реферат скачать
 

Нобелевские лауреаты по экономике (на 23 человека) (Доклад)

|данных, невероятно выросших количественно в последние десятилетия. Во-вторых, инверсия |

|в деталях раскрывает работу внутреннего механизма хозяйства, причем ограничителем |

|выступает только громоздкость расчетов. В-третьих, после оценки спроса на готовые |

|товары или определения его перспективы инверсия может быть использована для проведения |

|анализа экономической политики, поскольку она показывает – и прямо, и косвенно, – что |

|требуется от каждого сектора в виде затрат для увеличения выпуска данных товаров. |

|Л. совершенствовал свою систему на протяжении 50-х и 60-х гг. С появлением более |

|сложных компьютеров он увеличивал количество секторов и освобождался от некоторых |

|упрощающих предположений, прежде всего от условия, что технические коэффициенты |

|остаются неизменными, несмотря на изменение цен и технический прогресс. Чтобы |

|исследовать проблемы экономического роста и развития, Л. разработал динамический |

|вариант прежде статичной модели анализа «затраты – выпуск», добавив в нее показатели |

|потребностей в капитале к списку так называемого конечного спроса, или конечных продаж.|

|Поскольку метод «затраты – выпуск» доказал свою полезность в качестве аналитического |

|инструмента в новой сфере региональной экономики, шахматные балансы начали составляться|

|и для хозяйства некоторых американских городов. Постепенно составление таких балансов |

|становилось стандартной операцией. В министерстве торговли Соединенных Штатов, |

|например, управление межотраслевой экономики начало публиковать такие балансы каждые |

|пять лет. Организация Объединенных Наций, Всемирный банк и большая часть правительств, |

|включая правительство Советского Союза, также включились в работу по применению анализа|

|«затраты – выпуск» в качестве важнейшего метода экономического планирования и бюджетной|

|правительственной политики. |

|Анализ по методу «затраты – выпуск» остается не менее продуктивным инструментом и при |

|фундаментальных экономических исследованиях, в области которых Л. продолжал работать на|

|важных направлениях. Например, начав, как и Вальрас, с неизменных технических |

|коэффициентов, Л. позднее стал применять гибкие коэффициенты к ценовым отношениям и к |

|техническому развитию. |

|В середине 50-х гг. он доказал, что американский экспорт содержит больше трудозатрат, |

|чем импорт, бросив тем самым вызов основному догмату теории международной торговли. |

|Известный как «парадокс Л.», этот фундаментальный принцип стал источником более |

|глубокого понимания структуры торговли в отношениях между странами. |

|Успех Л. в применении моделей экономического анализа «затраты – выпуск» в немалой |

|степени объясняется его выдающимися способностями как экономиста широкого профиля, |

|имеющего разнообразные интересы во многих областях, таких, например, как теория |

|международной торговли, теория монополии, эконометрика. Отношение Л. к методологии было|

|четко выражено на протяжении десятилетий его научной деятельности. Он выступал против |

|«имплицитного», как он это называл, экономического теоретизирования, присущего линии |

|Кембриджской школы (Джон Хикс и Кейнс). В книге «Очерки по экономике: теории и |

|теоретизирование» ("Essays in Economics: Theories and Theorizing", 1966) Л. писал: |

|«Имеет значение прежде всего уместность основных материальных посылок, способность |

|эффективно использовать все фактические данные, имеющиеся в распоряжении, и определить |

|перспективные направления дальнейших теоретических исследований и эмпирических |

|поисков». |

|Л. был удостоен Премии памяти Нобеля по экономике в 1973 г. «за развитие метода |

|«затраты – выпуск» и за его применение к важным экономическим проблемам». Будучи одним |

|из первых экономистов. озабоченных воздействием экономической активности на качество |

|окружающей среды, Л. привел в своей Нобелевской лекции простую модель «затраты – |

|выпуск», относящуюся к мировой экологии, в которой загрязнение среды отчетливо |

|фигурировало как самостоятельный сектор. «В менее развитых странах, – заключил он, – |

|внедрение смягчающей деятельности строгих стандартов против загрязнения среды... |

|вызовет увеличение занятости, хотя и потребует некоторых жертв в сфере потребления». |

|Исследование Л. воздействия различных экономических стратегий на окружающую среду и на |

