реферат скачать
 

Налоги и налоговые реформы в России

Налоги и налоговые реформы в России

Нижегородский Государственный Университет

Им. Н.И.Лобачевского

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема : Налоги и налоговые реформы в России

Выполнил :

Нижний Новгород 1998

Содержание

Введение 3

1. Понятие налоговой системы 4

1.1 Элементы налога и виды ставок 5

1.2 Анализ основных видов налогов 5

2. Налоги Российской Федерации 8

2.1 Основы налоговой системы 8

2.2 Основные налоги 11

2.2.1 Налог на прибыль 11

2.2.2 Налог на добавленную стоимость 18

2.2.3 Акцизы 22

2.2.4 Подоходный налог 23

2.2.5 Прочие федеральные налоги 29

3. Анализ действующей налоговой системы 29

4. Направления налоговой реформы 31

Список используемой литературы 33

Введение

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство

воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В

условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период,

налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов,

основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования

экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве

определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги,

как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления

экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система

налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного

хозяйства.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в

финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок

неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к

весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство

предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных

налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только

сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности

финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии

на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и

обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими

интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной

подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы

предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения

предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и

местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При

помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая

привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и

прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое

распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных

функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному

обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового

обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к

экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора

рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного

хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в

развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно

налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом

дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас

существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных

странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что

налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало

монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было

бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по

созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским

условиям.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в

1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о

налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской

Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на

добавленную стоимость" и другие.

1. Понятие налоговой системы

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших

классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе

экономики:

1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства

соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой

государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так

называемому равенству или неравенству налогообложения.

2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен

быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда

плательщику удобнее всего оплатить его.

4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и

удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит

казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа

гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует

такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную

часть суммы, которую приносит налог.)

На основе четырех принципов Адама Смита налогообложения к настоящему

времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.

Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги,

пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично,

что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и

услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства

этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется

главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно

предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог.

Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на

поддержание и ремонт этих дорог.

Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными

трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную

выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов

государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в

поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы

обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы

автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой

степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели,

безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением

хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы

облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для

финансирования пособий, которые они получают.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого

дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы,

выплачивают и большие налоги и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует,

естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на

потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой

степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать

ежемесячно по 500000 руб. у лица получающего 5 млн. руб. дохода вовсе не

значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств

жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 5 000 руб. у

человека с доходом в 50 000 руб. Жертва последнего не только больше, но и

вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители

действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы

на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые

товары и т.д.

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако

проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в

измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика

правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью

государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии,

требований момента и потребности правительства в доходах.

Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения,

в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

1.1 Элементы налога и виды ставок

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах

государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и

взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

К ним относятся:

а) субъект налога или налогоплательщик - лицо, на которое законом

возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен

налоговое бремя может перекладываться на другое лицо поэтому

рассматривают и

б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

в) объект налога - доход или имуществ, с которого начисляется налог

(заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары

и т.д.);

г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;

д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет

величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица

земельной площади, единица измерения товара и т.д.).

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные

налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу

обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или

газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к

объекту налога без учета дифференциации его величины (например,

действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере

13 %) .

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по

мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения

налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но

и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по

мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную

сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при

увеличении доходов.

В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя

которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные

налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам,

обладающим незначительными доходами.

По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.

Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с

населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги

в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны

платежеспособности.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги.

Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов:

налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции),

акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров),

таможенные пошлины.

1.2 Анализ основных видов налогов

Подоходные налоги. Практика подоходного налогообложения различает

валовой доход, вычеты и облагаемый доход. Валовой доход - это общая сумма

доходов, полученных из различных источников. Законодательно из валового

дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные,

рекламные издержки. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые

льготы - необлагаемый минимум (определенная величина дохода, свободная от

налога), скидка с дохода лиц, имеющих на иждивении детей (в РФ - каждому из

родителей на всех детей, находящихся на иждивении), для инвалидов, льготы

предприятиям, фирмам в виде ускоренной амортизации, освобождения от налогов

сумм, направленных на благотворительные цели и т.п.

Таким образом,

Облагаемый доход = Валовой доход - Вычеты

При подоходном налогообложении чрезвычайно важно рассчитать

оптимальные ставки налогов. Если ставки чрезмерно высоки, то подрывается

стимул к нововведениям, рискованным проектам, в высоких ставках налога

таится опасность снижения трудовой активности людей.

Американские эксперты во главе с профессором Лаффером теоретически

доказали, что при ставке подоходного налога более 50% резко снижается

деловая активность фирм и населения в целом.

Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную

шкалу налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на

практике. Немаловажное значение в оценке её справедливости имеют

национальные, психологические и культурные факторы. Американцы, например,

считают, что при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции -

75% , в США никто не стал бы вкладывать капитал в производство. Так, рост

производственной активности в США после налоговой реформы 1986 года в

значительной степени был связан со снижением предельных ставок

налогообложения.

Высшая ставка налога должна находиться в пределах 50 - 70% налога.

В подоходном налогообложении различают подоходный налог с населения и

подоходный налог с предприятий, организаций корпораций.

Подоходный налог с населения относится к прямым, в большинстве стран

прогрессивным налогом.

Действующие системы личного подоходного налогообложения несколько

сглаживают неравенство в доходах после вычета налогов. График в несколько

преувеличенном виде показывает, в какой мере прогрессивные ставки налога

могут повлиять на неравенство доходов. Это видно потому, как сужается

площадь, отображающая неравенство доходов: прогрессивное налогообложение

перемещает сплошную линию влево (до пунктирной линии), ближе к линии

равномерного распределения доходов, идущей под углом в 45 градусов.

Линия А отображает неравенство в распределении доходов до уплаты

налогов. Линия Б показывает, что прогрессивные налоги приводят к более

равномерному распределению доходов, остающихся после уплаты налогов.

Влияние их представлено на рисунке, естественно, в преувеличенном виде,

чтобы лучше выявить суть вопроса.

[pic]

Подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, объединений,

организаций, корпораций и т.д. Подоходным налогом облагается балансовая

прибыль. Ставки налогообложения устанавливаются законодательным путем.

В США налогообложение прибыли корпораций регулируется Законом о

налоговой реформе 1986 г. В соответствии с этим законом существенно снижена

максимальная ставка налога на прибыль корпораций и уменьшена степень

прогрессивности налогообложения. Максимальная ставка понизилась с июля 1987

г. с 46% до 40%, а с июля 1988 г. - до 34%. Об изменениях в шкале обложения

подоходным налогом свидетельствует следующая таблица:

|Облагаемый налогом Ставки налогообложения |

|годовой доход до реформы 1986 г. введены в |

|1988г. |

| первые $25000 15 |

|15 |

| $25001-$50000 18 |

|15 |

| $50001-$75000 30 |

|25 |

| $75001-$100000 40 |

|34 |

| свыше $100000 46 |

|34 |

Вместо четырехразрядной шкалы ставок на доходы до 100 тыс. долл.,

действовавшей ранее, с 1988 г. вводятся лишь две ставки - в 15% на первые

50 тыс. долл. и 25% на следующие 25 тыс. долл. Сверх этой суммы действует

максимальная ставка - 34%. Эти изменения уменьшили объем выплачиваемых

корпорациями налогов за 1987-1991 гг. на 116.7 млрд. долл.

Реформой 1986 г. сохранен ряд важных налоговых преференций

корпорациям, но отменена, например, социальная налоговая льгота на новые

инвестиции, действующая в той или иной форме почти во всех развитых

капиталистических странах.

В других странах ставка налога на прибыль предприятий следующие:

| | Ставка налога (в %) на уровне центрального |

|Страна |правительства |

|Аргентина | 33 |

|Бразилия | 35 |

| Великобритания | 35 (для малых компаний - 25) |

|Греция | 40 (по торговым корпорациям - 46) |

|Нидерланды | 42 |

|Египет | 40 |

|Ирландия | 50 (для малых компаний - 40) |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.