реферат скачать
 

Мировая валютная система: сущность и тенденции

|Промышленно развитые |60,6 |7,9 |

|Развивающиеся |39,4 |92,1 |

В рамках Фонда компенсационного финансирования и финансирования в

случае непредвиденных обстоятельств (Compensatory and Contingency Financing

Facility) МВФ предоставляет финансирование до 3—5 лет государствам-членам в

случае понесения ими убытков при экспорте, значительном увеличении мировых

цен и т.д., если эти убытки носят временный характер и не обусловлены

действиями государств; при необходимости поддержания темпов реформ,

проводимых в соответствии с одобренными МВФ соглашениями.

С помощью системы финансирования развития сырьевых ресурсов (Buffer Stock

Financing Facility) МВФ может предоставлять финансовую помощь для

восстановления запасов сырья в связи с неблагоприятной конъюнктурой на

мировых рынках на срок до 3—5 лет.

В пределах фонда структурной адаптации (Structural Adjustment Facility) и

расширенного фонда структурной адаптации (Enhanced Structural Adjustment

Facility) МВФ предоставляет возможность оказывать помощь для проведения

структурных реформ в развивающихся странах с низкими доходами, а также для

реализации среднесрочных макроэкономических программ.

Техническую помощь МВФ оказывает при Институте МВФ (1964 г.), в котором

организуются курсы и семинары по повышению квалификации государственных

служащих из стран-членов МВФ.

Одной из форм межгосударственного валютного и кредитного регулирования

является создание специальных фондов путем заимствования ресурсов. Роль МВФ

заключается в посредничестве при получении нуждающимися странами средств.

Всемирный банк

В

семирный банк был создан в 1944 г. решением Конференции ООН по валютно-

финансовым вопросам. Он представляет собой совокупность ряда институтов

развития и часто называется группой всемирного банка. Основные организации,

входящие в эту группу : МБРР, МАР, МФК, МАИГ.

> Международный банк реконструкции и развития

И

дея Международного банка реконструкции и развития (МБРР) была

сформулирована на Конференции Организации Объединенных Наций по валютно-

финансовым вопросам в 1944 г. в Брет-тон-Вудсе (США). МБРР начал свою

деятельность в 1945 г. МБРР в качестве специализированного учреждения

входит в систему ООН. Местопребывание МБРР — Вашингтон (США), Европейское

бюро — Париж (Франция), Токийское бюро — Токио (Япония).

В настоящее время Всемирный банк объединяет 181 государство. Членство в

МБРР открыто для государств-членов МВФ на условиях, определяемых Всемирным

банком.

Цели МБРР :

— содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем

поощрения капиталовложений на производственные цели;

— поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления

гарантий или участия в займах и других инвестициях частных кредиторов;

— стимулирование долгосрочного сбалансированного роста международной

торговли, а также поддержание сбалансированного платежного баланса путем

международных инвестиций в развитие производственных ресурсов государств-

членов МБРР.

Структура МБРР

Совет управляющих, состоящий из назначаемых странами-членами управляющих

(министров финансов или председателей центральных банков), является высшим

органом МБРР. Срок полномочий управляющих, каждый из которых имеет

заместителя, составляет 5 лет (возможно повторное назначение). Совет

управляющих заседает обычно один раз в год (ежегодное собрание). Он может

передать часть своих полномочий директорам-исполнителям (за исключением

решений о приеме новых членов, повышении или снижении уставного капитала,

прекращении деятельности МБРР и др.). Решения принимаются простым

большинством голосов, по важным вопросам необходимо собрать 85%. При

голосовании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее

доли в капитале Банка (США имеют более 17% голосов, т.е. столько же,

сколько имеют 140 развивающихся стран. (Квоты России и Украины составляют

1,8 и 0,8% соответственно).

Директора-исполнители (избираются на 2 года) отвечают за текущую работу. Из

двадцати четырех директоров пять назначаются пятью членами МБРР

(Великобритания, Германия, США, Франция, Япония), имеющими наибольшую долю

в его капитале, остальные избираются управляющими с учетом их

принадлежности к определенной группе стран. Каждый из остальных директоров

представляет несколько стран, за исключением Китая и Саудовской Аравии,

которые представлены своим собственным директором-исполнителем. Директора-

исполнители осуществляют возложенные на них полномочия, опираясь на помощь

комитетов. Каждый директор назначает себе заместителя на случай своего

отсутствия.

Президент избирается директорами-исполнителями сроком на 5 лет; он не

может быть ни управляющим, ни директором, ни представителем управляющего

или директора. Президент ведет текущие дела Всемирного банка.

Источники финансирования

Капитал МБРР на момент создания был образован государствами-членами в

размере 10 млрд. дол. В 1994 г. капитал Всемирного банка составил 165 млрд.

дол. (согласно Уставу МБРР, капитал должен составлять 184 млрд. дол.). МБРР

финансирует свои кредитные операции из собственного капитала, заемных

средств с международных финансовых рынков (в основном с американского

рынка), аккумулированных с помощью облигаций (7% годовых), государств и

международных организаций, а также за счет платежей в погашение ранее

предоставленных займов.

