реферат скачать
 

Отличия классической политэкономии от учения меркантилистов

платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном

хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники

и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к

которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный

оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на

счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со

стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего

деньгами прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую

разменную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка

(менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и

организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной

экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра

банковских денег-чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т.

п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами,

т. е. безналичными деньгами. При оплате товара и услуги покупатель,

используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму

покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.

Вместе с тем в структуру денежной массы включаются и такие компоненты,

которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное

средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных

вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях,

депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают

средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п.

Перечисленные компоненты денежного обращения получили общее название “квази-

деньги”. Квази-деньги представляют собой наиболее весомую и быстро растущую

часть в структуре денежного обращения.

Экономисты называют квази-деньги ликвидными активами. Под ликвидностью

какого-либо имущества или активов понимается их легкореализуемость,

возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости.

Следовательно, самым ликвидным видом активов являются наличные деньги. К

высоколиквидным видам имущества относятся золото, другие драгоценные

металлы, драгоценные камни, нефть, произведения искусства. Меньшей

ликвидностью обладают здания, оборудование.

В структуре денежной массы выделяют такие совокупные компоненты, или, как

их еще называют, денежные агрегаты, как М1, М2, М3, L, группирующие

различные платежные и расчетные средства по степени их ликвидности, причем

каждый их последующий агрегат включает в себя предыдущий.

М1 - это деньги в узком смысле слова, которые еще называют “деньгами для

сделок”, и они включают в себя наличные деньги (бумажные деньги и монеты),

обращающиеся вне банков, а также деньги на текущих счетах (счетах “до

востребования”) в банках. Нужно заметить, что депозиты на текущих счетах

выполняют все функции денег и могут быть спокойно превращены в наличные.

М2 - это деньги в более широком смысле слова, которые включают в себя все

компоненты М1 + деньги на срочных и сберегательных счетах коммерческих

банков, депозиты со специализированных финансовых институтов. Владельцы

срочных вкладов получают более высокий процент по сравнению с владельцами

текущих вкладов, но они не могут изъять эти вклады ранее определенного

условием вклада срока. Поэтому денежные средства на срочных и

сберегательных счетах нельзя непосредственно использовать как покупательное

и платежное средство, хотя потенциально они могут быть использованы для

расчетов. Замечу, что различие между М1 и М2 заключаются в том, что в

состав М2 включены квази-деньги, которые, по крайней мере, затруднительно

использовать для сделок, нелегко перевести в наличные.

Следующий агрегат М3 включает в себя М2 + крупные срочные вклады и суммы

контрактов по перепродаже ценных бумаг.

Агрегат L состоит из М3 и коммерческих бумаг с определенными видами

краткосрочных ценных бумаг.

Следует отметить, что в нашей стране до последнего времени денежные

агрегаты не расчитывались и не использовались. Теоретически это

обосновывалось постулатами марксистской экономической науки, в соответствии

с которыми считается недопустимым объединение квази-денег и наличных денег,

ибо смешиваются совершенно разные категории - деньги, ценные бумаги,

кредит.

Однако ясно, что между денежным рынком (движение краткосрочных ссуд),

рынком инвестиций (обращение среднесрочного и долгосрочного ссудного

капитала) и рынком ценных бумаг существует тесная взаимосвязь. Потенциально

остатки на срочных счетах и ценные бумаги могут быть использованы для

расчетов. Кроме того, владельцы срочных счетов имеют возможность

переоформить их в счета до востребования. Доходы от ценных бумаг могут

храниться на текущих счетах, так же, как денежные средства, вырученные от

их продажи.

Безусловно, денежные агрегаты на практике играют позитивную роль как

ориентиры денежной политики государства.

Стоимость денег

1. Приемлемость. Наличные и чековые вклады являются деньгами по той простой

причине, что люди принимают их в качестве денег. В силу давно

установившейся практики бизнеса наличность и чековые вклады выполняют

основную функцию денег; они принимаются в качестве средства обращения.

Допустим, вы меняете в магазине одежды купюру в 20 долларов на рубашку или

блузку. Почему торговец принимает взамен этот кусок бумаги? Ответ прост:

торговец принял бумажные деньги, потому что он уверен, что другие тоже

будут готовы их принять в обмен на товары или услуги. Каждый из нас

принимает деньги в обмен на что-то, поскольку уверен, что они в любой

момент могут быть обменяны на реальные блага или услуги.

