реферат скачать
 

Ответы на билеты к госэкзаменам (Международный независимый эколого-политологический университет)

международные по сфере деятельности, которые обладают активами зарубежом

на основе прямых инвестиций.

ООН установила некоторые критерии, присущие ТНК. По ООН-им критериям - это:

. компания, имеющая дочернии компании в одной или нескольких странах,

. компания, имеющая систему принятия решений из центра, которая

обеспечивает согласованную политику и торгово-экон. стратегию;

. компания, дочерние компании и филиалы которой связаны с центром

(головной компанией) через систему финансового и технологического

контроля и собственности.

ТНК работают во всех сферах деятельности: и материальной, и сфере услуг,

туризма, транспорта, размещения услуг и т.д. В мире существует более 35000

крупных и средних ТНК и МНК, имеющих более 170000 различных филиалов. В

первых 50-ти преобладают американские, японские и европейские ТНК.

дотрансснщион”~ьныя корпорыция. Формы межународной организации бизнеса по

видам

собсгвенности: гос. собственность (гос. тресты, компании); частная собст-

сть; смешанные.

! 1о национальной принадлежности капитала: нщ-ые, международные;

совместные.

Формы кяпитяла: ме.чкие и средние: АО: полное товарищество открытого типа с

неограни-

че~~нои отвс~ ~~ в~нн~с~-ьк”.

Картель -объединение, участники которого, заключают м/у собой соглашение о

регулировании объема

~ [рои ~водства и сбыта продукции, а также о найме рабочей силы.

(пример:ОПЭК-13 стр.)

Синдикат - объединение с общим совместными функ-ми в закупке сырья и

реализации производимой

~ ~родукции (но синдикат обеспечивает производственнук~ независимость).

Ко~п~ерн- форма объединение компаний, которые специ-ются в разл”жых сферах

хоз. деятельности.

Единлво управления и финансов.

1'рест - объединяет пр-во, сбыт, финансы в основном в одной из материальных

сфер про-ва

(с~~оительство. пром-осты. Участники теряют хоз.-ю, коммер-ую и финансовую

независимость.

П ГК- ни уональные: ММК- многонациональные международные комлании.

~'1~~ - мсж;~-ыя монопо.~ия компании, многонационмьные или национальные по

капиталу иконтролю и

.~~сжд~ и ~ро,аы~ по ~фере дсятепьности, обладающие активами за рубежом на

основе прямых

инв~~"гиций.( тго определение относится к сфере производственной)

11ри ~наки ТНК по критериям ООН:

1 1'1Б - компания, рысполыгмощм финансами, дочерними комланиями в одной или

неск-ких заруб-~

~~~);пи~.

2 Ии коьпинии имек)т систему принятия решений из центра (головной компании)

обеспечивающчо

согласованную политику и торгово-экономическую стратегию

~.Лочер~ме компании и орг-ции связаны с центром через систему фин. и

технологического контроля и

соГ~ствснности. Сферы работы ТНК - все материальные сферы и сферы услуг:

информационная,

~'~,~нк~~нская: л:рилм: ра ~мещение уа~уг.(В мире примерно 35 000 ТНК и

ММК)

') ги 35()(1() имеют ”17000 финансов преобладают Американские, Японские,

Европейские ТНК.

~)сооенности(тенденции) развития ТНК:

1.расширение ТНК в рвзвивающихся странах(преобладают в сфере рывитых стран

80о~ ~

2.расширяется сфера д“ятельности ТНК по отраслям хоз-ва и сферы услуг

3.'П1К деят-ти в торговле на долю ТНК приходится 50% мировой торговли (40%

мирового производства).

11ну-~ри 1'НК действует свой мех-зм обмена продукции, поставок сырья и

матер-ов по внутрифирменным

цмнсфер~ ным ценым (вид цен, используемых в межд, товарообороте при обмене

продуищей и услугами в

рымкал 'П[К и ММК трестов основан на коммер-их принципах взаимоотношений

филиалов и головной

~~~ирмы 1[ель ТНК - заруб-ая дещмльность (доля заруб-го актива в общем

активе 50-80%.)

