реферат скачать
 

Налоговая система и пути ее реформирования

характеризуется уменьшением налоговых ставок и полным изъятием из прибыли

ради достижения оптимума налогообложения. Другая - ограничение налоговых

льгот. На практике вторая тенденция выступает как вынужденная мера, хотя бы

частично компенсирующая для доходной части госбюджета потери, вызванные

первой тенденцией. Сокращение налоговых льгот теоретически аргументируется

необходимостью придать системе налогообложения более “нейтральный” по

отношению к экономической деятельности характер.

Подобное отношение к налогу на прибыль предопределило относительно

низкую его долю в налоговых поступлениях почти во всех странах развитой

рыночной экономики. Исключением можно считать Японию, где налоги на

прибыль, взимаемые на всех бюджетных уровнях и под различными

наименованиями (включая и значительный поимущественный налог с юридических

лиц), обеспечивают примерно 1/5 всех налоговых поступлений.

Сложнее теоретический и практический подход к индивидуальному

подоходному налогу.

Использование индивидуального подоходного налога для решения

фискально-перераспределительной задачи тесно связано с общим уровнем личных

доходов основной массы населения. При относительно низком уровне этих

доходов нельзя рассчитывать и на большие сборы подоходного налога с

населения. Страны развитой рыночной экономики характеризуются высоким и

растущим уровнем доходов населения. Это гарантирует значительную долю

налогов с населения в общей сумме налоговых поступлений. В таких странах,

как США и Канада, подоходные налоги с населения явно доминируют над

прочими.

Серьезная проблема, связанная со взиманием подоходного налога с

населения - трудоемкость его оформления (например, основная форма налоговой

декларации по подоходному налогу с населения в США состоит из 80 страниц).

Заполнение налоговой декларации требует, как правило, помощи специалистов

(это обязанность многочисленных консультационных фирм, которые при этом

берут на себя ответственность перед государством за правильное заполнение

деклараций и начисление налогов).

При значимости роли индивидуального подоходного налога в современной

налоговой системе развитых стран немаловажна специфика подходов различных

теоретических школ к увязке этого налога с решением проблем стимулирования

производства и “социальной справедливости”.

Так, кейнсианцы, рассматривающие расширение платежеспособного спроса

в качестве важнейшего стимула экономической деятельности, чаще всего

сторонники прогрессивного обложения личных доходов. Противоположных

взглядов придерживаются сторонники теории “экономики предложения” и

монетаристы. По их мнению, сбережения от высоких доходов формируют

финансовые ресурсы для увеличения инвестиций и соответственно производства,

отсюда более низкие пропорциональные подоходные налоги (или хотя бы

взимаемые по малопрогрессивной шкале), способствующие росту производства,

предпочтительнее.

Кейнсианцы, защищая освобождение от налогов малообеспеченных слоев в

сочетании с прогрессивным налогообложением богатых, обосновывают это не

только стимулирующей ролью подобных мер, но и их социально-справедливым

характером. Теоретики “экономики предложения” и монетаристы обосновывают

идею снижения налогов на богатых не только ссылками на стимулирующих

характер подобных мер, но также ссылками на их социальную справедливость -

дескать нельзя карать повышенными налогами людей за способность выполнять в

обществе более важные, и, соответственно, более высокооплачиваемые функции.

В практике подоходного налогообложения населения стран развитой

рыночной экономики своеобразно сочетаются идеи практически всех отмеченных

выше школ. С одной стороны, прежде всего под воздействием идей теоретиков

“экономики предложения” во многих странах снижены, подчас весьма заметно,

ставки индивидуальных подоходных налогов (так, в США в результате налоговой

реформы 80-х годов максимальная ставка налога была уменьшена с 70 до 33%).

С другой стороны, во всех этих странах ради принципа социальной

справедливости практикуется полное или частичное освобождение от налогов

малообеспеченных групп населения.

Значительное влияние принцип социальной справедливости оказывает на

такой своеобразный налог как взносы в фонд социального страхования. В ряде

стран (например, во Франции, Италии) мнение о справедливом характере

подобных налогов обусловило не только высокую их долю во всех налоговых

поступлениях, но и резкое преобладание в них той части, которая взимается с

предпринимателей, а не с самих застрахованных.