2. Законное платежное средство. Наша уверенность в приемлемости бумажных

денег отчасти основана на законе: государство объявило наличные деньги

законным платежным средством. Это значит, что бумажные деньги должны

приниматься при уплате долга, в противном случае кредитор теряет право на

процент и на преследование должника в законном порядке за неуплату. Словом,

приемлемость бумажных денег находит опору в том, что государство говорит:

эти рубли или доллары - деньги. В нашей экономике бумажные деньги, по

существу, являются декретивными деньгами (т. е. объявленные государством).

3. Относительная редкость. На более фундаментальном уровне стоимость денег

является, по существу, феноменом спроса и предложения. То есть стоимость

денег определяется их редкостью по отношению к их полезности. Полезность

денег состоит, разумеется, в их уникальной способности обмениваться на

товары и услуги, как сегодня, так и в будущем. Спрос на деньги в экономике

зависит, таким образом, от общего объема сделок плюс количества денег,

которое индивидуумы и предприятия хотят иметь в распоряжении для возможных

сделок в будущем. При данном более или менее постоянном спросе на деньги,

стоимость, или “покупательная стоимость”, денежной единицы будет

определяться предложением денег.

Что вызывает инфляцию?

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время.

Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с

функционированием которых неразрывна связана.

Термин инфляция (от латинского inflatio — вздутие) впервые стал

употребляться в Северной Амеpике в период гражданской войны 1861—1865 гг. и

обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. Наиболее общее,

традиционное определение инфляции — переполнение каналов обращения денежной

массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной

единицы и соответственно рост товарных цен.

Однако трактовку инфляции как переполнения каналов денежного обращения

обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хотя

она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто

денежному феномену. Объяснения причин дисбаланса различны. Одни экономисты

(Дж. М. Кейнс и его последователи) объясняли его чрезмерным спросом при

полной занятости, т. е. со стороны спроса. Другие – неоклассики - искали

причину в росте производственных расходов или издержек производства, т.

е. со стороны предложения.

Инфляция спроса означает нарушение равновесия между спросом и предложением

со стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть расширение

государственных заказов (военных и социальных), увеличение спроса на

средства производства в условиях полной занятости и почти 100 % загрузки

производственных мощностей, а также рост покупательной способности

трудящихся (рост заработной платы) в результате согласованных действий

профсоюзов. Вследствие этого в обращении возникает избыток денег по

отношению к количеству товаров, повышаются цены. В такой ситуации, когда

уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не

могут отреагировать на увеличившийся спрос ростом предложения товаров.

Иными словами, избыток в обращении платежных средств наталкивается на

ограниченное предложение товаров и это выражается в росте общего уровня

цен.

Инфляция издержек означает рост цен вследствие увеличения издержек

производства. Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая

практика ценообразования, экономическая и финансовая политика государства,

рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной

платы, и др.

На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, они тесно

взаимодействуют, поэтому рост зарплаты, например, может выглядеть и как

инфляция спроса и как инфляция издержек.

Деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам,

сохраняющим стабильность своей покупательной силы.[1]

Pост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком-

то отдельном товарном рынке — это еще не инфляция. Подстегивать рост цен

могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния

денежной сферы, товарные цены могут изменяться вследствие роста

производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных

сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного

регулирования экономики, введения новых ставок налогов девальвации и

ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия

внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост

цен вызывается различными причинами. Так, рост цен, связанный с

циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. Их

повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и

вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда при

прочих равных условиях должно вести к снижению цен. Стихийные бедствия

также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Так, если в

результате наводнения в какой-либо местности разрушены дома, то, очевидно,

поднимутся цены на стройматериалы. Это будет стимулировать производителей

стройматериалов расширять предложение своей продукции и по мере насыщения

рынка цены станут понижаться.

Итак, что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен?

Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым

спектром диспропорций. Глубина несоответствия спроса и предложения в

немалой степени зависит от степени развития и глубины трех видов

монополизма в экономике:

1. Монополизм государства: Во-первых, это диспропорциональность, или

несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в

дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов а

Центральном эмиссионном банке страны, а проще говоря, за счет активного

использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в

обращении. Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если

финансирование инвестиций происходит аналогичными методами. Особенно

инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией

экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на

военные цели означает не только потерю общественного богатства.

Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный

спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного

покрытия. Рост военных расходов является одной из главных причин

хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения

государственного долга во многих странах, для покрытия которого выпускаются

бумажные деньги.