~“ри~ ерии интересукнцие ТНК при решении о функционировании ТНК в той или

иной стране:

-на~ичие и ценн местных источников финансирования рабочей силы.. состояние

эконом. разв-я

[ ~ и,л ~жеспособный слрос)'. профс-е движение (его уровни); инвесппдонный

климат; полит-ий климат',

ры ~витис -~~днспортной и банковской инфраструктуры

11о~:~с,~с ~вия дчя мирового ризвития которые имеет деятельность ТНК:

-нн~трифирменный оГ~мен (движение товаров и услуг внутри ТНК) суживает

сферу межд. торговли

~н~,~мс~ия ее оГ~ычным вттри фирменным обменом.

-д“тгельность ТНК капитали носит наднациональный характер и приобретйет

незав-сть в

воспроизводственных процессов стран.

- происходит -~кономи-ий предел мирового хозяйгтва м/у сферами влияния разл-

х ТНК (крупнейших)

Т1%- иксе.чератор научно-технического прогресса, Возрастающая доля ТНК в

мировом производстве и

п~~г~вг~С

Основные вопросы соглашения м/у ТНК и странами принимающие ТНК:

1 п.чатежи и начоги в 6юджет

2.,'1ивиденды с рызмещенных акщФ

~1овышение квалификыции местных людей путем предоставления работы в ТНК

4. ! 1ерсдыча технологий от ТНК местному хозяйству.

Основные критерии в деятельности ТНК:

· лбъсм продаж на мировом рынке

· ПС!'ИВЬ1 ~с3'5МСП(СННЬ1~ '5Ы~УГ1СЖОМ

· и~и~~~кгиви“кт~, ”(всстацФ =прибыль на вложенный капитал

';1,~И~'~~.!с~,~И1Ы~11!'Б(Ь1С ДЬИИИ В.10ЖСНИЯ КЫПГГЫЛМ Д1Я ТЕЖ:

· рчнок деловых ус.чуг и компыотерной техники

· ~~ынок высоких технопогий и фармщевтика, офисное оборудование.

№ 59. НИС - общее и особенное в экономике развивающихся стран.

НИС - республика Корея, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Бразилия, Мексика,

Аргентина, Тайвань. В Азии наблюдаются самые высокие в мире темпы

экономического роста, повышается уровень экономического развития, растет

уровень дохода на душу населения, снижается уровень нищеты и улучшаются

другие социальные показатели. Эти страны делают ставку на расширение

использования мирового рынка и приток прямых иностранных инвестиций с

сопутствующим ему расширением притока капитала, передачи технологий и

торговли и в некоторых случаях со значительной ролью государства в

экономике при наличии активного частного сектора.

Проведение политики, ориентированной на развитие внешних связей, ведет к

усилению зависимости от мирового рынка. Кроме того произошли изменения

структуры экспорта этих стран: НИС перешли от экспорта простых

промышленных товаров к экспорту более капиталоемкой продукции. По мере

роста зависимости этих стран от внешнего мира они становятся менее

защищенными от стихийного развития мировой экономики.

Экономическая политика этих стран:

1)долгосрочное планирование

2)стимулирование развития свободного рынка и частного предпринимательства

3)использование государственной правительственной интервенции.

Происходит концентрация производства и капитала, складывается широкая

монополистическая структура, деятельность ТНК принимает международный

характер. Происходит интенсивное экономическое развитие за счет

оптимального задействования всего комплекса внутренне экономического,

сырьевого, людского потенциала. Происходит активная интеграция с развитыми

странами.

Общие черты развивающихся стран:

1)зависимое положение в системе мирового хозяйства

2)переходный характер внутренних социально-экономических структур, хотя

общее развитие этих стран десятилетиями ориентировано на формирование

развитых рыночных отношений

3) все еще низкий уровень развития производства, отсталость

промышленности, сельского хозяйства, производственной и социальной

инфраструктуры по сравнению с индустриальными странами, региональные

диспропорции.

60. Теория соотношения и размещения факторов производства (Хекшер-Олин,

Леонтьев).

В начале 19в. шведские экономисты Хекшер и Олин предположили, что страны

будут иметь сравнительные преимущества в производстве, а следовательно

будут экспортировать те товары и услуги, производство которых требует

интенсивного производства тех факторов производства, которые имеются в

стране в избьггке, при условии включения в анализ сравнительных преимуществ

капитала наряду с трудом. Так страна, имеющая относительный избыток труда

по отношению к капиталу будет иметь сравнительные преимущества и,

следовательно, экспортировать те товары, которые требуют в большей мере

применения труда, чем капитала, и, наоборот, страна, имеющая в

относительном избытке капитал, будет экспортировать те товары, которые

требуют большего применения капитала чем труда.

