реферат скачать
 

Мировые экономические системы

Территориальная концентрация производительных сил Японии впечатляет даже

по сравнению с основными странами Западной Европы, имеющие сопоставимые с

ней размеры. Об этом свидетельствуют приводимые ниже данные о

территориальной концентрации производства национального дохода в Японии и

в основных странах Западной Европы в 1978 г.

|Территория |Япония |Великобрита|Франция |Германия |Италия |

| | |ния | | | |

| |9,1 |19, 5 |19, 9 |27, 4 |31, 2 |

| |52, 5 |53, 0 |50, 3 |50, 7 |53, 0 |

Вступив в после военный период с разрушенной и дезорганизованной

экономикой, пережив затяжное и длительное восстановление, Япония в 50 60х

годах продемонстрировала быстрый рост, по своим темпам опережающий

развитие других крупных капиталистических стран. Темпы роста в Японии

составляли в период 19601973 гг. 10, 1% в год по сравнению с 3, 9% в США,

4, 5% в ФРГ, 3, 1% в Великобритании, 5, 6% во Франции, 5, 0% в Италии в

тот же период. Подобное превосходство в темпах на протяжение ряда лет

породило первую волну публикаций о японском "экономическом чуде",

пришедшуюся на конец 60 начало 70х годов. В этих работах анализировались

причины, существующие темпы сопоставлялись, экстраполировались, и на этой

основе давались ошеломляющие прогнозы превращения Японии в мирового

лидера. Энергетический кризис 1973 г. и последовавшие за ним мировые

экономические кризисы середины 70х и начала 80х годов очень серьезно

отразились на экономическом росте Японии, продемонстрировали высокую

степень зависимости японской экономики от внешних рынков и мировой

хозяйственной конъюнктуры. Последние десятилетие отмечено резким

снижением темпов роста, достигших весьма умеренных значений, не

сопоставимых с рекордными цифрами 50х начала 70х годов (см табл. 2).

Подобные темпы предсказываются японскими специалистами и на перспективу.

Директор Японского центра экономических исследований считает, что темпы

развития будут сохраняться в пределах 5%. Однако все познается в

сравнении на общем фоне весьма вялого экономического развития других

капиталистических стран даже относительно скромные цифры японского роста,

наблюдавшиеся в 80е годы выглядят весьма внушительно (см табл. 3).

Таблица 3

Темпы экономического роста наиболее развитых капиталистических стран

в период 19731983 гг. (в %)

| Страна |Среднегодовые темпы роста ВНП |

|Япония |3, 7 |

|США |1, 9 |

|Великобритания |0, 8 |

|Франция |2, 2 |

|ФРГ |1, 7 |

|Италия |1, 8 |

|Канада |2, 6 |

Статистические данные свидетельствуют о том, что, несмотря на

значительное ухудшение конъюнктуры в мировом капиталистическом хозяйстве,

японская экономика в 80е годы развивалась более высокими темпами, чем

экономика стран Западной Европы и США. Япония по прежнему лидирует в темпах

роста; ее валовый национальный продукт превзошел ВНП Англии и Франции,

вместе взятых; в 1984 г. он составил 1233, 5 млрд. $. Огромных масштабов

достигла внешняя торговля Японии: экспорт в 1984 г. составил более 146 млн.

$, импорт более 126 млрд. $. Японские товары все прочнее занимают ведущие

позиции на мировом рынке, вытесняя традиционно лидировавшие американские и

западноевропейские изделия и зачастую вызывая почти паническую реакцию

конкурентов.

Экономические потрясения 70х годов поставили Японию перед

необходимостью нового этапа радикальных структурных преобразований,

послужили мощным стимулом к широкому освоению материалов трудосберегающих

методов производства. Приспособления к изменившимся условиям

воспроизводства происходит, прежде всего, в форме перестройки экономических

процессов, суть которой может быть определена как переход к новой модели

роста. В его основе лежит переориентация с преимущественно экстенсивных на

преимущественно интенсивные формы использования главных факторов

экономического развития основного капитала, рабочей силы, сырьевых и

топливно-энергетических ресурсов, научно-технического прогресса.