|развитие мировой экономики продолжалось и в дальнейшем. Промежуточные итоги |

|исследований Л. в этой области были опубликованы в 1977 г. в виде книги «Будущее |

|мировой экономики» ("The Future of the World Economy"). |

|Его работа над проблемами мировой экономики, особенно над межотраслевыми отношениями, |

|продолжается под эгидой Организации Объединенных Наций и Института экономического |

|анализа при Нью-Йоркском университете. Анализ по методу «затраты – выпуск» признан |

|классическим инструментом в экономике, и Л. наравне с Кейнсом считается ученым, внесшим|

|крупнейший вклад в экономическую науку XX в. Л. является американским гражданином. |

|Помимо Нобелевской премии, он был возведен в звание офицера Почетного легиона Франции. |

|Он – член американской Национальной академии наук, Американской академии наук и |

|искусств. Британской академии и Королевского статистического общества в Лондоне. Он |

|занимал пост президента Эконометрического общества в 1954 г. и Американской |

|экономической ассоциации в 1970 г. Среди прочих ему присвоены почетные докторские |

|степени университетов Брюсселя, Йорка, Лувена, Парижа. |

|Источник информации: |

|Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992. |

|© The H.W. Wilson Company, 1987 |

|© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 |

|Дата публикации: |

|9 февраля 1999 года |

|ЛЬЮИС (Lewis), У. Артур |

|род. 23 января 1915 г. |

|Премия памяти Нобеля по экономике, 1979 г.совместно с Теодором Шульцем |

|Вест-индский экономист Уильям Артур Льюис родился на острове Сент-Люсия, в Британской |

|Вест-Индии, в семье Иды Луизы (в девичестве Бартон) и Джорджа Фердинанда Льюиса, |

|школьного учителя, иммигранта из Антигуа. Отец умер, когда Л. было 7 лет, оставив |

|воспитание пяти сыновей на долю матери. Л. отзывался о своей матери как о «в высшей |

|степени дисциплинированном и трудолюбивом человеке, превосходящем в этом отношении |

|всех, кого я когда-либо знал. И она передала эти качества своим детям». |

|Когда в 1929 г. Л. окончил колледж св. Марии (Сент-Люсия), ему было всего 14 лет. |

|Будучи слишком молодым для поступления в университет, он работал правительственным |

|чиновником, пока не достиг возраста, дававшего ему право получить правительственную |

|стипендию для учебы в Лондонской школе экономики (ЛШЭ), в которую он поступил в 1933 г.|

|Он мечтал о том, чтобы стать инженером, но позднее вспоминал: «Это казалось |

|безрассудным, так как ни правительство, ни частная фирма не наняла бы на работу |

|чернокожего инженера». Поэтому он выбрал более практичное направление учебы, которая |

|включала бухгалтерский учет, коммерческое право и курс хозяйственного управления. |

|В 1937 г. он получил степень бакалавра в области коммерции и диплом с отличием. |

|Несмотря на то что он не прошел соответствующего курса по экономике и математике, ему |

|была предоставлена полная стипендия для учебы в докторантуре по специальности |

|«экономика промышленности». В следующем году ему предложили годичный контракт для |

|преподавания в Лондонском университете, после чего он был назначен ассистентом лектора.|

|В 1940 г. он получил докторскую степень в ЛШЭ и до 1948 г. оставался в Лондонском |

|университете, после чего стал профессором политэкономии в Манчестерском университете. |

|Академическая деятельность Л. распадается как бы на три фазы: история мировой экономики|

|и экономическое развитие; экономика промышленности; экономические проблемы |

|слаборазвитых стран. Его работа в первой фазе началась, когда он еще оставался в ЛШЭ. |

|Там по рекомендации Фридриха фон Хайека, тогдашнего руководителя экономического |

|факультета, он начал читать лекции по истории экономики в период между первой и второй |

|мировыми войнами, когда цикл экономического процветания сменился циклом депрессии. Этот|

|курс лекций позволил ему подготовить к изданию его первое исследование этих циклов |

|«Экономический обзор 1919...1939 гг." ("Economic Survey 1919...1939"), опубликованный в|

|1949 г. Свою новаторскую работу в области экономики промышленности Л. обобщил в книге |

|«Накладные расходы: очерки по экономическому анализу» ("Overhead Costs: Some Essays in |

