реферат скачать
 

Мировые экономические системы

занимающихся коммерческой деятельностью, произошло в силу различных

причин. Некоторые из них ввели принадлежащие им дочерние компании на

фондовую биржу, сохраняя значительную, а часто и подавляющую часть акций

в своем распоряжении. Другие, продавая фирму или ее отделения, получали в

качестве платежа акции покупающей компании. Некоторые крупные пакеты

акций возникли в результате долгосрочного тесного сотрудничества фирм.

Обычным явлением стали “стратегические” вложения капитала в акции. Этому

способствовала высокая ликвидность многих фирм вследствие роста продаж и

прибылей после 1982 г. В частности, “Сканска” купила “Сандвик”, “Вольво”

значительную часть “Фармасия” и “Стура” “Суидиш мэтч”.

Вместе с тем резко возросло и число шведов, владеющих акциями. Это

объясняется как сокращением портфелей акций частных индивидуальных

собственников, так и быстрым ростом числа компаний, зарегистрированных на

Стокгольмской фондовой бирже. Важную роль сыграло появление новой группы

индивидуальных владельцев акций после создания в 1978 г. различных

акционерно-инвестиционных фондов. Сбережения в этих так называемых

всеобщих фондах под управлением банков или фирм получали разнообразные

налоговые субсидии от правительства. До 1984 г. вкладчики получали скидку

30% с налогов на свои годовые сбережения в дополнение к необлагаемым

налогом дивидендам и приросту стоимости акций. В 1984 г. налоговая скидка

была отменена, но остальные стимулы остались. В 1985 г. на эти

инвестиционные фонды приходилось 6% всех акций, и эта доля продолжала

постепенно расти.

В последние годы большой интерес к шведским акциям проявили

иностранные инвесторы. К концу 1985 г. на них приходилось примерно 7%

стоимости всех акций. Кроме того, некоторые шведские компании появились

на некоторых западноевропейских фондовых биржах, а также в Нью-Йорке и

Токио, что объясняется их желанием обеспечить лучшие, чем в Швеции,

финансовые условия и дополнительную рекламу за границей.

Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации

производства и капитала и монополизации в ведущих отраслях. На крупных

предприятиях (с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40%

занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) 17%. При этом рост

концентрации проявляется, прежде всего, на уровне крупных фирм. В одной

из 20 крупнейших компаний трудится более 40% рабочей силы в

промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится по 75% объема

производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции.

В последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике

возросла. В 1987 г. среди 500 крупнейших неамериканских промышленных

компаний насчитывалось уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов

капиталистического мира они не входят. Так, крупнейшая шведская фирма

“Вольво” уступает по размеру оборота почти в 7 раз компании номер один

капиталистического мира “Дженерал моторз” (15 млрд. долл. против 102

млрд. долл.) Ведущие шведские промышленные фирмы имеют ярко выраженную

международную ориентацию.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она

наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как

производство шарикоподшипников (СКФ), автомобилестроение (“Вольво” и

“СААБСкания”), черная металлургия (“Свенска столь”), электротехника

(“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”), деревообрабатывающая и целлюлозно-

бумажная (“Свенска целлюлоза”, “Стура”, “Му ок Думше” и др.),

самолетостроение (“СААБСкания”), фармацевтика (“Астра”, “Фармасиа”),

производство специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).

В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран

Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых

группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы.

Во главе двух из них (по принятой в шведской экономической литературе

терминологии, “сфер банков”) стоят ведущие частные коммерческие банки

страны “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенска хандельсбанкен”, при

этом первая по всем показателям существенно превосходит своего

конкурента. В первой половине 80х годов началось формирование третьей

финансовой группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией

страны автомобильным концерном “Вольво”.

В финансовую группу “Скандинависка эншильда банкен”, контролирующую

до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в

промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов,

Боньеров, Лундбергов, Седербергов. Среди них выделяется семейство

Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых

превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже

фирм. В целом примерно 25 компаний Валленбергов имели в 1986 г. оборот

250 млрд. крон и прибыли около 18 млрд. крон. В Швеции и за границей на

их предприятиях занято примерно 450 тыс. человек. Империя Валленбергов

считается одной из крупнейших в Западной Европе.