Особый вопрос - роль косвенных налогов. Практика свидетельствует, что

они зависят от двух решающих факторов: жизненного уровня основной массы

населения, определяемого величиной доходов на душу населения, и сложившихся

стереотипов трактовки этих налогов в свете тех задач, которые стоят перед

налогообложением в рыночной экономике. В странах с высоким уровнем жизни

населения воздействие 1 фактора сводится к минимуму. Более низкий уровень

доходов, получаемых населением, объективно ограничивает масштабы прямых

налоговых изъятий. Наиболее отчетливо подобная закономерность проявляется в

развивающихся странах, в налогообложении которых, как правило, господствуют

косвенные налоги с высоким удельным весом таможенных пошлин и акцизов. Это

объясняется, с одной стороны, относительной простотой сбора косвенных

налогов, с другой стороны, сбор прямых налогов наталкивается на серьезные

препятствия (налоги с населения трудно собирать из-за крайне низкого уровня

жизни его основной массы; налоги с предпринимателей - ввиду огромного числа

трудноохватываемого контролем мелкого, часто ремесленного производства и

незначительной доли крупных предприятий, легче поддающихся контролю.

Различия в масштабах использования косвенных налогов в развитых

странах (малая роль в США, Японии и достаточно заметная в странах ЕС и

Канаде) связаны уже не с разрывом по показателю ВВП на душу населения, а с

традиционным подходом к подобным налогам, сложившимся в этих государствах.

Так, например, в США господствуют идеи о большей социальной

несправедливости косвенных налогов (включаемых в цены товаров и услуг, и

соответственно оплачиваемых их потребителями) по сравнению с прямыми

налогами на доходы и имущество, поскольку первые гораздо меньше связаны с

размером доходов или богатства отдельных социальных групп. Социальная

несправедливость косвенных налогов усматривается и в том, что, повышая

цены, они могут стимулировать инфляцию. Подобные взгляды помешали

расширению использования косвенных налогов в США (несмотря на неоднократные

предложения ввести здесь для решения проблемы госбюджетного дефицита новые

косвенные налоги, в том числе по аналогии со странами ЕС - НДС). Одной из

важнейших причин обилия косвенных налогов в странах ЕС стала, наряду с

историческими традициями настойчиво проводимая - в рамках экономической

интеграции - политика унификации налоговой системы стран Союза. К

настоящему времени ее наиболее очевидным результатом является сближение в

методах взимания косвенных налогов (прямые налоги затронуты в меньшей

мере). Унификация способствовала устранению двойного налогообложения внутри

ЕС и введению схожих принципов налогообложения прибыли компаний, но тем не

менее предоставляла большую самостоятельность отдельным странам. Приоритет

косвенных налогов в политике унификации налоговой системы стран ЕС вполне

понятен - это был наиболее осуществимый вариант реализации подобной

политики из-за значительных расхождений в системах прямого налогообложения

отдельных стран.

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло

существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип

налогообложения: “Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца”, т.е. как бы

велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и

немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность

налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Современные принципы налогообложения таковы.

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом

возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Поскольку возможности

разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть

установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен

быть прогрессивным. Однако этот принцип соблюдается далеко не всегда,

некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально. Идея

необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным

ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества,

постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе,

отражается в той или иной степени в партийных программах, налоговом

законодательстве.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов

носило однократный характер.

Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером

осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с

оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС,

когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз

вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья,

возникающая по мере его прохождения по производственной цепочке вплоть до

конечного продукта, облагается налогом только один раз (в отличие от налога

с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна

оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система

штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы

неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем

своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными

и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих

налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к

изменяющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение

создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной

экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции

налогообложения.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую

очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование

общественных расходов, и прежде всего расходов государства. В течение

последних десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая

функции.

2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения

между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства

между ними (социальная функция);

По мере совершенствования и повышения гибкости налоговой системы

государственные органы сами все чаще предоставляют отдельным группам

населения налоговые льготы в целях смягчения социального неравенства.