|Economic Analysis", 1950). После публикации этой работы он стал сосредоточиваться во |

|все большей степени на экономических проблемах так называемого «третьего мира». |

|Окончание второй мировой войны и приобретение независимости многими бывшими колониями |

|европейских держав привлекло внимание к проблемам экономического развития в странах |

|«третьего мира», которые экономисты прозвали «Югом», в отличие от развитых |

|капиталистических стран, названных «Севером». В то время большинство |

|экономистов-плановиков считало, что развивающиеся страны должны вкладывать свою прибыль|

|от экспорта своих традиционных продуктов в промышленный сектор с тем, чтобы обеспечить |

|быстрый экономический рост. Их взгляды получили подтверждение в ходе успешного |

|проведения «плана Маршалла» (названного по имени Джорджа К. Маршалла), в соответствии с|

|которым массированное вливание финансовых средств для капиталовложений и технического |

|оборудования содействовало послевоенному восстановлению Западной Европы. |

|В процессе своей исследовательской работы Л. пришел к противоположному мнению. Он |

|подошел к экономике развивающейся страны как к дуальной, а не единой, в которую входит |

|и аграрный, традиционный, сектор, и промышленный, капиталистический. «Третий мир», как |

|правило, обладает избытком неграмотных сельскохозяйственных рабочих. Будучи обученными,|

|эти работники могли бы быть привлечены к работе в растущих секторах торговли и |

|обрабатывающей промышленности при относительно низких издержках. Полученные таким |

|образом прибыли сформируют те сбережения и тот капитал, в котором так сильно нуждаются |

|страны «третьего мира» для своего экономического промышленного прогресса. |

|По мнению Л., «третьему миру» требуется нечто иное, отличное от «плана Маршалла». |

|Внешняя торговля не может в бедных странах служить двигателем экономического прогресса.|

|Не выразил он доверия и иностранным инвестициям капитала, но высказался за повышение |

|прибыли, финансирование промышленных капиталовложений и осуществление крупных |

|инвестиций в народное образование, т.е. в человеческий капитал. Первый подход Л. к этой|

|его модели был опубликован в 1951 г. как часть доклада Организации Объединенных Наций |

|«Экономическое развитие в странах с низким доходом» ("Economic Development in |

|Low-Income Countries"), в подготовке которого также участвовал Теодор Шульц. |

|К 1955 г., когда Л. опубликовал «Теорию экономического роста» ("Theory of Economic |

|Growth"), он усовершенствовал и расширил свою первоначальную модель. Он допустил, что |

|мировое экономическое производство состоит из «стали» (готового промышленного продукта |

|развитого мира), «кофе» (экспортной монокультуры, базирующейся на природных ресурсах |

|«третьего мира») и «продовольствия» (производимого и там, и там). Он не мог |

|воспользоваться моделью Хекшера – Улина (составленной Эли Хекшером и Бертилем Улином) |

|для условий мировой торговли, потому что «кофе» не может производиться в развитых |

|странах «Севера». Ключевым товаром было принято «продовольствие», которое производится |

|с высокой эффективностью на «Севере» и с низкой производительностью на «Юге», что и |

|определяет неблагоприятные для последнего условия торговли. Основным путем улучшения |

|торгового баланса и обеспечения развития «третьего мира» поэтому было признано |

|повышение производительности сельского хозяйства и инвестирование сбережений в |

|расширяющийся промышленный сектор на «Юге». |

|Центральным пунктом теории экономического развития Л. был процесс, который способен за |

|короткое время повысить норму сбережений в развивающихся странах с примерно 4 или 5% их|

|национального дохода примерно до 15%. Л. показал, что этот процесс главным образом |

|состоял в расширении промышленного сектора с его довольно высокой прибылью. |

|Необходимыми он также считал и крупные инвестиции в образование. В таких благоприятных |

|условиях будет расти как региональная, так и мировая торговля (как это было в 50-е и |

|60-е гг.), а «Север» и «Юг» смогут продвигаться вперед совместно, а не за счет друг |

|друга. К экономическому росту Л. подходил с широких позиций, включая в него и |

|экономическое, и социальное развитие. И что в равной степени важно, он подчеркивал |

|трудности централизованного экономического планирования как в условиях диктатуры, так и|

|под руководством демократических правительств. Он был одним из первых экономистов, |

