реферат скачать
 

Налоги, принципы и формы налогообложения. Кривая Лаффера

откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее

справедливости имеют национальные, культурные и психологический фактор.

Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции

(75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же

считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться

в пределах 50-70%.

Таблица 1- Структура задолженности по налогам в 2002 г. и 2003 г.

+---------------------------------------------------------------+

| | на 01.01.2002 г. | на 01.01.2003 г. |

|---------------------+--------------------+--------------------|

| | млрд. руб. | % | млрд. руб. | % |

|---------------------+------------+-------+------------+-------|

| Всего задолженность | 1051,1 | 100,0 | 1113,7 | 100,0 |

|---------------------+------------+-------+------------+-------|

| в том числе: | | | | |

|---------------------+------------+-------+------------+-------|

| налоги | 475,0 | 45,2 | 528,1 | 46,8 |

|---------------------+------------+-------+------------+-------|

| пени | 51,3 | 49,0 | 531,0 | 47,7 |

|---------------------+------------+-------+------------+-------|

| штрафы | 60,8 | 5,8 | 60,9 | 5,5 |

+---------------------------------------------------------------+

Основная проблема налоговой системы - это сбор налогов. В связи с этим

возникает задолженность. Общая сумма задолженности на 1 января 2003 г. по

налогам, администрируемым МНС, налоговых санкций- 1111,7 млрд. руб. Ее

структура и изменение за последний год даны в таблице 1.

Неоднократно проводимые реструктуризации долгов увеличили долю отсроченных

(рассроченных) платежей с 25.6 в 1996 г. до 36,7% в 2001 г. В 2002 г. их

доля снизилась за счет резкого возрастания приостановленных к взысканию

платежей, в чем отразился очередной всплеск налоговых споров (доля

приостановленных платежей за 2002 г выросла в два раза). К положительным

сдвигам можно отнести выравнивание задолженности по бюджетам (ранее долг в

федеральный бюджет рос заметно быстрее, чем в региональные). В 2002 г.

основная часть задолженности приходится на федеральный бюджет: если в 1996

г. его доля составляла 53%, то через пять лет — 87%. В структуре

задолженности основное место занимает НДС.

Отношение общей задолженности, включая пени и штрафы, на 01.01.2003 г. к

сумме всех налоговых платежей в 2002 г. составило почти 48%. Оно за

последние годы меняется к лучшему, но все еще остается значительным.

Наиболее неблагополучное положение с самым крупным налогом — НДС: в 2002

г. задолженность по нему составила свыше 90% от поступлений. Причины этого

можно видеть в сложном механизме платежей, включающем множественность

расчетов и допускающем возможности уклонения от налогов [4, с.24].

Задолженность в 2004 году по налогам на прибыль составила в общей сумме

задолженности около 17%, по НДС- 43%, по ресурсным платежам- 5%. Таким

образом, задолженность по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям

уменьшилась на 8,7% по сравнению с 2003 годом [19, с.26].

Глава 2. Налоги. Их основные виды и функции

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство

воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В

литературе существует множество определений понятия «налог».

1. Согласно ст. 8 Налогового Кодекса Российской Федерации налог- это

обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с

организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на

праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного

управления денежных средств в целях финансового обеспечения

деятельности государства (муниципальных образований)[14, с.122].

2. М.В. Романовский, О.В. Врублевская и другие трактуют налог как

«индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от

индивидуумов к государству, осуществляемое на основании принуждения со

стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда,

используемого для выполнения своих функций» [21, с.13].

С экономических позиций налоги представляют главный инструмент

перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого

финансовыми органами для обеспечения средствами тех лиц, предприятий

программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в

ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов. С

правовых, юридических позиций налоги представляют собой установленные

законодательными актами нормы, регулирующие размеры, методы, сроки изъятия

государством части доходов предприятий, населения [20, c.149].

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с

момента возникновения государства. Развитие и изменение форм

государственного устройства всегда сопровождается преобразованием

налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная

форма доходов государства. Помимо финансовой функции налоговый механизм

используется для экономического воздействия государства на общественное

производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического

прогресса. «В налогах воплощено экономически выраженное существование

государства», - справедливо подчёркивал Карл Маркс.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на

классы и появлением государства, которому требовались средства на

содержание армии, флота, чиновников и других нужд. Изъятие государством в

свою пользу определённой части ВВП в виде обязательного взноса и

составляет сущность налога.

Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество:

подоходный налог с граждан и налог на прибыль фирм; единый социальный

налог; поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность,

включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов

за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или

юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид - косвенные налоги на товары и услуги: налог с оборота - в

большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на

добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или

услуги); на наследство; на сделки с ценными бумагами и недвижимостью и

другие. Эти налоги частично или полностью возмещаются через цену товара

или услуги [13, с.317-318].

Таблица 2 - Особенности прямых и косвенных налогов

+------------------------------------------------------------------------+

| № | Объект | Прямые налоги | Косвенные налоги |

|---+---------------------------+---------------------+------------------|

| 1 | Объект обложения | Доход и имущество | Потребит. товары |

|---+---------------------------+---------------------+------------------|

| 2 | Адресный характер | Да | Нет |

|---+---------------------------+---------------------+------------------|

| 3 | Путь изымания | Часть дохода или | Включение в цену |

| | | стоимости имущества | товара |

|---+---------------------------+---------------------+------------------|

| | Учитывается ли величина | | |

| 4 | дохода и семейное | Да | Нет |

| | положение | | |

+------------------------------------------------------------------------+

Прямые налоги бывают реальными (поземельный, промысловый) и личными

(подоходный, на прибыль, с наследства и другие)

Косвенные налоги делятся на акцизы (на товары и услуги частных

предприятий), НДС, фискальные и монопольные (на товары массового

потребления производимые государством).

Система налогов и сборов в России включает федеральные налоги, налоги

Субъектов Федерации и местные налоги [17, с.39].

Федеральные налоги:

1. подоходный налог с физических лиц;

2. платежи за пользование природными ресурсами;

3. налоги, зачисляемые в дорожные фонды;

4. налог на добавленную стоимость;

5. налог на прибыль предприятий;

6. акцизы на отдельные группы и виды товаров;

7. налог на операции с ценными бумагами;

8. таможенная пошлина;

9. сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и

других;

10. сбор за перекачку, перевалку и налив нефти;

11. сбор за отпускаемую электроэнергию предприятиям материального

производства;

12. сбор за регистрацию банков и их филиалов;

13. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

14. транспортный налог;

15. налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения;

16. государственная пошлина;

17. гербовый сбор;

18. платежи во внебюджетные фонды РФ.

Налоги Субъектов Федерации:

1. налог на имущество предприятий;

2. сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

3. сбор за регистрацию предприятий;

4. плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из

водохозяйственных систем;

5. лесной доход.

Местные налоги, установленные Федеральным законодательством (ставки

которых определяются региональными и местными органами власти):

1. налог на имущество физических лиц;

2. регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся

предпринимательской деятельностью;

3. земельный налог.

Местные налоги, которые могут вводиться органами власти курортной зоны:

1. курортный сбор;

2. налог на промышленной строительство в курортной зоне.

Местные налоги, которые могут вводиться местными органами власти:

1. налог на рекламу (до 5 %);

2. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров

(до 10 %);

3. лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

4. сбор за открытие игорного бизнеса;

5. сбор за участие в бегах;

6. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей (до

10 % стоимости товаров);

7. целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство, нужды

образования и другие;

8. сбор с владельцев собак (до 1/7 от размера мин. зарплаты);

9. сбор за уборку территории;

10. сбор за выдачу ордера на квартиру (3/4 от размера мин. зарплаты);

11. сбор с биржевых сделок (до 0,1 %);

12. налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной

сферы (до 1,5 %);

13. сбор за право торговли;

14. сбор за право использования местной символики (0,5 %);

15. сбор за выигрыш на бегах (до 5 %);

16. сбор с лиц, играющих на тотализаторе, на ипподроме (до 5 %);

17. сбор за проведение кино- и телесъёмок;

18. сбор за парковку автотранспорта;

19. гостиничный сбор.

Налоги можно классифицировать по принципу их взимания. Например, налоги

бывают прогрессивными, пропорциональными, регрессивными и дигрессивными.

Прогрессивный налог - чем выше доход, тем непропорционально большую часть

его составляет налог, т.е. прирост нормы налогообложения в одинаковой

прогрессии.

Пропорциональный налог - взимается пропорционально полученному доходу и не

зависит от его величины.

Регрессивный налог - обратный прогрессивному, т.е. при увеличении дохода

взимаемый налог составляет непропорционально меньшую его часть.

Дигрессивный налог - при увеличении дохода норма взимаемого налога растёт

в убывающей прогрессии.

