реферат скачать
 

Нобелевские лауреаты по экономике (на 23 человека) (Доклад)

Нобелевские лауреаты по экономике (на 23 человека) (Доклад)

|БЬЮКЕНЕН (Buchanan), Джеймс М. |

|род. 2 октября 1919 г. |

|Премия памяти Нобеля по экономике, 1986 г. |

|Американский экономист Джеймс Макджилл Бьюкенен родился в г. Мерарисборо (штат |

|Теннесси). Его отец Джеймс, в честь которого Б. получил имя, был фермером, а мать. Лила|

|(в девичестве Скотт) Бьюкенен, до замужества была школьной учительницей; родители Б. |

|активно участвовали в местной политической жизни. Дед Б. Джон П. Бьюкенен занимал в |

|течение одного срока пост губернатора штата Теннесси; он был выдвинут на эту должность |

|от фермерского союза популистской партии. Родители убеждали Б. повторить путь, |

|пройденный его дедом. Однако Великая депрессия сорвала планы Б. изучать право в |

|Вандербильтском университете. Вместо этого он поступил на учебу в педагогический |

|колледж Среднего Теннесси в Мерфрисборо, зарабатывая на обучение и покупку книг дойкой |

|коров. |

|Закончив колледж лучшим учеником в своей группе со специализацией в области математики,|

|английской литературы и общественных наук, Б. получил право на стипендию для |

|продолжения образования на экономическом факультете Университета Теннесси, который он |

|закончил в 1941 г. со степенью магистра. В августе того же года Б. был призван на |

|военную службу и прошел курс подготовки на звание военно-морского офицера в Нью-Йорке, |

|а затем в течение некоторого времени обучался в военно-морском колледже. После |

|вступления США во вторую мировую войну он получил назначение в оперативный штаб |

|адмирала Честера У. Нимица, который в то время командовал Тихоокеанским флотом США. Во |

|время войны Б. служил в штабе флота в Перл-Харборе, а затем на Гуаме. |

|После войны Б. продолжил образование в Чикагском университете, где попал под влияние |

|Франка X. Найта – одного из профессоров экономики. Несмотря на то что Б. приехал в |

|Чикаго, по его собственному выражению, «социалистом либерального толка», он позже взял |

|свои слова обратно: «Через шесть недель после начала посещения курса Фрэнка Найта по |

|теории цен я превратился в ревностного адвоката рыночной экономики». Другое главное |

|воздействие на последующую работу Б. оказала диссертация Кнута Викселля по |

|налогообложению 1896 г., которую он случайно обнаружил на библиотечной полке, а затем |

|перевел с немецкого языка на английский. Шведский экономист Викселль рассматривал |

|политику как процесс сложного, взаимовыгодного обмена между гражданами и структурами, |

|которые они создают для организации общества. Викселль также утверждал, что реформа |

|экономической политики требует изменения правил, в рамках которых действуют |

|политические деятели. Концепции Найта и Викселля оказали главное воздействие на |

|разработку Б. теорий общественного выбора и конституциональной экономики. |

|В 1948 г., после получения в Чикагском университете докторской степени по экономике, Б.|

|поступил на должность адъюнкт-профессора в Университет Теннесси, а с 1950 г. стал |

|полным (действительным) профессором того же университета. На следующий год он перешел |

|на работу во Флоридский университет и там в 1954 г. был назначен деканом экономического|

|факультета. Благодаря получению стипендии Фулбрайта Б. провел учебный 1955/56 г. в Риме|

|и Перудже, изучая классические работы итальянских экономистов в области теории |

|общественных финансов и развивая свои собственные идеи отношений между политическими |

|структурами и экономической политикой. |

|Возвратившись в США, Б. получил должность профессора и декана экономического факультета|

|в Виргинском университете в г. Шарлотсвилле. В 1957 г. вместе с американским |

|экономистом Дж. Уорреном Наттером он основал Центр исследований в области политической |

|экономии им. Томаса Джефферсона. По словам Б., они стремились учредить «сообщество |

|ученых, которые мечтали сохранить социальный строй, основанный на индивидуальной |

|свободе», а также «воспрепятствовать росту технической специализации в экономике». Б. |

|выполнял обязанности директора Центра с 1957 по 1969 г. В 1963 г. Б. и Гордон Таллок, |

|который проходил в Центре постдокторскую стажировку вскоре после его основания, создали|

|Комитет по принятию нерыночных решений, предшественник Центра изучения общественного |

|выбора. |

|После окончания учебного 1968/69 г., когда Б. работал в качестве приглашенного |

|профессора в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, он перешел в Виргинский |

|политехнический институт и Государственный университет Блэксбурга в качестве ведущего |

|профессора. Там к нему присоединился Таллок, с которым он основал Центр изучения |

|общественного выбора, генеральным директором которого стал Б. Новый Центр был создан с |

|целью приложения экономических методов и способов мышления к изучению политических |

|процессов. Когда в 1983 г. Б. был назначен профессором в Университете Джорджа Мейсона, |

|местоположение Центра было перенесено в университетский кампус г. Фэрфакс (штат |

|Виргиния). |

|В итоге научных исследований, проведенных на протяжении последних 40 лет, Б. получил |

|международное признание в качестве ведущего исследователя в области, которая называется|

|теорией общественного выбора и исследует применение экономических методов к сферам, |

|традиционно относившимся к политологии. Основными категориями анализа являются не такие|

|органические единицы, как нация, государство или партия, а индивидуальные (частные) |

|лица, способные принимать рациональные решения, ведущие к выгоде общества в целом. |

|Теория общественного выбора стремится предсказать, как поведение индивидуальных лиц в |

|их политических ролях избирателей или налогоплательщиков, лоббистов или кандидатов в |

|политические деятели, избранных политиков или членов политических партий, бюрократов |

|или правительственных управляющих и судей может повлиять на состояние политического |

|сообщества в целом. Экономическая же теория, напротив, пытается связать поведение |

|индивидуальных лиц в их экономической роли покупателей или продавцов, производителей |

|или рабочих, инвесторов или предпринимателей с результатами, которые проявляются на |

|уровне экономики в целом. |

|Изучая политический обмен, Б. выделяет два концептуально разных уровня общественного |

|выбора – начальный конституционный уровень выбора (до принятия конституции) и |

|постконституционный уровень. Исследование первого уровня предполагает разработку |

|экономической теории конституции, в то время как второй осуществляет разработку |

|экономической теории политических учреждений. Разница между двумя уровнями выбора может|

|быть выявлена как аналогия выбору, который люди делают во время игры. Сначала |

|выбираются правила игры, затем происходит определение стратегии игры в рамках этих |

|правил. В общем виде конституция может быть представлена как набор правил для ведения |

|политической игры. Каждодневные политические действия представляют собой результат игры|

|в рамках конституционных правил. |

|Как показал Б., использование этой аналогии может привести к пониманию ряда серьезных |

|процессов. Подобно тому как правила игры формируют ее вероятный исход, конституционные |

|правила формируют результаты политики или затрудняют их достижение. Таким образом, |

|улучшение результатов политики или результатов процесса принятия законодательных или |

|управленческих решений требует изменений или реформы конституции. В основе поиска |

|лучших правил любой игры лежит анализ того, в каком вероятном направлении пойдет игра |

|при различных правилах. Аналогичным образом подход к реформе конституции должен |

|определяться позитивным предсказуемым анализом вероятной работы альтернативной политики|

|и процессов. |

|Разница между конституционным и постконституционным выбором впервые была представлена в|

|монографии «Исчисление согласия» ("The Calculus of Consent", 1962), написанной Б. |

|совместно с Гордоном Таллоком. Развивая взгляд Викселля на политику как на процесс |

|сложного взаимовыгодного обмена, Б. и Таллок задались вопросом, как эти обмены могут |

|быть организованы таким образом, чтобы все участники могли рассчитывать на получение |

|чистого позитивного результата на уровне конституционного выбора, в особенности какие |

|политические правила и процедуры должны руководить выбором коллективной или |

|правительственной политики? |

|Они рассматривали этот вопрос с позиций индивидуальных членов общества, стоящих перед |

|выбором альтернативных правил принятия решений и процедур, учитывая, что позже эти |

|индивидуальные члены общества будут вынуждены принимать решения в рамках этих правил и |

|процедур. Исследовались самые различные правила принятия решений и процедур, включая, |

