реферат скачать
 

Научные основы и методология государственного регулирования экономики

совершенствования самих принципов построения, обновления планирования.

Основные причины такого положения обусловлены следующим:1

- догматизм принципов огосударствления средств производства и всеобщей

централизации планового управления народным хозяйством предопределял

ощутимый барьер между формами собственности в их взаимодействии .

Планирование государственной, колхозно - кооперативной собственности и

собственности общественных организаций велось на основе единых директивных

принципов.

- ошибочность противопоставления плановых и рыночных отношений в

процессах производства, распределения и потребления продукта вела к

деформации системы экономических отношений, связей, ценообразования,

ослаблению интересов и стимулов в хозяйственной практике.

- политэкономическая формула отрицания или поиска особого характера

товарно- денежных отношений при социализме ослабляла ценовую и финансово -

денежную системы в обслуживании социально - экономических процессов и не

могла получить реального отражения в научном обосновании теории,

методологии планирования.

- догматизированный принцип опережающего роста производства над

предметами конечного потребления в сочетании с принципом опережающего роста

потребностей противодействовали методологической основе научности

планирования - сбалансированности всех элементов производства,

распределения, потребления;

- валовой подход к оценке динамики развития народного хозяйства

акцентировал внимание управляющих структур на количественных, а не

качественных показателях укрепления экономики и государства, что означало

выбор фондоемкого, материалоемкого, экстенсивного типа развития,

недооценивавшего науку, новую технику и технологию. Этим предопределялось

снижение фактора темпов и эффективности развития народного хозяйства в

конечном итоге - потеря реальных возможностей плановой экономики и

общественной системы в целом.

В условиях современной рыночной экономики государство не может не

планировать собственную деятельность касательно:

- установления и взимания налогов на производство и оборот товаров,

доходы и имущество юридических и физических лиц, на использование природных

ресурсов;

- осуществления бюджетных расходов на содержание госаппарата, закупки

продукции для госнужд, помощь отраслям, регионам и иностранным

государствам, на поддержку отдельных категорий граждан;

- привлечения , погашения и обслуживания госзаймов;

- приобретения, продажи и использования госимущества;

- деятельности госпредприятий.

Индикативное планирование. Существует несколько подходов к определению

понятия индикативного планирования, акцентирующие относительно различные

его стороны и функции и опирающиеся на опыт разных стран:1

1. Индикативное планирование - это макропланирование при

самостоятельности предприятий. Подобное понимание близко к трактовкам

народнохозяйственного планирования в условиях полного хозрасчета в

“позднем” СССР, а также к следующей современной интерпретации:

“Индикативное планирование - это процесс формирования системы параметров,

характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее

государственной социально - экономической политике, и установление мер

государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью

достижения указанных индикаторов”; “Индикативное планирование означает, что

государство в интересах всей нации, с учетом потребностей регионов, а также

субъектов рынка разрабатывает проекты экономического развития всего

народного хозяйства (в том числе частного сектора) ; устанавливает

конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и

обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым мотивируется

заинтересованное участие как предпринимателей всех форм собственности, так

и субъектов Федерации в реализации проектов, важных для общества в целом”.

2. Индикативное планирование - ориентирование частных предприятий на

выполнение задач, формулируемых государством. Основная функция

Индикативного планирования - информационно - ориентирующая, по сути

выступающая и как мотивационная.

3. Индикативный план содержит обязательные задания для государства и

госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикативный план,

подстраиваясь под планы самого мощного “игрока” в рыночной системе -

государства, даже если это для них необязательно. Соответственно

государственный план переходного периода предлагается трактовать как

“систему показателей, реализующих централизованное управление и косвенное

регулирование различных секторов экономики, прежде всего государственного.

Она включает в себя как ориентирующие показатели, имеющие лишь

информационное значение для предприятий, отраслей и республик, так и

директивные показатели - государственный заказ (важнейшая форма

централизованного руководства, содержащая задания по межотраслевым и

межреспубликанским поставкам продукции), лимиты, экономические регуляторы

включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы).

