реферат скачать
 

Национальная система инноваций и проблема её становления

инновациями, какие виды достижений научно-технического, технологического

прогресса должны рассматриваться в качестве ключевых на данный период;

исключительно весомая и законодательно закрепленная экономическая и

политическая поддержка инноваций со стороны власти;

автоматическое «включение» мер государственной поддержки инноваций по

формальным основаниям и независимо от воли государственных чиновников.

К прямым методам экономического регулирования, как правило, относятся:

государственное инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-

ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых

операций; планирование и программирование, а также государственное

предпринимательство.

Особое место в системе прямых экономических мер воздействия государства

на инновационные процессы занимают меры, стимулирующие кооперацию

промышленных корпораций в области научных исследований, а также кооперацию

университетов с промышленностью.

В Канаде прямое стимулирование НИОКТР государством заключается в

предоставлении государственной гарантии кредита в коммерческих банках и

государственном финансировании НИОКТР. В Японии государство осуществляет

бюджетное субсидирование и льготное кредитование подведомственных различным

министерствам НИИ, государственных корпораций, исследовательских центров,

осуществляющих НИОКТР совместно с частными компаниями. В Германии

правительство осуществляет финансовую поддержку в развитии долгосрочных и

рисковых исследований в ключевых областях научно-технической и

производственно-хозяйственной деятельности.

Косвенные методы регулирования инновационной деятельности за рубежом, в

основном, направлены, с одной стороны - на стимулирование инновационных

процессов, а с другой - на создание благоприятных экономических условий и

социально-политического климата для научно-технического развития.

Они основаны на том, что государство прямо не ограничивает

самостоятельности предприятий в принятии хозяйственных решений.

Воздействие этих методов успешно, если они способствуют формированию

общественных, а не индивидуальных условий хозяйствования. Среди косвенных

методов управления традиционно выделяются налоговое и амортизационное

регулирование, кредитная и финансовая политика, ценовое регулирование,

политика протекционизма, либерализация налогового и амортизационного

законодательства.

Важнейшую роль играют налоговые льготы, используемые для поощрения тех

направлений деятельности корпораций, которые желательны с точки зрения

государства, в том числе льготы, направленные на стимулирование научно-

технического прогресса, экспорта и деловой активности инновационного

бизнеса.

Среди налоговых льгот выделяются пять основных: скидки на прибыль в

размере капиталовложений в новое оборудование и строительство; скидки с

налога на прибыль в размере расходов на НИОКТР; отнесение к текущим

затратам расходов на отдельные виды оборудования, обычно используемого в

научных исследованиях; создание за счет фонда прибыли фондов специального

назначения, не облагаемых налогом; обложение прибыли по пониженным ставкам

(для небольших предприятий).

Налоговые льготы на капитальные вложения чаще всего предоставляются в

виде «инвестиционного налогового кредита». Как правило, эта льгота дается

компаниям, направляющим инвестиции на внедрение новой техники,

оборудования, технологий и т.п. Эта скидка вычитается (кредитуется) из

суммы начисленного налога на прибыль компании (в отличие от обычных скидок,

вычитаемых из суммы налогов).

Инвестиционная налоговая скидка предоставляется лишь после ввода новой

техники в эксплуатацию. Право на получение налоговой скидки наступает для

компании автоматически: его не надо доказывать и обосновывать, т.к. оно

закреплено законодательством.

Размер скидки устанавливается в процентах от стоимости внедряемой техники

и составляет: 5,3% в Японии (для электронных техники и оборудования), 50%

в Великобритании (для 1-го года эксплуатации новой техники, технологии,

материалов и т.п.), 10 - 15% в Канаде (в зависимости от освоенности

территории месторасположения компании - освоенные или неосвоенные районы

страны) и 100% в Ирландии. В США налоговая скидка на инвестиции применяется

лишь для энергетического оборудования.

За рубежом льготы на НИОКТР даются чаще в виде скидок с расходов компаний

на эти цели. Существуют два вида налоговых скидок - объемные и приростные.

