реферат скачать
 

Налогообложение России

налоговых органов показывает, что нарушения сроков и полноты уплаты

налогов – явление частое.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств,

характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов

носила чисто фискальный характер: наполнять государственную казну, чтобы

иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и

социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т. д.). Но с тех пор, как

государство посчитало необходимым активно участвовать в организации

хозяйственной жизни в стране, у функции появилась регулирующее свойство,

которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании

возникло стимулирующая подфункция, которая реализуется через систему

льгот, преференций (предпочтений).

В Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта налога;

изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от

уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение

налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты

(отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы.

Так, льготы по налогообложению прибыли предприятия направлены на

стимулирование:

. финансирования затрат на развитие производства и жилищное

строительство;

. малых форм предпринимательства;

. занятости инвалидов и пенсионеров;

. благотворительной деятельности в социально-культурной и

природоохранной сферах;

Установленные законом налоговые льготы учитываются при ежегодной

разработке областного бюджета.

Преференции, как правило, устанавливаются в виде скидок (отмены)

таможенных пошлин на ввозимые в страну товары определенной номенклатуры,

которые на отечественных предприятиях не производят либо изготовляются в

недостаточных объемах. Преференциональный импортный режим распространяется

и в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран определяется

федеральным правительством.

Функцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за

пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на

воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги используются для

финансирования расходов из соответствующих бюджетных фондов, где они и

аккумулируются.

1.4.Налоги как инструмент государственного регулирования

Федеративный характер Российского государства, включающего 89

национально-государственных и административно-территориаль-

ных образований, существенные различия в социально-экономическом развитии

субъектов Федерации демографической ситуации и экологической обстановке

объективно требуют учета этих особенностей в финансово-бюджетном механизме.

Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально-

экономических вопросах должно сопровождаться укрепления финансовой базы

регионов. Именно поэтому часть налоговой массы, аккумулируемой в

федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется

между нижестоящими бюджетами – региональными и местными.

Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы

страны обеспечивается посредством налоговой политики. Часть федеральных

налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус

закрепленных доходных источников.

Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в

процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в

соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральный транспортный

налог полностью закреплен за бюджетом субъекта РФ. По трем федеральным

налогам – гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и

даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все

суммы поступлений зачисляются в местный бюджет.

Другая группа федеральных налогов – НДС, акцизы, налог на прибыль

предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц – являются

регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются

для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных

отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в

законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются

непосредственно в региональные бюджеты, а ставки отчислений определяются

при утверждение федерального бюджета. В свою очередь представительный орган

субъекта РФ устанавливает ставки отчислений по регулирующим налоговым

доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета.

Из налогов субъектов РФ один – налог на имущество юридических лиц –

равными долями зачисляется в региональный и местный бюджеты. Остальные

налоги распределяются в порядке, определяемом представительным органом

власти субъекта РФ. И, наконец, поступления по местным налогам

аккумулируются в местных бюджетах по месту нахождения (регистрации)

плательщика объекта налогообложения. Три местных налога – на имущество

физических лиц, земельный и регистрационный сбор за предпринимательскую

деятельность, устанавливаются законодатель-ными актами РФ и взимаются

представительным органом субъекта РФ. Остальные местные налоги вводятся

решениями местных органов самоуправления.

В 1994 г. бюджетные взаимоотношения между федеральным и региональным

уровнями реформируются на основе разделения ответственности за развитие

экономики и социальной сферы и распределения налоговых поступлений в

соответствующие бюджеты.

Учитывая, что собственных доходных источников для финансирования

бюджетных расходов на уровне, обеспечивающем минимальные социальные

потребности, многим субъектам РФ не хватает в федеральном бюджете создан

фонд финансовой поддержки регионов за счет отчислений 25 % от НДС (из доли,

подлежащей зачислению в федеральный бюджет). Средства нового фонда

распределяются между регионами с учетом налогового потенциала субъекта РФ,

соотношение доходов регионального бюджета на одного жителя в сравнении со

средним уровнем по России в целом и данному экономическому району. Это

позволяло менее субъективно подходить к определению потребности того или

иного региона в финансовой поддержке и возможности ее удовлетворения.

Начиная с 1998 г. введена новая схема формирования и распределения

средств ФФПР субъектов РФ. Доходная часть этого фонда образуется в размере

14% от суммы налоговых поступлений федерального бюджета, за исключением

доходов от таможенных пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей,

а также доходов целевых бюджетных фондов.

