реферат скачать
 

Налоговая система России и пути ее совершенствования

плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в

бюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на

всей ее территории.

Перечень федеральных налогов, взимаемых с предприятий:

- налог на прибыль,

- акцизы на отдельные группы и виды товаров,

- налог на добавленную стоимость,

- налог на операции с ценными бумагами,

- подоходный налог с физических лиц,

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

- платежи за использование природных ресурсов,

- налоги в дорожные фонды,

- гербовый сбор,

- государственная пошлина,

- таможенная пошлина,

- сбор за использование наименования “РФ”, “Россия” и образованных на их

основе слов и словосочетаний,

- специальный налог,

- транспортный налог.

Налог на добавленную стоимость

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной

стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, и

определяемой как разница между стоимостью реализуемой продукции (товаров,

работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки

производства и обращения.

НДС является косвенным налогом, т.е. надбавкой к цене товара (работ,

услуг), который оплачивается конечным потребителем. Взимание налога

осуществляется методом частичных платежей на каждом этапе технической

цепочки производства и обращения товара. Налог равен разнице между налогом,

взимаемом при продаже и при покупке. При продаже товара предприятие

компенсирует все свои затраты в связи с этим налогом и добавляет на вновь

созданную на предприятии стоимость. Эта часть НДС, включаемая в продажную

цену, перечисляется государству. Таким образом, налоговые платежи тесно

связаны с фактическим оборотом материальных ценностей. Вся тяжесть налога

ложится на конечного потребителя. В соответствии с законом РФ “ О налоге на

добавленную стоимость” плательщиками НДС являются:

1) предприятия и организации, независимо от формы собственности и

ведомственной принадлежности, имеющие, согласно законодательству РФ, статус

юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями;

2) полные товарищества, реализуемые товары от своего имени;

3) индивидуальные (семейные) частные предприятия, включая крестьянские

хозяйства;

4) филиалы, отделения и другие особенные подразделения предприятий,

находящиеся на территории России;

5) международные объединения и иностранные юридические лица,

осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на

территории РФ.

Объектом налогообложения считаются обороты по реализации всех товаров,

как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также:

-обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для

собственного потребления, затраты, но которые не относятся на издержки

производства;

- обороты по реализации товаров без оплаты стоимости в обмен на другие

товары;

- обороты по передаче безвозмездной или частичной оплатой товаров

другими предприятиями или гражданами.

При реализации работ объектом налогообложения являются объемы

выполненных строительно-монтажных, научно-исследовательских, опытно-

конструкторских, технологических и других работ.

При реализации услуг объектом налогообложения является выручка,

полученная от оказания услуг:

- пассажирского и грузового транспорта;

- по сдаче в аренду имущества;

- связи, бытовых, жилищно-коммунальных;

- посреднических, связанных с поставкой товаров;

- физической культуры и спорта;

- по выполнению заказов предприятием торговли;

- рекламных;

- инновационных, а также по обработке данных и информационному

обеспечению.

Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализованных

товаров, исчисляемая, исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в

них НДС. При использовании внутри предприятия товаров собственного

производства не относятся издержки производства, затраты, по которым для

определения облагаемого оборота принимается стоимость таких аналогичных

товаров, исчисленная исходя из применяемых по ним ценам. При осуществлении

предприятиями посреднических услуг облагаемым оборотом является сумма

доходов, полученная в виде надбавок, вознаграждений.

У предприятий розничной торговли облагаемый оборот при реализации

товаров определяется в виде разницы между ценами реализации и ценами, по

которым они оплачиваются поставщиками, включая сумму НДС. В облагаемый

оборот включены также суммы денежных средств, полученные предприятиями за

реализацию или товары в виде финансовой помощи, использование фондов

специального назначения или направления в счет увеличения прибыли.

В настоящее время установлены следующие льготы по НДС. От налога

освобождаются: экспортируемые товары, услуги городского пассажирского

транспорта, квартирная плата, стоимость приватизированного имущества,

арендная плата за арендные предприятия, операции по страхованию и ссудам;

операции по обращению валюты и ценных бумаг; продажа почтовых марок,

открыток, конвертов; выдача, получение и уступка патентов, авторских прав,

лицензий; услуги в сфере народного образования; научно-исследовательские

работы; платные медицинские услуги для населения; обороты казино;

ритуальные услуги; продукция собственного производства.

Система НДС предполагает 2 способа освобождения от налога:

1. Товары обладают правом вычета сумм налога, уплачиваемых поставщиком,

принимается либо в уменьшение сумм налога, исчисляемым по собственной

реализации, либо возмещается налоговым инспекциям на основе представленных

счетов.

