реферат скачать
 

Научные основы и методология государственного регулирования экономики

Методы государственного регулирования экономики условно подразделяются

на административные и экономические.

Административные методы базируются на силе государственной власти: это

охрана окружающей Среды, создание минимальных условий существования

малообеспеченных слоев населения, пресечение развития теневого бизнеса и т.

д.

К экономическим методам относится кредитно -денежная и бюджетная

политика.

Через кредитно - денежную политику государство воздействует на денежную

массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, - на потребительский и

инвестиционный спрос.

Мощным инструментом кредитно - денежной политики является изменение

резервной нормы. Введение обязательной нормы резерва обусловлено

необходимостью обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих

банков. Даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным

изменениям предложения денег.

Государство также регулирует денежную массу в обращении посредством

политики процентной ставки, под которую Центральный банк предоставляет

кредиты коммерческим банкам. Когда национальный банк понижает учетную

ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд, а кредиты,

выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение

денег. Повышая же учетную ставку, Центральный банк снижает стимулы

коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых

банками кредитов и , соответственно, предложение денег.

Еще одним способом кредитно - денежной политики также является

проведение операций на открытом рынке. Это, с одной стороны, - покупка и

продажа государственных облигаций Центральным банком, с другой, -

коммерческими банками, финансовыми компаниями и населением. Покупая или

продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает

резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда.

Бюджетная политика предполагает изменения государственных расходов и

доходов с целью поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития

отдельных сфер и отраслей экономики. Важным направлением бюджетной политики

большинства стран мира является стремление к бездефицитному бюджету или

поддержание его минимального уровня.

Одним из средств государственного регулирования занимает ускоренное

амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и

реализация скрытых резерв. Суть такого регулирования - в отрыве физического

процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от

калькулируемого переноса стоимости вещественных носителей основного

капитала на производимые товары и услуги, что является средством

стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным

инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость.

Государство предусматривает также применение дотаций и фиксированных

цен.

Дотация - это как бы “налог наоборот”. Потоварная дотация

устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в

абсолютной сумме в расчете на единицу товара.

Фиксированные цены, отличающиеся от цен равновесия, устанавливаются,

как правило, на продукцию агропромышленного и нефтегазового комплексов и

некоторые другие виды продукции и услуг.

Государством применяются также методы прямого и косвенного

регулирования экономики.

Методы прямого государственное регулирование не связаны с созданием

дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и

базируются на силе государственной власти, действующем законодательстве.

К ним относятся:

- целевые программы и планы, определяющие стратегические цели развития

экономики;

- государственные заказы на поставки определенных видов продукции,

выполнение работ, оказание услуг. Законодательная база: “Федеральный закон

о поставках продукции для федеральных хозяйственных нужд” от 13.12.94 г. -

устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок

формирования , размещения на контрактной (договорной) основе заказов на

закупку товаров, работ и услуг для федеральных государственных нужд

предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм

собственности, расположенными на территории Российской Федерации;

“Федеральный закон о закупках и поставках сельхозпродукции, сырья и

продовольствия для государственных нужд” от 26.10.96 г, устанавливающий

общие правовые и экономические принципы и положения формирования,

размещения и исполнения на договорной основе заказов на закупку и поставку

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных

нужд предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на

территории Российской Федерации, независимо от форм собственности.

- государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

- нормативные требования к качеству продукции;

- ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции;

- выдача лицензий на все виды материальной деятельности.

Методы косвенного государственного регулирования - это такие методы,

которые воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной

деятельности..

К ним относятся:

- уровень налогообложения;

- регулирование цен;

- платежи на ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;

- таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия

обмена валют.

В последние годы в нашей стране стала все более зависимой от

государства политика цен. Вначале это касалось преимущественно

потребительских цен на социально - значимые товары первой необходимости и

услуги массового спроса. Сфера такого регулирования постепенно сужалась, но

и сейчас его масштабы значительны. Права по регулированию цен на товары и

услуги для населения все больше передаются от федеральных органов субъектам

Федерации. Из продуктов питания более всего административному воздействию

подвергались цены на хлеб, молоко и молочные продукты, муку, соки и фрукты,

консервы для детского питания. Полностью регулировались тарифы

пассажирского транспорта и связи, детских дошкольных учреждений, учреждений

правового характера. С 1994-1995 гг. в целях активизации антиинфляционной

политики были проведены меры по усилению государственного регулированию цен

на товары производственного назначения, поставляемые естественными

монополиями, в первую очередь на электроэнергию, энергоносители , а также

тарифы на железнодорожные перевозки грузов. Были применены следующие

методы: установление предельно допустимых размеров рентабельности в ценах

товаров и услуг; введение предельных соотношений в допустимом росте цен на

товары топливно - сырьевой группы и тарифы по отношению к среднему индексу

цен производителей в промышленности; заключение соглашений о размера

увеличения цен между поставщиками и потребителями структурообразующих видов

продукции, определяющих устойчивость работы предприятий; ограничение роста

цен и тарифов на продукцию естественных монополий в пределах уровня

инфляции в промышленности, усиление финансового, налогового воздействия на

цены поставляемых ими на рынок товаров и услуг.1

Денежная политика. В России на первом этапе реформ этот подход носил

ярко выраженный инфляционный характер - эмиссия денег была основным

источником финансирования бюджетного дефицита и главным фактором

раскручивания инфляционной спирали. Затем правительство наметило

антиинфляционные меры и отказалось от инфляционных методов покрытия

бюджетного дефицита , который стал финансироваться за счет кредитных,

заемных средств ( внутренних и внешних займов, увеличения государственного

долга) Это свидетельствовало о переходе к жесткому сдерживанию роста

денежной массы в сочетании с ограничительной бюджетной и кредитной

политикой.

Правительство и Центральный банк России с 1995 г. осуществили ряд мер

по укреплению рубля и ограничению долларизации экономики. Наиболее крупные

из них:2

- введение и поддержание валютного коридора, ограничивающего рамки

колебаний курса рубля при свободной купле - продаже иностранной валюты в

биржевых сделках и банковских операциях, поощрение расчетов и вкладов в

рублях путем установления более высокой доходности государственных ценных

бумаг (ГКО, ОФЗ);

- смягчение нехватки денег при росте неплатежей, применением в расчетах

налоговых освобождений, долговых обязательств и т. д. Система взаимозачетов

в разных формах использовалась на всем протяжении реформы. В исполнении

государственного бюджета она введена в начале 1996 г. и сыграла

определенную роль в ослаблении кризиса неплатежей;

- проведение с 1 января 1998 г. деноминации рубля и замены в течении

трех лет старых рублей новыми. Обмен с формальных позиций денежной реформой

не является, так как , по мнению Центрального банка и правительства,

представляет собой техническую операцию.

Финансовая политика . Финансовое оздоровление производства в исходной

концепции реформ связывалось с приватизацией и акционированием, а в

качестве следующего шага - с введением процедуры банкротств для убыточных

предприятий. Однако приватизация только ухудшила финансовое состояние

большей части предприятий из - за того, что она сопровождалась инфляцией ,

утратой собственных оборотных средств и роста задолженностей. Меры по

стабилизации финансового положения осуществлялись правительством в основном

путем ограничения инфляционного роста издержек производства, снижения

процента за кредит, предоставления льгот по уплате налогов , расширения

практики взаимозачетов, а также расчетов векселями и продажей долговых

обязательств.. По большей части они носили стабилизационных характер и были

направлены на устранение негативных последствий приватизации и

либерализации экономики.

Бюджетная политика . В управлении экономикой России усилилась роль

федерального бюджета как основного финансового плана государства,

регулирующего потоки денежных ресурсов и через них отраслевые и

территориальные пропорции народного хозяйства. Замысел реформы состоял в

том, чтобы создавать посредством жесткой бюджетной политики условия

саморегулирования рыночных процессов. Новые функции бюджета заключаются в

регулировании инвестиционных процессов и поддержке развития отдельных

отраслей; использовании финансирования как основного рычага управления

предприятиями и организациями, деятельность которых оплачивается за счет

бюджетных средств; реализации предусмотренного новым законодательством

минимума социальных гарантий населению, регулировании социально -

экономического развития субъектов Федерации, роль которых в руководстве

экономикой в условиях реформы существенно возросла.

Очень важной предпосылкой государственного регулирования экономики

является разработка прогнозов. Государственное программирование

представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных

направлениях социально - экономического развития страны.

Возможные временные рамки среднесрочных разработок такого рода

составляют от 4 до 7 лет. Это вполне оправданно. С одной стороны, они

совпадают с периодами ротации исполнительной власти, разрабатывающей и

реализующей программы развития. С другой, это минимальный срок для

получения ощутимых конструктивных эффектов управляющих воздействий, если

учитывать масштабы и инертность отечественной экономики.

Программа - это комплекс локализованных во времени и пространстве,

непротиворечивых конкретных мер в области социальной, структурно -

инвестиционной, финансово - кредитной, налоговой, бюджетной, ценовой,

внешнеэкономической, аграрной , научно - технической, институциональной

политики, ориентированных на достижение как качественно, так и

количественно определенных целей социально - экономического развития.

Прогноз - это профессиональных и содержательных научный анализ

потенциальных ориентиров и альтернатив развития народного хозяйства, общих

направлений решения ключевых социально - экономических проблем, исходя из

осмысления текущего состояния и реальностей возможного изменения

воспроизводственных процессов в экономике.

Исходным пунктом как программ, так и прогнозов должен служить анализ

текущего социально - экономического положения страны. В этом разделе должны

содержаться: объективная оценка общеэкономической ситуации, позитивные и

негативные тенденции развития, узкие места и точки роста, конструктивные и

деструктивные эффекты предшествующих управляющих воздействий и другие

аспекты, служащие базой обоснования и выработки конструктивных предложений

на перспективу.

Следующим логическим шагом является формулировка целей и задач,

намечаемых для решения в рассматриваемой перспективе. Выдвигаемые цели и

ориентиры , как качественные , так и количественные , должны иметь четко

определенный, предметный характер и демонстрировать состояние ключевых для

данного периода социально - экономических параметров в конце

рассматриваемого срока.

В настоящее время ключевые задачи новой экономической политики могут

быть сформулированы следующим образом:1

- повышение уровня загрузки еще сохранившихся мощностей;

- восстановление необходимых масштабов инвестиционной деятельности;

- формирование ценовых механизмов перераспределения ресурсов накопления

между добывающими и перерабатывающими отраслями;

- обеспечение устойчивых высоких темпов экономического роста на базе

нового воспроизводственного механизма;

- создание предпосылок для формирования здоровых мотиваций деятельности

экономически активного населения путем адекватного роста доходов и условий

их реализации, создание высокоразвитого потребительского сектора экономики;

- структурная перестройка экономики, модернизация и расширение

экономического потенциала страны;

- выход на мировые рынки обрабатывающей промышленности за счет

повышения технического уровня и конкурентоспособности отечественной

продукции.

Общие предпосылки реализации конструктивной стратегии развития состоят

прежде всего в существенном расширении функций и ответственности

государства в регулировании экономических процессов:

- нормализации структуры относительных цен , регулировании цен в

отраслях, подстегивающих инфляцию издержек;

- регулирование деятельности естественных монополий;

- ужесточении контроля внешнеэкономической деятельности;

- всесторонней поддержке спроса на продукцию отечественных

товаропроизводителей , расширении сферы и объема госзаказа.

Государственное программирование позволяет предвидеть перспективы

развития, предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях

государства, является координирующим звеном для всех других форм

регулирования. Программирование придает рынку более целенаправленное

развитие. Целевые программы разрабатываются как на долгосрочную, так и на

среднесрочную перспективу. Они характеризуются конкретно выраженными

конечными результатами; включают в себя полную совокупность заданий,

мероприятий и соответствующих ресурсов; отличаются высокой степенью

комплексности, имеют определенный период реализации. Определяются также

возможные исполнители и сроки реализации отдельных мероприятий и программы

в целом.

В настоящее время можно выделить две трактовки программно - целевого

подхода. Сторонники первой делают акцент на признаках взаимосвязанности

целей и оптимизации затрат времени и ресурсов. Согласно второй,

расширительной , версии, программа - это “комплекс локализованных во

времени и пространстве, непротиворечивых конкретных мер в области

социальной, структурно - инвестиционной, финансово - кредитной, налоговой,

бюджетной, ценовой, внешнеэкономической, аграрной, научно - технической,

институциональной политики, ориентированных на достижение как качественно,

так и количественно определенных целей социально - экономического развития.

При таком определении программа становится неотличимой от плана.1

Разработка и утверждение целевой программы осуществляются с учетом

интересов заказчиков и исполнителей, а также с учетом макроэкономической

ситуации и прогнозируемых бюджетных возможностей.

Программа социально - экономического развития Российской Федерации

представляет собой комплексную систему целевых ориентиров социально -

экономического развития страны и планируемых государством эффективных путей

и средств достижения указанных ориентиров. В такой программе, рассчитанной

на среднесрочную перспективу, отражаются:

- оценка итогов социально - экономического развития Российской

Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики;

- концепция программы социально - экономического развития страны на

среднесрочную перспективу;

- макроэкономическая политика;

- институциональные преобразования;

- инвестиционная и структурная политика;

- аграрная политика;

- экологическая политика;

- социальная политика;

- региональная экономическая политика;

- внешнеэкономическая политика.

Еще один важный метод государственного регулирование экономикой -

планирование. Оно осуществляется путем разработки заданий по

целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Планы

представляют собой документы, в которых в форме заданий и показателей

отражены основные цели намеченных преобразований по развитию экономики

страны. Они могут носить директивный и индикативный характер.

В системе управления и регулирования планирование должно быть

представлено как система управления качеством, как государственное

регулирование социальными процессами, социально - экономические оценки

эффективности, система экономических и социальных нормативов, балансовые

методы, линейное программирование, теория и модели оптимизации,

государственное регулирование макропропорций, структуры воспроизводства,

цен, внешнеэкономических отношений и связей.

В России долгое время наблюдался застой в теории и практике

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.