реферат скачать
 

Модели рыночной экономики

других социально ориентированных сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного

населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно

заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному

расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную

напряженность.

Эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением

разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного

регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер

общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными

источниками, а также меры социальной политики.

Модель социальной рыночной экономики означает экономическую систему,

функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в

поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной

справедливостью. Социальная рыночная экономика – это прежде всего рыночная

экономика, но государство является в ней активным участником экономического

процесса.

Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью следующих

отличительных признаков.

1.Индивидуальная свобода. Она необходима для децентрализованного

принятия решений и функционирования рыночных механизмов.

2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика

должна быть обращена к людям, которые не вовлечены в экономический процесс,

и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и

социальных показателях уровня жизни.

3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика

действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания

деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения

граждан, должны быть сведены к минимуму.

4. Политика роста – создание правовых основ, инфраструктуры и стимулов

для модернизации производственных мощностей и использования технологических

инноваций.

5. Структурная политика – целенаправленное преодоление природных,

технических и других причин, мешающих структурной (отраслевой и

региональной) адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового

рынков.

6. Принцип поддержания конкуренции. Достижение вышеперечисленных целей

не должно достигаться за счет подавления или существенного ограничения

конкурентных начал экономической деятельности.

7. Социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда

решаются в двустороннем порядке между работодателями и работниками при

посредничестве, в случае необходимости, государства.

Далее в своей работе я рассмотрел 4 модели социальной рыночной

экономики 4-х стран – Швеции, Польши, Венгрии и России.

2. Шведская модель

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как

одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он

появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать

успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной

политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в

обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно

контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в

окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный

смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают

смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и

государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере

производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений

между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий

важной частью шведской действительности была централизованная система

переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы

с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве

главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на

принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в

шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и

выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.

Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой

государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера

перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как

результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс

социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем

жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие

“шведская модель” не имеет однозначного толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного

времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование

может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более

полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) -у власти находится

Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с

СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что

усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от

других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной

цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее

сторонник.

Шведская модель организации экономической и политической жизни

позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на

протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких

политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и

социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них:

. высокий уровень развития политической культуры, кооперационный

характер отношений между разными социальными слоями и группами

населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного

понимания коренных интересов, признания их законного характера и

готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально

приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная

культура);

. в экономической сфере – высокая конкурентоспособность в

промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики,

основанного на интеграции между наукой, образованием и

производством, на взаимодействии государственных институтов с

частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных

предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-

производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно,

интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства

новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и

крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий

(инновационный климат);

. в социальной области – возрастание среди традиционных факторов

производства (труд – капитал – технологии – природные ресурсы)

значения человеческого фактора – высококвалифицированного и

инновационного, творческого по характеру труда, которое получило

выражение в концепции ''человеческого капитала'' и социальной

направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к

жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная

ориентация).

Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества

обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие

жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на

получении своеобразной ''технологической ренты'', получаемой страной на

внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность

продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении

формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно

классифицировать как шведский вариант ''общества всеобщего процветания'',

хотя и ''продвинутый''.

Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономической

практике общие закономерности развития социально ориентированной рыночной

системы хозяйства, присущие любым другим странам на стадии

постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.

Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила

развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления

экономикой. В шведском ''доме для народа'' высокий уровень жизни и

социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения,

сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение,

финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и

государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный

характер.

В Швеции налог на доходы физических лиц варьирует от 31%, если он не

превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого порогового минимума.

Корпоративный налог был снижен с 50% в 1980-х гг. до 25% в настоящее время.

Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. и составляет в среднем 25%.

Шведскому государству удалось на протяжении длительного времени сочетать

полную занятость и социальную защиту с высокой экономической эффективностью

и быстрым ростом производительности труда.1

Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и

широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и

использование капитала, рабочей силы, а также цены через монопольное

законодательство и специальные ведомства, такие, как Ведомство по делам цен

и картелей, Суд по делам антикартельного регулирования, специфический

юридический институт - специальное доверенное лицо – омбудсмен, которое

следит за соблюдением правил свободной конкуренции. Швеция имеет большой

опыт регулирования цен, контроля над конкуренцией и введения ограничений на

несправедливую торговую практику. В предвоенный период времени применялся

контроль за ценами на аграрную продукцию, вместе с тем это ограничивало и

рост стоимости жизни. В послевоенные годы государство регулировало цены

преимущественно через антимонопольное законодательство, а также через

установление технических нормативов, таможенного и импортного

регулирования, выделение субсидий, предназначенных для поддержания

приемлемых для потребителей цен и тарифов, контроль над экономической

деятельностью муниципалитетов. В связи с расширением конкуренции из-за

внешнеторговой либерализации и присоединения ЕС, а также снижением инфляции

в шведской экономике произошел отказ от контроля над ценами, так как он

стал попросту излишним. Кроме того, свободу проведения ценовой политики и

введения контроля над ценами теперь ограничивают правила ЕС: ведь Швеция

инкорпорировала в свое законодательство 1400 общеевропейских норм.