Объемная скидка дает льготу пропорционально размерам затрат. Так, например,

в США, Великобритании, Канаде, Бельгии, Швеции, Италии 100 % расходов на

НИОКТР вычитается из налогооблагаемых доходов компаний. В Австралии

(частные компании) - 150%. В ряде стран, таких как Нидерланды, Норвегия,

Австрия, Малайзия предприятия энергетических отраслей полностью исключают

расходы на НИОКТР из прибыли до налогообложения.

Приростная скидка определяется исходя из достигнутого компанией

увеличения затрат на НИОКТР по сравнению с уровнем базового года или

среднего за какой-то период. Эта скидка действует после того, как указанные

расходы были произведены. Максимальная скидка - 50% имеет место во Франции,

но она не может превышать 5 млн. франков в год. В Канаде, США, Японии и

Тайване она составляет 20%. Однако и здесь имеется ряд ограничений. Так,

например, в США налоговая скидка на прирост НИОКТР применяется лишь к тем

расходам на НИОКТР, которые направлены на создание новой продукции или

разработку новых технологических процессов (не распространяется на расходы,

связанные с изменением типа или вида продукции, косметическими, сезонными и

прочими модификациями). Кроме того установлен лимит на льготы -

дополнительные расходы на НИОКТР (на которые распространяется льгота) не

должны превышать 50% суммы базисных затрат за определенный период. В Канаде

размер льготы увеличивается до 30% для условий труднодоступных и

экономически неразвитых районов. В Японии и Тайване скидка в 20 %

исчисляется от суммы прироста расходов на НИОКТР по сравнению с наивысшим

достигнутым уровнем расходов на НИОКТР, имеется ограничение - данная льгота

не должна превышать 10% общих налоговых обязательств компании.

Некоторые зарубежные страны используют одновременно оба вида налоговых

скидок - и объемный, и приростной, но по отношению к разным видам расходов.

Так, в США общая приростная скидка дополнена объемной в размере 20% для

затрат частного сектора на финансирование фундаментальных исследований.

Существует и практика установления потолка размера списания налогов по

скидкам на НИОКТР. В Японии и Южной Корее он не должен превышать 10% от

суммы корпоративного налога. А в Канаде, Испании и на Тайване потолок

существенно выше - соответственно 75, 35 и 50%. В Австралии, Франции,

Италии и Нидерландах установлен стоимостной предел налоговой скидки.

Временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его

снижение («налоговые каникулы») действует во Франции и распространяется на

вновь созданные мелкие и средние фирмы (в том числе научно-

исследовательские) со снижением на первые 5 лет их деятельности на 50%

уплачиваемого ими подоходного налога.

В Великобритании для стартующих инновационных компаний налог на прибыль

снижен с 20% до 1%. Потолок не облагаемых налогом инвестиций таких компаний

поднят на 50% - до 150 тыс. фунтов стерлингов. Снижен налог на прирост

капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные компании и

снят налог при реинвестировании в такие компании. Устранен облагаемый

налогом предел в 1 млн. фунтов стерлингов на фонды, привлеченные

соответствующими кампаниями, для компаний с объемом основных фондов менее

10 млн. фунтов стерлингов. Выделены 50 млн. фунтов стерлингов под

правительственные гранты в стартующие инновационные компании.

В 1997 году в Великобритании проинвестировано 295 млн. фунтов стерлингов

в 690 высокотехнологических компаний. В США в 1997 году в стартующие

компании инвестировано 9 млрд. долларов; в Европе в 1996 году - 500 млн.

долларов, в 1997 году - 1 млрд. долларов.

Для мелких и средних предприятий налоговые льготы позволяют снижать

налогооблагаемый доход на 20% в случае, если превышен предыдущий

максимальный уровень расходов на НИОКТР, либо уменьшать налоговые выплаты

на 6% от величины расходов на исследования и разработки, но в этом случае

уменьшение не должно составлять более 15% от налоговых обязательств фирмы.

Расходы, которые фирмы несут при платежах исследовательским учреждениям в

связи с научно-технологическим развитием, также могут вычитаться из

налогооблагаемой прибыли.

