реферат скачать
 

Налогообложение: история развития, принципы, функции

прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения

ставок, условий налогообложения, а тем более — самих принципов

налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки

налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же

часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки,

льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем

налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает

характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость

социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству

— и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и

иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней

требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития

народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или

отдельные ее элементы вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы

достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением

устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы

(перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких

лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно,

благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются

неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы,

наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки

налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные

изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были

установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала

нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год,

наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить

целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3

пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не

нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не

препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет

основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых

налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и

предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день,

то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на

прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы

налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической

ситуации в стране и в общественном производстве.

2.8 Кривая Лаффера.

Американские эксперты, во главе с профессором Лаффером, установили связь

между ставкой налога и деловой активностью. В частности, было доказано, что

при ставке подоходного налога выше определённого уровня (35%-50%) резко

снижается деловая активность (на рисунке снижение показано дугой), так как

предпринимательская деятельность становиться не выгодной, а более низкие

ставки налогов создают стимулы к работе, сбережению.

Рис. 2

Точка А – является пределом деловой активности.

Связь между ставкой подоходного налога и налоговыми поступлениями и

получила название кривая Лаффера.

Исходя из вышесказанного, налоги - обязательные и безэквивалентные

платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня

и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о

налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а

также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их

компетентностью. А налоговой системой является совокупность предусмотренных

налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также

принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты,

взимания, контроля.

Налог имеет объект, т.е. доходы, стоимость отдельных товаров,

отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование

ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты,

установленные законодательными актами и субъект налога, то есть физическое

или юридическое лицо, налогоплательщик.

Все налоги делятся на два вида: прямые, которые взимаются

непосредственно с владельца имущества, получателей доходов. И косвенные,

взимающиеся непосредственно в сфере реализации или потребления товаров и

услуг.

А также налоги выполняют роль некоторых функций:

Регулирующая, т.е. регулирование рыночных, товарно-денежных отношений и

регулирование развития народного хозяйства;

Стимулирующая, с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует

технический прогресс;

Распределительная, посредством налогов в государственном бюджете

концентрируются средства, направляемые затем на решение

народнохозяйственных проблем;

Фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для

содержания государственного аппарата;

С помощью налоговой политики, государство может в полной мере влиять на

экономику страны, рыночные и денежно финансовые отношения, жизнь народа.

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным

уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и

инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на

перемены и систему налогообложения. Ярким примером этого может служить

Российская Федерация. Налоговую систему и налогообложение России мы

рассмотрим в следующей главе.

Глава III. Налогообложение в Российской Федерации.

Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы

налогообложения предприятий и граждан (юридических и физических лиц).

Принятие Верховным Советом Российской Федерации в 1991-1992 годах новых

законов является продолжением и углублением важнейшего элемента

экономической реформы в России.

Созданная целостная система налогообложения четко устанавливает перечень

налогов, которые могут применяться на территории РФ, права и обязанности

налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов

государственной власти различного уровня по введению налогов на

соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот по ним.

Новизна налоговой системы России проявляется в следующем: они базируются

на шаткой, но все же правовой основе, а не на подзаконных актах, как было

раньше; становится стабильной, хотя и не в отношении всех налогов;

пронизывает экономические отношения, связанные с распределением и

перераспределением дохода, пусть не всегда справедливо; налоги и сборы

начали вводиться и отменятся только органами государственной власти.

Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в

ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем,

касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства,

ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового

законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Но эта система

грешит тем, что для сбора налогов тратится очень большая сумма денег,

происходит рост расходов и создаются условия для всяческого уклонения от

уплаты.

По оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели ухитряются скрыть

от налогообложения от 10 до 30% своих доходов. По мнению специалистов

Государственной налоговой службы России, у нас эта цифра может быть и

больше. В прошлом году налоговыми органами было выявлено и доначислено в

бюджет 10,6 млрд. рублей (из них только по Москве - 1 млрд. 200 млн.).

Активность в поиске утаенных доходов едва ли снизится: до 10% средств,

дополнительно взысканных в ходе проверок, поступает в фонд социального

развития налоговой службы.

Принятый в России новый пакет законов о налогах воплотил в себе

весь мировой опыт, что важно для страны, выходящей из экономического

кризиса, отвечает в основном требованиям переходного к рыночным отношениям

периода, имеет определенную социальную направленность. Бесспорно, он не

лишен серьезных недостатков и просчетов, подвергается серьезной и нередко

обоснованной критике со стороны налогоплательщиков и специалистов. Важно

сопоставить новую налоговую систему России с налогами, действующими в

разных зарубежных странах, так как переход к рыночной экономике немыслим

без использования опыта западных государств наряду со всем лучшим, что

имелось в нашей стране.

Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено

введение трехуровневой системы налогообложения. Трехуровневые налоги

функционируют в большинстве федеральных государств. В США это федеральные

налоги, налоги штатов и муниципальные налоги. Помимо них имеются

незначительные по ставкам и суммам налоги графств и специальных округов. В

Германии федеральные налоги, налоги земель и местные дополняются

незначительными суммами налогов, направляемых в бюджет органов управления

Европейского экономического сообщества. Аналогичное строение налогов во

Франции, Италии, Нидерландах, ряде других европейских и американских стран.

Это позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирования бюджетов

всем уровням управления при распределении некоторых налогов между ними.

Налоговое регулирование осуществляется Министерством финансов, а его

инструментом выступают федеральные налоги или некоторые из них.

Налоги в России впервые разделены на три вида:

Федеральные налоги:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог на доходы банков;

г) налог на доходы от страховой деятельности;

д) налог от биржевой деятельности;

е) налог на опперации с ценными бумагами;

ж) таможенные пошлины;

з) отчисления из пр-ва материально-сырьевой базы, зачисляемые в спец.

внебюджетный фонд РФ;

и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный

бюджет,в республиканский бюджет республик в составе РФ,в краевые, областные

бюджеты краёв, областей, обл. бюджет автономной области, окружные бюджеты

автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях,

предусматриваемых законодательными актами РФ;

к) подоходный налог с физических лиц;

м) налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды;

н) гербовый сбор;

о) государственная пошлина;

п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и

образовываемых на их основе слов и словосочетаний.

Все суммы поступлений от налогов указанных в подпунктах "а"-"ж" и

"р" зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах "к" и

"л" являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по

ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в

составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет

автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты др.

уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в

составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных

бюджетов автономных округов.

Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпункте "п" зачисляются

в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих

бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги ( в т. ч.

размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок

зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются

законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.

2. Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономной

области, автономных округов.

К налогам республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области,

автономных округов относятся следующие налоги:

а) налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями

зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые,

областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной

области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов,

городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;

б) местный доход;

в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из

водохозяйственных систем;

г) республиканские платежи за пользование природными ресурсами.

Налоги устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на

всей её территории. При этом конкретные ставки определяются законами

республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краёв,

областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено

законодательными актами РФ. Все республиканские налоги являются

общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на

имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики,

края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на

территории которого находится предприятие.

Местные налоги:

а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется

в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;

б) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в

соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле.

в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской

деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации ;

г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной

зоне;

д) курортный сбор;

е) сбор за право торговли : сбор устанавливается районными, городскими (без

районного деления ), районными (в городе), коллективными, сельскими

органами исп. власти. Сбор уплачивается путём приобретения разового

талона или временного патента и полностью зачисляются в соответствующий

бюджет;

ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, и организаций,

независимо от их организационно - правовых форм, на содержание милиции, на

благоустройство территорий и др. цели.

Ставка сборов в год не может превышать размера 3% от 12-ти

установленных Законом минимальной месячной оплаты для физического лица, а

для юридического лица - размера 1% от годового фонда заработной

платы, рассчитанного, исходя из установленного Законом размера минимальной

месячной оплаты труда. Ставки в городах и районах устанавливаются

соответствующими органами гос. власти, а в посёлках и сельских населённых

пунктах на собраниях и сходах жителей.

з) налог на рекламу : уплачивают юридические и физические лица,

рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг

по рекламе;

и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных

компьютеров. Налог устанавливают юридические и физические лица,

перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы

сделки;

к) сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах

собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного

законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;

л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор

вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия

населению в размере : с юридических лиц - 50 установленных законом

размеров минимальной месячной оплаты труда в год, с физических лиц - 20

установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год.

При торговле этими лицами с временных точек, обслуживающих вечера, балы,

гуляния и др. мероприятия - половины установленного законом размера

месячной оплаты труда за каждый день торговли;

м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор

вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к

аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;

н) сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицами при

получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем

ѕ установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в

зависимости от общей площади и качества жилья;

о) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и физические

лица за парковку автомашин в спец. оборудованных для этого местах в

размере, установленном местными органами гос. власти;

п) сбор за право использования местной символики. Сбор вносят

производители продукции, на которой используется местная символика (гербы,

виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости

реализуемой продукции;

р) сбор за участие в бегах на ипподромах. Сбор вносят юридические и

физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого

характера, в размерах, устанавливаемых местными органами гос. власти, на

территории которых находится ипподром;

с) сбор за выигрыш в бегах. Сбор вносят лица, выигравшие в игре на

тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;

т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. Сбор

вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в

игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;

у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок,

предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с

ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не

превышающем 0.1% суммы сделки;

ф) сбор за право проведения кино и телесъёмок. Сбор вносят коммерческие

кино и телеорганизации, производящие съёмки, требующие от местных органов

гос. управления осуществления организационных мероприятий, в размерах,

установленных местными органами гос. власти;

х) сбор за уборку территорий населённых пунктов. Сбор вносят юридические и

физические лица, в размере, установленном органами гос. власти;

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.