реферат скачать
 

Основы рыночной экономики (Шпаргалка)

сил общества,его экон. структура.Н.д.-часть

валового нац. продукта. Если из стоимости валового нац.прод. вычесть

стоимость оборудования,транспорта,топлива,сооружений,то останется стоимость

создания в текущем году. По натурально-вещественной фор-

ме нац.доход состоит из массы производственных за год предметов пот-

ребления и тех.средств произ-ва,которые пойдут на произ-ные отноше-

ния и будут использованны для потребностей растительного воспро-ва.

Источником увеличения нац.дохода явл.труд занятых работников в сфе-

ре материального произ-ва. Н.д. общества подвергается первичному

распределению и перераспределению,в результате формируются первич-

ные и конечные доходы общества.Первичное распределение н.д. проис-ходит в

отраслях промышленности на пред-иях,т.е. там где он образует-

ся. В результате н.д. делится на 2 части:1.-в распоряжении работников пред-

ий;2.-поступает в гос-ый бюджет. Конечной стадией движения н.д.

явл.его потребление,которое происходит при распределении средств по

фондам:1фонд-фонд накопления-используется для расширения объёмов приз-

ва,для создания резервов в гос-ве.;2фонд-фонд потребления-1.для работников

материального произ-ва;2.для работников образования,науки культуры;3.для

выплаты зарплаты;4.фонд соц.защиты населения.Нац.бо-гатство- это сумма

потребительских стоимостей накопленных гос-вом за весь период его сущ.Сомой

главной формой явл.материальное богатство,

а именно произ-ные фонды(оборудование,фабрики,заводы,энергия),не произ-ные

фонды,т.е.(жильё,имущество граждан,природные ископаемые и т.д.).

Инфляция.

Инфляция - это нарушение пропорции между товаром и денежной мас-

сой, между спросом и предложением товаров и проявляется это в повы-

шении цен. Повышение цен внешне определяет инфляцию, а в основе-кризис

экономики с учетом необходимых затрат кол-во денег опреде-

ляется по формуле: Д=(Р-К+П-ВП):Со, где: Д- деньги необходимые для

оборота; Р- сумма цен на товар для реализации; К- товар реализуемый в

кредит; П- платежи за товары; ВП- платежи кот. взаимо погашаются; Со-

среднее число оборотов денежных единиц.

В зависимости от роста цен различают: 1- "ползучую инфляцию" - повы-

шение цен на товары за 100 на 10%; 2- "гиперинфляция" - цены повы-

шаются за 100 на 1000%; 3- "суперинфляция"- повышение цен от 3000% до 10

000% за год. Инфляция ведет к разрушению экономики, дефециту бюджета; если

доходы населения и предприятий увеличиваются низкими темпами чем цены, то

они становятся бедными. При инфляции в эконо-

мике дезорганизуется производство, поэтому гос-во ведет мероприятия по

сдерживанию инфляции: 1- метод инфляции- т.е. замена старых денег на

новые. 2- метод девольвации- т.е. снижение обменного курса денежной единицы

одного гос-ва по отношению денежной единицы дру-

гого гос-ва. 3- метод конвертируемости валюты- означает возможность

вледельцам денег одного гос-ва свободно обменивать эти деньги на вал-

люту другого гос-ва и это означает, что данное гос-во тесно связано в

экономике с другими гос-ми. Сдерживание инфляции может вести к возврату

предыдущей покупательской способности денег. Инфляция имеет несколько

причин: 1.Дифицит бюджета, когда расходы гос-ва пре-

вышают его доходы. 2.Высокие цены на товары при низком спросе това-

ров. 3.Не рациональная структура промышленности, когда преобладают отрасли

выпускающие средства пр-ва.