По объектам налогообложения налоги делятся на налоги с оборота, налоги на

прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К

налогам с оборота относятся налог на пользователей автодорог, налог на

содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на

добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль

предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый у источника,

налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог,

налог на имущество физических лиц - налоги на имущество, а страховые

взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного

социального страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости

населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского

страхования, сбор на нужды образования - налоги на фонд оплаты труда.

Существует и другая классификация налогов:

* Раскладочные и количественные налоги (раскладочные (репартиционные)

налоги исходят из потребности покрыть конкретный расход (например,

целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории и

другие цели), количественные (долевые, квотативные) налоги

устанавливаются из возможности налогоплательщика заплатить налог).

* Закрепленные и регулирующие налоги (в зависимости от того закреплен ли

налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами)

или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть

дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие

соответственно).

* Общие и целевые налоги (целевые налоги могут вводиться по ряду причин:

во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей

готовностью уплачивает налог, в чьей пользе он непосредственно уверен,

однако такие налоги побуждают каждого контролировать государственные

органы, расходующие уплаченные налогоплательщиками суммы; во-вторых,

целевые налоги придают большую независимость конкретному

государственному органу; в-третьих, целевой характер налога может

оправдываться тем, что необходимость определенных затрат вызвана

получением определенных доходов).

В рыночной экономике любой страны налоги выполняют столь важную роль, что

можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей

налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного

производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов

проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1. Фискальная функция (обеспечение финансирования государственных

расходов).

2. Регулирующая функция (государственное регулирование экономики).

3. Социальная функция (поддержание социального равновесия путем изменения

соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью

сглаживания неравенства между ними).

4. Стимулирующая функция [20, с. 119].

Фискальная функция - изъятие части доходов предприятий и граждан для

содержания государственного аппарата, обороны страны и той части

непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов

(учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для

обеспечения необходимого уровня развития (фундаментальная наука, театры,

музеи и многие учебные заведения).

Важную роль в деятельности государства играет регулирующая функция, без

которой в условиях товарно-денежных отношений нельзя обойтись, ведь

невозможно представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику,

не регулируемую государством. Развитие рыночной экономики регулируется

финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы

налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,

выделения из бюджета дотаций и т. д. Центральное место в этом комплексе

экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками,

льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя

другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития

определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для

общества проблем.

С помощью налогов в государственном бюджете накапливаются средства,

необходимые для решения производственных и социальных проблем,

финансирования межотраслевых, комплексных целевых программ (экономических,

научно-технических и других). Государство перераспределяет часть доходов

граждан и предприятий, направляя ее на развитие производственной и

социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие

отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги,

электростанции, добывающие отрасли, и другие).

Стимулирующая функция помогает с помощью налогов, льгот и санкций

способствовать техническому прогрессу, увеличению числа рабочих мест,

уровню жизни населения и расширению производства путем капиталовложений.

Глава 3. Основные принципы налогообложения. Проблемы совершенствования

налоговой системы России

Основы налогообложения в России заложил Петр Великий, но тогда налоговая

политика была направлена исключительно для финансирования военных

действий. Налоги «посыпались» на головы русских плательщиков, приводя к

оскудению крестьянских хозяйств, сокращению населения страны. Экономика

требовала более мудрой налоговой политики, которая бы не подрывала условий

воспроизводства. Примером ориентации на такие минимальные требования можно

назвать налоговую политику советского периода, начиная с 30-х гг. Тогда

действующим предприятиям оставлялись доходы, обеспечивающие лишь простое

воспроизводство, оставшаяся часть доходов уходила государству. С середины

60-х гг. стали предприниматься робкие попытки оставить предприятиям часть

дохода для обеспечения расширенного воспроизводства за счет собственных

источников. Во второй половине XX в. налоги активно используются как

регулятор общего равновесия рыночного хозяйства.

Налогообложение - это метод распределения доходов между государством и

действующим субъектом. Платежи в бюджет государства не только обязательны,

но принудительны и безвозмездны.

Адам Смит в своем сочинении «Исследование о причинах богатства народов»

считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость,

определенность и удобство для плательщика[15, с.7]. Таким образом,

основные принципы налогообложения сформулировал Адам Смит в форме четырех

положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими

принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они

сводятся к следующему:

1. «Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов

правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.