реферат скачать
 

Модели рыночной экономики

Во главе двух из них (по принятой в шведской экономической литературе

терминологии, “сфер банков”) стоят ведущие частные коммерческие банки

страны - “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенска хандельсбанкен”, при

этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента.

В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой

группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией страны -

автомобильным концерном “Вольво”.

В финансовую группу “Скандинависка эншильда банкен”,

контролирующую до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40%

занятости в промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов,

Юнсонов, Боньеров, Лундбергов, Седербергов. Среди них выделяется семейство

Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых

превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже

фирм.1

Вторая финансовая группа - “Свенска хандельсбанкен” - включает в

свой состав кроме объединения вокруг самого банка группы финансовых воротил

Андерса Валля и Эрика Пенсера и семейные группы Стенбеков и чемпе. Однако

здесь семейства не играют значительной роли.

Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной

занятости и равенства - видимо, потребует новых методов, которые должны

соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли

специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика

солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате,

исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое

налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям

послевоенного периода.

3. Польская модель

Экономика Польши вступила в полосу реформирования почти одновременно с

нашей страной. Тем не менее Польше удалось достичь существенно лучших

результатов: страна является одним из лидеров в Центральной и Восточной

Европе. Многие процессы, которые у нас были лишь провозглашены, в Польше

уже осуществляются или реализуются в настоящий момент. В Польше на

протяжении более пяти лет стабильно улучшаются показатели экономического

роста. Одним из важнейших достижений следует считать создание реально

действующего фондового рынка, уровень развития которого и выполняемая им

роль уже приближаются к западным стандартам.

• Идет интенсивная подготовка к вступлению Польши в Европейский Союз

после 2002 г.

• В настоящее время в Польше происходят крупные институциональные

изменения — административная реформа, реформа систем здравоохранения и

социального обеспечения, начатые в 1999 г. Особое влияние на рынок ценных

бумаг окажет реформа системы социального обеспечения. Частные открытые

пенсионные фонды, управляемые пенсионными обществами, будут собирать взносы

работников и инвестировать их на рынке капиталов. Эти институциональные

инвесторы получат в распоряжение огромные средства, инвестирование которых

на польском фондовом рынке окажет на него существенное влияние.

• Польская Комиссия по рынку ценных бумаг и биржам (PSEC) завершила

работу над постановлением, позволяющим осуществлять «короткую» продажу

ценных бумаг (short selling), состоящих в листинге Варшавской фондовой

биржи WSE (планируется введение с начала 2000 г.).

• Предложены обширные изменения и дополнения к закону «Об облигациях».

Получено одобрение правительства, идет обсуждение в Сейме. Новый вариант

закона предусматривает введение новых типов облигаций и более гибкие

процедуры их выпуска.

• PSEC готовит изменения к закону «О торговле крупными пакетами акций».

Изменения направлены, главным образом, на защиту прав меньшинства

акционеров при поглощениях и на обеспечение должного проведения предложений

о поглощении.

• «Закон о товарных биржах» подготовлен к рассмотрению Парламентом.

Данный закон должен создать адекватный механизм по торговле товарными

инструментами, что особенно важно для сельского хозяйства.

• Подготовлены и одобрены правительством поправки к закону «О

бухгалтерском учете». Эти поправки представляют собой важный шаг на пути

приближения польской системы бухгалтерского учета к международным

стандартам бухгалтерского учета.

• Экономический комитет Совета министров обсуждает закон «О

предотвращении проникновения "грязных" денег в финансовую систему Польши».

Процесс политического и экономического реформирования начался в Польше в

1989 г. Благодаря грамотной стратегии реформ, учету местных условий и

решительному осуществлению процессов реформирования после

непродолжительного этапа «шоковой терапии» стране удалось выйти на путь

устойчивого экономического роста (таблица 3.).

Следует особо отметить роль государства в процессе экономического

реформирования. Правительству Польши в ходе преобразований удалось

сохранить контроль над ситуацией, избежать хаоса и разграбления

национального богатства. Своими экономическими успехами Польша во многом

обязана тому, что руководство страны смогло найти удачное соотношение между

государственным регулированием и контролем и либерализацией экономики.