Вторая финансовая группа “Свенска хандельсбанкен” включает в свой

состав кроме объединения вокруг самого банка группы финансовых воротил

Андерса Валля и Эрика Пенсера и семейные группы Стенбеков и чемпе. Однако

здесь семейства не играют значительной роли.

3. 2 Государственный сектор

Важнейшая роль государственного сектора в Швеции аккумуляция и

перераспределение значительных денежных средств на социальные и

экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный

сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное

правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень

иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе

составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в

сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в

совокупности) деятельности.

Государственный сектор и государственная собственность - разные

понятия. Под государственной собственностью принято считать предприятия,

принадлежащие государству полностью или частично (смешанная

собственность). Удельный вес государственной собственности в Швеции

весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который

можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в

экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых стран первое место.

Размер государственного сектора может изменяться в таких

показателях, как удельный вес государственных расходов, потребления,

налогов в ВВП, населения, занятого в государственном секторе. В 1988 г. в

нем работал 31% работоспособного населения, государственное потребление

составляло 30% ВВП, а государственные капиталовложения 3%. Доля

государственных расходов, включающих потребление, инвестиции и

трансферты, достигала 61% ВВП в 1989 г. Она возросла с 33% в 1960 г. до

45%в 1970 г. , 50% в 1975 г. и 67% в 1982 г. (рекорд капиталистического

мира). Затем она несколько снизилась. За последние десятилетия

государственный сектор возрастал во всех странах, но наиболее активно в

Швеции.

Коммунальная собственность весьма ограничена и по закону разрешена в

сфере коммунальных услуг и жилищном строительстве.

Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в

сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в

судостроении, коммунальных услугах и в транспорте. В этих секторах на

национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится

больше половины всех товаров и услуг. Их основная цель расширение

производства с достижением прибыльности. Однако конец 70х годов

характеризовался убыточным расширением, особенно после национализации

коалиционным буржуазным правительством в 1977 г. судостроительных и

металлургических частных компаний и их дальнейшего слияния в результате

структурного кризиса в этих отраслях с целью сохранения занятости.

Правительство активно субсидировало эти компании до тех пор, пока

возвратившиеся к власти социал-демократы в 1982 г. не покончили с

политикой “кормления хромых уток”.

Государственная собственность принимает форму либо акционерных

компаний, либо государственных предприятий. Последние имеют значительную

свободу действий в финансовых и кадровых вопросах. Решения в области цен

ими принимаются также самостоятельно. Они должны покрывать издержки и

приносить прибыль на вложенный капитал.

Созданный в 1970 г. для координации деятельности государственных

предприятий холдинг “Статсферетаг” был реорганизован в 1983 г., когда из

него вышла группа крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой

сырья, а оставшиеся вошли в фирму, получившую название “Прокордиа”.

Сейчас она объединяет около 15 фирм в химической, фармацевтической,

пивоварной промышленности, машиностроении, производстве потребительских

товаров и услуг. В 1987 г. число занятых в “Прокордии” составило 25 тысяч

человек.

Кроме “Прокордии” в число государственных и смешанных предприятий

входят горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ,

металлургическая “Свенска столь”, судостроительная “Цельсиус” и

коммерческий банк “Нурдбанкен”. В 1987 г. число занятых в этих фирмах

составило 48 тыс. человек, а всего в государственных компаниях около 150

тыс. человек.

Предприятия государственного управления предназначены для выполнения

особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На

почту и связь две крупнейшие государственные монополии приходится свыше

60% всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера

транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех

жел. дорог в Швеции и на них работают 33 тыс. человек. Около половины

производства электроэнергии приходится на государственное управление

“Ваттенфалль”. В последние годы оно также занялось исследованиями в

области как новых источников энергии (солнце, ветер и вода), так и

традиционных (уголь, торф и природный газ).

