государственное вмешательство в экономику и улучшение платежного

баланса, используя финансовую помощь США.

Главными проблемами Италии в послевоенный период были безработица и

высокая инфляция. Сравнительно быстрое восстановление также опиралось на

усиление государственного контроля, рост прямых государственных инвестиций,

модернизацию промышленности в госсекторе. В отличие от Великобритании,

использовавшей американскую помощь на укрепление платежного баланса,

итальянское правительство разрешило частным предпринимателям использовать

фонды помощи на финансирование импорта оборудования из США.

Особое место в “плане Маршалла” было уделено Западной Германии. После

окончания 2-й мировой войны Западная Германия превратилась по существу из

противника в партнера западных держав, ей отводилась роль форпоста в

борьбе против “советского коммунизма”. Из всех западноевропейских стран

именно Германии “план Маршалла” отдавал явное предпочтение. Так, за

первые годы реализации “плана Маршалла” (1948-1951) Германия получила от

США почти столько же, сколько Великобритания и Франция вместе взятые и

почти в 3,5 раза больше, чем Италия.

Банки в Германии традиционно брали на себя коммерческий риск и

главную роль в обеспечении индустриализации, входили в детали управления

кредитуемых фирм. После краха финансовой системы вследствие 2-й мировой

войны государство стало приобретать большую власть по контролю за

кредитной системой, но проводимая политика была результатом переговоров и

сотрудничества с основными финансовыми и промышленными магнатами.

Полученные по “плану Маршалла” фонды, были инвестированы в частный и

промышленный сектор. Однако, банки были основой инвестиционного процесса.

Участвуя в капитале фирм, покупая пакеты акций , банки тем самым были

заинтересованы в будущем промышленности и предоставили фонды для ее

развития. Поощрение накопления капитала и массовые государственные

инвестиции в Германии стали основными факторами экономического роста.

Большое значение на развитие экономики в Германии оказали

хозяйственные реформы 1948 года. Идеологом этих реформ был профессор

Мюнхенского университета Л.Эрхард.[4] В трудах по экономическим вопросам

ив своей практической деятельности он выступал за формирование так

называемого социального рыночного хозяйства. Его концепция строится на том,

что стимулом для человека является стремление к собственному благополучию.

Рычаги экономического возрождения страны Эрхард определял как свободную

частную инициативу и конкуренцию с активной ролью государства в

хозяйственной жизни.[3]

Реализация “плана Маршалла” в ФРГ была, наряду с реформой Эрхарда,

важнейшим условием перехода от тоталитарной экономики к рыночной. Но еще

важнее было принятое союзниками решение о возвращении ФРГ на политическую и

экономическую арену Европы. Снятие ограничений на внешнюю торговлю

позволило Германии вернуть свои лидирующие позиции в Европе.

Западногерманский вариант перехода от централизованного управляемого

хозяйства к рынку представляет собой ценный опыт для всех стран, решающих

подобную задачу.

6. “ПЛАН МАРШАЛЛА” - ПЛАН ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЛИ

ВОЕННЫЙ ПЛАН ?

В 1948 году одним из наиболее актуальных вопросов международной

политики был “план Маршалла”. Окончание 2-й мировой войны привело к

существенным изменениям всей международной обстановки. Военный разгром

блока фашистских государств, антифашистский освободительный характер

войны, решающая роль Советского Союза в победе изменили соотношения сил

между двумя системами - социалистической и капиталистической. Советский

Союз и сторонники социалистического пути развития резко отрицательно

относились к инициативе США. Они считали, что “план Маршалла” не помогает

европейским народам восстановить свою экономику, а наоборот, тормозит дело

восстановления, лишает европейские страны их самостоятельности, превращает

их в придаток американского империализма.

Особые опасения высказывались в отношении милитаристского характера

плана. Французский публицист А.Клод [8] пишет, что американские милитаристы

провозгласили новый курс, направленный на завоевание мирового господства.

Важной вехой на этом пути является “план Маршалла” - план закабаления

европейских народов американским капитализмом. Сосредоточивая свое

главное внимание на Европейском континенте, американские империалисты

стремились разрешить одновременно две задачи: избежать экономического

кризиса, дав европейским странам возможность продолжать закупки

американских товаров, и “поддержать” империалистическую систему в Европе,

приостановив рост демократического движения. Эта двойная задача и должна

быть разрешена путем предоставления европейским странам американских

кредитов на условиях, которые сделали бы эти страны полностью зависимыми от

США и превратили бы их народы в объект колониальной эксплуатации

американскими монополиями.

Автор предисловия к работе [9] считает, что основной целью, которую

ставил перед собой американский публициста А. Джеймс являлось

разоблачение утверждений о том, что “план Маршалла” является якобы планом

помощи европейским странам в восстановлении их экономики. Джеймс считал,

что “план Маршалла” - это чисто военный, агрессивный план.

Практически все издания послевоенного периода в Советском Союзе

характеризуют “план Маршалла” как агрессивный план , направленный на

укрепление гегемонии США в Западной Европе, создание объединенного

империалистического фронта против освободительного движения, СССР и

складывающейся мировой системы социализма.

7. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА “ПЛАН МАРШАЛЛА”

Реформы второй половины 80-х годов в бывшем СССР положили начало

обновлению общества и хозяйственному переустройству в России. Осенью 1991

года Россия получила в наследство от СССР крайне несбалансированную

экономику с уровнем открытой инфляции свыше 300% в год. Подавленная

инфляция привела к концу года к всеобщей нехватке важнейших товаров,

дефицит бюджета составил свыше 30% ВВП. Огромный внешний долг невозможно

было обслужить даже конфискацией всех валютных сбережений [3]. Поиск путей

перехода к новым экономическим отношениям к подъему и стабилизации

экономика очень сложен. Меняются правительства, меняются приоритеты

направления развития экономики.

Авторы работы [2] считают, что представляются вполне обоснованными

соображения о необходимости более разностороннего изучения экономических

преобразований в послевоенной Европе и использования опыта Западных

государств применительно к экономической ситуации в России.

Послевоенный опыт Западной Европы заслуживает внимания как с позиций

восстановления хозяйства, оздоровления финансов и денег, налаживания

экономического сотрудничества стран, так и с точки зрения стратегии

промышленного развития, обеспечившей создание материальных предпосылок для

мощного технологического процесса в различных сферах производства. Кроме

того следует отметить, что несмотря на получение широкомасштабной помощи,

эти страны не стали экономическим придатком США, более того, превратились в

конечном счете в сильных конкурентов. Реализация “плана Маршалла” в свое

время продемонстрировала результативность экономической политики, при

которой инфляции противопоставлялся контроль не только за денежной, но и

товарной массой.

Таким образом можно сделать вывод о том , что история возникновения и

реализации “плана Маршалла” в Западной Европе полностью подтверждает

высказывание знаменитого однофамильца госсекретаря США - английского

экономиста Альфреда Маршалла о том, что “ устаревшие идеи в экономике

никогда полностью не исчезают. Когда новые исследования со временем

становятся на свои места, а их критическая острота снимается, то

оказывается, что в действительности они отнюдь не нарушают преемственность

процесса развития науки”[10]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер.с англ., 4-е изд. -

М.: “ Дело Лтд”, 1994. - 720с.

2. Дементьев В.Е.,Олевская Е.М. “План Маршалла”: взгляд из сегодняшней

России. Российский экономический журнал. N8, 1993, с. 81-86.

3. Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций ./ Под общ.ред.

В.И.Голубовича. - Мн.: ИП “Экоперспектива”, 1997. - 432с.

4. Павлова И.П. и др. История экономических учений: Учеб. пособие ;

СПбГААП, Изд.2-е. СПб.,1996.

5. Энциклопедический словарь. Гл. ред. Б.А. Введенский. 1,2,3,том.- ГНИ

“БСЭ”. М.1953-55.

6. Городецкий А.Е. и др. “План Маршалла” - путь к стабилизации и

возрождению Европы. Препринт доклада. РАН, институт Экономики, М.,1993.

7. European Recovery and American Aid. A Report by the President’s

Committee of Forein Aid.- W., 1947.- Now. 7.

8. Клод А. План Маршалла. “Иностранная литература”, М.,1950

9. Аллен Д. “План Маршалла”. План восстановления или военный план?.

“Иностранная литература”, М., 1949.

10. Маршалл А. Принципы экономической науки, т.1,2,3.Пер. с англ. -

М.,Издательская группа “Прогресс”, 1993 - 26л, 19,5л, 22л.

11. Негиши Т. История экономической теории: Учебник/ Пер. с англ. под ред.

Л.Л. Любимова и В.С. Автономова.- М.: АО “Аспект Пресс”, 1995. - 462с.

12. История экономических учений: Учебник для экон. спец. вузов/ Рындина

М.Н., Василевский Е.Г., Голосов В.В. и др. - М.: Высш. школа, 1983 г. -

559с.

13. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. - 3-е изд.

- М : “Советская энциклопедия”, 1984. - 1600с.

14. Энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.А. Введенский. 1,2 т.

М:”Советская энциклопедия”, 1964. - 736с.

-----------------------

[1] Триест - административная провинция Италии. После 2-й мировой войны

по мирному договору с Италией Триест с небольшим округом был выделен в

свободную территорию Триест.

[2] Ленд-лиз - система передачи США взаймы или в аренду вооружения,

боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и др. материальных

ресурсов странам антигитлеровской коалиции в период 2-й мировой войны.

[3] Джордш Кетлетт Маршал ( 1880 - 1959 ) американский генерал армии . В

1939-45 начальник Генштаба, в 1947-49 государственный секретарь США, в1950-

1951 министр оборона. Сторонник “холодной войны” и гонки вооружений.

[4] Людвиг Эрхард (1897) 1948-49 г. - директор главного управления

Бизонии. !949-63 - министр экономики ФРГ, с 1963 - канцлер ФРГ.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.