Процесс приватизации

Ключевым моментом реформирования экономики был процесс приватизации.

Приватизация реализовывалась тремя методами (таблица 4.):

1. Прямая приватизация осуществляется государственными органами.

Затрагивает малые и средние предприятия (до 500 человек работников;

стоимость собственных средств предприятия — не более 2 млн экю; годовой

объем продаж — до 6 млн экю). Метод не требует предшествующей приватизации,

реализуется через:

• продажу предприятия;

• слияния с другими предприятиями;

• лизинг предприятия работниками.

2. Косвенная приватизация осуществляется после коммерциализации

государственных предприятий и последующей продажи пакетов акций компаний

через механизм публичного предложения (public offering), открытого

письменного тендера (public written tender) или переговоров с инвесторами.

Наиболее часто используется при приватизации крупных, рентабельных и

экономически значимых предприятий с большим количеством работников.

3. Метод ликвидации применяется к убыточным предприятиям (по результатам

текущей деятельности).

Следует особо отметить степень интенсивности процесса реформ по группам

предприятий: сначала приватизация коснулась области мелкого и среднего

бизнеса, был дан простор частной инициативе и лишь во вторую очередь

процессу приватизации подверглись крупные предприятия. Для их приватизации

сначала нужно было создать соответствующие условия. Поэтому и сейчас,

несмотря на количественное преобладание частного сектора, государство

сохраняет контроль над крупнейшими и наиболее важными предприятиями.

Процесс приватизации продолжается до сих пор. По мере «роста» рынка

приватизации будет подвергнута значительная доля остающихся в руках

государства крупнейших предприятий. В свою очередь приватизация крупнейших

государственных предприятий будет способствовать резкому увеличению

ликвидности и капитализации фондового рынка. С осуществлением приватизации

двух крупнейших государственных институтов — РеКаО SA и Telekomunikacja

Polska SA (Polish Telecom) — польский фондовый рынок вышел в бесспорные

лидеры среди стран Центральной и Восточной Европы по капитализации.

Принимая во внимание высокий потенциал дальнейшего роста, можно заключить,

что польский фондовый рынок становится все более и более привлекательным

для крупных институциональных инвесторов.

Организация рынка

Центральным специализированным органом государственного регулирования

рынка ценных бумаг в Польше является Комиссия по рынку ценных бумаг и

биржам (PSEC), созданная в соответствии с законом «О публичном обращении

ценных бумаг» и трастовых фондах от 22 марта 1991 г.

Организационная структура PSEC включает в себя:

• департамент корпоративных финансов;

• правовой департамент;

• департамент брокерских фирм;

• департамент инвестиционных фондов;

• департамент надзора;

• департамент генерального директора;

• административный департамент;

• секретариат.

Согласно Конституции председатель PSEC не имеет права издавать

обязательные для исполнения всеми участниками рынка постановления, он лишь

обращается к соответствующим государственным органам для принятия

нормативных документов по рынку ценных бумаг. В этих целях комиссия

подготавливает проект постановления для Совета министров и для министра

финансов.

Варшавская фондовая биржа (WSE) создана 16 апреля 1991 г. в качестве

единственной фондовой биржи страны. Является акционерным обществом,

большинство акций которого принадлежит Государственному казначейству, имеет

статус саморегулируемой организации (СРО).

Требования к осуществлению операций, правила листинга устанавливаются

PSEC. Торговля осуществляется в безбумажной форме через лицензированных

биржевых брокеров. Основной формой торговли является система фиксированных

котировок, для наиболее ликвидных акций применяется также система

непрерывной торговли, ведется и торговля пакетами акций (вне торговых

сессий). Расчеты проводятся через Национальный депозитарий (NDS).

До конца 1995 г. доходы инвесторов на WSE не облагались налогами. В 1999

г. индивидуальные инвесторы по-прежнему не облагаются налогом от операций с

капиталом, равно как и граждане стран, с которыми Польша имеет соглашения

об избежании двойного налогообложения (большинство европейских стран, в том

числе Россия, и промышленно развитые страны остального мира).