Трудовые ресурсы,безработица.Трудовые ресурсы-это трудоспособное население

в возрасте от 16 до 55 лет женщины и от 16 до 60 лет мущины. Всё

трудоспособное население делится на занятое и трудоспособных.В соответствии

с концепцией занятости на Украине к занятому населению относят:1.работающих

на пред-тии независимо от форм собственности;

2.работники малых пред-ий,предприниматели и граждане занятые инди-

видуальной трудовой деятельностью;3.избранные на работу в гос.адми-

нистрацию;4.служащие армии;5.учащиеся средних школ,ПТУ,ВУЗов,те-

хикумов;6.лица проходящие переподготовку в службе занятости;7.лица

занятые воспитанием детей,присмотром за инвалидами,пристарелыми родителями

и т.д. Безработными явл. граждане трудоспособного возрас-

та,которые по независимым от них причинам не имеют заработка,из-за

отсутствия подходящей работы,зарегисрирование в службе занятости

действительно ищут работу и готовы к ней приступить.Сущ.3 вида без-

работицы:1.фрикционная-часть людей впервые ищут работу,а другая ча-сть

добровольно оставили свою работу;2.структурная-в результате НТР происходит

структура спроса на рабочую силу и работники работающие по старой

технологии увольняются;3.цеклическая-обусловленно спадам произ-ва. Уровень

безработицы должен составлять в гос-ве 2%-это счи-

тается нормальным явлением. В настоящее время в связи со спадом произ-ва

сущ.частичная занятость работников,т.е.они заняты неполную рабочую

неделю,день. Гос.гарантия занятости на Украине:1.доброволь-

ность трудо и выбор вида деятельности;2.защита от незаконного уволь-нения и

необоснованного отказа в приёме на работу;3.бесплатный под-бор работы в

соответствии с профессией и образованием;4.бесплатная переподготовка по

другим профессиям в слудбе занятости;5.выплата материальной помощи по

безработице. Гос-во содействует не занятому населению и обеспечивает такие

компенсации:1.гарантия работникам уволенным по сокращению штатов;2.выплата

степендии в период пере-

подготовки в службе занятости и включение этого времени в непрерыв-ный

стаж;3.материальная помощь по безработице-50% от зарплаты по

последнему месту работы,если нет детей до 16 лет и пристарелых роди-

телей,75%-если есть.

Предприятие в условиях рынка.

В начале 1995г. на Украине насчитывалось 23% гос.предприятий, 48%

коллективной собственности и 29% частных предприятий. В соответст-

вии с законом Украины "о предприятиях". Предприятие - это самостоя-

тельный занимающийся производственной, исследовательской и комер-

ческой деятельностью с целью получения прибыли и имеет право юри-

дического лица. В зависимости от формы собств. предприятие может быть: гос.

или частным, а так же смешанной формой собственности.

Экономическая роль гос-ва в условиях рынка.Свободный рынок явл. идеальной

моделью,которая достигается на практике очень редко,а его функции выполняет

гос-во,в часности экономические:1.обеспечение пра-вовой базы,которая ведёт

к эффективному функционированию рынка;

2.регулирование цен на товары;3.защита конкуренции;4.налоги с пред-ий и

граждан;5.контроль за оплатой труда;6.финансово-кредитное регу-

лирование;7.материальная поддержка малообеспеченных слоёв населе-

ния(соц.выплаты);8.контроль за уровнем инфляции и занятости;9.инди-

кативное планирование. В условиях рынка сущ. такие понятия(для пред-

ий):1.товарные знаки-спец.рисунки,которые позволяют установить товар

и форму производителя;2.лицензия(потент)-документы разрешающие вести произ-

во или оказывать услуги (в образовании,медицине,юриди-

ческие услуги,парикмахерские услуги);3.авторские права-право автора

товара,продавать его на протяжении своей жизни. В уловияз рынка де-

ловая активность пред-ий может увеличиваться или уменьшаться,а что-

бы уменьшить негативное влияние безработицы на экон. нужно знать

лики деловой активности пред-ия:Подъём-развитие произ-ва,снижение

безработицы и больше инвистиции(вложение финансов в пред-ие).

