реферат скачать
 

Опыт антимонопольного законодательства в России и в развитых капиталистических странах

Опыт антимонопольного законодательства в России и в развитых капиталистических странах

Санкт-Петербургская Государственная

Академия Холода и Пищевых Технологий

Кафедра экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Микроэкономика»

на тему: ''Опыт антимонопольного законодательства в России

и в развитых капиталистических странах''

Студента 235 гр.

Смирнова Андрея

Санкт-Петербург

1999

ПЛАН.

Введение………………………………………………………………….3

(. Монополистические тенденции и монополии в рыночной

экономике.

( 1. Возникновение и сущность монополий

........................3

( 2. Формы и виды монополий

...........................................4

( 3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция

............ 9

( 4. Особенности современной монополизации народного

хозяйства, ее позитивные и негативные факторы

........................... 15

((. Антимонопольная политика на современном этапе.

( 1. Антимонопольное законодательство

........................... 19

( 2. Антимонопольная политика в условиях рыночной

экономики

.................................................................

……………….23

(((. Антимонопольная практика в рыночной экономике Запада.

( 1. Антимонопольное законодательство зарубежом

....……26

( 2. Государственный контроль за монополистической

деятельностью в странах с развитой экономикой

........................... 31

( 3. Анализ использования антимонопольной политики и

антимонопольного законодательства США и стран Западной

Европы…………………………………………………………………………35

Заключение

.................................................................

..........39

Список литературы

...............................................................

40

Введение

На совершенном конкурентном рынке действует достаточно

продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или

покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена

определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы

принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить

и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая,

сколько купить.

Монополия является понятиям, прямо противоположными понятию

идеальной конкуренции. Монополия - это когда существует только

один производитель товара на рынке и одновременно существует

большое количество потребителей товара.

Проблемы монополизации хозяйственной жизни , конкуренция на

товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не

только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией:

без принятия твердых и последовательных мер против монополизма

нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к

рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой

степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования

государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В

нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-

административной системы бывшего СССР достался целый комплекс

гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема

демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже

действующих на рынке монополий.

В Россиии процесс создания государственного контроля по

недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с

нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении

экономикой командно-административная система по своей сути

исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной

деятельности.

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и

усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования

монополистических процессов и конкуренции, понимание населением

необходимости экономических реформ в данной сфере.

Глава (. Монополистические тенденции и монополии

в рыночной экономике.

( 1. Возникновение и сущность монополий.

В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою

многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами.

Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции (

этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли

существенные препятствия в виде монополистических образований в

экономике.

История монополии достигает глубокой древности.

Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой

степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и

сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней

трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса

1873 г. Взаимосвязанность явлений ( кризисов и монополий (

указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку

многих фирм найти спасение кризисных потрясений в

монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней

экономической литературе получили название “детей кризиса”.

Что представляют собой монополистические образования? Если

обратить внимание на промышленное производство, то это отдельные

крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные

товарищества, которые производят значительное количество

продукции определенного вида, благодаря чему занимают

доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на

процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более

высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования

(монополии) является занятие монопольного положения. Последнее

определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое

дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими

предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке

определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого

предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целый

ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять

привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках

определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с

позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им

свои условия. Можно считать, что они навязывают свои

контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

( 2. Формы и виды монополий.

Существуют разные виды монополий, которые можно

классифицировать на три основных: естественная, административная

и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных

причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в

лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В

ее основе ( особенности технологий производства и обслуживания

потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.

Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги,

связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество,

если не единственное национальное предприятие, и поэтому,

естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий

государственных органов. С одной стороны, это предоставление

отдельным фирмам исключительного права на выполнение

определенного рода деятельности. С другой стороны, это

организационные структуры для государственных предприятий, когда

они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам,

ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной

отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и

между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего

Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в

мире. Доминирующей там была именно административная монополия,

прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более

того, существовала абсолютная монополия государства на

организацию и управление экономикой, которая основывалась на

господствующей государственной собственности на средства

производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной.

Ее появление обусловлено экономическими причинами, она

развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.

Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать

монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый

заключается в успешном развитии предприятия, постоянном

увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй

(более быстрый) основывается на процессах централизации

капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении

победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих,

предприятие достигает таких масштабов, когда начинает

доминировать на рынке.

Что является причиной появления и развития монополистических

тенденций? По этому вопросу в экономической литературе

существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как

случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается

другой точки зрения, то монополистические образования

определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких

взглядов ( английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том,

что “монополистическая власть не возникает случайно”*. Она

является логическим завершением стратегии предприятий.

Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все

дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип

экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать

возможности увеличения своих прибылей. Одной из них,

наиболее притягательной и надежной, является создание или

достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать

вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из

закона максимизации прибыли.

Иной движущей силой действий предпринимателей в этом

направлении является закон концентрации производства и капитала.

Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах

развития рыночных отношений. Его движителем является

конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить

большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую

технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы

средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных.

_________________________________________________________________

______

*См. Пигу А. “Экономическая теория благосостояния”,

Т.1, М., 1985 г., с. 326

Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей

возникает альтернатива: или продолжать между собой

убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению

относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д.

Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к

появлению сговора между ними, что является одним из основных

признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается

вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено

прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ

крупного предприятия над малым.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем

свидетельствует сам факт исключительности этих образований.

Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”,

поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности

деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения

нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать

ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке

“единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба,

прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных

условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений.

Монополии монополизируют все сферы общественного

воспроизводства: непосредственно производство, обмен,

распределение и потребление. На основе монополизации сферы

обращения возникли простейшие формы монополистических

объединений ( картели и синдикаты.

Картель ( это объединение нескольких предприятий одной сферы

производства, участники которого сохраняют собственность на

средства производства и произведенный продукт, производственную

и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле

каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат ( это объединение ряда предприятий одной отрасли

промышленности, участники которого сохраняют средства на

средства производства, но теряют собственность на произведенный

продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют

коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара

осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают

тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу

непосредственного производства. На этой основе появляется такая

более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест ( это объединение ряда предприятий одной или

нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют

собственность на средства производства и произведенный продукт,

производственную и коммерческую самостоятельность, то есть

объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму

вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают

акции треста, которые дают им право принимать участие в

управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн ( это объединение десятков и даже

сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта,

торговли, участники которого теряют собственность на средства

производства и произведенный продукт, а главная фирма

осуществляет над другими участниками объединения финансовый

контроль.

В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились,

начали развиваться конгломераты, то есть монополистические

объединения, образованные путем поглощения прибылей

разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и

производственного единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную

отрасль и, захватив прочные и монопольные позиции, рано или

поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это

тем, что преимущества крупного производства не являются

абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до

определенных пор.

( 3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция.

Особого внимания требует вопрос ценовой политики

монополистических образований. Последние, как уже говорилось

выше, используя свое монополистические положение, имеют

возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их.

Вследствие этого появляется новая разновидность цены (

монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем,

занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к

ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.