Контуры новой модели наметились уже во второй половине 70х годов. Это

снижение темпов роста ВНП, сглаживание хода экономического цикла вследствие

сервизации экономики, возрастание роли научно-технического прогресса как

фактора хозяйственного развития, стабилизация отраслевых пропорций при

условии интенсивности сдвигов на уровне подотраслей и отдельных

производств, повышения значения внешнеэкономических связей, строящихся по

принципу горизонтального разделения труда.

В 80е годы необходимость ускорения перехода на новую модель

экономического развития стала еще более актуальной. Прежде всего, со всей

очевидность обозначились пределы имитационной стратегии экономического

развития, которой Япония следовала со времен незавершенной буржуазной

революции (18671868).

В любой экономической системе долгосрочная динамика экономического

роста связана, прежде всего, с освоением нововведений. Длительное время,

особенно в послевоенные годы, научно-техническая политика Японии

базировалась на заимствовании научно-технических достижений из-за рубежа (в

форме покупке лицензий, создания смешанных компаний, участия в

многонациональных исследовательских проектах). Заимствуя и совершенствуя

зарубежную передовую технологию, Япония не только достигла мирового

технического уровня в большинстве отраслей экономики, но и сумела создать

мощные заделы на международном ранке технологий будущего. В прикладных

исследованиях и разработках, а также в управлении инновационной

деятельностью Япония обеспечила себе определенные преимущества перед

Западом, но все еще отстает по уровню развития Фундаментальной науки.

На нынешней стадии экономического развития Япония неразумно, да и

невозможно продолжать отдавать приоритет только прикладным исследованиям и

разработкам. Во-первых, уменьшается поток лицензий на фундаментальные

исследования, на базе которых могут бать сделаны усовершенствования.

Западные компании все менее склонны продавать такие лицензии Японии. Во-

вторых, игнорирование фундаментальных исследований лишило японские компании

возможности эффективного обмена. В-третьих, односторонняя политика

стимулирования прикладных исследований принизила статус занятых

фундаментальными исследованиями, уменьшила их возможности в

исследовательских подразделениях корпораций.

Эти и ряд других реальностей японского "технологического климата"

породили чувство кризиса, которое получило широкое распространение среди

ученых и технических специалистов в 70е годы. В эти же годы резко

обострились торгово-экономические противоречия Японии с США и

западноевропейскими странами. Перед ней встала задача поиска методов

использования собственных технических возможностей для обеспечения своей

экономической безопасности.

Следует также подчеркнуть, что в процессе "погони за Западом" Япония,

следуя имитационной стратегии экономического развития, имела возможность

учитывать опыт других стран и своевременно и довольно эффективно брать под

контроль нежелательно возникшие явления. Великие экономические державы

Англия, Германия, США последовательно вырвались вперед, будучи новаторами,

в области научно-технического прогресса. Только Японии удалось догнать и

превзойти ведущие капиталистические страны, заимствуя их достижения.

С 1979 года в рамках административно финансовой реформы Япония

проводила политику ограничения государственных расходов с целью ликвидации

бюджетного дефицита. В результате темпы роста внутреннего спроса

сократились, а относительный динамизм развития во многом определялся

внешней экспансией. Расширение инвестиций в машины и оборудование также в

значительной степени явилось следствием увеличением экспорта.

Высокий экспортный спрос в большой степени стимулировался циклическим

экономическим подъемом в США. Кроме того, "нефтяной шок" 1979 года породил

в США породил спрос на малолитражные экономические автомобили, которые

американская промышленность в то время не могла производить. Это стало

"козырной картой" для японских экспортеров. Одновременно с 1981 годом,

администрация Рейгана начала поднимать курс доллара и проводить политику

высоких процентных ставок с целью привлечения иностранных капиталов.

Стоимость доллара повысилась с 1985 по 1985 г. на 75%. Чисто теоретически

абстрагируясь от комплекса других факторов, чтобы сохранить прежние

конкурентные позиции на внутреннем рынке, американские фирмы должна были

снизить издержки производства или цены на выпускаемую продукцию также на

75%. Однако сделать это в столь короткие сроки невозможно, поэтому

американские компании оказались перед лицом сильнейшего конкурентного

давления со стороны иностранных фирм. Последние получили преимущество в

цене на американском рынке, результатом чего стало резкое увеличение их

экспорта в США.

Начался беспрецедентный японский бум. Если еще 1979 и 1980 гг. сальдо

торгового баланса Японии балы отрицательным, то в 1981 г. оно стало

положительным, и с тех пор актив стремительно возрастал. За 19811986 гг.

стоимость японского экспорта в США увеличилось более чем вдвое с 38, 6

млрд. до 80, 5 млрд. $. По объему поставляемых на американский рынок

товаров Япония практически сравнялась с Канадой, которая традиционно

является торговым партнером США. На торговлю с Японией приходится примерно

треть общей суммы американского внешнеторгового дефицита, составившего 1986

г. 152. 6 млрд., $. Поэтому давно ведущиеся в США дебаты о разрушительном

характере иностранной конкуренции для американской экономики, подогреваемые

ростом дефицита торгового баланса, приобрели в последние годы ярко

выраженную антияпонскую окраску.

Актив Японии по текущим счетам платежного баланса (торговый баланс

плюс сальдо экспорта импорта услуг) увеличился за 19811986 гг. с 5, 9 млрд.

до 93, 8 млрд. $. В первой половине 80х годов от 1/4 до 3/4 реального

прироста ВНП страны обеспечивалось на основе внешнего спроса. В середине

80х годов отношение положительного сальдо баланса текущих счетов к ВНП

Японии вплотную приблизилось к 4%ной отметке, превысив по этому показателю

послевоенный рекорд США (3, 7% в 1947 г.). Между тем собственный опыт

Японии 70х годов свидетельствует, что даже приближение к 2%ному рубежу

обостряет торгово-экономические противоречия.

1986 год стал заметной вехой в экономической истории Японии, положившей

конец экспорт ориентированной модели роста: экспорт достиг критической

точки, за которой угроза введение против Японии протекционистских санкций

стала как никогда реальной.

Еще осенью 1985 г. американская администрация стала предпринимать

специальные усилия для укрепления позиций своих экспортеров на внешних

рынках. В сентябре в Нью-Йорке состоялось совещание "группы пяти"

(министров финансов США, Англии, Франции, ФРГ и Японии), по которым было

решено понизить курс доллара по отношению к валютам других развитых

капиталистических стран. США рассчитывали, что в результате этого

конкурентоспособность ориентирующихся на экспорт отраслей японской

экономики снизится, Япония будет вынуждена переориентироваться на

стимулирование внутреннего спроса и шире откроет свой рынок развитым

капиталистическим странам.

Новая валютная стратегия Вашингтона, осуществляемая по формуле "слабый

доллар сильная Америка", ударила, прежде всего, по интересам Японии. По

существу, США поставили Японию перед альтернативой: либо она имеет

эффективные меры по активации внутренних источников роста экономики и

увеличит импорт американской продукции, либо произойдет глубокое снижение

курса доллара, которое нанесет серьезный удар по конкурентоспособности

японских товаров, замедлит темпы роста ВНП.

Развитие событий с осени 1985 г. показало, что это не был просто

очередной словесный демарш разгневанного конкурента. После Нью-йоркской

встречи курс иены резко вырос с приблизительно 240 иен до почти 140 иен за

доллар в начале 1986 г. Неожиданная глубина падения доллара имела тяжелые

последствия для японской экономики.

В 1986 г. произошло ускорение спада, который начался еще в середине

1985 г. По итогам 1986 г. прирост ВНП составил 2, 4% (самый низкий с 1974

г.), а объем промышленного производства впервые за последние 11 лет

абсолютно сократился на 0, 4%.

Отраслевое воздействие повышения курса иены проявилось по разному, что

связано с вертикальным типом участия Японии в международном разделении

труда (импорт преимущественно сырья и материалов и экспорт готовых

изделий).

Падение экспортной выручки в иеновом выражении в отраслях

машиностроительного комплекса не было компенсировано соответствующим

снижением цен на импортируемое сырье, топливо и полуфабрикаты. Дело в том,

что если экспортная квота японской экономики в целом составляет 17%, то в

промышленности около 35%, а в ударном экспортном звене, машиностроении, еще

выше. Например, Япония вывозит 89% видеомагнитофонов, 88% копировальных

машин, 87% часов, 86% кассовых аппаратов, 79% микроволновых печей, 77%

электронных калькуляторов. В целом на продукцию машиностроения приходится

коло 80% японского экспорта. При такой высокой экспортной квоте японское

машиностроение чутко реагирует на изменения валютных курсов. В

экспорториентированых отраслях значительно повысились издержки

производства, снизился уровень прибыльности, обострились трудности сбыта

продукции. В результате в целом по обрабатывающей промышленности резко

упали частные инвестиции в машины и оборудование (особенно в черной и

цветной металлургии, судостроении, общем и транспортном машиностроении,

текстильной промышленности). Серьезный спад деловой активности затронул и

такие недавно процветавшие отрасли, как электротехническая и

полупроводниковая промышленность. Высокий курс иены в наибольшей степени

ударил по экономическим интересам мелких и средних промышленных фирм,

реализующих значительную часть выпускаемой продукции на внешних рынках

(около 60% таких фирм зафиксировали убытки по итогам коммерческой

деятельности за 1986 г.). Правительству Японии пришлось ввести чрезвычайные

планы помощи мелким и средним предприятиям, пережившим период массовых

банкротств. Учитывая, что на таких предприятиях занята подавляющая часть

японских трудящихся, это создало серьезные предпосылки для роста

безработицы в стране. В 1986 г. уровень безработицы постоянно повышался и к

маю 1987 г. достиг рекордного за последние 30 лет показателя 3, 2%. Таким

образом, был превышен "кризисный уровень" для Японии (3%). Особенность

последних лет состоит также в том, что рост безработицы связан не только с

конъюнктурными факторами, но и с воздействием современного этапа научно-

технического прогресса, несущего большой трудосберегающий потенциал.

Поэтому безработица затронула и крупные предприятия, в том числе и в

высокотехнологических отраслях. Опасения, что спад может вызвать дальнейший

рост безработицы, вынудили японские профсоюзы согласиться лишь на весьма

умеренное повышение заработной платы.

Вместе с тем конъюнктурный спад 1986 начала 1987 г. практически не

затронул отрасли, работающие на внутренний рынок, особенно в непромышленной

сфере (электроэнергетика, страхование, финансы, услуги и т. д.).

Капиталовложения здесь продолжали устойчиво расти, сохранялась высокая

конъюнктура. Благодаря снижению процентных ставок и увеличению

государственных инвестиций в экономику наблюдалось оживление в жилищном

строительстве. Однако доля инвестиций в жилье составляет лишь около 5% ВНП,

поэтому их мультипликативный эффект небольшой. Повышение курса иены, что

само по себе ведет к снижению цен на импортируемые Японией товары, совпало

с падением цен на нефть на мировых рынках. Это создало мощный дефляционный

эффект, сдерживало рост потребительских цен, стимулировало личное

потребление. В1986 г. внутренние оптовые цены сократились по сравнению с

предыдущим годом на 9, 1% (в течение предшествующих пяти лет они были

практически стабильны), розничные цены выросли на 0, 6%. В условиях

отсутствия в стране инфляции увеличились реальные доходы занятых, возросли

личные потребительские расходы.

Таким образом, резкое повышение курса иены с осени 1985 г. оказывало

на японскую экономику как негативное, так и позитивное воздействие, привело

к поляризации характера развития отдельных отраслей. Однако если попытаться

определить равнодействующую разнонаправленных эффектов высокого курса

японской валюты, то до начала 1987 г. она явно была со знаком минус.

Комплекс отрицательных факторов привел к тому, что многие японские фирмы

потеряли рентабельность производства на экспорт, а зачастую и на внутренний

рынок. По силе воздействия "иеновый шок" был сравним с "нефтяными шоками"

70х годов. Как и тогда, сложившаяся ситуация потребовала серьезной

рационализации производства и управления от частных корпораций, нового

варианта политики "генре кэйэй" (экономии на всех видах издержек).

V. Капитализм США.

Соединенные Штаты Америки ведущая держава капиталистического мира,

обладающая крупнейшим экономическим и научно-техническим потенциалом. Ни в

одной другой стране противоречия капитализма не выступают так обнажено и

остро, как в США. Поэтому процессы, происходящие в американской экономике,

всегда привлекали внимание исследователей-марксистов. Как известно,

ленинская теория империализма в значительной мере основана на исследовании

развития американского капитализма в последней четверти XIX начале XX в.

Изучение новых явлений капиталистической действительности США и в наши дни

остается одним из важнейших направлений исследований современного

государственно-монополистического капитализма.

В анализе американского капитализма авторский коллектив основывался на

открытых марксизмом законах развития и объективной логике изменений

последней эксплуатационной формации. Авторы опирались на результаты

исследований, проделанных советскими экономистами в данной области в

последние годы. Были учтены также оценки и выводы, содержащиеся в работах

зарубежных исследователей-марксистов. На рубеже 70-80х годов экономика и

политика Соединенных Штатов, как и других ведущих капиталистических

государств, формировались под влиянием ряда факторов, определяющих ход

мирового развития в послевоенный период. К ним относятся, прежде всего,

противоборство двух общественных систем, укрепление мирового социализма и

усиление его воздействия на революционный процесс во всем мире; изменение в

соотношении сил между основными центрами империалистического соперничества;

сдвиги в условиях воспроизводства общественного капитала. Непосредственное

влияние на развитие американского капитализма в 80х годах оказывают также

такие факторы, как кризис хозяйственного капиталистического механизма,

научно-техническая революция и структурная перестройка экономики, усиление

межимпериалистического сотрудничества, массированное наращивание

вооружений.

Кризис хозяйственного капиталистического механизма, четко

обозначившийся еще в 70х годах, одна из главных нерешенных проблем развития

американского капитализма на современном этапе. Он порожден несоответствием

сложившейся системы государственного монополистического регулирования новым

условиям, связанным с развитием научно-технической революции, консолидацией

транснациональных корпораций, ростом интернационализации хозяйственной

жизни, глубокими изменениями в структуре капиталистического

воспроизводства. Кризис хозяйственного капиталистического механизма в США

проявляется, в частности, в углублении циклических экономических сбоев, их

переплетении с долговременными структурными потрясениями, небывалом с 30х

годов росте безработицы. Он выражается также в общем замедлении темпов

экономического развития, хронической инфляции, расстройстве государственных

финансов, резком усилении неустойчивости валютно-финонсовой сферы,

неуравновешенности внешнеторгового и платежного балансов. В 70х и начале

80х годов в США заметно снизились основные экономические показатели,

характеризующие эффективность капиталистического хозяйствования, динамика

производительности труда, фондоотдача, норма прибыли, выявились серьезные

последствия относительного отставания от двух других центров силы

современного капитализма Западной Европы и Японии.

На рубеже 7080х годов американский правящий класс предпринял

радикальную попытку остановить неблагоприятное развитие событий. Пришедшая

к власти в 1980 г. ультраконсервативная республиканская администрация Р.

Рэйгана провозгласила курс на сокращение государственного вмешательства в

экономику, укрепление рыночного начала в хозяйственном механизме страны,

поощрение частнокапиталистической инициативы. В приятой конгрессом США в

1981 г. экономической программе президента Р. Рейгана под претенциозным

названием "Новое начало для Америки: программа экономического возрождения"

предусматривалось общее снижение ставок подоходного налога на 23%, выгодное

в первую очередь состоятельным слоям, и предоставление крупных налоговых

льгот корпорациям, замораживание роста федеральных расходов, в первую

очередь за счет урезывания социальных программ, сведение к минимуму

государственного регламентирования хозяйственной деятельности, проведение

ограничительной кредитно-денежной политики. Одновременно было начато

массированной наращивание вооружений, цель которого сломать существующий

военный паритет и добиться военного превосходства над СССР.

Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на развитие экономики

США в 80х годах, научно-техническая революция и структурная перестройка

хозяйства. Ускорение использования научно-технических достижений и массовое

распространение технических новшеств позволяет охарактеризовать десятилетие

80х годов в США как начало новой фазы научно-технического прогресса. Суть

ее составляет переход к формированию технического уклада, в центре которого

принципиально новые формы соединения науки с производством, создание новых

элементов материальных и духовных производительных сил. Основу его образуют

микроэлектроника, робототехника, информационные системы, производство новых

видов материалов, биотехнология. Особый упор делается на формирование

рабочей силы, соответствующей новому техническому базису производства.

Параллельно в стране идет активный процесс технологической перестройки

хозяйства. Основные ее направления связаны с широким применением

микроэлектроники и информационных систем, производством новых материалов,

освоением новейших видов технологии. Ускоритель этого процесса

всеобъемлющая компьютеризация производства, охватывающая применение станков

с программным управлением, центров обработки и хранения информации,

роботов, гибких производственных систем и других современных форм

автоматизации производства и управления. Среднегодовые темпы прироста

продукции электро-вычислительной техники с конца 70х годов в течение ряда

лет удерживались на уровне 2025%, а производство настольных компьютеров в

первой половине 80х годов ежегодно удваивалось.

Все эти вопросы теснейшим образом связаны с действием третьего

важнейшего фактора, влияющего на развитие американского капитализма в 80х

годах, обостряющимся межимпериалистическим соперничеством. Оно охватывает

мировую торговлю, экспорт капитала, систему энерго-сырьевого снабжения,

международную валютно-финансовую сферу.

С середины XX в. наблюдается тенденция к относительному отстаиванию

США в ряде областей по сравнению с другими центрами империалистического

соперничества. Эта тенденция отражает характерную для империалистической

стадии капитализма закономерность усиление неравномерности политического и

экономического развития отдельных государств. Сформулированная В. И.

Лениным накануне первой мировой войны, эта закономерность с особой силой и

остротой проявляется ныне в условиях научно-технической революции фактора,

вносящего серьезные коррективы в соотношение уровней достигнутых основными

странами капитализма.

Развитие американского капитализма показывает, что тенденция к

относительному отставанию США отнюдь не прямолинейна. В изменении

соотношения сил между основными центрами империалистического соперничества

можно различить два периода.

Первый охватывает 6070е годы. В этот период Западной Европе и Японии

удалось заметно увеличить свою долю в мировом промышленном производстве,

международной торговле, экспорте капитала, накоплении золотовалютных

резервов. Второй период, начавшийся на рубеже 7080х годов, характеризуется

некоторой консолидацией глобальных позиций США, а в отдельных случаях даже

их расширением. Соединенным Штатам удалось благодаря интенсивной

технической перестройке промышленности, по крайней мере, в ряде областей,

переломить тенденцию к относительному отставанию.

Соединенные Штаты обладают самым крупным в капиталистическом мире

научно-техническим потенциалом и тратят на НИОКР больше, чем Англия,

Франция, ФРГ и Япония, вместе взятые. Правда, львиная доля этих затрат

(около 1/3) идет на военные цели, но общие размеры их таковы, что позволяют

США вести научные исследования по широкому фронту и добиваться относительно

быстрого превращения результатов фундаментальных исследований в разработки

и технические новшества.

Позиции США в валютно-финансовой сфере, пошатнувшиеся в минувшем

десятилетии, в 80х годах несколько упрочились. К 1983 г. десять крупнейших

американских банков снова вернули себе первое место в мире по размерам

активов, которое они уступили в 70х годах западноевропейским и японским

банкам. Около 80% всех международных кредитных операций совершается ныне

банками США.

И все же укрепление позиций США в мировой торговле, международном

движении капитала, валютно-финансовой сфере, наметившееся в начале 80х

годов, нельзя считать прочным. Уже к середине текущего столетия во всех

этих областях снова обозначились неблагоприятные для США тенденции

сокращение доли в мировом капиталистическом экспорте некоторых видов

наукоемкой продукции, массированный импорт иностранного капитала, резкие

колебания курса доллара и др.

Курсом перевооружения американские правящие круги следуют неизменно со

времени окончания второй мировой войны. Но в 80х годах XX в. милитаризм

больше, чем когда-либо, стал идеологией и практикой интервенционистской

внешней политики американского империализма. Неудивительно, что за

пятилетие 19811985 гг. на перевооружение в США было израсходовано свыше 1

трлн. долл., а с учетом ассигнований на 8687 гг. почти столько же, сколько

за всю вторую мировую войну. Общий объем военных расходов США за последние

40 лет сопоставим с совокупным воспроизводимым национальным богатством США,

составляющим, по данным на 1980 г. , 7, 8 трлн. долл.

Экономическое развитие США, как и других государств членов НАТО,

участвующих в гонке вооружений, убедительно свидетельствует о пагубном

влиянии наращивания военного потенциала на экономику. Иначе и быть не

может, так как использование экономических ресурсов для военных

приготовлений есть растрата части общественного продукта, ежегодно

повторяющееся безвозмездное изъятие их из воспроизводственного процесса.

Как отмечал К. Маркс, война в экономическом отношении равносильна тому,

"как если бы нация кинула в воду часть своего капитала".

Столь же явны антисоциальные последствия наращивания вооружений. Не

говоря уже о сдерживающем влиянии военного производства на рост занятости,

достаточно обратиться к бюджету Соединенных Штатов в 80х годах, чтобы стала

ясной прямая зависимость между ростом расходов на военные цели и

сокращением доли ассигнований на социальные нужды.

Стратегия монополистического капитала США состоит в том, чтобы

взвалить основное бремя экономических трудностей и противоречий на широкие

массы трудящихся, прежде всего своей страны, а также на народы других

капиталистических и развивающихся стран. В 80е годы американский

государственно-монополистический капитализм активно осуществляет эту

реакционную экономическую стратегию и внутри страны, и за ее пределами.

США удалось с помощью высоких ставок ссудного процента обеспечить в

80х годах в крупных масштабах приток капитала из-за границы. Использование

внешних источников финансирования позволило США в течение рядя лет

преодолевать противоречия между интересами государства и частных заемщиков

капитала на внутреннем кредитном рынке. Оборотной стороной такой перекачки

финансовых ресурсов из других буржуазных государств явилось быстрое

увеличение внешней задолженности США. Еще в 1983 г. заграничные

капиталовложения США составляли 834 млрд. долл., а иностранные в США 711

млрд. долл., а в 1985 г. соответственно 940 и 980 млрд. долл. Это значит,

что в середине 80х годов самый крупный кредитор капиталистического мира

превратился в чистого должника. Такого развития событий никто не мог

предвидеть еще в начале 80х годов.

И все же изменения финансового статуса США отражает возросшую

нестабильность их кредитно-финансового положения. Будет ли и дальше расти

внешняя задолженность США или под влиянием падения курса доллара начнется

массовый отлив из страны спекулятивных "горячих денег", пока еще не вполне

ясно.

Острая борьба развернулась в 80х годах вокруг социальной политики

государства. Монополистический капитал требует радикального сокращения

социальных программ, которые изображаются как одна из главных причин

снижения прибыли, усиления инфляции, роста бюджетных дефицитов. Буржуазное

государство, отпуская щедрой рукой из федерального бюджета средства на

военные цели, беззастенчиво урезывает ассигнования на социальные нужды

жилищное строительство, образование, медицинское обслуживание, пособия по

безработице, профессионально-техническое обучение и переподготовку рабочей

силы, продовольственную помощь беднякам, питание школьников, общественные

работы.

Налоговое законодательство 1981г. в еще большей мере, чем прежде,

переложило налоги с прибылей корпораций на широкие слои населения.

Наступление монополий и ужесточение социальной политики государства привели

к заметному снижению жизненного уровня трудовой Америки. Усиление

поляризации американского общества ведет к росту социальной напряженности,

трудовых и расовых конфликтов. Правительство пытается сдержать выражение

массового протеста, все шире прибегая к политике репрессий.

Обострение кризисных явлений в экономике и политике американского

империализма вызвало заметное усиление социальной и политической

поляризации в США. Сдвиг вправо отнюдь не привел к преодолению старых

проблем и в то же время создал новые. Будучи не в силах сладить с

обострением проблем нисходящей фазы развития капитализма, правящие круги

империалистических стран прибегают к средствам и методам, заведомо

неспособным спасти общество, обреченное самой историей. Можно не

сомневаться, что обанкротившееся "общество всеобщего благоденствия" в США

стоит перед новыми социальными потрясениями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся

страны. Учебное пособие для экон. спец. вузов. Ред. кол. В. П. Колесов

и др. Москва, Высш. шк. , 1990.

2. 2. Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. Москва: Финансы и статистика,

1992.

3. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. Москва: Прогресс, 1990.

4. Большая Советская Энциклопедия. Т. 27.

5. Волков А. М. “Швеция : социально-экономическая модель” М.

”Мысль”1991

6. Япония 1988. Ежегодник. М. :Наука Японский парадокс: (Реальности и

противоречия капиталистического управления)/Б. З. Мильнер, И. С.

Олейник, С. А. Рогинко. М. :Мысль, 1985

7. Страны мира: Краткий полит. экон. справочник. М. :Политиздат, 1989.

6. Япония. Региональная структура экономики. /Под ред. В. Я. Выборнова.

М. :Наука, 1987.

-----------------------

[1] В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов

(губерний) и 284 комунн (низовых административных единиц).В каждом лэне

имеется местный региональный выборный орган - ландстинг.

-----------------------

Средние ежегодние темпы прироста ВПП %

Швиция

США

Англия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.