реферат скачать
 

Мировой опыт борьбы с инфляцией

корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные

запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных

ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется

слабопродуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных

запасов впрок. Пример тому – паническая материализация денежных средств на

всей территории СНГ. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием»

складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир

населения.

Очередное последствие инфляции – нестабильность и недостаточность

экономической информации, мешающие составлению бизнес - планов. Цены есть

главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация – главная для

бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели

товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в

будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается

активность бизнеса.

Следующее последствие инфляции – реальная денежная процентная ставка

уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в

1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году

получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже [9, c. 241].

Инфляция оказывает также серьезное влияние на занятость населения.

Зависимость между инфляционным ростом цен и сокращением безработицы

была выведена в 1958 году английским экономистом А.Филлипсом. Используя

данные статистики Великобритании за 1861-1956гг. Pон построил кривую,

отражающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и

уровнем безработицы (рис.1.2.1.)

На этом рисунке: U – уровень безработицы, Р- темп роста товарных цен.

Например, если правительство рассматривает уровень безработицы U1 как

излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно-

кредитные мероприятия, стимулирующие спрос, что ведет к расширению

производства и созданию новых рабочих мест. Уровень безработицы снижается

до величины U2, но одновременно возрастает темп инфляции до Р2. Возникшие

условия могут вызвать кризисные явления, что вынудит правительство принять

меры для снижения темпов роста цен до уровня Р3, а безработица увеличится

до уровня U3.

Практика показывает, что кривая Филлипса применима для экономической

ситуации в краткосрочный период, так как в долгосрочном плане, несмотря на

высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется

целым комплексом обстоятельств [6, c. 434].1

2. Мировой опыт борьбы с инфляцией.

2.1. Средства борьбы с инфляцией в мире.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают

правительства разных стран проводить определенную экономическую политику.

Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной

массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых

разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ

стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три

общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного

кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика -

маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на

платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает

налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако,

одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может

привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным

целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях

спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных

капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного

бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом

расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование

спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е

годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты

ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и

расходами [1, с. 645].

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в

экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное

регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.

Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству

Центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в

обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что

государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения

платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и

искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня

безработицы ведет к потере контроля над инфляцией [10, c. 432].

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства

многих стран, начиная с 60-x годов, проводили так называемую политику цен и

доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению

заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает

административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда

достигает объявленной цели.

Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в западных

странах показывает целесообразность сочетания долговременной и

краткосрочной политики.

Долговременная политика включает в себя, во-первых, задачу погасить

инфляционные ожидания населения, которые нагнетают текущий спрос.

Во-вторых, меры по сокращению бюджетного дефицита за счет повышения

налогов и снижения расходов государства.

В-третьих, мероприятия в области денежного обращения, в частности,

установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что

позволяет контролировать уровень инфляции.

В-четвертых, ослабление влияния внешних факторов. Задача состоит в

уменьшении инфляционного воздействия на экономику переливов иностранного

капитала в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом

для финансирования бюджетного дефицита.

Краткосрочная направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь

успешный результат возможен в случае расширения совокупного предложения без

увеличения совокупного спроса. В этих целях государство предоставляет

льготы предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству

побочные товары и услуги. Оно может приватизировать часть своей

собственности и таким образом увеличить поступления в государственный

бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить его

инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных

предприятий.

С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к

значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для

снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше

своего естественного уровня, при этом реальный Валовой Национальный Продукт

(ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например,

такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов [6, c.

438].

2.2. Практика антиинфляционных мероприятий в отдельных странах.

Послевоенная инфляция в США, как и в других капиталистических странах,

вызвана новой гонкой вооружений и милитаризацией экономики. Рост денежной

массы в США значительно опережал рост производства и товарооборота и имел

инфляционный характер. С 1960 по 1967 гг. наличная денежная масса

увеличилась на 44%, а розничный товарооборот в реальном выражении – только

на 26%. В 1969-1970 гг. имел место кризисный спад промышленного

производства США, но денежная масса продолжала возрастать. Так, в марте

1971 г. общий индекс промышленной продукции США был почти на 5% ниже уровня

1969 г., но общая масса денег в обращении возросла с марта 1969 г. по март

1971 г. на 11%. С марта 1971 г. по март 1972 г. денежная масса снова

возросла на 11%, а промышленная продукция – только на 4%. В результате

инфляции и давления монополий уровень цен в США систематически рос, а

покупательная сила доллара падала. На протяжении послевоенного периода, с

1945г. по 1972 гг., общий индекс потребительских цен повысился более чем

вдвое, причем только за 1963-1972 гг. его рост составил 37% [17 c. 85].

Особенностью послевоенной инфляции в США по сравнению с рядом других

капиталистических стран явилось то, что обесценение доллара по отношению к

товарам длительное время не сопровождалось снижением его официального

золотого содержания, которое до конца 1971 г. оставалось на уровне,

установленном еще в 1934 г.

Активные антиинфляционные меры, принятые администрацией Р. Рейгана в

1981 г., способствовали снижению ее уровня. В их основу была положена

монетаристская концепция регулирования экономики. В числе этих мер прежде

всего назовем повышение процентных ставок, ограничение денежной эмиссии,

сокращение бюджетного дефицита за счет урезывания государственных расходов,

уменьшение пассива платежного баланса, снижение налогов с юридических и

физических лиц и некотрое уменьшение военных расходов (вследствие

подписания ряда соглашений с СССР о сокращении ракетно-ядерных вооружений)

[3, c. 417].

Период после Второй мировой войны в Великобритании характеризуется

более высокими темпами инфляции, чем в других промышленно развитых странах.

В 1951-1960 гг. розничные цены росли в среднем на 4,1% в год; в 1971-1980

гг. – на 13,3%; в 1981-1986 гг. – на 7,5%. Причины инфляции в

Великобритании коренятся и в сфере производства, и в сфере обращения. Одной

из основных был бюджетный дефицит, который сопровождался ростом

государственного долга. Задолженность только центрального правительства в

1986 г. составляла 47% ВНП [27, c. 110].

Для борьбы с инфляцией Банк Англии применял разнообразные инструменты.

До конца 70-х гг. в основном осуществлялся неокейнсианский подход к

денежно-кредитному регулированию. Использовались три метода денежно-

кредитной политики: маневрирование процентной ставкой Банка Англии;

изменение норм «специальных депозитов», т.е. депонирования коммерческими

банками доли средств, привлеченных на депозиты, на спецсчете в Банке

Англии; применение прямых селективных методов контроля за банковскими

ссудами, выдаваемыми частному сектору. С 1976 г. наблюдалось усиление

влияния на денежно-кредитную политику неоклассических и особенно

монетаристических концепций. В монетарной политики акцент первоначально

был сделан на таргетировании показателей денежной массы. Однако к началу 90-

х гг. правительство убедилось в том, что контроль под ее ростом

осуществлять чрезвычайно трудно. Инструментом борьбы с инфляцией был избран

обменный курс фунта, который был привязан к стабильной немецкой марке.

Такая политика продолжалась до сентября 1992 г., когда Великобритания вышла

из механизма обменных курсов Европейской валютной системы. С тех пор

ключевым элементом антиинфляционной политики стало изменение краткосрочных

процентных ставок [28, c. 123].

Из таблицы 2.2.1. видно, что уровень инфляции в Англии последние

несколько лет держится на невысоком уровне, а это значит что правительство

страны подобрало наиболее оптимальную антиинфляционную политику.

Таблица 2.2.1. Основные экономические показатели.1

| |1995г.|1996г|1997г.|1998г.|1999г.|2000г.|2001г.|

| | |. | | | | | |

|ВВП (в сопоставимых |2,8 |2,3 |3,3 |2,6 |2,2 |3,0 |2,3-2,|

|ценах)* | | | | | | |8 |

|Объем промышленного | | | | | | | |

|производства (в |4,1 |1,1 |0,8 |0,5 |0,0 |1,5 | |

|сопоставимых ценах)* | | | | | | |1,8-2,|

|Инфляция (по розничным |3,4 |2,5 |3,1 |2,4 |2,0 |2,4 |0 |

|ценам)* | | | | | | | |

|Государственный бюджет | | | | | | |2,4 |

|(дефицит /-/, профицит |-24,9 |21,6 |-1,9 |-7,5 |17,1 |19,2 | |

|/+/), млрд.ф.ст. |153,7 |167,4|171,8 |164,1 |165,7 |182,7 | |

|Экспорт товаров, |165,4 | |183,7 |184,6 |192,4 |202,8 |23,1 |

|млрд.ф.ст. | |180,5| | | | |— |

|Импорт товаров, | | | | | | |— |

|млрд.ф.ст |-3,7 | |6,6 |-0,1 |-11,0 |-14,0 | |

|Сальдо платежного | | | | | | | |

|баланса по текущим | |0,6 | | | | |-21,8 |

|операциям, млрд.ф.ст | | | | | | | |

* Темпы прирост, % к предыдущему году.

Послевоенная инфляция во Франции была тесно связана с хроническим

бюджетным дефицитом, который обусловлен крупными военными расходами, а

также расходами, связанными с государственным регулированием экономики и

осуществлением «политики роста». После Второй мировой войны неоднократно

осуществлялись девальвации франка; две последние девальвации были проведены

в декабре 1958г. и в августе 1969 г. Девальвация 1958 г. сыграла

определенную роль в усилении экспорта французских товаров на мировой рынок.