Бум-увеличивается спрос на товары,повышаются цены на них,а экон. ра-ботает

на гране своих возможностей.Сокращение-уменьшение объёма произ-ва

товаров,сокращение рабочих,массовая безработица.Спад-пред-ие на гране

остановки,банкротство пред-ия,массовая безработица-дипре-

ссия. Важным средством в действии гос-ва явл. индикативное планиро-

вание,которое состоит из двух частей:1.Индиканивная-цены на товары на

первом уровне развития науки,техники произ-ва.2.Директивная-бюд-

жет,налоговая система,банковские проценты.

Налоговая политика гос-ва.Гос-во для выполнения своих функций до-

Лжно иметь определённое средство,которое находится в гос-ом бюджете и

центролизованных фондах. Формирование этих фондов может проис-

Ходить за счёт доходов гос-ва и от налогов юридических и физических лиц.

Основным методом финансирования доходов гос-ва явл.налоги.

Налоговая система-сумма взаимосвязанных налогов,которые дополняют друг

друга и не противоречат друг другу. Сущ.две функции налогов:

1.Фискомкая-гарантирует стабильное поступление доходов в бюджет.

2.Регулирующая-использование налогов для социально-экон. развития гос-ва.

Юридическую основу налоговой системы составляет право соб-

ственности:1.взависимости от форм собственности,пред-ие и гос-во име-

ет право на доходы;2.форма собственности влияет на формирование до-

ходов юридических и физических лиц.Элементы налоговой системы:

1.Субъект-физическое лицо,которое непосредственно выплачивает на-

логи.2.Объект-указывает,что подлежит налогооблажению.3.Единица

налогооблажения-носит физическое или денежное выражение.4.Нало-

говая ставка-устанавливает по заказу размер налога.5.Твёрдые ставки-

фиксированные или относительные (конкретный % от зарплаты в виде

подоходного налога).6.Процентные ставки-устанавливаются к объекту

налогооблажения.Сущ.2 вида налогов:Прямые налоги-устанавливаются

непосредственно к плательщикам и размер их зависит от масштабов объекта

налогооблажения.Непрямые налоги-устанавливаются в ценах на

товары. К непрямым нагогам относятся акции,которые делятся на: фик-

сированные,пропорциональные,универсальные и специфические. К общественным

налогам относятся: 1.налог на добавленную стоимость;2.

акцизный сбор;3.налог на доходы пред-ий;4.походный налог с граждан;

5.налог на имущество пред-ий и т.д.(всего их 19). В состав местных на-логов

входят:1.рыночный сбор;2.налог с рекламы;3.потенциальный на-

лог и т.д.(всего их 15).

Сущность экономического суверинитета.Суверинитет-означает пол-

ную независимость гос-ва,во внутренних вопросах и внешних отноше-

ниях. Сходным к понятию сув-ет явл. гос-ый сув-ет и народный сув-ет.

Суверенный-означает осуществление верховной власти.Сув-ет делится на два

вида:Гос-ый-он представляет собой то,что гос-во занимает глав-ную роль во

всех вопросах (правопорядок,нац.оборона).Гос-во явл.неза-

Висимым в международных отношениях и может формировать внеш-нюю

политику.Одновременно каждое гос-во должно уважать сув-ет дру-

гих гос-в,поэтому международные взаимоотношения ведутся в форме взаимных

соглашений и правил.Сув-ет реализуется так же в функциони-ровании и в

развитии исполнительских и представительских органов, а так же суда и

орбитража.Народный-означает власть народа,т.е.в случае проживания на

территории гос-ва представителей нескольких наций,то на месте решаются

вопросы развития национальной культуры,языка ка-

ждого народа или каждой национальности. Понятие сув-ет неследует

рассматривать как неизменная потому,что на потяжении времени,проис-

ходятизменения в общественном произ-ве,в социальных,правовых,поли-

тических и культурных отношениях.Экономический сув-ет.Этот термин означает

самостоятельное управление экономикой.Экономический сув-ет Украины можно

определить как собственность народа,который созда-

ёт своё нац.богатство. Определение сущности экон.сув-та можно конк-

ретизировать при согласовании основных его целей,структуры,а решаю-щую роль

в этой имеет анализ структуры экон. сув-та.