2. Монополизм профсоюзов, задающих размер и продолжительность того или

иного уровня заработной платы.

3. Монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек:

общее повышение уровня цен связывается и с изменением структуры рынка в XX

веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции,

когда на рынке действует большое число производителей, продукция

характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный

рынок — это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист

(несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И

если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в

ее поддерживании и усилении. Несовершенный конкурент, стремясь поддержать

высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении

производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок

снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности

предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых

производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное

несоответствие совокупного спроса и предложения.

4. С ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим

втягиванием ее в мирохозяйственные связи, увеличивается опасность

"импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый

раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары.

Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены.

Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт более

дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт

отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на

мировом рынке,

5. Инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так

называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей

стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление

инфляционных ожиданий населения и производителей — важнейшая (если вообще

не главная) задача антиинфляционной политики.

Население, привыкшее жить в условиях постоянного повышения общего уровня

цен, рассчитывает и на дальнейший их рост. Надежда на их снижение

практически исчезает. В таких условиях трудящиеся требуют все более

высокого уровня зарплаты. Население запасается товарами впрок, предполагая,

что цены на них еще более повысятся. Производители устанавливают все более

высокие цены на свою продукцию, ожидая, что в скором времени сырье,

материалы и комплектующие изделия еще больше подорожают. Пример из нашей,

российской экономики (январь— апрель 1992 г.): в условиях высоких темпов

инфляции каждый производитель боялся, что его поставщик сильно поднимет

цены на свою продукцию.

Существует несколько видов инфляции, прежде всего те, которые выделяют с

позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно. В этом

плане:

- первый вид инфляции — умеренная, когда цены растут менее 10% в год,

стоимость денег сохраняется почти стабильной.

- второй вид — галопирующая инфляция (рост цен на 20—200% в год, деньги

ускоренно материализуются в товары, запасы)

третий вид — гиперинфляция (цены растут астрономически, расхождение цен и

заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние

даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными

становятся крупнейшие предприятия).

Инфляция, как повышение общего уровня цен в стране может быть:

сбалансированной и несбалансированной.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно

друг друга, а при несбалансированной цены различных товаров постоянно

изменяются по отношению к друг другу, причем в различных пропорциях.

С точки зрения критерия предсказуемости инфляции выделяют: ожидаемую и

неожидаемую. Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться

заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая — возникает

стихийно и прогнозировать ее невозможно.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит большого

экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой — особо опасна и

чревата большими издержками.

Открытая инфляция – ей свойственна тенденция к повышению цен, в то же время

она вполне совместима с замедлением роста цен или с периодическим их

снижением. В условиях откр. и. действует механизм инфляционной спирали: 1.

адаптивные инфляционные ожидания, 2. инфляция издержек, 3. инфляция спроса.

В чем отличие классической политэкономии от учения меркантилистов?

МЕРКАНТИЛИЗМ (от итал. mercante - торговец)

одна из наиболее ранних целостных экономических теорий, относящаяся к XV-

XVII вв., то есть периоду раннего капитализма. Меркантилисты исходили из

положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли играет

сфера обращения, т.е. денежном обороте и торговле, а богатство нации

заключено в деньгах.

Термин «меркантилизм» впервые обрел свое значение в трудах Адама Смита. Он

отмечал: “Различные пути развития благосостояния в различные времена и у

разных народов дали повод для развития двух различных, с точки зрения

приобретения людьми богатства, ветвей политической экономии: «торговой

системы», или «системы меркантилизма» и «сельскохозяйственной системы».

Меркантилизм - это обозначение экономической политики, господствовавшей в

Европе с XV по XIX в. Согласно определению "Словаря общественных наук"

ЮНЕСКО, "меркантилизм есть... вера в то, что экономическое процветание

государства может быть гарантировано лишь правительственным регулированием

националистического типа". Эра меркантилизма началась с расширением

европейской промышленности и международной торговли и с одновременным

сокращением некоторых издержек феодальной воинственности. Экономическая

скудость Средневековья стала уходить в прошлое, а частная деловая

активность - набирать силу. Поскольку европейцы знали только средневековую

систему правления, то они применили устаревшие политические методы к новым

формам быстро набирающей вес частной экономической деятельности.