|кроме всего прочего, правило единодушия, правило квалифицированного большинства, |

|правило простого большинства, правило взаимных услуг, базу репрезентативности, |

|двухпалатные и однопалатные законодательные органы. Б. исследовал различные применения |

|этих правил в работах «Общественные финансы и демократический процесс» ("Public Finance|

|in Democratic Process", 1967), «Спрос и предложение общественных товаров» ("Demand and |

|Supply of Public Goods", 1968). |

|В работе «Пределы свободы: между анархией и Левиафаном» ("The Limits to Liberty: |

|Between Anarchy and Leviathan", 1975) Б. провел разграничение между защитительным |

|государством и производительным государством. С его точки зрения, конституционный |

|договор (или набор правил и процедур, в рамках которых существует политическая |

|организация) ведет к установлению защитительного государства. Эта устанавливаемая в |

|законодательном порядке структура определяет права собственности и контроля |

|индивидуальных лиц над ресурсами, стимулирует частные контракты и ограничивает власть |

|государства. Возникновение защитительного государства представляет собой прыжок от |

|анархии к политической организации. В рамках этой организационной структуры |

|организованная торговля и обмен произведенными частным образом товарами и услугами |

|может способствовать взаимной выгоде участников этого процесса. |

|С точки зрения Б., в идеале производительное государство стимулирует |

|постконституционный контракт между гражданами в отношении их спроса на совместно |

|потребляемые товары и услуги. Однако поведение индивидуальных лиц, предписываемое им их|

|деятельностью в политической структуре в качестве политиков, управляющих или |

|бюрократов, способствует усилению государства в постконституционной стадии. Это |

|обусловливает угрозу Левиафана – знаменитого политического символа Томаса Гоббса, |

|которым он обозначал автократическое государство. Для Б. выход состоит в том, чтобы |

|использовать современные теории политики, управления и бюрократии для формирования |

|институтов и правил, которые могли бы ограничить самопроизвольно и специально |

|заинтересованное политическое поведение. |

|В своих более поздних работах Б. проанализировал и развил далее необходимость |

|конституционной реформы. В работе «Демократия в дефиците» ("Democracy in Deficit, |

|1977), написанной совместно с Ричардом Е. Вагнером, конституционное требование |

|сбалансированного бюджета обосновывается при помощи анализа модели постконституционного|

|поведения, при котором финансовый дефицит помогает политикам получать политическую |

|поддержку от большого числа политических сегментов путем увеличения государственных |

|расходов на специальные цели, одновременно сдерживая рост налогов, который мог бы |

|покрыть эти расходы. В работе «Власть облагать налогом» ("The Power to Tax", 1980), |

|написанной совместно с Джеффри Бреннаном, конституционные ограничения на полномочия |

|правительства в области налогообложения обосновываются, исходя из модели |

|постконституционной политики, в которой правительство рассматривается как орган, |

|стремящийся к максимизации прибыли. Б. поддерживал прямо и косвенно различные |

|предложения конституционных поправок, требующих сбалансированного федерального бюджета.|

| |

|Б. была присуждена Премия памяти Нобеля по экономике за 1986 г. «за исследование |

|договорных и конституционных основ теории принятия экологических и политических |

|решений». По мнению Шведской королевской академии наук, «основное достижение Б. состоит|

|в том, что он постоянно и настойчиво подчеркивал значение фундаментальных правил и |

|применил концепцию политической системы как процесса обмена с целью достижения взаимной|

|выгоды». |

|В 1945 г. Б. женился на Анне Бакке, с которой познакомился во время войны. Бьюкенены, у|

|которых нет детей, живут как в собственном доме в Фэрфаксе, так и на своей ферме в |

|юго-западной Виргинии. Б. на всю жизнь сохранил интерес к изучению языков и перевел |

|немало важных экономических работ с немецкого и итальянского языков. |

|Кроме Нобелевской премии, Б. был отмечен многими другими наградами и отличиями, включая|

|почетную премию в области политической экономии Фрэнка Е. Сейдмана университета |

|Теннесси (1984) и почетные ученые степени Цюрихского (Швейцария) и Гессенского |

|(Германия) университетов. Он является почетным членом Американской экономической |

|ассоциации и членом Американской академии наук и искусств. Он занимал пост президента |