Основы менеджмента.Менеджмент(управление)-в широком смысле означает влияние

на объект или систему произ-ва с целью достижения выпуска товаров высокого

кач-ва.Сущ.такие понятия в мен-те:Объект управления-это предмет или процесс

на которые направляется управле-ние(рабочее место,бригада,цех).Субъект

управления-это лицо которое управляет объектом для выпуска

товаров.Отношение в управлении про-

из-вом-это комплекс установленных правил субординации(рабочий мас-

тер,начальник цеха).Они формируются в процессе взаимодействия субъекта и

объекта управления.Принципы управления-они обосновывают взвимодействия

между объктом и субъектом управления в зависимости от конкретных

экономических,социальных,политических условий в об-ществе и на пред-

ии.Методы управления-это способы влияния на объект управления для выпуска

товаров.Методы управления делятся:1.по содер-жанию-

административные,экономические,социально-психологические.

2.по направлению влияния-на работника,трудовой коллектив.3.по хар-ру

действия-прямые и непрямые. Успех в управлении произ-ом зависит от

рациональных действий и внутренней культуры человека,чем выше уро-вень

культуры,тем больше ориентация на рынок товаров. Пред-ия име-ют свою

культуру,которую понимают как сумму взглядов,настроений и методов ведения

произ-ва товаров,которые признаются работниками пред-ия и характеризуют

индивидуальность данного пред-ия.Поэтому пристиж пред-ия нужно формировать

не только кач-ой продукцией,но и всей системой внимательного отношения к

людям,окружающей среде и обществу.

Структура экон.сув-та Украины и пути его достижения.Экон.система состоит

из:1.системы производственных сил.2.системы техники экон. от-

ношений.3.реальные отношения к собственности.4.хозяйский механизм. Два

первых элемента взаимодействуютмежду собой и формируют спо-

соб произ-ва.Он вместе с третим элементом создаётобщественный спо-

соб произ-ва,а хозяйственный механизм включает в себя юридические и

политические стороны жизни гос-ва. Независимость при формировании и

развитии способа произ-ва предусматривает сув-ет Украины в созда-нии

собственного уровня развития системы произ-ых сил и технико-экон

отношений. Т.к. основными элементами системы произ-ых сил явл. Ра-

бочие средства труда,предметы труда,то это экон. сув-ет Украины преду-

сматривает формирование и развитие каждого из 4-х элементов. Для экон-го

сув-та главным явл.фомирование нового работника,но в нынеш-ней ситуации при

нарушении хозяйственных связей на первое место выходит сырьевой вопрос.

Сув-ет Украины при формировании техни-ко-экон. отношений включает в себя

установление связей между пред-ми

разных гос-в,отраслей пром-ти и т.д. Гос-ый,народный и национальный сув-

ты принадлежат к главным основам общества,которые развиваются по своим

внутреним законам. Каждое гос-во,его экономика развивается в определённых

условиях со своими природными ископаемыми,внутрен-ним рынком,развитием пром-

ти и т.д. Будущее гос-ва должно быть ос-

нованно на гос-ом сув-те. Роль хояй-ого механизма в формировании экон-ого

сув-та. С точки зрения материально-вещественного содержа-

ния собственности следует отметить материальное благо,ценные бума-

ги,деньги,а так же предметы труда,средства труда и т.д. В пределах об-

щественного способа произ-ва(единства произ-ых сил и произ-ых отно-

шений) и соответствующих частей экон.сув-та всё это будет учить при

формировании хоз-го механизма. Хоз-ый механизм выполняет исполь-зование

экон-их законов,соц-ых экон. условий,то должна быть создана система

стимулов для функционирования хоз-го механизма.Формами хоз-ого механизма,на

гос-ом уровне явл.програмирование и регулирова-ние экон.,а основными

составляющими-финансово-кредитная система, налогооблажения и рациональная

политика. На нынешнем этапе разви-тия экон.сув-та нужно сформировать свой

хоз-ый механизм в регулиро-

вании экон.,денежного оборота в центрообразовании и т.д.