Коммерческая и промышленная революция в Западной Европе происходили, таким

образом, на фоне широкого государственного вмешательства в экономику и

детального регламентирования производства. По мнению тех, кто подчеркивает

роль частного сектора в меркантилизме, - это «система распределения

монопольных прав через механизм государства». Европейские общества того

времени были политизированы, бюрократизированы, бедны, в них главенствовали

перераспределительные синдикаты. Ведущие принципы научного мировоззрения

меркантилистов таковы: золото и сокровища любого рода как выражения сути

богатства; регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в

страну золота и серебра; поддержка промышленности путем импорта дешевого

сырья; протекциониские тарифы, импортируемые промышленные товары; поощрение

экспорта, особенно готовой продукции; рост населения для поддержания

низкого уровня заработной платы.

Будучи системой, в которой управление крайне регламентированным

государством зависело от элитарных групп, которые, в свою очередь,

кормились за счет государственных привилегий, меркантилизм резко отвергался

как основоположником коммунизма Карлом Марксом, так и Адамом Смитом -

основоположником экономического либерализма. С точки зрения Смита,

меркантилизм являлся системой, в которой торговцы и промышленники требовали

у государства (и получали) закрепления определенных правил регулирования и

источников дохода. Адам Смит дал первый и наиболее простой ответ в

отношении меркантилизма: «меркантилизм есть не что иное, как сплетение

протекционистских заблуждений, навязанных продажному парламенту торговцами

и промышленниками», и основано оно на «простейшем представлении, будто

богатство состоит в обладании деньгами». Какую материальную форму принимает

этот излишек сверх потребленного? Меркантилисты отождествляли его с

приобретением твердых денег или сокровищ. Ошибочно ставился знак равенства

между деньгами и капиталом, а также активным сальдо торгового баланса и

ежегодным превышением дохода над потреблением.

Меркантилизм был политизированной системой хозяйства, в которой поведение

предпринимателей подлежало детальной регламентации. Государство не

позволяло потребителям решать, что должно производиться; оно оставляло за

собой право выделять и развивать те виды экономической деятельности,

которые считало желательными, и запрещать или подавлять кажущиеся ему

неподходящими. По утверждению Чарльза Вильсона, "меркантилистская система

включала все механизмы - законодательные, административные, регулирующие, -

посредством которых преимущественно аграрные общества рассчитывали

преобразовать себя в торговые и промышленные". Для этого меркантилистское

государство посредством регламентов, субсидий, налогов и лицензий

предоставляло привилегии избранным производителям и потребителям.

Меркантилистские правительства считали оправданным вмешательство в область

частных интересов, поскольку в те времена казалось немыслимым, что нация

может процветать благодаря самопроизвольным усилиям ее граждан. С этой

точки зрения процветание и порядок можно было вообразить лишь в форме

подчинения деятельности отдельных людей и их объединений высшим интересам

государства. Предоставленные самим себе коммерческая и промышленная

деятельность неизбежно должны были привести к бедности, голоду, болезням и

смерти. Долгом средневековых правителей было прямо вмешиваться в"

хозяйственную деятельность своих подданных, наделять их ресурсами и

перераспределять эти ресурсы посредством жесткого регулирования, которое

определяло, среди прочего, используемые в торговле единицы меры и веса,

"справедливые" цены для производителей и потребителей, минимальную и

максимальную заработную плату (для защиты работников и работодателей).

Забота о будущих потребностях абсолютно исключалась, ибо рассматривалась

как "спекуляция".

В начале меркантилистской эры возрастающий объем частного производства,

большие налоги и широкомасштабное регулирование давали государству

значительный доход. Поскольку богатство создавали не правители, а

предприниматели, чью деятельность правительство санкционировало, к ним и

перешла большая часть государственной власти. Значительная доля

меркантилистской литературы той эпохи содержит аргументы в пользу созданных

или частных интересов, причем политика, проводившаяся правительствами

европейских стран в ту пору, была названа "меркантилистской" именно чтобы

подчеркнуть важность купцов, "merchants”. В меркантилистской Европе

возможность иметь признанное законом предприятие была уделом немногих

избранных. Предпринимателю во всех случаях требовалось получить разрешение

от короля или правительства. В Англии это было известно как "грамота" на

привилегии.

В результате доступ к предпринимательству оказывался возможным только для

отдельных лиц или групп, имевших политические связи и способных заплатить

королю или его правительству за привилегию заниматься узаконенным бизнесом.

Государство в свою очередь приобретало нечто весьма для него желательное в

период войн и инфляции: источник денег, и в особенности звонкой монеты.