|поставивших под вопрос положение о том, что всегда желателен экономический рост, и |

|выступивших в пользу эволюции мировой экономики как единого целого. |

|Теории Л. вызревали в ходе его практической работы в странах «третьего мира». С 1957 по|

|1963 г. он работал в качестве экономического советника ООН при премьер-министре Ганы, |

|был заместителем исполнительного директора Специального фонда Организации Объединенных |

|Наций и вице-президентом Университета Вест-Индии. За эту деятельность он был возведен в|

|дворянское звание в 1963 г. В том же году он поступил в Школу государственных и |

|международных проблем им. Вудро Вильсона при Принстонском университете в качестве |

|профессора экономики и международных проблем. В 1968 г. он получил дополнительную |

|должность профессора кафедры политической экономии Принстонского университета. В 1970 |

|г. он ушел в четырехлетний отпуск в связи с тем, что стал основателем и президентом |

|Карибского банка развития на Барбадосе. |

|Л. также проявил интерес к положению чернокожего населения в Соединенных Штатах, |

|которое он считал схожим с положением населения «третьего мира». Он поднял вопрос о |

|введении курсов лекций для чернокожих в американских университетах, поскольку |

|придерживался твердого убеждения, что строгое традиционное образование служит дорогой к|

|прогрессу. |

|Л. разделил Премию памяти Нобеля по экономике за 1979 г. с американским экономистом |

|Теодором Шульцем «за новаторские исследования экономического развития... в приложении к|

|проблемам развивающихся стран». В своей Нобелевской лекции «Замедление механизма роста»|

|("The Slowing Down of the Engine of Growth") Л. соединил свои теории относительно |

|природы мировой торговли и ее истории, выдвинул идею о том, что наименее развитые |

|страны не должны больше оставаться зависимыми в своем экономическом росте от развитых |

|стран. |

|Расширением региональной торговли, говорил он, они могут в конечном счете ускорить свое|

|собственное развитие, даже если замедлится экономический рост в развитых странах. Он |

|также обвинил развитые страны в «недостатке осознания» ими «взаимной зависимости» обоих|

|типов экономики. |

|В 1938 г. Л. женился на Глэдис Изабе ле Джекобс с острова Гренада, которая тогда |

|работала школьной учительницей в Лондоне, а в настоящее время является скульптором; у |

|них двое детей. Он сохраняет за собой британское гражданство. В свободное время любит |

|слушать классическую музыку и совершает длительные прогулки. |

|Л. удостоен почетных ученых степеней многих университетов в Соединенных Штатах, включая|

|Колумбийский, Говардский и Йельский, университетов Вест-Индии, Манчестера, Уэльса, |

|Бристоля, Лагоса и Торонто. Он – почетный член Лондонской школы экономики и |

|член-корреспондент Британской академии наук. Он занимал пост члена совета Королевского |

|экономического общества, президента Экономического общества Ганы и члена Экономического|

|консультативного комитета Национальной ассоциации поддержки цветного населения. |

|Источник информации: |

|Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992. © The H.W.|

|Wilson Company, 1987 © Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс»,|

|1992 |

|Дата публикации: |

|4 ноября 1999 года |

|МИД (Meade), Джеймс |

|род. 23 июня 1907 г. |

|Премия памяти Нобеля по экономике, 1977 г.совместно с Бертилем Улином |

|Английский экономист Джеймс Эдуард Мид родился в Суонидже, графство Дорсет, в семье |

|Чарлза Хиппсли Мида и Кэтлин (в девичестве Коттон-Стейплтон) Мид. Основными предметами |

|в Лэмбрук-скул и Мальверн-колледже, где он учился соответственно с 1917 по 1921 г. и с |

|1921 по 1926 г., были латинский и греческий языки, равно как и в Ориэл-колледже, в |

|Оксфорде. Только в 1928 г., когда М. перешел во вновь созданную в Ориэл-колледже Школу |

|философии, политики и экономики, он начал изучать экономические науки. |

|Его интерес к этим наукам был вызван «нелепым и зловредным», как он это называл, |

|уровнем безработицы в Британии в период между войнами, а также влиянием его «горячо |

|любимой, но несколько эксцентричной тетки, старой девы». Она была последовательницей |

|майора Дугласа, английского экономиста, который развивал теорию, утверждавшую, что |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.