Юридические лица теперь облагаются налогом по ставке 40%, дивиденды — по

ставке 20%, налоги с транзакций не взимаются.1

Идет сотрудничество с Парижской фондовой биржей по приведению технологии

торговли к мировым стандартам.

На 1999 г. планировалось окончание работ по переходу WSE с системы

фиксированных котировок на систему непрерывных котировок. В начале 1996 г.

система непрерывных котировок начала применяться к 5 наиболее широко

торгуемым акциям (Bank Inicjatyw Gospodarczych, Bank Przemysowo — Handlowy,

the Dbica tyre company, Elektrim, Rolimpex). Сейчас в систему включено 76

компаний.

Предусматривается допуск к торговле новых финансовых инструментов —

корпоративных и муниципальных облигаций. Есть предложения по торговле

опционами, однако это потребует предварительного внедрения и отладки

системы непрерывных котировок, планируется развитие операций с

деривативами.

Совет WSE рассчитывает на резкое увеличение числа котируемых компаний

(примерно до 500), оборота (до 50 млрд долл. в год) и капитализации (до 60

млрд долл.). Варшавская фондовая биржа претендует на роль наиболее крупной

и значимой в Центральной и Восточной Европе.

В 1994 г. Варшавская биржа стала полноправным членом Международной

федерации фондовых бирж (FIBV).

Внебиржевой рынок — Central Table of Offers (СеTО). Операции начали

осуществляться в 1996 г., к середине 1998 г. в СеТО велась торговля акциями

более 20 компаний; за день совершается сделок в среднем на сумму от 4 до 6

млн долл.

Национальный депозитарий — National Depositary for Securities (NDS)

является центральным депозитарием, клиринговой палатой и расчетным центром

по ценным бумагам, допущенным к публичному обращению.

NDS выполняет следующие основные функции:

• расчет остатков на счетах членов;

• осуществление расчетов по сделкам, предоставление в кредит ценных бумаг

для завершения расчетов;

• формирование гарантийного фонда для компенсации последствий в случае

неплатежа со стороны брокера, взимание платежей в фонд со стороны

участников и контроль за поддержанием минимального остатка на их счетах;

• ведение инвестиционных счетов участников;

• уведомление платежных агентов о дивидендах и корпоративных событиях;

• через NDS осуществляется сбор доходов (проценты, дивиденды, погашение

ценных бумаг);

• при NDS создана Клиринговая палата по деривативам, главной целью

которой является организация и эффективное осуществление сделок участников

рынка.

Новый закон «О публичном обращении ценных бумаг» расширил функции NDS.

Среди наиболее важных нововведений следует выделить ведение реестра ценных

бумаг, не допущенных к публичному обращению и возможность членства в NDS

центральным депозитариям иностранных государств.

Прочие участники рынка. Согласно закону «О публичном обращении ценных

бумаг», комиссия (PSEC) осуществляет лицензирование следующих видов

профессиональных участников рынка:

• юридических лиц, осуществляющих брокерскую деятельность или ведущих

инвестиционные счета;

• трастовых и инвестиционных фондов;

• физических лиц-брокеров;

• инвестиционных консультантов.

Раскрытие информации

Основные требования по раскрытию информации установлены законом «О

публичном обращении ценных бумаг» и комплексом подзаконных актов.

В Польше действует компьютерная система «Эмитент», начало существованию

которой было положено распоряжением PSEC № 407 от 23.11.95 г. С тех пор

система стала широко используемым средством передачи информации в PSEC,

Варшавскую фондовую биржу и Польское пресс-агентство. Система «Эмитент»

нацелена на обеспечение эмитентов ценных бумаг, торгуемых на открытом

рынке, эффективным и безопасным средством передачи информации, требуемым

законодательством, в первую очередь законом «О публичном обращении ценных

бумаг». Основными участниками системы являются эмитенты, РSЕС, Варшавская

фондовая биржа, Central Table of offers (CeTO) (внебиржевой рынок),

Польское пресс-агентство (Polish Press Agency). До конца 1998 г. 249

компаний, акции которых торгуются на открытом рынке, выразили свое желание

присоединиться к системе «Эмитент», из которых 204 были включены в систему

и активно в ней участвуют.

В настоящее время Польша переживает некоторое замедление экономического

роста. За 1999 г., по прогнозу Bank Handlowy, прирост ВВП ожидается на

уровне 3,7%. Замедление экономического роста вызвано двумя группами

факторов:

• внешними факторами: последствиями азиатского и российского валютно-

финансовых кризисов, высоким уровнем мировых цен на нефть, высоким уровнем

платежей по внешнему долгу в 1999 г. (к середине 1999 г. общий объем

внешней задолженности составил 42,7 млрд. долл; 132% годового экспорта);1

• внутренними факторами: проведением крупных структурных преобразований в

экономике. В стране реализуется крупномасштабная социальная, в частности

пенсионная реформа; в экономике изменяется роль бывших государственных

предприятий, участники рынка приспосабливаются к повышению степени

открытости экономики. Все это, особенно реформа социальной сферы, требует

крупных затрат со стороны государства. В том числе и поэтому одной из

наиболее острых проблем польской экономики остается значительное

отрицательное сальдо платежного баланса (около 7% ВВП за 1999 г.).

Неослабного внимания, несмотря на достигнутые успехи, требует проблема

сдерживания инфляции. Отрицательное сальдо торгового баланса в настоящее

время покрывается значительным притоком иностранных инвестиций (около 4

млрд долл. за январь — сентябрь 1999 г.); крупной статьей доходов бюджета в

ближайшие 2—3 года будут оставаться доходы от приватизации крупных

государственных предприятий, что дает некоторый запас прочности для

завершения преобразований.

Заметим, что уже на 2000 г. прогноз прироста ВВП составляет 5,2%, что

является свидетельством уверенности в успешном ходе проводимых структурных

преобразований экономики.

В последние несколько лет на фоне продолжающегося экономического роста и

широкого притока иностранных инвестиций в экономику страны польский рынок

демонстрирует впечатляющую динамику развития.

На рынке растет число и значение институциональных инвесторов: динамично

развиваются инвестиционные фонды (возможность их создания впервые

предусмотрена законом «Об инвестиционных фондах» от 21 февраля 1998 г.).

Интенсивно растет рынок корпоративных облигаций. Объем этого рынка на

конец 1998 г. оценивается в 1,7 млрд долл., из них около 70% приходится на

краткосрочные облигации.1

Важным моментом стало появление деривативов — фьючерсов и опционов

(варрантов) на акции, индекс фондового рынка WIG, индекс инвестиционных

фондов NIF, валюты.

Постепенная либерализация движения капитала и предоставление новых видов

услуг (осуществляемых в рамках требований ОЭСР и ЕС), оказывают позитивное

влияние на фондовый рынок. Предоставление филиалам иностранных

инвестиционных фирм возможности оперировать на территории Польши

стимулирует процессы повышения конкурентоспособности местных брокерских

фирм, что не только повышает качество предоставляемых клиентам услуг, но и

подготавливает участников фондового рынка к резкому росту "Конкуренции при

вступлении Польши в Европейский союз (после присоединения Польши к ЕС

инвестиционные институты этих стран смогут свободно оперировать на польском

рынке).

Уже сейчас польским инвесторам разрешено осуществлять инвестиции на

зарубежных рынках, эмитенты имеют право выставлять до 25% эмиссии ценных

бумаг для торговли на зарубежных рынках. Тем не менее, даже несмотря на

такие либеральные меры, не наблюдается оттока инвесторов и эмитентов на

зарубежные рынки, что доказывает высокую степень освоенности польского

рынка национальными участниками.

Рынок государственных ценных бумаг

На рынке долговых инструментов главное место занимают казначейские

векселя и казначейские облигации, выпускаемые в бездокументарной форме. На

конец 1998 г. номинальная стоимость этих бумаг составила около 22 млрд

долл. Уровень доходности этих инструментов примерно соответствует

доходности банковских депозитов (за 1999 г. около 12% годовых в

национальной валюте)1.

Казначейские векселя (T-bills) выпускаются на период не более одного

года. Первичное размещение этого вида ценных бумаг организовано в форме

периодических аукционов. Наиболее распространены одногодичные казначейские

векселя.

Казначейские облигации выпускаются на срок 1, 2, 3, 5 и 10 лет. Двух-,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.