А) цена реализации товара

Цена поставляемого надбавка

товара

НДС

НДС

Б) цена реализации товара НДС

с учетом льгот

надбавка

возмещается в уплату

предстоящих платежей

цена поставляемого или из

бюджета

товара без НДС

А, Б – освобождение от НДС товаров с правом вычета уплачиваемого

поставщиком налога с учетом льгот.

2. Освобождение от этого налога без предоставления права вычета

уплачиваемого поставщиком налога. Уплачивание суммы налога становится

фактором издержек производства (и обращения) и соответственно включается в

цену товара и услуг.

А) Цена реализации товара

НДС издержки прибыль

НДС с

материалов производства

обработанного

товара

А) Освобождение от НДС товаров без права вычета уплачиваемого

поставщиком налога без льгот.

Б) Цена товара с учетом льготного

налогообложения

Издержки производства

прибыль

Б) Освобождение от НДС товаров без права вычета уплачиваемого

поставщиком налога с учетом льгот.

С 1 января 1993 года действуют следующие ставки НДС:

10% по продовольственным товарам, товарам для детей по перечню,

утвержденному постановлением правительства РФ.

20% по всем остальным товарам, включая подакцизные продовольственные

товары.

При этом 75% ставки НДС платится в федеральный бюджет, а остальные 25%-

в городской бюджет.

Налог на прибыль предприятий.

Крупнейшим источником доходов государства остается налог на прибыль

предприятий и организаций. В нашей стране это основной прямой налог. Его

платят все предприятия и организации, в том числе и бюджетные учреждения,

если они заняты хоть какой-нибудь коммерческой деятельностью.

Объектом обложения является валовая прибыль, уменьшенная или

увеличенная в соответствии с положениями Закона РФ “ О налоге на прибыль

предприятий и организаций”. Валовая прибыль представляет собой суммы

прибыли (убытка) от реализации продукции, основных фондов, иного имущества

предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшаемых на сумму

расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции определяется

как разница между выручкой без НДС и акцизов и затратами на производство и

реализацию, включенными в себестоимость продукции предприятия и

организации, поставляющие свою продукцию на экспорт, при исчислении прибыли

из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы. При

определении прибыли от реализации основных фондов или другого имущества

учитывается превышение продажной цены над первоначальной или остаточной

стоимостью фондов или имущества, увеличенной на индекс инфляции.

В состав доходов от внереализационных операций включаются: доходы от

долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи в имущества в

аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

В 1995 г. внесены новые уточнения, после чего законодательные органы

субъектов РФ не смогли устанавливать ставку налога на прибыль более 22%. В

РФ общая ставка налога составляет в настоящее время 35% (22+13). Более

высокие ставки применяются к банкам, биржам. При налогообложении существует

большое количество льгот. Льготируется основная деятельность

государственных предприятий связи и образовательных учреждений.

Ставка налога на прибыль уменьшается в два раза, если на предприятии

инвалиды и пенсионеры составляют не менее 70%. Значительные льготы

предоставляются малому бизнесу. При введении в действие закона было

предусмотрено в первые два года после регистрации освобождение от налога

малых предприятий, если выручка превышает 70% общей суммы выручки от

реализации продукта.

В 1996 г. вступил в силу закон РФ «Об упрощенной системе

налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого

предпринимательства». Применение упрощений системы для организаций

предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, республиканских и

местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по

результатам хозяйственной деятельности. Для организаций, применяющих

упрощенную систему, сохраняется лишь действующий порядок уплаты таможенных

пошлин, госпошлин, налога на приобретение автотранспортных средств,

лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные

фонды.

Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система предлагает

замену уплаты подоходного налога на доход от предпринимательской

деятельности уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Применить упрощенную систему имеют право организации, численность которых

не превышает 15 человек. Объектом обложения единым налогом устанавливаются

совокупный доход или валовая выручка. Под действие упрощенной системы не

попадают организации, занятые производством подакцизной продукции,

организации, созданные на основе ликвидированных структурных подразделений

действующих предприятий. Не относятся к малому бизнесу кредитные и

страховые организации, инвестиционные фонды, профессиональные участники

рынка ценных бумаг.

2.3. Республиканские налоги.

Республиканские налоги – законодательными актами РФ устанавливаются

средние или предельные размеры налогов, но их конкретные ставки

определяются законами республик или региональными органами государственной

власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, если иное

не будет установлено законодательными актами РФ.

Перечень республиканских налогов:

- налог на имущество предприятий,

- лесной налог,

- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из

водохозяйственных систем,

- целевой сбор на нужды образовательных учреждений,

- сбор на регистрацию предприятий.

Налог на имущество

Плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане РФ,

иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории России в

собственности следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иные

строения, а также транспортные средства, за исключением автомобилей,

мотоциклов и других самоходных машин.