Дерегуляция экономической жизни, характерная для Швеции в 1990-х гг.,

восстановление экономического роста, повышение состязательности со стороны

внешних торгово-экономических партнеров, снижение инфляции – все это

снизило потребности в государственном регулировании цен в стране. В

настоящее время в Швеции контроль над ценами осуществляется в основном при

помощи антимонопольного законодательства.

Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей

силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного

населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из

общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или

муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий

из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном

секторе экономики.1

Швеция является пионером также и в отношении организации действенной

системы социального партнерства, начало которому было положено еще в

1938г., когда Шведская федерация профсоюзов и Шведская федерация заключили

''Сальтшебаденское соглашение'' о мирном разрешении трудовых конфликтов и

заключении трудовых соглашений. Особенностью шведской системы социального

диалога явилось то, что на первых парах он функционировал без вмешательства

правительства вплоть до 1970-х гг., когда правительство Швеции стало

проводить активное вмешательство на рынке труда, усилив регулирование

доходов через увеличение налогов.

Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на

смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние

50 лет у власти находились почти все время социал-демократические

правительства. Стабильность социальной направленности шведской

экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за

период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения

– в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза.1

Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий

уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном

секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции.

В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает

почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает

примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший

вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды

товаров, услуг и технологий.

Когда шведская модель социально ориентированной экономики достигла

зрелости, стали проявляться некоторые негативные черты: появилась

безработица, замедлились темпы экономического роста, снизилась

эффективность, ослабились стимулы к интенсивному, высококачественному

труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои трудящихся

проявили солидарность в том, что взаимно согласились на корректировку

модели организации и функционирования шведского общества. Эта перенастройка

началась в 1990-е гг., как раз накануне присоединения к ЕС. Были несколько

сокращены расходы на социальны нужды, что привело к незначительному

снижению уровня жизни отдельных слоев населения (однако не более, чем на

10%), были уменьшены корпоративные налоги – сначала с 50 до 30%, а затем до

25%, - что имело целью стимулировать инвестиции и поддержать полную

занятость. В начале 1990-х гг. проводилась жесткая антиинфляционная

политика, продолжались реформы по линии ужесточения требований к

получателям социальных выплат, улучшения условий деятельности для малых и

средних предприятий, уменьшения налогов на имущество. За 1991-1996гг. в

Швеции было осуществлено около 300 изменений правил в системе социального

обеспечения и 50 изменений в правила регулирования рынка труда. В

результате удалось переломить начавшийся в стране кризис, выразившийся в

сокращении ВВП Швеции в период с 1991 по 1993гг. Уже с 1994г. начался

промышленный и экономический рост: с 1994 по 1996гг. ежегодный прирост

составил 2,8%.1 (Таблица 1.)

Экономические реформы Швеции в начале 1990-х гг. позволила также

провести структурную трансформацию экономики: из-за дерегулирования

повысилась конкурентность на внутреннем рынке, снизилась доля традиционных

отраслей и повысилась доля наукоемких производств. Выросла степень

концентрации совокупного промышленного потенциала: 25 крупных компаний

контролируют 80% совокупного промышленного производства в стране. В период

1991-1994гг. несоциалистическое правительство приватизировало ряд

государственных компаний. Ускорился рост инновационных процессов.

На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и

исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является

предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия

по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания - “Струра

Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих

пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики

цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста.

В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности

шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы

поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и

отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма

между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная

система производства эффективна, государство не вмешивается в

производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке

труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики.

Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как

можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую

систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения,

но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на

инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она

наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как

производство шарикоподшипников (СКФ),автомобилестроение (“Вольво” и “СААБ-

Скания”), черная металлургия (“Свенска столь”),электротехника

(“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”), деревообрабатывающая и целлюлозно-

бумажная (“Свенска целлюлоза” и др.), самолетостроение (“СААБ-Скания”),

фармацевтика (“Астра”, “Фармасиа”), производство специальных сталей

(“Сандвик”, “Авеста”).

В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран

Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых

группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.