реферат скачать
 

Мировые интеграционные процессы

Мировые интеграционные процессы

Дальневосточный государственный университет.

Владивостокский институт международных отношений стран АТР.

Факультет международных отношений

Мировые интеграционные процессы.

(реферат)

Выполнил: студент, Кандинский А. А. (гр. 1127 а);

Проверил:

Владивосток

2003 г.

Содержание:

Введение

3

Примеры интеграций

ЕЭС – ЕС 3

Влияние Маастрихтских соглашений на процесс интеграции в ЕС

4

Особенности процессов американо-канадской интеграции

6

Особенности интеграции в Западной Европе

7

2. Позитивные последствия глобализационных процессов

8

3. Не гативные последствия, потенциальные проблемы и опасности

глобализации 9

Заключение.

11

Список литературы

13

Диаграммы

14

Введение.

Экономическая интеграция есть результат углубления процессов

интернационализации, доведение их до уровня интеграции. Транснациональные

корпорации и современная технологическая революция в громадной степени

усиливают действие переплетающихся факторов хозяйственной жизни во всем

мире. Главный участник интеграционного процесса как следствие

интернационализации экономики мира - крупный частный капитал развитых

стран мир. В настоящее время этот процесс отчетливо прослеживается в трех

крупных регионах: в Западной Европе, Северной Америке и в районе

Тихоокеанского бассейна (Япония-Австралия; США-Канада-Мексика; страны

АСЕАН). С одной стороны, происходит нарастание глобального процесса

интернационализации хозяйственной жизни, а с другой - экономическое

сближение стран на региональной основе приобретает форму экономической

интеграции.

Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации

производства и капитала, в то же время выражает определенную дивергенцию в

системе мирового рынка, то есть параллельную тенденцию, развивающуюся

рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание

глобального характера мирового рынка, тем не менее, в определенной мере

попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров. Речь

идет о качественном сдвиге, обусловленном, с одной стороны, растущими

экономическими потребностями к хозяйственному сближению разных стран, с

другой - всеохватывающим характером углубления противоречий в рамках

мировой системы. Выход из этих противоречий, как и задачи, диктуемые

ускорением интернационализации национальных хозяйственных комплексов,

современное рыночное хозяйство стремится решить через посредство

региональной экономической интеграции. В рамках регионального комплекса

интересов национализируются и интегрируются уже не только первая и третья

фазы кругооборота общественного капитала участвующих в интеграции стран,

протекающие в сфере обращения, но его вторая - центральная фаза, то есть

самовоспроизводство, сам технологический процесс создания товара. В

результате происходит "переплетение кругооборота совокупных национальных

капиталов в целом. Здесь пролегает основной рубеж, отделяющий интеграцию

от доинтеграционных форм интернационализации хозяйственной жизни" .

Но в то же время и само понятие "интеграция" как экономическая

категория все еще имеет довольно абстрактный характер, поскольку нигде в

мире не произошел процесс полной интеграции, завершившийся объединением.

Поэтому интеграция - это процесс объединения, но еще не само объединение.

ЕЭС – ЕС

Западноевропейский, наиболее "классический" вариант региональной

экономической интеграции, представляет собой Европейское экономическое

сообщество (ЕЭС) - "Общий рынок", с 1992 года- Европейский Союз (ЕС).

Созданию ЕЭС в 1957 г. предшествовало образование Европейского объединения

угля и стали (ЕОУС) - международной государственной организации,

объединяющей каменноугольную, железорудную и металлургическую

промышленности Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и

"Евратом", организацию, объединившую усилия группы стран для разработки и

использования в мирных целях атомную энергию. В марте 1957 г. эти страны

("шестерка") подписали Римский договор, вступивший в силу в 1958 г., о

создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Цель ЕЭС -

постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-

участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими

странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей,

капиталов и услуг, разработка и проведение общей политики в области

транспорта, сельского хозяйства, создание валютного союза, унификация

налоговой системы, сближение законодательства, разработка принципов

согласованной экономической политики. В целях претворения в жизнь этих

установок была создана сложная и разветвленная организация,

институциональная структура - Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских

сообществ (КЕС), Европейский совет, каждый из которых, в свою очередь,

сформировал многочисленные организации и учреждения. Были созданы также

Европейский суд и Европейский парламент с целью обеспечить постепенный

переход к политической интеграции.

Особенностью западноевропейской интеграции является ее

институционализация - она осуществляется в условиях пнонерной роли

государств, правительств, создающих влиятельные международно-

государственные институции с исполнительно-координационными функциями.

Таким образом, интеграционный процесс подталкивается согласованной

политикой его участников.

На первом этапе "европейского строительства" был создан Таможенный

союз, предполагающий ликвидацию торговых ограничений во взаимной торговле

стран- участниц ЕЭС; был установлен единый таможенный тариф по отношению к

третьим странам; достигнута свобода передвижения инвестиций, кредитов,

денежных переводов, обеспечена свободная миграция рабочей силы; разработан

целый комплекс программ экономической политики; предприняты шаги по

унификации налогового обложения.

Все это обеспечило ускорение промышленный интеграции. В дополнение к

этому предпринимались неоднократные попытки к ускорению аграрной

интеграции в форме установления коллективного протекционизма через

деятельность сельскохозяйственного фонда и установление компенсационных

сборов. Создана европейская валютная система (ЕВС). Все эти меры вели к

углублению экономической интеграции и одновременно к расширению ее зон

интеграции путем вовлечения в ЕЭС все новых стран. После вступления в ЕЭС

Испании и Португалии "Общий рынок" насчитывает уже 12 членов.

Соглашения об ассоциации с сообшеством заключили Австрия, Швейцария,

Исландия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Турция. Создана система "особых

отношений" ЕЭС с более чем 60 развивающимися странами Африки, Карибского

бассейна и Тихого океана (страны АКТ).

Маастрихтские соглашения 1992 г. означают качественно новый этап в

развитии западноевропейской интеграции, поскольку ставятся задачи

сближения стран на микроуровне, ликвидации множества налоговых, таможенных

и иных барьеров, продолжающих играть сдерживающую роль в углублении

интеграции. Еще раз проявилась активная регулирующая роль

западноевропейских государств.

Влияние Маастрихтских соглашений на процесс интеграции в ЕС

Маастрихтские соглашения, заключенные в 1992 году в результате

длительного экономического, а затем и политического сближения

западноевропейских стран, свидетельствуют о завершении третьего этапа

эволюции ЕЭС.

Приблизительная периодизация этого процесса такова: 1969-1971 гг., 1971-

1986 гг., 1986-1992 гг. Процесс ратификации Единого европейского акта, в

сущности означал, что договор вступит в силу во второй половине 1987 г.,

когда в ЕС с новой силой разгорелся спор о бюджете Сообщества, размерах

вклада участниками, ее направленности и т.д. Проблема во многом была

решена на специальной февральской встрече лидеров стран 1988 г. и с этого

периода идея создания Единого европейского рынка получила серьезное

доверие не только политиков, но и предпринимателей и широкой

общественности Западной Европы. К 1989 г. дебаты о Едином рынке

переместились из области юридической в область реального воплощения

накопленного массива законов в жизнь. Таким образом, было положено начало

формировании повестки дня Маастрихтской встречи в 1992 году. В этой связи

заслуживают внимания два момента:

1. 1987-1988 гг.-страны Европейской ассоциации свободной торговли

(ЕАСТ) подвергли свои отношения с ЕС пересмотру, что привело к переговорам

о создании единой Европейской экономической зоны, в которую бы входили

государства-члены и ЕАСТ, и ЕЭС.

2. Апрель 1989 г. - принято решение ЕЭС об основании Комитета Делора по

экономическому и Валютному Союзу, через десять месяцев принявший

трехступеньчатую программу этого Союза, которая позднее была одобрена на

Мадридской встрече ЕЭС.

Такие темпы сближения позиций стран ЕЭС, безусловно, насторожили Японию

и США, однако с падением в 1989 г. Берлинской стены, приходом новых

политиков и новых режимов к власти в Восточной Европе, ЕЭС приобретает

новое измерение, и официальный Вашингтон вынужден был признать это, в то

же время заявляя о своих особых отношениях к Бонну и Брюсселю (особые

отношения с Великобританией традиционны).

Таким образом, "Договор Союза", заключенный в декабре 1991 года в

Маастрихте (Нидерланды), подводил черту под всеохватывающим

перераспределением целей и задач ЕЭС за все 40 лет его существования .

Маастрихстские соглашения предоставляли Союзу следующие важные функции:

- создание и управление единой валютой;

- координация, контроль и (где это будет уместно) усиление единой

экономической политики, в особенности касающейся бюджетных дел;

- основание и защита Единого рынка, основанного на принципе свободной и

справедливой конкуренции;

- поддержание равенства (и где это будет возможно) перераспределение

средств между богатыми и бедными регионам;

- поддержание законности и правопорядка:

- признание и развитие фундаментальных прав отдельных граждан;

- управление единой внешней политикой, охватывающей всю область

иностранных дел и политики безопасности, включая формирование общей

оборонной политики, что, возможно приведет в будущем к общей обороне

бывшего Союза .

С экономической точки зрения наиболее важными являются положения

Договора, в которых говорится о дополнительных процедурах, направленных на

консолидацию Единого рынка, в частности, о создании валютного союза.

Наиболее существенные элементы этого союза включают:

- продвижение к всеохватывающему валютному союзу большинства стран-

членов к началу 1997 года или же меньшинства, отвечающего определенным

критериям, к 1999 году;

- определение критерия вступления в валютный союз с целью безусловного

выполнения обязательств по отношению к стабильности цен;

- создание европейского центрального банка со статусом, гарантирующим

его независимость.

Процесс одобрения Маастрихтских соглашений был нелегок и противоречив.

Например, во Франции в ходе референдума по Маастрихту многие голосовали

против из-за своего неприятия единого сельскохозяйственного курса ЕС,

который был инициирован бюджетным сдерживанием внутри самого Сообщества и

не имел ничего общего с самими соглашениями. Датчане высказались за

присоединение к Договору только на втором референдуме, причем Дания

приобрела особый статус, который, в частности, позволяет ей не принимать

участия в общей политике в области обеспечения безопасности и в создании

единой валюты; к тому же ЕС признал право Фарерских островов (датское

владение) не участвовать в соглашениях. Германские и британские

законодатели ратифицировали соглашение в результате бурных дебатов .

Возражения против Маастрихтских соглашений выявили три основные

проблемы. Во-первых, они показали сложность происходящего интеграционного

процесса. Во-вторых, оказывая влияние на финансовые рынки, они

продемонстрировали просчеты в политическом курсе, целью которого являлся

финансово-экономический союз, а также несовершенство европейской

финансовой системы. В-третьих, обнажилось очередное существенное

расхождение между ведущими партнерами по Сообществу, одновременно

являющимися членами семерки индустриально развитых держав, - т.е. между

Великобританией, Францией, Германией и Италией.

Но так, или иначе, Западная Европа сделала существенный шаг к

экономической и политической интеграции и в какой-то форме Маастрихт

сформировал как реальность западноевропейскую конфедерацию, хотя в силу

разных причин это понятие не используется.

Но это реальность, какими бы трудными ни были будущие действия ее

участников - Западная Европа - это конфедеративное сообщество государств,

имеющее и единый парламент, и единое правительство и неформально - даже

объединенное гражданство, наряду с национальным гражданством; единую

экономическую и социальную политику, координирующее внешнеполитическую

деятельность всех своих участников.

Особенности процессов американо-канадской интеграции

Своеобразно протекает региональный интеграционный процесс между США и

Канадой. Прежде всего интеграция в Северной Америке развивается на частно-

корпоративной основе, в то время как в Западной Европе это развитие

базируется на государственно-корпоративной основе, путем создания

наднациональных институтов (отсюда - определение интеграции как

институциональной). Основа такой специфики в регионе Северной Америки -

высокий уровень взаимопереплетения и взаимопроникновения капиталов двух

стран, интегрирующих две национальные экономики в единый

народнохозяйственный комплекс. Здесь, например, давно существует свободный

режим движения капиталов между двумя странами, свободная миграция

населения

- рабочей силы. Поскольку характер и направления интеграции с самого

начала определяли мощные американские корпорации и их канадские филиалы,

превратившиеся в послевоенные десятилетия в ТНК, они вполне обходились без

сложного и громоздкого наднационального механизма, регулирующего

интеграционный процесс. Преобладающая роль ТНК в континентальной

экономической интеграции неоспорима, как и очевидный выигрыш от этого

крупного бизнеса США. Американские корпорации еще с 60-х годов стремились

расширить двустороннюю интеграцию, сделав ее трехсторонней, то есть

континентальной, за счет "включения" Мексики.

В 1992 г. эта долгосрочная задача была достигнута - был подписан

договор, который призван в будущем объединить США, Канаду и Мексику в

общий североамериканский рынок (НАФТА) с населением в 1997 г. порядка 410

млн человек. Договор предусматривает постепенное снижение и к концу

столетия полную ликвидацию таможенных ограничений во взаимной торговле. Но

и до возникновения НАФТА эта торговля, либерализированная на двустороннем

уровне, шла очень интенсивно. Канада - первый, а Мексика - третий по

значению рынок для США (на втором месте-Япония). Особенно бурно

прогрессируют экономические связи между США и Мексикой: в 80-90-е годы,

например, с 1987 по 1997 годы американский экспорт в соседнюю страну рос в

среднем на 23% в год. В 1992 году Мексика стала вторым по значению

потребителем промышленных товаров из США. Идет своего рода процесс

"выравнивания" взаимопроникновения крупного капитала на всей территории

североамериканского континента. В этом смысле континент в целом становится

одним из трех экономических центров, способным абсолютно доминировать над

двумя другими центрами силы (Западной Европой и Японией).

Американские экономисты моделируют создание самодостаточного

панамериканского торгового блока протяженностью от Аляски до Огненной

Земли. Интерес к Латинской Америке подкрепляет то обстоятельство, что

именно страны в Южном полушарии демонстрируют самые высокие темпы

экономического роста и, по прогнозам, сохранят эти темпы в ближайшие годы.

Экономический рост в 1992- 1998 гг. предполагается примерно 9 процентов .

Экспансия в южном направлении вовсе не означает снижение активности США на

других рынках. Крупнейший в мире экспортер (598 млрд долларов в 1991 г.),

США после нескольких лет относительного спада восстанавливает свою

конкурентоспособность. Этому помогли снижение курса доллара (почти на

треть с 1985 года) , улучшение качества товаров, некоторое снижение

традиционной дороговизны рабочей силы и радикальные перемены в мышлении

американских менеджеров. Если их старшее поколение направляло основные

усилия на обширный внутренний рынок, принижая значение экспортного

фактора, то теперь внимание товаропроизводителей все больше обращено к

внешнему рынку. Например, такие гиганты, как "Дженерал электрик", "Боинг",

"Дженерал моторс" и многие другие корпорации, более трети своих доходов

зарабатывают за пределами США.

Особенности интеграции в Западной Европе

Европейский центр силы имеет ту особенность, что он представляет собой

неоднородное государственное целое, не имеющее пока ни единой

государственности, ни единой (жестко согласованной) ориентации

хозяйственной политики, хотя усилия в этом направлении предпринимаются

энергичными структурами ЕЭС. Совокупный потенциал Европы - это около 400

млн. человек; в середине 80-х годов на него приходилось 40% мировой

торговли. Несмотря на весьма активно происходящие интеграционные процессы

в рамках самого Европейского сообщества (включает ЕС и ЕВРАТОМ с

населением более 350 млн.человек), оно, в свою очередь, углубляет связи и

с шестью странами ЕАСТ (с населением около 40 млн. человек). При имеющихся

противоречиях интересов национальных группировок европейского капитала,

они все сильнее чувствовали невыгодность существования раздробленных

рынков, не позволявших полностью использовать преимущества высокой

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.