Центральное правительство решающее воздействие на экономику страны

посредством различных экономических инструментов. Основной из них

государственный бюджет.

В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные

платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и

предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей,

сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты

процентов по государственному долгу.

Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих

государственных расходов средства составляют государственное потребление

и инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90%

оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение,

образование, государственную администрацию и т. д. Большая часть

государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих

медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных

расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану

окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), электро и

водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%).

Основа шведской системы социального страхования различные виды

социальных пособий, которые также являются важным инструментом политики

распределения. В 1988 г. переводы из сектора социального страхования

домашним хозяйствам составили 109 млрд. крон, в том числе более 50%

пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования достигли 134

млрд. крон.

Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное.

Различные части государственного сектора имеют собственные источники

доходов. Кроме того, коммуны, ландстинги[1] и сектор социального

страхования получают дотации, в основном от центрального правительства.

Для последнего основной источник доходов косвенные доходы.

В 1988 г. налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные

государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального

правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные

налоги, 15% налоги на социальное страхование.

Для местных властей основной источник финансирования подоходные

налоги (60%). Государственные трансферты коммунам в 1988 г. составили 67

млрд. крон, что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и

являются дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь

налогообложения, помощью и субсидиями на инвестиции.

В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на

социальное страхование основной источник доходов.

Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных

услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства 92%, в

том числе в здравоохранении 92%, в образовании и НИОКР 88, 7%, социальном

страховании 98, 2%. В целом же по статистике на государство приходится

49% занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний 56%.

Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики.

Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие

важные государственные услуги, как транспорт и связь, система

образования. В этом четко видно взаимодействие частного и

государственного секторов: рост доходов от первого используется через

налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения,

прежде всего государственных услуг населению, что в свою очередь

способствует большей эффективности экономики, где основу составляет

частный сектор.

3. 3 Кооперативы

Особенностью шведской экономики является роль и значение

кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и

занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению

Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную

роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в

промышленности, в розничной торговле, жилищном строительстве и других

сферах деятельности.

Кооперативы делятся на производственные и потребительские.

Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел

доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в

производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной

промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс.

человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших,

играют важную роль в розничной торговле.

В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве

“третьей силы”, или “третьей альтернативы”, частной и государственной

собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой

народной поддержкой. В некоторых областях особенно среди потребительских

кооперативов кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах

простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом

потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями.

Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.

На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и

всех, 7, 5% занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от

числа всего работающего населения. В Швеции 2/3 домашних хозяйств тем или

иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы

приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3

продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими

в кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80%

соответственно.

Термин “кооператив” обычно относится к экономическому понятию,

основывающемуся на совместных действиях и взаимопомощи. Кооперативное

предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими

интересами его членов. Среди принципов кооперативного движения: свобода

членства никто не может быть исключен, кроме случаев нарушения устава;

независимость от политических партий и вероисповеданий; демократическое

управление “один член один голос”; ограничение доходов на вложенный пай,

кооперативное общество ассоциация людей, а не капитала; накопление

капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская

деятельность; взаимодействие кооперативов.

Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в.

Но решающий прорыв произошел в 90е годы прошлого века и следующие за ним

десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего

рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло

поддержку среди членов других народных движений: “свободного”

религиозного, трезвости, крестьянского, рабочего в лице его политической

и профсоюзной частей. В 18961899 гг. появилось более 200 новых

потребительских кооперативных ассоциаций. В 1899 г. они образовали

Кооперативный союз (КФ).

КФ национальная организация шведских самоуправляющихся обществ

потребительских кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число

обществ заметно сократилось вследствие слияний; с 950 в 1920 г. до 138 в

1987г. Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в

потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ

занимается торговлей, производством, банковской, издательской,

туристической и просветительской деятельностью. КФ имеет более 80

торговых отделений, в том числе за рубежом, ряд заводов по переработке

продовольствия, в частности мукомольные, пекарни, по упаковке мяса,

пивоваренные и консервные, а также несколько промышленных предприятий.

Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют

кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.