Восспроизводство общественного продукта. Общество не может прикратить

произ-во товаров,потому что оно их потребляет. Производ-ство материальных

благ как безпрерывный процесс наз. воспроизвод-

ством и носит общественный хар-ер.Сущ.2вида воспроиз-ва:1.Простой-

означает,что на протяжении года произ-во материальных благ происхо-

дит в неизменных размерах.2.Расширенное-означает, что с каждым пос-ледующим

годом произ-во материальных благ происходит в возраста-ющих

размерах.Сущ.2типа воспроиз-ва:1.Экстенсивный-это произ-во товаров

происходит по одинаковой технологии на одном и том же обо-

рудовании,но за счёт привлечения дополнительной рабочей силы.2.Ин-

тенсивный-произ-во товаров увеличивается за счёт новой технологии,

нового оборудования,но при меньшем кол-ве работников. Интенсифика-

ция произ-ва состоит в увеличении произ-сти труда и в увеличении вы-

пускаемых товаров. Структура общественного продукта.Вся масса про-из-ых за

год материальных благ составляет совокупный общественный продукт,а 40%-это

валовый национальный продукт,который содержит товары и оказанные услуги.

По натурально-вещественной форме сово-

купный продукт делится на 2 группы:1.Средство произ-ва.2.Предметы

потребления. В гос-ве сущ. фонды накопления и потребления. Экон.

пропорции и их регулирование. Для нормальной работы пред-ия и

функционирования экон. нужно,чтобы между разными частями общест-венного

продукта были пропорции,т.е.соответствующие соотношения.

Сущ.попорции которые нужно регулировари на уровне пред-ия,отрослей

пром-ти,через заработную плату,налоги,торифы и т.д.,но иногда гос-во

умышленно не поддерживает эти пропорции что приводит к кризису экономики.

Нерациональная структура народного хоз-ва (преобладал выпуск средств произ-

ва,а не товаров народного потребления) и это привело к разбалансированности

произ-ва и к очень высоким темпам инфляции.

Международная экон. интеграция.МЭИ-это высший уровень развития

международных экон. отношений,когда 2 или несколько гос-в связаны между

собой товаро-экон. политикой.МЭИ обусловленна:1.экон. разви-тием стран,их

групп и регионов мира;2.научно-техническим процессом;

3.решением глобальных вопросов(энергитические,экология,народонасе-ления).

Сущ.основные формы МЭИ:1.зона перефирийной торговли -2-а или несколько гос-

в уменьшают тарифы на импортные товары;2.зона свободной торговли-несоклько

стран устраивают внутренние тарифы в торговле с друг другом;3.таможенный

союз-это соглашение между нес-

колькими гос-ми,когда устанавливается единый тариф;4.страны общего рынка-в

них происходит свободное движение товаров, финансов и рабо-

чей силы.Интеграция Украины в настоящее время. Для эффективной интеграции

необходимо:1.Политико-правовые условия-политическое признание Украины

участие в решении региональных и глобальных про-цессах,формирование

соответствующего законодательства,конституция.

2.Экон. условия-обеспечение экон. сув-та,реализация программ перехода к

рынку,включение национальной валюты в международные расчёты,

расчёт по законодательности бывшего СССР.

1.Этапы развития экон. науки.

2.Модели современной экон.

3.Товар,его свойства.

4.Деньги и их функции.

5.Рынок и его инфраструктура.

6.Законы рыночного хоз-ва.

7.Необходимость перехода к рынку.

8.Перестройка административной в рыночную системы.

9.Конкуренция-важное отличие рынка.

10.Зарплата.Нормирование труда.

11.Собственность и её экон. содержание.

12.Разгосударствование и приватизация.

13.Национальный доход.

14.Инфляция.

15.Трудовые ресурсы,безработица.

16.Предприятие в условиях рынка.

17.Экон. роль гос-ва в условиях рынка.

18.Налоговая политика гос-ва.

19.Суверинитет Украины и пути его достижения.

20.Основы менеджмента.

21.Структура экон. сув-та Украины и его пути достижения.

22.Восспроизводство общественного продукта.

23.Международная экон. интеграция.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.