Широко распространены налоговые льготы многодетным семьям, переселенцам из-

за границы на свою историческую родину, студентам и лицам, повышающим свою

квалификацию. Часто налоговые льготы предоставляются мелким и средним

предпринимателям, особенно впервые начинающим самостоятельное дело,

фермерам, но эти налоговые льготы носят уже не только социальный, но и

регулирующий характер. Социальную и одновременно регулирующую

направленность имеют такие виды налоговых льгот, как скидки с личных

доходов и прибылей, направляемых в жилищное строительство. Оживление

жилищного строительства создает дополнительный спрос на строительные

материалы и услуги, санитарное и электрическое оборудование, способствует

росту занятости, а позднее ведет к увеличению спроса на мебель, технические

товары длительного пользования, бытовую электронику, посуду, белье и т.д.

Двойственную роль - социальную и регулирующую - играет освобождение от

налога части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы. Накопление

средств в этом фонде является финансовой базой для дополнительной пенсии

отработавшим свой стаж на фирме рабочим и служащим. Средства, находящиеся в

пенсионном фонде компании, формально ей не принадлежат, но находятся в ее

бессрочном распоряжении. Они широко используются для долгосрочных

капиталовложений, расширяя и укрепляя финансовую базу фирмы.

3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).

Основными объектами государственного регулирования экономики при

помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная,

отраслевая и региональная структуры хозяйства, капиталовложения, цены,

НИОКР, внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.

Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

- в установлении и изменении системы налогообложения;

- в определении налоговых ставок, их дифференциации;

- в предоставлении налоговых льгот - освобождении от налогов части

прибыли и капитала с условием их целевого использования в соответствии с

задачами государственного регулирования экономики.

Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения,

избранная правительством. Например, налог с оборота, широко применявшийся

до замены его на НДС, при допущении его расчета по принципу “органического

единства” не взимался с оборота между предприятиями “органически единой

фирмы”, корпорации и ставил таким образом крупные фирмы в привилегированное

положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось

инструментом централизации капитала, создания единых по капиталу

вертикальных структур, подразделения которых тесно связаны между собой

технологически.

Глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей,

усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений,

спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов

- обычный способ борьбы с перегревом конъюнктуры. Изменяя налоговые ставки

на прибыль, государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы

для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов -

воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.

Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику,

государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо

встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта.

Таможенные пошлины - вид косвенных налогов, повышение которых ведет к

удорожанию импортных, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению

внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой

обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен,

активизацию внешней торговли.

По мере усложнения и совершенствования государственного регулирования

экономики налоги все шире использовались для регулирования структуры

народного хозяйства. Налоговые ставки все более дифференцировались по

отраслям и регионам. Они стали оказывать усиливающееся воздействие на

отраслевую и подотраслевую структуры, на изменение роли отдельных земель,

штатов, областей в народнохозяйственном комплексе. Так, налоги на добычу

нефти и газа традиционно высокие, но в малоосвоенных, экономически менее

развитых районах они часто ниже. Налоговая система становится все более

гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства

государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые

ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям

государственного регулирования. Стали широко практиковаться скидки с

налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, научные исследования

и внедрение их достижений, создание новых рабочих мест, охрану окружающей

среды. Объекты регулирования налогообложения все более конкретизируются.

Например, дифференцировано налогообложение двух частей прибыли компании:

нераспределенной (оставляемой в компании на расширение хозяйственной

деятельности) и распределенной (на дивиденды, выплачиваемые владельцам

акций).

В современных условиях регулирующая функция налогов не столько в том,

чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать общие и

селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями

государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать

жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот,

предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными

акциями.

Большинство целей государственного регулирования экономики на Западе

достигается путем целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно

от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном

темпы роста, состояние конъюнктуры, занятость, спрос, национальная

конкурентоспособность, а от структуры инвестиций - отраслевая и

региональная структуры, темпы и направленность НИОКР. Преобладающей формой

обеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетий

является самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется

от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только

благодаря государственной налоговой политике, и в частности

санкционированному правительственными органами ускоренному амортизационному

списанию основного капитала.

Налоговое планирование - это использование физическими и юридическими

лицами своих прав для минимизации налоговых платежей в рамках действующих

законов. В его основе лежит полное использование всех разрешенных законами

льгот и возможностей, предоставляемых государственными регулирующими

органами.

Право субъектов хозяйственной деятельности защищать свои материальные

интересы проистекает из основных принципов рыночной экономики и практики

развитых стран. В 1935г. судья Дж.Сандерленд заявил от имени Верховного

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.