Золотовалютные резервы Франции значительно возросли: с 1050 млн. долл. в

конце 1958 г. до 6994 млн. долл. в конце 1967 г. Однако внутренний процесс

инфляции продолжался, что нашло выражение в систематическом повышении

товарных цен [3, c. 431]. Так, с 1962 г. по август 1971 г. индекс розничных

цен поднялся на 55% [23, c. 101].

В связи с этим правительство Франции в сентябре 1963 г. провозгласило

«план стабилизации», включавший блокирование розничных цен и заработной

платы, ряд мер кредитной рестрикции (ограничение банковских кредитов

предприятиям и потребительского кредита, повышение учетной ставки Банка

Франции в ноябре 1963 г. с 3,5 до 4%), а также меры по сокращению

бюджетного дефицита путем значительного увеличения налогов. Но реальной

стабилизации франка не произошло: военные расходы и денежная масса

продолжали увеличиваться, а покупательная сила франка падать. Тогда в

сентябре 1969 г. правительство Франции опубликовало «план оздоровления»,

предусматривающий сокращение внутреннего потребления, уменьшение бюджетного

дефицита и рост экспорта. Были вновь применены меры кредитной рестрикции

(учетная ставка Банка Франции была поднята в 1969 г. с 6 до 8%; ограничен

банковский и потребительский кредит), а для сокращения бюджетного дефицита

повышены налоги[3, c. 433].

3. Проблемы инфляции в странах с переходной экономикой.

3.1. Проблемы инфляции в России.

В экономической жизни России после семи лет активных рыночных реформ,

после достижения официально провозглашенной финансовой стабилизации

разразился финансовый крах, страна, по существу, объявлена банкротом. В тот

момент правительство заявило, что государство не в состоянии осуществлять

текущие платежи по внешнему и внутреннему долгу, а российские банки не в

состоянии погасить свои обязательства перед вкладчиками и внешними

кредиторами. Одним из первых следствий краха стал рост цен. Потребительские

цены (основной показатель инфляции) выросли за сентябрь 1998 г. на 38%, за

октябрь-на 5 %. Рост цен за 1998 г. превысил 60 % при 11 % в феврале 1997

г. Инфляция возвратилась, и это тем более печально, что именно снижение ее

провозглашалось главной целью не только кредитно-денежной, но и всей

экономической политики. Под снижение инфляции брали кредиты за рубежом, был

создан и раздут рынок государственных ценных бумаг[30, c. 26].

Основная причина столь негативного поворота событий заключается в

несоответствии проводимых реформ социально-политической обстановке в стране

и реальному экономическому состоянию общества. Главным направлением реформ

были избраны немедленная трансформация денежно-ценностного механизма и

бездумное крушение государственного регулирования экономики: либерализация

цен и валютных отношений; отмена монополии внешней торговли, скоротечная

приватизация государственных предприятий и т.д. Но было упущено

производство, которое немедленно стало сокращаться.

Следует сказать, что инфляция началась еще в условиях

централизованного планирования. В 1990 и 1991 гг. цены росли уже в

соответствии с решениями государственных органов, в частности в 1991 г.

потребительские цены повысились в 2,6 раз [21, c. 3]. Объявляя

либерализацию цен с 1 января 1992 г., реформаторы ожидали их рост

предположительно в 3-4 раза. Фактически же он составил 26 раз (табл.

3.1.1.). Надеялись быстро справиться с инфляцией путем регулирования

денежной массы, не допуская ее чрезмерного роста. Вот тут была допущена

основная ошибка. Она заключалась в неверном представлении о природе

инфляции в России и соответственно в неправильном выборе средств борьбы с

ней. Была взята на вооружение одна из разновидностей количественной теории

денег (монетаризм). Согласно этой теории инфляция – чисто денежное явление,

динамика цен зависит только от денежной массы, величина ее определяется

спросом на деньги со стороны хозяйства, и чем меньше государство

вмешивается в формирование этого спроса, тем лучше. Устанавливается, таким

образом, почти функциональная зависимость динамики цен от количества денег

в обращении [26, c. 62].

Таблица 3.1.1. Денежные индикаторы и темпы инфляции в России.1

| |Годы |

|В среднем за год |1992|1993|1994 |1995 |1996 |

|Темпы прироста | | | | | |

|М2, % |561,|416,|166,5|125,8 |37,5 |

|Темпы инфляции, %|2 |2 | |131 |30 |

| |2509|844 |215 |1659 |3217 |

|ВВП, трлн. руб. | |171 |611 | | |

|Коэффициент |1,9 | | |9,6 |17,8 |

|монетизации, % | |12,8|10,7 | | |

|Индекс |21,2| | |1785 |3165 |

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.