Вводятся налоговые льготы, связанные с системой амортизационных списаний.

Они используются для стимулирования опережающего развития конкретных

отраслей, поощрения НИОКТР или для общего инвестиционного оживления.

В высокоразвитых странах широко применяется ускоренная амортизация

оборудования как стимул для обновления производственных фондов. Так, в США

установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов,

используемых для НИОКТР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет. В Японии

система ускоренной амортизации введена для компаний, применяющих либо

энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует

эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде.

Применяются разнообразные нормы ускоренной амортизации - от 10 до 50%.

Однако наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15 - 18%.

Компаниям в Великобритании разрешено списание полной стоимости

технического оборудования в 1-й год его работы. В Германии в 1-й год может

быть списано 40% расходов на приобретение оборудования и приборов,

используемых для проведения НИОКТР. Система амортизационных списаний в

Швеции позволяла оборудование со сроком службы до 3-х лет и с

незначительной ценностью списывать в расходы в год приобретения, а в целом

машины и оборудование - в течение 4-5 лет. Во Франции существует

возможность применения ускоренной амортизации к важнейшим видам

оборудования: энергосберегающему, экологическому, информационному.

Например, компьютер можно амортизировать за 1 год. Коэффициент амортизации

при сроке службы оборудования до 4 лет равен 1,5; 5-6 лет - 2; более 6 лет

- 2-2,5.

Закон США о налоговой реформе придал в 1986 году государственной

налоговой политике большую целенаправленность, хотя и сузил применение

разрешенных ранее налоговых льгот. Так, сроки амортизации были увеличены,

но в основном лишь на пассивную часть основных фондов - на здания и

сооружения: до 31,5 года (ранее было 10-15 лет) для нежилых и 27,5 для

жилых зданий. Но для активной их части амортизационное списание было еще

более ускорено - так, при сроке списания в 5 лет, разрешено было в первые 2

года списывать до 64% стоимости оборудования. Налоговая скидка на

инвестиции сохранилась лишь для энергетического оборудования.

В целях активизации инновационной активности за рубежом государство

нередко стимулирует и подготовку кадров. Так, во Франции 25% прироста

расходов на подготовку кадров освобождаются от налогов (там, где

безработица велика, эти затраты не облагаются налогами).

Помимо этого за рубежом общепринято стимулировать НИОКТР

правительственными гарантиями путем предоставления долгосрочных кредитов

для перспективных направлений исследований (в США в официальных

правительственных документах капиталовложения в научно-технологическую

сферу даже именуются «инвестициями в будущее», а сфера НИОКТР

рассматривается как один из наиболее эффективных механизмов осуществления

стратегических национальных целей).

Затраты на НИОКТР в процентах к ВВП в 1996 г. составляли, например: в США

- 2.55%, Германии - 2.26, Японии - 2.78, Франции - 2.05, Италии - 1.13;

Великобритании - 2.05. Ежегодный же прирост государственных затрат в научно-

исследовательской сфере в США составляет около 10%.

К косвенным экономическим мерам государственного регулирования инноваций

относится и политика протекционизма в виде торгово-валютного регулирования,

направленного на защиту и реализацию новшеств внутри страны. Так, в 1987

году под давлением Ассоциации электронной промышленности США администрация

Рейгана ввела 100% налог на некоторые виды японской электроники, ввозимой

на американский рынок, что было вызвано превышением импорта электронных

изделий из Японии над американским экспортом соответствующих товаров на

16%.

Во Франции используются методы, поощряющие стимулирование экспорта.

Рисковые затраты фирм, создающих филиалы за границей, в течение 6 лет

могут вести к уменьшению налогообложения.

В интересах активизации инновационной активности в экономически развитых

зарубежных странах государство играет большую роль в создании социальной

инфраструктуры, включающей формирование информационной системы внутри

страны.

Заключение

Нововведения, внедряемые российскими предприятиями, ориентированы на

незначительное усовершенствование уже имеющейся продукции и технологий ее

производства.