4. Индикативное планирование - механизм координации действий и

интересов государства и других субъектов экономики. Речь идет о том, что

помимо информационного значения такое планирование выполняет

координационную роль, т. е. предполагает согласование деятельности

“центра”, отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки

последними их производственно - хозяйственных программ. Правительство

воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и

обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. В

результате обмена планами и информацией между правительством и частными

предпринимателями должна выявиться схема экономического роста, включающая

те проекты, которые по линии правительственных организаций являются взаимно

совместимыми.

Объединяя вышеизложенные подходы, индикативное планирование можно

определить как механизм координации интересов и деятельности

государственных и негосударственных субъектов управления экономикой,

сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным ее

саморегулированием, основанный на разработке системы показателей

(индикаторов) социально - экономического развития и включающий определение

его общенациональных приоритетов, целеполагание , прогнозирование,

бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры

согласования решений на макро- и микроуровне, налоговые и иные меры

государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации

плана ( под негосударственными носителями экономического управления

понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы

корпораций, финансово - промышленных групп и других хозяйствующих единиц,

саморегулируемые организации участников рынков и т. д. ).

Вертикальная интеграция. Западные специалисты так интерпретируют это

понятие: Вертикальная интеграция - это производство и продажа большинства

минеральных ресурсов, таких как нефть, медь, олово, никель и алюминий,

обычно контролируемое олигополией из вертикально интегрированных

многонациональных корпораций, которые выступают одновременно основными

производителями и основными потребителями минеральных ресурсов.

Характеризуя это понимание, выделяют несколько принципиальных моментов:1

- интеграцию добывающего и обрабатывающего комплексов;

- возникновение олигополий в составе крупнейших ТНК;

- обеспечение конкурентного преимущества в виде гарантированных

снабжения и сбыта;

- подрыв высоко - интегрированными странами эффективности

национализации “отсталого” в сырьевых, дезинтегрированных;

- поддержание во всемирном хозяйстве полярности “сырье - технологии”,

“экономика сырья - экономика технологий”

- закрепление неоколониальной зависимости (основа которой -

технологическая зависимость, деиндустриализация).

При этом вертикальная интеграция обеспечивает не только корпоративные ,

но и макроэкономические преимущества. В их числе:

организационно - экономическое единство добывающего и обрабатывающего

секторов экономики, рост степени пропорциональности их работы;

существенное расширение промежуточного спроса: на средства

производства, продукцию инновационного и инвестиционного назначения,

научно - исследовательские и технологические разработки;

снижение инфляционного потенциала экономики;

оптимизация пропорции между производством конечной и промежуточной

продукции;

сокращение непроизводительных потерь топливно - энергетических и

материальных ресурсов;

развитие технологий с растущим замещением первичных ресурсов

вторичными, неэкологических технологий - экологическими;

регулирование промежуточных цен в зависимости от уровня конечных;

перенос доходообразования и, соответственно, налогообложения с

реализации промежуточной на реализацию продукции и услуг конечного спроса;

превращение качества продукции в фактор экономии корпоративных и

народнохозяйственных издержек;

расширение границ экономической эффективности высоких технологий и

новой техники;

увеличение макроэкономической конкурентоспособности на основе улучшения

качества и сокращения народнохозяйственных издержек конечной продукции;

продвижение к экономике с “нулевой инфляцией”;

постепенное становление нового макроэкономического регулятора: нормы

общекорпоративного и, далее, народнохозяйственного дохода вместо нормы

прибыли;

удержание экономики в “интервале прогресса”, когда цикл полного

обновления основных производственных фондов составляет в среднем около 7

лет;

устойчивость макроэкономической конкурентоспособности.

Автор данной статьи утверждает, что России необходима вертикальная

интеграция расширенного воспроизводства, так как основными бедами нашей

страны, отброшенной на отсталую стадию развития продолжают быть: отрыв

добывающих отраслей и комплексов от обрабатывающих, деиндустриализация,

деградация машиностроительного комплекса, растущая технологическая

зависимость, расстройство кругооборота основных производственных фондов,

отсутствие системы макроэкономического регулирования. А положительные

эффекты вертикальной интеграции налицо.

Саморегулирование рыночной экономики

Говоря о государственном регулировании экономики, нельзя не сказать

несколько слов о саморегулирующей функции рынка, о ее плюсах и минусах, об

отличиях от госрегулирования.

Саморегулирование является самой древней формой регулирования

экономики. Уже в простом товарном производстве кооперация труда перерастает

масштабы индивидуальной трудовой деятельности отдельного человека и его

мелкой частной собственности, вследствие чего рынок доже в неразвитой форме

становится тем механизмом, который обеспечивает и согласовывает

экономические пропорции и связи между конкретными видами труда. Действие

закона стоимости путем случайных колебаний рыночных цен выполняет роль

стихийного, проявляющегося за спиной товаропроизводителя регулятора.

“Невидимая рука” рынка предстает в реальном стремлении массы конкурирующих

участников рынка к своему доходу, росту своего капитала.

В настоящее время рыночный механизм и рыночная конкуренция - это

конкуренция систем, перешедших от состояния стихийного саморегулирования

в состояние жесткой самоорганизации.

На основе кейнсианства и монетаризма сложилась сеть механизмов

саморегуляции в виде функциональных экономических систем (ФЭС). Они

отличаются от целенаправленных систем тем, что они представляют собой

саморегулирующиеся элементы, в которых всякое отклонение от определенных

заданных параметров устойчивости служит толчком к немедленной мобилизации

многочисленных механизмов , восстанавливающих равновесие на макро- и

микроуровне.

Например, при наплыве дешевых импортных товаров нарушается равновесие

на внутреннем рынке, что приводит в действие функциональную систему защиты

отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции. При этом

обеспечивается введение или повышение ввозных пошлин, импортных квот,

используются различные виды нетарифных барьеров или другие меры, что

ограничивает импорт определенных товаров и восстанавливает оптимальные

условия конкуренции на внутреннем рынке.

Одной из основных ФЭС в рыночной экономике является система

формирования конкурентной Среды, которая создает и поддерживает оптимальные

условия для развития частного предпринимательства и добросовестной

конкуренции. Она же обеспечивает защиту мелких и средних компаний от

недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, а также

регулирует деятельность естественных монополий.

Во многих промышленно развитых странах действует функциональная

система поддержания уровня внутренних цен.

Появление ФЭС стало возможным лишь в связи с бурным развитием средств

связи, телекоммуникаций и электронно - вычислительной техники, которые

позволяют оперативно получать информацию о положении на внутреннем и

внешнем рынках, анализировать ее и готовить варианты тех или иных решений.

В саморегулирующейся экономической системе принципиально меняется роль

государства, которое превращается в главный координирующий центр всей

хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную работу функциональных

систем. Государство через ФЭС смешивается в жизнь рынка только в той

степени, в которой требуется поддержание устойчивости макроэкономического

равновесия, а также для обеспечения работы механизма конкуренции или для

контроля тех рынков, на которых условия свободной конкуренции

неосуществимы.

Необходимо заметить, что в России создаются лишь отдельные элементы

функциональных экономических систем, из которых в перспективе могут

сформироваться действенные механизмы саморегуляции.

Однако необходимо заметить, что достижение системного

сбалансированного состояния отнюдь не является экономическим императивом.

Более того, действительное развитие любых экономических систем происходит

именно при отклонениях от равновесия. Основное достоинство рыночных

институтов - вовсе не обеспечение ими равновесности социально -

экономического развития, а:1

1. Децентрализация принятия экономических решений и рациональное

распределение ограниченных ресурсов на микро- и макроуровне.

2. Создание мощных стимулов к достижению безубыточности и повышению

эффективности производства, мотивации к труду, сбережениям, инвестициям,

нововведениям через действие механизма конкуренции и принципов

самофинансирования ( жестких финансовых ограничений)

3. Продуцирование механизмов технико - экономической эволюции,

определяющих смену технологических и институциональных укладов в экономике

с сопутствующими этому долгосрочному развитию многократным повышением

производительности общественного труда и уровня жизни.