Предприятия были подобны дойным коровам, снабжавшим правительство

средствами для достижения их властных целей. Нередко случалось так, что

государство не только взимало налоги, оговоренные грамотой, но и требовало

для себя в предприятиях, именовавшихся смешанными компаниями, место пайщика

и права на ссуды и дары. Действуя таким образом, государство осуществляло

косвенное налогообложение потребителей.

Большинство историков сходятся в том, что государству было выгодно

положение, когда производство служило интересам влиятельных купеческих

групп: связи государства с рядом богатых, влиятельных, широко известных

купцов позволяли без особых хлопот пополнять казну и проводить политику,

которая в данный момент считалась необходимой. Таким образом, хотя доводы

для государственного регулирования, субсидирования и вмешательства в пользу

отдельных торговых и промышленных кругов основывались весьма убедительно

(например, данный вид деятельности признавался необходимым для национальной

обороны или, скажем, протекционистские меры признавались нужными для

промышленного роста), но одновременно эти меры отвечали потребности

государства в определенных, легко контролируемых источниках налогов.

Отрасли с большим числом мелких производителей промышленной или

сельскохозяйственной продукции было трудно контролировать и еще труднее

облагать налогами. Государство не имело доступных рыночной экономике знаний

и механизмов, чтобы управляться с множеством предпринимателей. Меркантилизм

обеспечивал согласие между целями привилегированных классов и фискальными

потребностями правительств.

В меркантилистском государстве правовое регулирование было избыточным.

Правительства всегда использовали точные и подробные регламенты для целей

перераспределения и управления, но эта тенденция совершенно вышла из-под

контроля с появлением меркантилизма и сопутствовавших ему явлений: ростом

городов, расширением международной торговли, открытием новых стран и

усложнением методов производства. Для зашиты монополии и стабилизации рынка

труда Англия вводила ограничения новых методов производства.

Как утверждает историк Джозеф Рейд, другой причиной зарегламентированности

было стремление меркантилистского государства помешать выходу сельского

населения в города, чтобы гарантировать производство достаточного

количества продовольствия. Рейд и другие историки считают, что важнейшей

причиной контроля цен и удержания сельского населения вне городов была

забота об укреплении власти правительства, для чего следовало заботиться о

некотором довольстве крестьян и предотвращать их скопление в городах.

Дополнительной причиной сверхизобилия всяческих правил было желание

перераспределить национальное богатство. С этой целью короли устанавливали

потолки цен во времена нехватки тех или иных товаров и минимумы цен во

времена достатка, чтобы поддерживать доступность дефицитных товаров и

выгодность тех, которых хватало. Например, традиционно устанавливались

максимальные цены на хлеб, если урожай пшеницы был плохим и цена имела

тенденцию к росту. Хотя казалось разумным сохранять цены на основные

продукты низкими. Было ясно даже в те времена, что в долгосрочной

перспективе ценовые потолки не помогут обездоленным слоям населения, а

фактически будут способствовать повышению реальных цен на хлеб, поскольку

производители сократят производство и хлеб станет доступным лишь за очень

высокую цену на черном рынке, либо после долгих очередей у хлебных лавок

(но зато по официальной цене).

Бюрократия росла, потому что смыслом существования меркантилистского

государства было перераспределение богатства в соответствии с его

фискальными и политическими интересами, а значит нужно было поощрять,

подавлять или запрещать различные виды деятельности.

Подводя итог описанию эпохи меркантилизма, можно отметить основные

характерные черты:

- авторитарный подход к законотворчеству;

- непосредственное вмешательство государства в экономику;

- обструкционистское, мелочное и дирижистское регулирование хозяйственной

деятельности;

- ограниченность или отсутствие доступа к предпринимательству для тех, кто

не имеет тесных связей с правительством;

- безграничная бюрократизация;

- объединение населения в перераспределительные синдикаты и мощные

профессиональные ассоциации.

Меркантилизм постепенно исчез из Европы вследствие своей неэффективности,

поскольку прибыли, получаемые благодаря расходованию ресурсов на

перераспределение, а не на совершенствование производства, снизили ценность

валового дохода в европейских странах.

Из имеющихся сведений следует, что упадок европейского меркантилизма

начался одновременно с массовой миграцией крестьян в города. Главными

причинами миграции были бедность села и понимание, что только в городах

можно наладить контакты с сильными мира сего, перераспределяющими

национальное богатство, и только в городах промышленная деятельность

максимально безопасна.