Деятельность

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных

средств промышленно развитых стран и привлекаемых капиталов инвесторов

стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика

которых значительно пострадала во время второй мировой войны. С середины 50-

х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось,

деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны

Азии, Африки и Латинской Америки с целью стимулировать развитие их

экономики. Традиционно деятельность МБРР заключается в предоставлении

кредитов для расширения производственных мощностей стран-членов Всемирного

банка, которые выдаются обычно сроком до 20 лет (льготный период — 5 лет)

под гарантию правительств ею стран-членов. Обычно МБРР предоставляет займы

в размере 15 млрд. дол. в год, процент по ним взимается на уровне ставок

мировых финансовых рынков (ставка по кредиту в среднем на 0,5% превышает

стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям: в 1993 г. ставка

составляла 7,43% годовых). Общая сумма кредитов, предоставленных МБРР за

период его деятельности, достигла 235 млрд. дол. (1/3 кредитов приходится

на 1989—1993гг.).

Необходимо подчеркнуть, что своими кредитами Банк покрывает лишь 30% от

стоимости объекта. Наибольшая часть его кредитов направляется в отрасли

инфраструктуры: энергетику, транспорт и связь. Однако с середины 80-х гг.

МБРР увеличил долю средств, направляемых в сельское хозяйство (до 20%),

здравоохранение и образование. Кредиты МБРР, направляемые в промышленность,

составляют менее 15%.

До одной трети кредитов МБРР предоставляет в форме совместного

финансирования, при котором инвесторы получают ряд выгод, например,

экспертизу проекта и гарантию по возврату кредита обеспечивает МБРР. Кроме

того, МБРР предоставляет гарантии по долгосрочным кредитам других банков.

При этом он требует обязательного предоставления ему информации о

финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании

миссии банка, обследующей эти объекты.

МБРР постоянно занимается проблемой урегулирования внешнего долга

развивающихся стран. Кредитами МБРР могут пользоваться только наиболее

развитые из развивающихся стран (Мексика, Индия, Бразилия, Индонезия,

Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная Корея и Колумбия), которым

предоставлено 137 млрд. дол. (60% от всех кредитов МБРР). При

непосредственной поддержке Международного валютного фонда МБРР удалось

восстановить международную кредитоспособность крупнейших мировых должников,

внешняя задолженность которых в 1993 г. была следующей: Аргентина — 74,5

млрд. дол., Бразилия — 132,7 млрд. дол., Индонезия — 89,5 млрд. дол.,

Мексика — 118 млрд. дол., Польша - 45,3 млрд. дол., Турция - 67,7 млрд.

дол. О значении МВФ и МБРР можно судить и по тому обстоятельству, что

начиная с 60-х гг. преодолеть гиперинфляцию смогли только те страны,

которые сотрудничали с этими институтами, например Боливия (11750%),

Аргентина (3080%), Индонезия (3106%) и Польша (586%).

В связи с изменившейся экономической и политической ситуацией в мире с

1992 г. Всемирный банк пересматривает свою роль и структуру в связи с

тенденцией к ухудшению качества портфеля займов. МБРР изменил приоритеты в

выдаче новых займов, пересмотрел весь портфель проектов по каждой стране-

должнику. В результате произошло качественное изменение портфеля займов

Банка: из него практически исчезли проекты, осуществляемые надолго

уехавшими из страны липами- сократились займы на создание крупной

инфраструктуры типа дамб и портов; больше кредитов стало выделяться под

социальные программы в области образования, здравоохранения и прав женщин.

Кроме того Всемирный банк сделал новый акцент на частный сектор. Хотя

возможности частного сектора в экономическом развитии не оспариваются, МБРР

находится в затруднительном положении, поскольку эти функции относятся к

Международной финансовой корпорации (МФК) для работы с частным сектором, а

МБРР предоставляет кредиты, как правило, субъектам международных публичных

финансов. Тем не менее Банк стремится к созданию благоприятных для частного

сектора условий в развивающихся странах.

Банк выдает структурные кредиты для регулирования национальной

экономики, оздоровления платежного баланса государств Центральной и

Восточной Европы, СНГ, прибалтийских государств.

Важным этапом в развитии экологического направления деятельности МБРР

явилась Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро

(июнь, 1992 г.). Целями экологической политики Банка являются:

1) помощь членам МБРР в определении приоритетов национальных

экологических политик; создание эффективной институциональной, правовой,

управленческой, информационной и кадровой инфраструктуры, в рамках которой

должна формироваться и реализовываться национальная экологическая политика

(экологические проекты по линии технической помощи);

2) инвестиции в проекты так называемого "двойного эффекта" т.е. проекты,

которые улучшают (сохраняют) окружающую природную среду и обеспечивают

коммерческую прибыль;

3) сведение к минимуму негативных экологических эффектов при

осуществлении кредитно-инвестиционных операций;

4) участие в решении глобальных экологических проблем с помощью

Глобального экологического фонда

Практически все проекты, поступающие на рассмотрение Банка, проходят

экологическую оценку (ЭО), которая регламентируется документом

"Операционная директива по экологической оценке".