Таким образом, складывается парадоксальная ситуация - несмотря на

объективную необходимость смены технологического уклада путем модернизации

производственного аппарата и внедрения новых технологий, диктуемой

неконкурентоспособностью продукции востребованность нововведений на

предприятиях остается низкой, что углубляет кризисное состояние

отечественного машиностроения.

При отдельных положительных изменениях, происходящих в последнее время, в

области инноваций, существует не мало проблем, требующих неотложного

решения. Первый и необходимый шаг на этом пути – осознание всей важности

данной сферы для конкурентоспособности региона и России в целом, понимание

этого каждым руководителем – от малого бизнеса до предприятий-гигантов, от

органов местного самоуправления до высшего руководства страны.

Думается, что, используя опыт развитых стран можно создать адаптированную

к развивающейся российской экономике систему государственной поддержки и

правоотношений всех участников инновационного процесса. По моему мнению,

это и будет путь к решению главной проблемы становления зарождающейся

национальной инновационной системы.

Список использованных источников

1. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность – М.: Экзамен, 2001. – 576 с.

2. Каро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. Учебник / Пер. с

франц. В.П. Серебринникова, В.М. Шумилова. – М.: Междунар. отношения.

2002. - 608с.

3. Краткий словарь современных понятий и терминов (3-е изд., дораб., и

доп./ Н.Т. Бунимович и др. Сост., общ. ред. В.А. Макаренко. - М.:

Республика, 2000.

4. Иванова Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики.

2001. №7. с.59-71

5. Кабалина В Кларк С Инновации на промышленных предприятиях// Вопросы

экономики 2001. №7. с.18-33

6. Мау В. Экономико-политические итоги 2001 года и перспективы устойчивого

экономического роста // Вопросы экономики. 2002. №1. с.4-22.

7. Стратегия социально-экономического развития России – инновационный путь

// Российский экономический журнал. 2001 №4 с.27-36

8. Овсяникова И. Наука и инновации в период рыночных реформ. Экономика.

Право. Менеджмент. – Иркутск; ИГЭА, 2002, №5

9. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического

роста //Вопросы экономики. 1999 №1. с. 4-12

10. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. Том 2 / отв. Ред.

О.М. Олейник. – М.: Юристъ, 2002.-666с.

11. Налоговый кодекс РФ часть вторая от 05 августа 2000г. Ст 262 «Расходы

на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки».

12. Инновационная политика и инновационный бизнес в России //

Аналитический вестник 2001 №15 с.91-107

13. Коновалов В.М. Инновационная сага - использован ресурс Интернет:

http://www.innocentre.ru/saga/index.html

14. Николас К. Сирополис Управление малым бизнесом. Руководство для

предпринимателей: Пер. с англ. - М.: Дело, 1997.

15. Новая парадигма развития России (комплексные исследования проблем

устойчивого развития) Под редакцией В.А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К.

Левашова. Второе издание. М.: Издательство «Академия», Иркутск РИЦ ГП

«Облинформпечать» 2000, 460 с.

-----------------------

[1] Краткий словарь современных понятий и терминов (3-е изд., дораб., и

доп./ Н.Т.Бунимович и др. Сост., общ. ред. В.А.Макаренко. - М.: Республика,

2000, с.201.

[2] См.: Кабалина В., Кларк С. Инновации на промышленных предприятиях //

Вопросы экономики. 2001. №7, с.19.

[3]См. напр.: Николас К. Сирополис Управление малым бизнесом. Руководство

для предпринимателей: Пер. с англ. – М.: Дело, 1997

[4] Theodore K. Quinn, Gaint Business: Threat to Democracy (New York:

Exposition Press), p.116

[5] Для анализа используется официальный статистический материал,

опубликованный в журнале Вопросы экономики. 2001. №7.

[6] Поскольку руководители могли выдвинуть несколько целей, сумма процентов

не равна 100

[7] Источник: Российский статистический ежегодник 2001. М.: Госкомстат

России, 2000, с 495. Российский статистический ежегодник. 1998.

M.:Госкомстат России, 1998, с.640

[8] см: Инновационная политика и инновационный бизнес в России //

Аналитический вестник 2001 №15 с.91-107

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.