|Экономической ассоциации Юга (1963) и вице-президента Американской экономической |

|ассоциации (1971), вице-президента (1981...1982) и президента (1983...1984) |

|Экономической ассоциации Запада, вице-президента (1982...1984)и президента |

|(1984...1986) Общества Ледериновых гор. |

|ДЕБРЕ (Debreu), Джерард |

|род. 4 июля 1921 г. |

|Премия памяти Нобеля по экономике, 1983 г. |

|Франко-американский экономист Джерард Дебре родился в Кале, его родителями были Камиль|

|и Фернанда (в девичестве Дешарн) Дебре. Оба его деда и отец были владельцами |

|небольшого предприятия по производству кружев, расположенного в тех же краях. |

|Д. учился в колледже в городе Кале и получил степень бакалавра в 1939 г. Собирался |

|изучать математические науки в Париже, но вместо этого из-за вспыхнувшей второй |

|мировой войны он посещает две импровизированные подготовительные школы, одну в Амбере,|

|другую в Гренобле, находящиеся в Свободной зоне, установленной после немецкой |

|оккупации Франции. Летом 1941 г. он поступает в Эколь нормаль сюперьер в Париже, где |

|попадает в «чрезвычайно накаленную интеллектуальную атмосферу», подогреваемую «мрачным|

|внешним видом Парижа под немецкой оккупацией». Он остается там до освобождения Парижа |

|в 1944 г., затем поступает на службу во французскую армию, проходит обучение в |

|офицерской школе в Алжире и служит в Германии в рядах французской армии до лета 1945 |

|г. |

|По возвращении в Эколь нормаль сюперьер он в 1946 г. проходит конкурс и получает |

|квалификацию преподавателя математики. Поскольку его интерес к экономике углубляется, |

|он устраивается младшим сотрудником по экономике в Национальный центр научных |

|исследований. Летом 1948 г. он обучается в Австрии, в Зальцбургском семинаре |

|американских исследовании под руководством экономиста Василия Леонтьева. Следующие |

|полтора года он в качестве стипендиата Рокфеллеровского фонда посещает экономические |

|факультеты некоторых ведущих университетов США и Скандинавии. |

|Осенью 1949г. Д. занял пост ассистент-исследователя в Комиссии Коулса по экономическим|

|исследованиям, находившейся в то время в Чикагском университете. Он оставался в |

|Комиссии 11 лет, за исключением шести месяцев работы в Службе электричества Франции в |

|Париже. В 1956 г. Парижский университет присвоил ему степень доктора. В 1962 г. он |

|приезжает в Калифорнийский университет в Беркли как профессор экономики, а в 1975 г. |

|также назначается профессором математики. |

|Работа Д. связана с главным предметом разногласий в экономике – теорией общего |

|равновесия, темой, основы которой заложены в произведениях Адама Смита, шотландского |

|экономиста, жившего в XVIII в. Взаимозависимость рыночной экономики и связанных с ней |

|законов спроса и предложения стала впоследствии основным предметом исследований Леона |

|Вальраса, французского математика, которому приписывается создание в 1840 г. теории |

|общего равновесия. |

|Впервые Д. столкнулся с проблемой общего равновесия в Эколь нормаль сюперьер в работах|

|Мориса Алле, который в 1943 г. заново сформулировал эту теорию в своей книге «В |

|поисках экономической дисциплины» ("A la recherche d'une discipline economique"). В |

|1952 г., работая в Комиссии Коулса, Д. публикует свою первую статью на эту тему. Двумя|

|годами позже он совместно с Кеннетом Эрроу выступает со ставшей классической статьей, |

|названной «Существование равновесия для конкурентной экономики» ("Existence of an |

|Equilibrium for a Competitive Economy"), в которой они доказывают существование |

|не-негативных равновесных цен при условиях, не оказывающих относительно |

|ограничительного действия. В своей книге «Теория стоимости: аксиоматический анализ |

|экономического равновесия» ("The Theory of Value: An Axiomatic Analysis of Economic |

|Equilibrium", 1959) Д. распространяет свои «доказательства существования» равновесия |

|на более общие случаи, рассматривая многие решения, при которых равновесие возможно. |

|«Теория стоимости», в которой содержится сделанный Д. математический анализ общего |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.