Международная ассоциация развития

М

еждународная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. как дочерняя

организация МБРР. Она является специализированным учреждением ООН.

Местопребывание — Вашингтон (США). В МАР входят 156 государств-членов.

MAP и МБРР преследуют во многом одни и те же цели — предоставление

займов (кредитов) для приоритетных, экономически и технически обоснованных

проектов в рамках национальной экономики. Организации различают по

источникам финансовых средств и условиям предоставления капитала. В то

время как МБРР, занимающий капитал в основном на финансовых рынках,

предоставляет займы на несколько более льготных, чем обычные коммерческие,

условиях в основном государствам, отвечающим определенным требованиям, а

именно возвращающим кредиты, MAP, получающая свой капитал из других

источников, предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам (с

ежегодным доходом на одного человека менее 805 дол. США на 1992г.).

Цели MAP:

— поощрение экономического развития;

— повышение производительности труда;

— повышение уровня жизни в государствах-членах.

Согласно терминологии, принятой в этих организациях, МБРР называет

предоставляемые им ссуды займами, a MAP — кредитами.

Структура

Состав Совета управляющих и Исполнительного директората такой же, как и

в МБРР. Административную деятельность осуществляет по совместительству

персонал МБРР. Президент осуществляет текущие дела MAP. Штат сотрудников

MAP разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика,

планирование и исследования.

Источники финансирования

МАР располагает следующими источниками финансирования: прибыли МБРР,

взносы государств-членов (на 1993 г.—73 млрд. дол.), а также возвращенные

кредиты.

Один раз в три года группа стран-кредиторов (в настоящее время 34

государства) назначает официальных представителей, которые проводят

консультации об очередном привлечении средств MAP. Решение о проведении

десятого привлечения средств MAP (18 млрд. дол.), используемых прежде всего

для борьбы с бедностью, а также проведения экономических реформ, улучшения

менеджмента и экологической среды, было принято в 1993 г. (срок действия —

до 1996г.)

Фонд MAP для сокращения долгов (Debt-Reduction Facility-Fund)

предоставляет беднейшим странам льготные кредиты для уменьшения внешней

задолженности (общая величина кредитов не может превысить 100 млн. дол.).

Деятельность

Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической

экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи.

MAP обычно предоставляет беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет при

льготном периоде в 10 лет, взимая комиссионные на покрытие административных

расходов. Кредиты предоставляются в национальной валюте государства или его

территории. Право на кредит и участие в MAP имеет только член МБРР. В

последние 5 лет предоставлено около 40% от общей суммы кредитов MAP.

В 1993 финансовом году новые кредитные обязательства в отношении

развивающихся стран со стороны МБРР и MAP достигли рекордного уровня — 23,7

млрд. дол. (в 1992 г.—21,7 млрд. дол.). МБРР выделил в 1993 финансовом году

на осуществление 122 проектов 16,9 млрд. дол.; MAP на 123 проекта

ассигновал 6,8 млрд. дол. (в 1992 г. эти суммы составляли соответственно

15,2 млрд. и 6,5 млрд. дол.). Кредиты МБРР и MAP странам Восточной Европы и

Центральной Азии в 1993 финансовом году составили 3,8 млрд. дол., резко

увеличившись с 2,1 млрд. дол. в 1992 г. Часть этого увеличения связана с

первыми кредитами, достигшими 1,63 млрд. дол., восьми странам СНГ.

В рамках программы специальной помощи (Special Programm of Assistance)

осуществляется поддержка стран южнее Сахары с низкими доходами и высокими

долгами.

Директора-исполнители публикуют нормы и условия предоставления кредитов

MAP.

Таким образом, MAP содействует социальному обеспечению развития рыночных

отношений в развивающихся государствах.

> Международная финансовая корпорация

М

еждународная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956

г. для поощрения инвестиций частного капитала в промышленность

развивающихся стран.

МФК — член группы Всемирного банка, является юридически и финансово

независимой организацией, в качестве специализированного учреждения входит

в систему ООН. Местопребывание МФК — Вашингтон (США), Бюро — Франкфурт-на-

Майне (Германия), Лондон (Великобритания), Париж (Франция), Токио (Япония).

В МФК в настоящее время входит 161 государство-член. Членство в МФК

предполагает и членство в МБРР.

МФК имеет отделения во Франкфурте-на-Майне, Лондоне, Париже и Токио.

Действуют представительства в Африке (Абиджан, Аккра, Дуала, Хараре, Каир,

Лагос, Найроби), Азии (Бангкок, Пекин, Джакара, Исламабад, Стамбул, Манила,

Дели), Латинской Америке (Буэнос-Айрес, Мехико, Сан-Паулу) и Европе

(Будапешт, Москва, Прага, Варшава, Вена), а также консультативные бюро по

разработке проектов (Project Development Facilities) в Вашингтоне,

Абиджане, Аккре, Дуале, Хараре, Найроби, Бриджтауне, Сан-Хосе, Варшаве,

Познани, