реферат скачать
 

Основы логистики в промышленности

Основы логистики в промышленности

Министерство общего и профессионального образования РФ

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Д. И. КОКУРИН

ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Текст лекций

Самара 1997

Кокурин Д. И. Основы логистики в промышленности: Текст лекции. - Самара:

Самарск. гос. экон. акад., 1997. - 84 с. ISBN 5-230-16533-2

В лекциях рассматривается сущность логистики, ее составляющие

(производственные, закупочные, распределительные, транспортные), а

также структура материального и информационного потоков, их

взаимосвязь и особенности документооборота. В отдельной теме отражена

специфика логистических операций во внешнеэкономической деятельности

предприятий.

Предназначены студентам всех форм обучения специальности "Экономика и

управление на предприятиях" по дисциплине "Логистика".

Печатается по решению издательско-библиотечного совета академии

Рецензенты: кафедра "Экономика промышленности и организации производства"

Самарского государственного технического университета; канд. экон. наук,

доц. Г.С. Филин

Редактор И. Н. Лошкарева Технический редактор С. Л. Бренер Корректор Л.

И. Николаева Компьютерный набор и верстка - А. М. Кацин, Н. В. Сычугова

ISBN 5-230-16533-2 © Самарская государственная экономическая

академия, 1997

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЛОГИСТИКА - НОВЫЙ ВИД ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

1.1. Сущность логистики

1.2.0бъект и предмет логистики

1.3. Цели и задачи логистики

1.4.Методологические основы логистики

2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ

2.1.Основные понятия логистики

2.2.Понятие материального потока

2.3.Характеристика материального потока

2.4. Классификация материальных потоков

3. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА

3.1. Задачи закупочной логистики

3.2. Особенности материально-технического обеспечения промышленного

производства

3.3. Структура складского хозяйства

3.4. Классификация складов

3.5. Функции складов

4. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ

4.1.Понятие информационного потока

4.2.Связь информационного и материального потоков

4.3. Использование в логистике идентификации штриховых кодов

4.4. Понятие документооборота в логистических операциях

5. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА

5.1.Логистика распределения, ее задачи и функции

5.2. Выбор канала сбыта готовой продукции

5.3. Определение оптимального размера заказа

5.4. Сфера деятельности распределительной логистики

5.5. Логистические издержки

6. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА

6.1.Сущность и задачи производственной логистики

6.2.Система управления производством

6.3. "Тянущие" системы

6.4."Толкающие" системы

6.5.Эффективность логистического подхода при управлении материальными

потоками на предприятии

7. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА

7.1. Задачи транспортной логистики

7.2.Выбор вида транспортного средства

7.3.Расчет количества автотранспортных средств

7.4.Транспортные тарифы

8. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8.1. Порядок заключения внешнеэкономической сделки

8.2. Транспортировка товаров при экспортно-импортных операциях

8.3. Финансовые потоки во внешнеэкономической деятельности

8.4.0сновные направления увеличения эффективности материальных потоков

во внешнеэкономической деятельности

8.5. Документальное оформление экспортно-импортных операций в России

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ЛОГИСТИКА - НОВЫЙ ВИД ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

1.1. Сущность логистики

Особенности логистики могут быть раскрыты, если уяснить, что:

а) основная концептуальная идея логистики состоит в целостном системном

подходе к изучению ее объекта;

б) существуют объективные предпосылки необходимости, целесообразности и

эффективности применения логистического подхода;

в) требуется методологический инструментарий логистики в сфере

предпринимательской деятельности.

В странах с развитой рыночной экономикой логистика стала широко

распространятся в предпринимательской сфере лишь с 60-х годов, когда был

достигнут качественно иной уровень рыночных отношений. В зависимости от

степени монополизации, условий конкуренции, доли государственного сектора

возникли различные объективные предпосылки применения логистического

подхода.

Логистическое управление базируется на выборе лучшего решения из

нескольких возможных.

Производственно-коммерческая логистика как наука призвана разрабатывать

методы моделирования логистических систем и нахождения оптимальных решений

при управлении этими системами.

Логистику следует рассматривать как систему, цель которой - доставка

товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в

максимально возможной степени подготовленных к производственному или

личному потреблению при заданном уровне издержек.

Отличительные признаки логистической системы:

-наличие потокового процесса;

-определенная системная целостность.

Системность логистики доказывается наличием у нее свойств, которыми

должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.

Охарактеризуем эти свойства в приложении к логистике.

1. Логистическая система есть целостная совокупность элементов,

взаимодействующих друг с другом. Выделяют следующие элементы логистических

систем:

-ЗАКУПКА- подсистема, которая обеспечивает поступление материального

потока в логистическую систему;

-СКЛАДЫ- здания, сооружения, устройства и т. п., где временно размещаются

и хранятся материальные запасы, преобразуются материальные потоки;

-ЗАПАСЫ- запасы материалов, которые позволяют данной системе быстро

реагировать на изменение спроса, обеспечивают равномерность работы

транспорта, а также помогают решать ряд других задач в логистических

системах;

-ТРАНСПОРТ- элемент, как и остальные, являющийся сложной системой. Он

включает в себя материально-техническую базу, с помощью которой

транспортируются грузы, а также инфраструктуру, обеспечивающую ее

функционирование;

-ИНФОРМАЦИЯ- подсистема, которая обеспечивает информационную связь между

другими элементами логистической системы, контролирует выполнение

логистических операций;

-КАДРЫ- организованный персонал, занятый выполнением логистических

операций;

-СБЫТ- подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из

логистической системы.

В производственных логистических системах выделяют также' элемент

"Обслуживающие производства", под которым понимаются подразделения

логистики, занятые обслуживанием процесса производства. Таким образом,

элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно

совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено

функционирование логистических систем.

2. Между элементами логистической системы имеются существенные связи,

которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества

системы, т. е. качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни

одному из ее элементов в отдельности.

3. Связи между элементами логистической системы определенным способом

упорядочены, т.е. логистическая система имеет организацию.

4. Логистическая система обладает интегративными качествами. Это

способность поставить товар в нужное время, в нужное место, с минимальными

затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям

внешней среды (изменения спроса на товар или услуги, непредвиденный выход

из строя технических средств и т. п.). Интегративные качества логистической

системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои

производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом

заранее намеченных целей.

Границы логистической системы определяются циклом обращения

производства:

|Материальное производство |Нематериальное производство |

|Производство |Производство |Производство |Производство |

|материальных |материальных |нематериальных |нематериальных |

|услуг (работ, |благ, |услуг |благ |

|благ) |увеличивающих | | |

| |стоимость ранее | | |

| |созданных благ | | |

Задачи производственной логистики касаются управления материальными

потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих

такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др.

Характерная черта объектов изучения в производственной логистике - их

территориальная компактность; их иногда называют "островными объектами

логистики".

Материальные услуги по транспортировке грузов могут являться объектом как

производственной логистики, в случае использования собственного транспорта

для внутрипроизводственного перемещения грузов, так и транспортной, если

используется транспорт общего пользования.

Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят

название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести:

промышленное предприятие, оптовое предприятие, имеющее складские

сооружения; .узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др.

Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро-

и микроуровне.

На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в

качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих

систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации

макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной

степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных

логистических систем быстро менять качественный и количественный состав

выходного материального потока, т.е. ассортимент и количество выпускаемой

продукции.

Качественная гибкость внутрипроизводственных логистических систем может

обеспечиваться за счет наличия универсального обслуживающего персонала и

способного к переналадке оборудования.

Количественная гибкость также обеспечивается различными способами.

Например, на некоторых предприятиях Японии основной персонал составляет не

более 20% от максимальной численности работающих. Остальные 80% -временные

работники. Причем до 50% от числа временных работников составляют женщины и

пенсионеры. Таким образом, при численности персонала в 200 человек

предприятие в любой момент может поставить на выполнение заказа до 1000

человек. Резерв рабочей силы дополняется адекватным резервом оборудования.

На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют

собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом,

образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы:

закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт,

информация, сбыт и кадры - обеспечивают вхождение материального потока в

систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с

концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем

должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной

корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых

звеньев внутри предприятия

Логистическая концепция организации производства включает в себя

следующие основные положения:

- отход от избыточных запасов;

- отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-

складских операций;

- отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;

- устранение простоев оборудования;

- обязательное устранение брака;

- устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

- превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных

партнеров.

В отличие от логистической традиционная концепция организации

производства предполагает:

- никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы

то ни стало высокий коэффициент его использования;

- изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;

- иметь максимально большой запас материальных ресурсов " на всякий

случай".

Традиционная концепция организации производства наиболее приемлема для

условий "рынка продавца", в то время как логистическая концепция - для

условий "рынка покупателя".

Когда спрос превышает предложение можно с достаточной уверенностью

полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет

реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки

оборудования. Причем чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже

окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане

не стоит.

Ситуация меняется с приходом на рынок "диктата" покупателя. Задача

реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое

место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делает

нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время

производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда,

необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро

отреагировать производством на возникший спрос. Снижение себестоимости в

условиях конкуренции достигается не увеличением размеров выпускаемых

партий и другими экстенсивными мерами, а логистической организацией как

отдельного производства, так и всей товаропроводящей системы в целом.

6.2. Система управления производством

Для построения интегрированной информационно-управляющей логистической

системы необходимо охватывать весь процесс движения материальных потоков от

прибытия на завод сырья и других материалов и до отправления готовой

продукции, анализировать всю технологическую цепь предприятия. При

построении технической системы каждому агрегату соответствует определенный

тип или модель технических средств и элемент системы управления этим

агрегатом.

На современном предприятии задержка в получении информации о состоянии

производства в течение 1-2 часов может привести к его остановке. Поэтому

требуется непрерывное информационное слежение за ходом производственного

процесса и материальных потоков для принятия эффективных управленческих

решений.

В рамках логистической системы реализуется пять уровней управления:

административный (вышестоящий); уровень управления положением

(распределение заказов по средствам погрузки и транспортировки, контроль

выполнения заказов по отдельным параметрам, воздействие по упразднению

помех и конфликтных ситуаций); уровень выполнения отдельных заказов

согласно плану-графику; оперативный режим управления

информационными материальными потоками; управление в режиме реального

времени "on line" -реализация выполнения плана по отдельным технологическим

агрегатам.

Одним из существенных качественных показателей эффективности

производства является продолжительность цикла. Среднюю продолжительность

производственного цикла можно выразить через отношение средней величины

запасов к средней мощности предприятия, цеха, участка. Для обеспечения

максимального уменьшения продолжительности производственного цикла

необходимо обеспечить синхронизацию ритмов (параллельность), например,

поступление заготовок и выпуск готовой продукции. Поставка заготовок к

рабочим местам организуется по четкому графику. Для достижения высокой

производительности, ритмичности и снижения уровня запасов нежелательно на

одном производственном участке планировать заказы с большим различием

продолжительности цикла. Для гармонизации производства, сокращения времени

производственного цикла и снижения запасов крупные заказы рекомендуют

делить на части. Для уменьшения средней продолжительности производственного

цикла должна быть реализована дисциплина обслуживания в порядке поступления

заявок.

Существует два варианта управления материальными потоками в рамках

внутрипроизводственной системы, между которыми имеется принципиальное

различие. Один из вариантов основан на так называемой толкающей логистике,

второй - на логистике цели. Толкающая логистика реализуется системой МРП, а

логистика цели - системой "Канбан".

6.3. "Тянущие" системы

Особое внимание на Западе уделяется сокращению времени и издержек

обращения, связанных с характером производственных процессов. Фирмы

стремятся к минимизации материальных запасов.

Благодаря широкому внедрению гибких производственных систем в наиболее

развитых странах появилось больше возможностей оптимизировать товаропотоки

и создать гибкие цехи производства, где подача необходимых комплектующих

изделий и полуфабрикатов осуществляется роботами и передвижными

устройствами, управляемыми дистанционно. Они также направлены на

минимизацию материальных запасов.

Новая концепция оценки производственных фондов зародилась в конце 70-х

годов в Японии. Основные ее черты можно сформулировать следующим образом:

1) любое предприятие должно иметь производственные основные и оборотные

фонды, но роль каждой из названных частей неодинакова;

2) каждое предприятие должно иметь запасы, главной частью этих запасов

являются резервы производственных мощностей, которые могут быть реализованы

сразу же, по мере возникновения надобности в них;

3) запасы сырья и материалов иметь сверх минимума нерационально;

4) центральное место на пути совершенствования производства должна

занимать работа по сокращению запасов.

Японскую систему управления запасами, функционирующую на описанной

основе, часто называют системой "Ноль запасов". Эта система предполагает

наличие минимального запаса материальных ресурсов у фирмы-потребителя и

содержание максимального запаса у фирмы-производителя. На автомобильной

фирме "Тоста" считается нормальным уровень запасов, если он обеспечивает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.