Налог на имущество граждан исчисляется налоговым органом по месту

нахождения объектов налогообложения, при этом выписывается платежное

извещение, которое вручается плательщику налога.

За имущество, не имеющее собственника или учитываемое налоговыми

службами как бесхозное, налог не взимается.

За строения, помещения, находящихся в общей долевой собственности

нескольких граждан, налог на имущество уплачивается каждым из этих граждан

соразмерно его доле. За транспортное средство, находящееся в собственности

нескольких граждан, налог взимается с того лица, на имя которого

зарегистрировано это транспортное средство. Налог на имущество уплачивается

независимо от того, эксплуатируется имущество или нет. Налоги на имущество

зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта

обложения. Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается

гражданами ежегодно по ставке, установленной местными органами

законодательной власти, но не более 0,1% от их инвентаризационной

стоимости, а в случае, если таковая не определилась, - от определяемой для

расчета суммы по государственному обязательному страхованию, исходя из

оценки по состоянию на 1 января каждого года.

Налог на транспортные средства взимается ежегодно в зависимости от

мощности двигателя. Он исчисляется ежегодно, по состоянию на 1 января на

основании сведений, предоставляемых в налоговые органы государственными

инспекциями по маломерным судам и другим организациям, осуществляющими

регистрацию транспортных средств. При переходе прав собственности на

транспортное средство от одного собственника к другому, в течение

календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1

января текущего года до начала того месяца, в котором он утратил право

собственности на указанное имущество, а новым собственником, начиная с

месяца, в котором у него возникло право собственности.

Уплата налогов производится равными долями в два срока – не позднее 15

сентября и 15 ноября. За просрочку платежей налогов гражданами, начисляется

пеня в установленном размере с сумм недоимки за каждый день просрочки. В

случае несвоевременной уплаты налогов к виновным в этом гражданам

применяются меры, установленные для взыскания не внесенных в срок налогов и

налоговых платежей, в соответствии с действующим законодательством.

2.4. Местные налоги.

Местные налоги и сборы взимаются по решению органов власти

различных уровней, они сами определяют введение налогов на своей

территории. Для части налогов определяются предельные ставки.

Современное бюджетное устройство РФ предусматривает высокую степень

самостоятельности субъектов Федерации и местных органов власти в

формировании доходной части региональных и местных бюджетов и расходовании

финансовых ресурсов.

В 1992 году законом «Об основах налоговой системы в РФ» были

установлены полномочия соответствующих представительных органов на введение

21 вида местных налогов. В следующем году в связи с принятием закона РФ от

22 декабря 1992 года «О внесении дополнений в отдельные законы РФ о

налогах» общее количество видов местных налогов достигло 23. При этом три

налога носят обязательный характер и взимаются на всей территории РФ. Это

налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с

физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Также в

перечень местных налогов входят:

- курортный сбор,

- сборы на содержание милиции, благоустройство,

- налог с владельцев собак,

- налог за право пользования местной символикой,

- сбор с биржевых сделок,

- налог за право торговли вино-водочными изделиями и др..

Наличие разветвленной сети местных налогов соответствует мировой

практике. В развитых странах с экономикой рыночной ориентации налоги можно

квалифицировать следующим образом:

1. Собственные налоги, которые устанавливаются местными органами власти и

взимаются лишь на данной территории. Основное место среди них занимает

налог на имущество. Из остальных можно отметить поземельные налоги,

промысловые, налоги на сделки, налог с продаж.

2. Надбавки к федеральным налогам в пользу местных бюджетов.

3. Налоги, взимаемые в виде платы за услуги, предоставленные на данной

территории.

4. Налоги, определяющие политику местных органов управления. Прежде всего,

это экологические налоги, не преследующие фискальных целей, а

ориентирующие предпринимателей на выбор определенных способов ведения

хозяйства.

Основными доходными частями местных бюджетов являются отчисления от

федеральных налогов. Это положение естественно для современной экономики и,

вероятнее всего, сохранится в обозримом будущем.

Налог на рекламу

Естественно, что в каждом регионе России есть свой подход к местным

налогам. В качестве примера приведем положение дел в Москве. В числе

местных налогов введен налог на рекламу. После того, как было принято

соответствующее решение, Государственная налоговая инспекция по г. Москве

разработала и опубликовала инструкцию «О порядке исчисления и уплаты налога

на рекламу в г. Москве». Установлено, что рекламой является любая форма

публичного представления товаров, работ, услуг через средства

распространения информации. К рекламе не относятся информационные вывески,

объявления и извещения. Не относятся к рекламе и объявления органов

государственной власти, связанные с выполнением возложенных на них функций.

Плательщиками налога на рекламу являются расположенные на территории города

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.