При этом перечисленные достоинства рыночных институтов проявляются не

самопроизвольно, а при условии создания эффективной системы

государственного регулирования экономики с использованием административных

и нормативных методов.

Недостатки рыночного саморегулирования

Рыночный механизм регулирования имеет ряд недостатков. Согласно

ключевой посылке неоклассической теории, в экономической системе существует

такая траектория развития, на которой все хозяйственные субъекты достигают

максимальной степени реализации своих интересов при данных действиях других

субъектов. Каждый субъект при разных равновесиях удовлетворяет свои

потребности в различной мере. На практике субъекты могут пытаться выбирать

стратегии поведения без учета интересов других субъектов, и в результате

благосостояние всех может ухудшиться по сравнению с любым из равновесий. То

есть, даже если рыночное равновесие и существует, вероятность его

реализации крайне мала; более того, в связи с цикличностью развития

рыночной экономики существуют силы, выводящие ее из равновесия и

порождающие колебательные процессы.

Неоклассическая модель игнорирует производство “общественных благ”,

которые потребляются всеми гражданами или предприятиями страны и региона. К

таким благам относятся информация и технологии, обеспечение безопасности и

создание правовой и правоохранительной системы.

Экономика не является системой вечных и одинаковых элементов . Она

состоит из постоянно создаваемых и погибающих организмов (предприятий,

семей, организаций и учреждений и т. д. ). Поэтому темпы, пропорции и

эффективность экономического развития зависит от состояния

институциональной системы, ресурсно - технологического и кадрового

потенциала в предшествующие периоды. Из-за этого, затянувшаяся “временная”

остановка большинство предприятий наукоемких отраслей промышленности в

России привела к почти полной потере стартовых возможностей для их развития

в будущем, даже после перехода к экономическому росту. Технологическое

отставание легко допустить, но почти невозможно преодолеть.

Рынок не способствует развитию научно - технического прогресса, так как

он требует серьезных фундаментальных исследований, которые всегда связаны с

риском и частный капитал обычно не занимается этой областью.

Рынок не решает экологическую проблему: при производстве товаров и

услуг в силу технологии происходит загрязнение окружающей Среды, то есть

предприятие переносит часть своих издержек на других вместо того, чтобы

осуществить затраты на очистительные сооружения.

Негативы государственного вмешательства

в экономику.

Безусловно, рыночное саморегулирование имеет множество недостатков, но

и государственное регулирование не является идеальным.

Не следует забывать о высоких издержках общества на содержание

госаппарата и огромном хозяйственном ущербе, наносимом некомпетентными,

недобросовестными и несвоевременными действиями государственных властей.

Огромная концентрация власти, неизбежная при централизации принятия

важнейших социально - экономических решений, порождает высокие социально -

политические издержки, несоизмеримые с выгодами, которые может “в идеале”

получить общество от преодоления рыночной анархии.1

У власти стоят живые люди, которые имеют свои личные интересы, и

интересы государственного чиновника часто вступают в противоречия с его

личными интересами. На чиновников также оказывают давление определенные

круги (лобби).Очень часто государственные чиновники голосуют за популярные

проекты, которые сулят скорую выгоду населению, но в будущем несут большие

потери.

Некоторые принципиальные подходы к

реализации государственного регулирования

экономики.

Государство должно установить критериальные цели, по которым

определяется успех или неуспех экономической политики, реформы в целом.

Например, в Китае позитивное восприятие реформы зависит в большей степени

от того, что четко выделены три ее “кита”: рост производства ,

благосостояние народа, усиление мощи государства.

В России же был выделен ряд первостепенных задач, выражающих целевую

направленность проводимых преобразований в экономике. Среди них: усиление

роли государства , поворота реформ к нуждам населения, совершенствование

структуры экономики и повышение ее эффективности. Целью должно быть

развитие производительных сил страны, оцениваемое в конечном итоге через

рост благосостояния народа. Характеристика производительных сил в новой

структуре включает:1 интеллект, информационную базу, научно - творческий

потенциал, предпринимательский ресурс, труд и его мотивацию, технику,

технологию (средства труда), энергетическую базу, материально - сырьевую

базу, территориально пространство развития, организационно - структурные

факторы, культурную среду.