Для обеспечения более объективного распределения финансовых ресурсов

субъекта РФ по уровням бюджетов целесообразно и в регионах создавать свой

фонд финансовой поддержки городов и районов с выделением среди нуждающихся

и особо нуждающихся.

Однако, так как при формировании ФФПР используется процедура

согласования ожидаемых поступлений по основным видам налогов с

представителями регионов, то такой подход приводит к тому, что в настоящее

время субъекты Федераций в большей степени заинтересованы в сокрытии

собственной финансовой базы и выбивании у Центра дополнительной финансовой

помощи, нежели повышении уровня общей налогоспособности региона. Таким

образом, возникает своеобразный порочный круг, в котором 11 субъектов

Федерации не получают финансовой помощи из ФФПР , однако, являются

основными субъектами формирования доходов федерального бюджета.

Построение рационального механизма формирования и использования

средств ФФПР зависит от решения проблемы разделения бюджетных полномочий и

расщепления основных бюджетно формирующих налогов по уровням бюджетной

системы.

Глава 2.Налоги Российской Федерации

2.1.Налоги на добавленную стоимость и на прибыль предприятий,

объединений и организаций.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия

в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях

производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью

реализованной продукции (товаров), работ, услуг, и стоимостью материальных

затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации их обложение НДС

производится в соответствии с таможенным законодательством РФ.

При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по

реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретенных

на стороне.

В целях налогообложения товаром считаются предмет, изделие, продукция,

в том числе производственно-технического назначения, недвижимое имущество,

включая здания и сооружения, а также электро - и теплоэнергия, газ.

При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются

акцизы, в него включается сумма акцизов.

Предприятия и организации розничной торговли, получающие доход в виде

наценок, надбавок, вознаграждений, исчисляют налог с суммы этого дохода.

При этом размер наценки, вознаграждения, сбора применяется к стоимости

товаров, включающей сумму налога.

Действующим законодательством установлен перечень оборотов, не

облагаемых налогом на добавленную стоимость, а также перечень продукции

(товаров), работ и услуг, освобождаемых от обложения этим налогом. Данный

перечень является единым на всей территории РФ, и не может быть изменен

решениями местных органов государственной власти.

Плательщиками налога являются:

. предприятия и организации независимо от форм собственности и

ведомственной принадлежности, имеющие статус юридических лиц,

включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие

производственную и иную коммерческую деятельность;

. филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий,

находящиеся на территории РФ, имеющие расчетные счета в учреждениях

банков и самостоятельно реализующие за плату товары (работы,

услуги);

. международные объединения и иностранные юридические лица,

осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на

территории РФ.

Плательщиками НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ,

являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с

таможенным законодательством РФ.

Не оплачивают налог физические лица, осуществляющие

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах:

а) 10 % - по продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам

для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ;

б) 20 % - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные

продовольственные товары.

При реализации товаров по государственным регулируемым ценам и

тарифам, при уплате НДС с суммы разницы между ценой реализации и

приобретения товаров, а также при реализации услуг, в стоимость которых

включен налог (при осуществлении торгово-закупочной, посреднической

деятельности и т. д.), вместо ставок 10 и 20 % применяются расчетные ставки

соответственно 9,09 и 16,67 %.

Контроль за полнотой исчисления и своевременностью перечисления НДС в

бюджет осуществляется налоговыми органами на основании данных, сообщаемых

налогоплательщиками в налоговых расчетах, представляемых в сроки,

установленные действующим законодательством.

Налог на прибыль наряду с НДС является составным элементом налоговой

системы России и служит инструментом перераспределения национального

дохода.

Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его

окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового

результата хозяйственной деятельности предприятия и организации.

Плательщиками налога на прибыль является предприятия и организации, их

филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и

расчетный счет.

Объектом обложения налога является валовая прибыль, которая

представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работы,

услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов

внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим

операциям.

Решение проблем, связанных с правильным применением действующего

законодательства по налогообложению прибыли предприятий и организаций,

следует начинать с ответа на следующий вопрос: какие средства полученные

предприятием при его создании и в процессе осуществления финансово-

хозяйственной деятельности, как в денежной, так и в материально-

вещественной форме, следует считать доходами, подлежащие обложению налогом

на прибыль, а какие не подлежат включению в состав объекта налогообложения.

Для этой цели предприятия следует разделить на две основные группы: 1)

осуществляющие деятельность с целью получения прибыли (дохода); 2) не

преследующие в своей деятельности цели получения дохода.

К первой группе относятся практически все предприятия, созданные для

осуществления предпринимательской деятельности.

Ко второй группе предприятий следует отнести бюджетные организации,

т.е. предприятия, расходы которых, связанные с осуществлением основной

деятельности полностью или частично покрываются из бюджетов всех уровней, а

также некоммерческие организации (общественные организации и фонды,

концерны, объединения и союзы предприятий, международные некоммерческие

организации и фонды), деятельность которых согласно условиям, определенным

в их уставах, финансируется главным образом за счет средств учредителей.

Состав доходов предприятий относящихся ко второй группе не включаются

средства, полученные как в денежно, так и в вещественно-материальной форме

(основные средства, нематериальные активы, материалы, фактически

произведенные затраты и т.п.) в результате целевых отчислений на содержание

таких предприятий от других предприятий и организаций (так называемые

спонсорские взносы), членские вступительные взносы, долевые (паевые и

целевые) вклады участников этих предприятий. К этой же группе средств

относятся «гранты», которые следует понимать как целевые средства

предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями

предприятиям и организациям в денежной или натуральной форме на проведение

научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение

и другие средства с последующим отчетом об их использовании.

Для всех без исключения предприятий не включается в состав

налогооблагаемой прибыли следующие средства:

. внесенные участниками предприятия доли в уставный фонд в размерах,

предусмотренных учредительными документами. Средства, направленные

на пополнение уставного фонда сверх вышеназванных размеров, в

полном объеме включается в состав облагаемой прибыли.

. объединяемые предприятиями для осуществления совместной

деятельности без образования юридического лица на балансе одного из

участников такой деятельности, который в соответствии с

достигнутыми соглашениями выполняет обязанности поведения учета

доходов и расходов, возникающих при осуществлении совместной

деятельности, в пределах размеров, установленных договором о

совместной деятельности.

Не подлежат обложению налогом на прибыль также средства:

. от добровольных пожертвований и взносов граждан (кроме банков);

. полученные от учреждений банков, других кредитных учреждений,

предприятий и организаций во временное пользование в виде ссуд,

займов, финансовой помощи (в том числе и по договорам совместной

деятельности). Если по истечении установленного договорами срока

пользования временно полученными средствами, а также установленного

законодательством срока исковой давности (в настоящее время срок

давности составляет 3 года) такие средства не будут возвращены

кредитору, они в полном размере включаются в состав

внереализационных доходов;

. поступившие предприятия либо филиалы или структурному

подразделению, не имеющему статуса юридического лица, от других

филиалов или структурных подразделений, входящих в состав данного

предприятия, в порядке перераспределения средств, оставшихся в их

распоряжении после уплаты налога на прибыль;

. ассигнование из бюджета, полученные для финансирования капитальных

вложений, других мероприятий целевого назначения (кроме

ассигнований на покрытие убытков);

. доходы, полученные от долевого участия в деятельности других

предприятий, от акций (налогообложение таких доходов, выплачиваемых

за счет средств, остающихся в распоряжении предприятий после уплаты

налога на прибыль, производится по установленным ставкам у

источника выплаты).

Налог на прибыль предприятий и организаций уплачивается в бюджет

исходя из облагаемой прибыли и установленной ставки налога.

В настоящее время налог на прибыль уплачивается предприятиями и

организациями в федеральный бюджет по ставке 13 %, в бюджеты субъектов РФ –

22%, для банков и страховщиков, бирж, брокерских контор, по прибыли от

посреднической деятельности – 30%.

Для решения наиболее важных задач, решаемых государством в рамках

реализации основных направлений экономической политики, действующим

законодательством установлена система налоговых льгот, позволяющих

существенно снизить сумму налога на прибыль.

При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически

произведенных затратах и расходов за счет прибыли, остающейся в

распоряжении предприятия, уменьшается на суммы:

1) направленные предприятиями сферы материального производства на

финансирования капитальных вложений по развитию собственной

производственной базы, а также в порядке долевого участия,

включая расходы на погашения кредитов банков, выданные на эти

цели, а также всеми предприятиями на жилищное строительство.

Данная льгота, являясь наиболее существенной налоговой льготой для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.