По словам Олина, смысл теории в том, что товары, требующие для производства

значит. затрат (избыточных факторов производства) и небольших затрат

(дефицитных факторов), экспортируются в обмен на товары, производимые с

использованием факторов в обратной пропорции. Так в скрытом виде

экспортируются избыточные товары и импортируются дефицитные товары

производства, страны экспортируют продукты интенсивного использования

избыточных факторов и импортируют продукты интенсивного использования

дефицитных для них факторов. Теория Хекшера-Олина, объясняющая структуру

межд. торговли, начинает со спец. раздела, посвященного причинам межд.

различий в ценах, не имеющим прямой связи с внешней торговлей. Причин может

быть множество: климатические, исторические, традиционные, порождающие

более высокий спрос на опред. товар. Различия в ценах могут быть связаны с

особенностями технологий производства товара, используемых лишь в нац.

рамках При этом Хекшер и Олин считали, что эти и иные нац. особенности не

объясняют в полном объеме межд. различия в ценах. Они утверждали, что

источником разного уровня сравнительных издержек явл-ся соотношение

факторов производства. Экономисты подвергают рассматриваемую теорию самым

разнообразным проверкам. В 1954г. была опубликована статья америк.

экономиста Василия Леонтьева, где была сделана попытка проверить теорию

Хекшера-Олина на основе расчета полных затрат труда и капитала на экспорт и

импорт США, которые в то время считались капиталоизбыточной страной.

Предполагалось, что США экспортирует капиталоемкие товары, а импортирует

трудоемкие. Результат оказался обратным и получил название "парадокс

Леонтьева". Выводы, полученные на основе использования метода "затрат-

выпуск " по двум факторам - капиталу и труду, оказались прямо

противоположными. Разрешение "парадокса Леонтьева" заключается в том, что

корректное исследование требует не двухфакторной, а многофакторной модели

внешней торговли. Оказалось, что относительный избыток капитала в США не

отражается на амер. внешней торговле. США экспортировали более трудоемкую и

менее капиталоемкую продукцию, чем импортировали. В. Леонтьев предположил,

что в любой комбинации с данным количеством капитала 1 человеко-год амер.

труда эквивалентен 3 человеко-годам иностр. труда, т.е. большая

производительность амер. труда связана с более высокой квалификацией амер.

рабочих.

№ 61. Внешняя торговля России

В советский период в России существовала государственная монополия

внешней торговли, и заключалась в том, что государство присваивает себе

исключительное право осуществлять внешнеэкономические связи. Право на

внешнеторговые операции частному сектору давало государство. Таким образом,

только уполномоченные компании могли заниматься внешней торговлей.

Возникают внешнеторговые объединения, которые выступают в качестве

посредника и занимаются экспортно-импортной торговлей. Они создавались по

двум признакам:

1. объединения, которые специализировались на какой-то группе товара;

2.объединения, к-ые создавались по принципу географической ориентации с кем

торговать. Внешнеторговые объединения входили в структуру Министерства

внешней торговли. Вначале существовал Народный комиссариат внешней

торговли, затем Министерство внешней торговли (МВТ) затем слито с

Государственным комитетом по внешнеэкономическим связям (ГКЭС) и

образовалось Министерство внешнеэкономических связей (МВЭС).Раздел между

ГКЭС и МВТ проходило по критерию специализации в ВЭД. МВТ- чисто торговая

деятельность; ГКЭС- движение кап-ла в форме инвестиционных ценностей. В

составе ГКЭС было также военное подразделение. В 88 году МВТ и ГКЭС были

объединены, чтобы повысить эффективность ВЭД. На этот период берет начало

либерализация, т.е. отход от жесткой монополии государственного сектора. С

начала 92 г. начал действовать приказ "О либерализации внешней торговли

экономической деятельности на территории РСФСР". Этот указ отменял

обязательную регистрацию российских фирм в качестве участников ВЭД;

разрешал предприятиям оставлять у себя 50% валютной выручки; отменены и

снижены некоторые таможенные пошлины; расширение использования свободной

цены рубля; снижение кол-ва товаров, экспорт которых лицензировался и

квотировался. Изменилась структура внешней торговли. Раньше основная доля -

импорт машин, оборудования, сырья, полуфабрикатов, продовольственных

товаров. Сейчас резкий рост импорта продовольственных товаров, снижение

доли машин и оборудования и еще больше доли сырья и полуфабрикатов.

Географические изменения: на промышленно-развитые страны -примерно 1/2

внешнеторгового оборота(советский период),значительная доля развивающихся

стран. Сейчас объем экспорта в развитые страны увеличился, доля соц. стран

уменьшилась, доля развивающихся стран снизилась. В настоящее время основные

партнеры -развитые страны, далее идут бывшие соц. страны, находящиеся на

нашей границе, а с развивающимися странами сохраняются отношения с Индией,

Сирией, Египтом, Ираном, Малазией.

После распада СССР ряд задач:

-ВЭД направлена на преодоление трудностей, связанных с

неплатежеспособностью и улучшение положения в международном разделении

труда;

-стратегические цели развития ВЭС:

1.восстановление и развитие экспортного потенциала России улучшение

структуры экспорта;

2.рационализация импорта: обеспечение такой структуры импорта при к-ой

ввозятся товары, которых не хватает и которые нужны для развития страны;

3.повышение конкурентоспособности товаров РФ на мировом рынке;

4.преодоление тех трудностей, которые мешают преодолению названных задач,

например не конкурентоспособность продукции, наличие огромного внешнего

долга, неразвитость финансовой, технической, информационной инфраструктуры.

Эти задачи государство пыталось решить на путях либерализации. Итог:

очень активное вовлечение РФ в ВЭД и очень большая зависимость РФ от

внешнего рынка. Также в 98 г было ликвидировано Министерство внешних связей

и слияние его с Министерством промышленности и торговли.

№ 62. Кредитная деятельность международного валютного фонда

МВФ- межправительственная организация, предназначенная для регулирования

валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им

финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом

платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в

иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически

служит инстуциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден

на международной валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон- Вудсе (1-22

июля 1944 ).

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются

2 понятия:

1. сделка- предоставление валютных средств странам из его ресурсов

2.операция- оказание посреднических финансовых и технических услуг за

счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с

официальными органами - казначействами, ЦБ, стабилизационными фондами.

Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку

структурной перестройки экономической политики стран- членов.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными

условиями:

1. сумма валюты, полученной страной- членом за 12 месяцев,

предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая требуемую сумму, не

должна была превышать 25% величины квоты страны;

2. общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200%

величины ее квоты. В пересмотренном в 1978 году уставе первое ограничение

было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности

получения валюты в МВФ в течении более короткого срока, чем 5 лет, кот.

нужны были для этого прежде.

МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0.5% от

суммы сделки и определенную плату, или %-ную ставку за предоставляемые им

кредиты.

По истечении установленного периода страна-член обязана произвести

обратную операцию- выкупить национальную валюту у фонда, вернув ему

средства в СДР( спец. права заимствования) или иностранных валютах. Помимо

того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для

фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных

резервов.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностр. валюты в размере

до 25% квоты называется резервной долей. Она определяется как превышение

величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении фонда

запаса национальной валюты данной страны. Сумма займов, предоставленных

страной-членом фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует

ее кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют

резервную позицию страны-члена в фонде. Использование этой позиции не

требует о страны %-ных и комиссионных платежей и не налагает на нее

обязательства вернуть полученные валютные средства.

Механизм кредитных долей. Средства в иностранной валюте, кот могут быть

приобретены страной-членом сверх резервной доли делятся на 4 кредитные доли

(транши) по 15% квоты. Предельная сумма кредита, кот. страна может

приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и кредитных

долей сост. 125% размера ее квоты. Использование первой кредитной доли м.б.

осуществлено как в форме прямой покупки иностранную валюты, при которой

страна получает всю сумму немедленно после одобрения фонда ее запроса, так

и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите.

Соглашение о резервном кредите, или соглашение стэнд-бай, обеспечивают

стране-члену гарантию того, что она сможет получить иностранную валюту от

МВФ в обмен на национальную в соответствие с договоренностью в любое время

при соблюдении страной оговоренных условий.

Главным назначением кредитов стэнд-бай является кредитование

макроэкономической стабилизации программ стран-членов МВФ. Валюта,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.