Необходимо остановиться на непротиворечивой системе средств

последовательного осуществления рыночных преобразований. Следует постоянно

соотносить выбранные средства с целями экономики и реальной социально -

национальной средой. Выбор этой схемы выдвигает еще два требования:

наличие у реформаторов высочайшей экономической квалификации и одновременно

опыта социальной ответственности за свои решения.

Необходимо обеспечить гибкую защищенность пространства отечественной

экономики от внешней Среды. Мировая практика свидетельствует, что при

приверженности к свободе экспорта и импорта, закрепленной в международных

соглашениях, высокоразвитые страны не задумываясь вводят протекционистские

меры, если возникает заметная угроза для национального товаропроизводителя.

В России же наблюдается такая ситуация: страна поставляет сырье на экспорт

- часть валюты при этом возвращается в страну - ее реализуют на валютном

рынке - отсюда импорт высокорентабельного ширпотреба - реализация этой

продукции на внутреннем рынке - и покупка валюты, ввезенной в страну за

счет дополнительного вывоза сырья. Понятно, что население России никакой

выгоды от этих операций не получает - выгода достается только некоторым

финансовым группам внутри страны и зарубежной экономике в целом. И,

разумеется, поддержка отечественных производителей в нашей стране

становится очень актуальной проблемой.

Государство должно точно и гибко реагировать на потребности и запросы

населения страны, учитывая интересы всех частей социально - экономической

структуры общества. В России управляемость экономики государственными

структурами продолжает быть критически низкой. В нашей страны очень часто

наблюдается такая ситуация: правительство, желая быть сильным, пытается

навязать основной массе субъектов рынка и населению довольно спорную линию

поведения, отвечающую фактически интересам лишь одного слоя общества.

Государство может и должно проводить экономическую политику только в тех

интервалах, в каких она соответствует интересам налогоплательщиков. Нельзя

допускать того, чтобы правительство существовало благодаря только

лоббированию интересов наиболее сильных обладателей финансового капитала и

обслуживающее только эту сферу слоев.

Результативность государственного регулирования может возрасти, если

рычаги и стимулы будут применяться не случайно, под нажимом

заинтересованных регионов, а системно, исходя из долгосрочных целей и

текущих задач территориального развития.1

Восстановить управляемость экономики государством в нашей стране также

поможет мощный информационный холдинг. Россия по разным причинам

значительно отстала во всеобщем движении к информационному обществу, и этот

недостаток необходимо восполнить. Ведь государственно - информационные

компании смогут давать оперативную рыночную информацию с огромной прибылью

как для бюджета, так и для большинства участников рынка. Например, цены на

продовольственных рынках страны отличаются в 8-9 раз, что является в

подавляющей части следствием недоступности ценовой информации и только в

пределах десятой доли объясняется другими причинами, включая транспортные

расходы. Государство обязано информационно обустроить основные товарные

рынки, установить правила поведения на каждом из них, обеспечить

лицензирование участников рынка, сертификацию используемой информации,

обучение специалистов по каждому сегменту рынка. Это нанесет сильный удар

по теневому рынку для многих отраслей, по мнению экспертов, почти равному

объему рынка легального.2

Безусловно, государственное регулирование необходимо во всех без

исключения странах. Но для обеспечения более правильного экономического

развития необходимо, чтобы правительство нашло оптимальное соотношение

между государственным и рыночным регулированием экономики. Только в этом

случае будут преодолены недостатки этих моделей.

Список используемой литературы.

Журнал “Экономист”:

№ 11- 1998 г. В. Иванченко “Оценка некоторых теоретических подходов к

экономике, планологии и управлению.

№ 5-1996 г. В. Андрианов “Государственное регулирование и механизмы

саморегуляции в рыночной экономике”

№ 9- 1994 г. А. Синягов “Государственное управление при формировании

рыночных отношений”

№ 8-1998 г. А. Мовсесян “Государственное управление посредством

информационных систем”

№ 2-1995 г. В. Кушлин “Государственное регулирование экономики: цели,

теоретические модели, практика”

№ 6-1998 г. С. Губанов “Перспектива - переход к государственно -

корпоративной экономике.”

№ 8-1996 г. Ю. Швырков “Государственное регулирование экономики.”

№ 1-1997 г. Д. Львов “Теоретическое ядро социально - экономического

развития страны”.

№ 6-1998 г. Б. Плышевский “Условия восстановления государственного

регулирования экономики”.

№ 5-1996 г. В. Иванченко “Общность критериев экономической и

государственной безопасности”.

№ 2-1996 г. Е. Сабуров, А. Чернявский, С. Смирнов “Траектория

Российской реформы”

№ 5-1998 г. В. Дудкин “Саморегулирование и регулирование рыночной

экономики”

Журнал “Проблемы прогнозирования”

№ 1-1998 г. В. С. Сутягин “О соотношении научных прогнозов и

государственных программ социально - экономического развития”

Российский экономический журнал

№№ 6,7,8-1998 г. В. Дудкин, Ю. Петров “Индикативное планирование -

механизм координации деятельности государственных и негосударственных

субъектов управления экономикой.

Федеральный закон “О закупках и поставках сельскохозяйственной

продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.”

Федеральный закон “О поставках продукции для федеральных и

государственных нужд”

-----------------------

[1] Журнал “Экономист” № 11-1998г. “В . Иванченко “Оценка некоторых

теоретических подходов к экономике, планологии и управлению

1 Журнал “Экономист” №5-1998 г. В. Дудкин “Саморегулирование и

регулирование рыночной экономики”

1 Журнал “Экономист” №8- 1996 г. Ю. Швырков “Государственное регулирование

экономики”

1 Журнал “Экономист” №5-1996 г. В. Иванченко “Общность критериев

экономической и государственной безопасности”

1 Журнал “Экономист” № 8-1996 г. Ю. Швырков “Государственное регулирование

экономики.

1 Журнал “Экономист” №6-1998 г. Б. Плышевский “Условия восстановления

государственного регулирования экономики”

2 Журнал “Экономист” №6-1998 г. Б. Плышевский “Условия восстановления

государственного регулирования экономики”

1 Проблемы прогнозирования. № 1-1998 г. В. С. Сутягин “О соотношении

научных прогнозов и государственных программ социально - экономического

развития”

1 Российский экономический журнал. № 7-1998 г. В. Дудкин, Ю. Петров

“Индикативное планирование - механизм координации деятельности

государственных и негосударственных субъектов управления экономикой”

1 Журнал “Экономист” № 11-1998 г . В . Иванченко “Оценка некоторых

теоретических подходов к экономике, планологии и управлению”

1 Российский экономический журнал. № 7-1998 г. В. Дудкин, Ю. Петров

“Индикативное планирование - механизм координации деятельности

государственных и негосударственных субъектов управления экономикой”

1 Журнал “Экономист” №6-1998 г. С. Губанов “Перспектива - переход к

государственно - корпоративной экономике”

1 Российский экономический журнал. № 7-1998 г. В. Дудкин, Ю. Петров

“Индикативное планирование - механизм координации деятельности

государственных и негосударственных субъектов управления экономикой”

1 Российский экономический журнал. № 7-1998 г. В. Дудкин, Ю. Петров

“Индикативное планирование - механизм координации деятельности

государственных и негосударственных субъектов управления экономикой”

1 Журнал “Экономист” № 2-1995 г. В . Кушлин “Государственное регулирование

экономики: цели, теоретические модели, практика”

1 Журнал “Экономист” №8- 1996 г. Ю. Швырков “Государственное регулирование

экономики”

2 Журнал “Экономист” № 8-1998 г. А. Мовсесян “Государственное управление

посредством информационных систем”

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.