Впервые термин «политическая экономия» ввел в научный оборот француз Антуан

де Монкретьен. Он опубликовал в 1615 г. сочинение «Трактат политической

экономии», которое дало название целой науке. Политическая экономия

рассматривалась Монкретьеном как сосредоточие правил хозяйственной

деятельности. Одним из мыслителей, идеи которого были весьма важным этапом

формирования классической политической экономии стал Пьер Лапезан

Буагильбер. Он отмечал, что важным условием прогресса являются нормальные

цены, покрывающие издержки производства, позволяющие получить прибыль,

поддерживающие процесс реализации и потребительский спрос. Подобные цены,

по мнению Буагилтьбера, складываются в условиях свободной конкуренции. В

своих сочинениях Буагильбер разделял лозунг свободы. Классиками

политэкономии стали Вильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо которые

обосновали, что источником общественного богатства является все

общественное производств, заложили основы трудовой теории стоимости,

исследовали механизм воспроизводства общественного капитала, предприняли

попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями, выступали

за ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли.

Классическая модель. Согласно этой модели, система функционирует в

соответствии с теми правилами, которые диктует рынок, а следовательно,

потребитель. В тех случаях, когда по той или иной причине ответная реакция

на это воздействие оказывается недостаточной или несовершенной, может

возникнуть необходимость, чтобы государство скорректировало такое

воздействие или дополнило ответную реакцию таким образом, чтобы она лучше

соответствовала общим, интересам.

Подобный подход впервые сформулировал А.Смит в своей знаменитой книге

"Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.). Автор

выступал как явный сторонник рыночного саморегулирования. По мнению

А.Смита, рынок частных товаропроизводителей должен быть полностью

освобожден от тирании государственного контроля. Именно в этом случае

потребители смогут приобрести на рынке то, что им нужно. По образному

выражению А.Смита, "невидимая рука" рыночной самонастройки без всякого

внешнего вмешательства заставит производителя действовать в интересах всего

общества.

Определяя роль государства в экономике, классическая модель подчеркивает,

что большинство экономических задач должно выполняться в соответствии с

требованиями рыночного механизма. Государству отводится лишь дополняющая

роль, и предполагается, что сторонники государственного вмешательства

должны представлять убедительные доказательства в обоснование своей

позиции. Иначе говоря, задачи, выполняемые государством, второстепенны по

своему значению, нежели задачи, которые выполняются частными фирмами в

ответ на требование рынка. Экономисты классической школы крайне

отрицательно относятся к различного рода тарифам, поддержанию уровня цены,

созданию препятствий на пути использования технических изобретений, ко

всему, что напоминает правительственную поддержку или молчаливое согласие с

деятельностью монополии.

Таким образом, защищая частнопредпринимательскую деятельность, эти

экономисты выступают против вмешательства государства в рыночный механизм и

активно ищут общественную поддержку с целью обеспечения частных интересов.

Между тем, жизнь на протяжении всей истории человечества показывает, что

безусловная сила частного интереса далеко не всегда, отражает интересы

общества в целом. Скажем, коммерческие фирмы могут с большим желанием

откликнуться на потребности рынка, когда дело касается наркотиков,

алкоголя, табака, оружия и некоторых других специфических товаров и услуг,

пользующихся значительным спросом у довольно широкого круга покупателей.

Может ли государство беспристрастно взирать на то, что с социальной,

моральной или медицинской точек зрения не является оправданным?

Естественно такое воздействие рынка не может не пресекаться.

В то же время, имеется ряд услуг, например, национальная оборона, борьба

с преступностью, образование, здравоохранение и социальное обеспечение, в

отношении которых нельзя с уверенностью полагаться на рынок. Здесь также

должно действовать государство. Помимо этого, велика роль государства и в

минимизации отрицательных внешних эффектов порождаемых функционированием

рыночного, механизма.

Список используемой литературы:

1. «Курс экономической теории» под редакцией проф. М.Н. Чепурина, Москва,

1993 г.

2. «Эконимика и бизнес» под редакцией В.Д.Камаева, изд. МГТУ им. Баумана,

Москва 1993

3. «Экономис», Дж.Брю

4. «История экономических учений» B.H. Костюк

-----------------------

[1] Ряд ученых добавляют к этому перечню (т.е. товарам и национальным

валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение

денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по-

прежнему рассматривается как всеобщий эквивалент, как деньги.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.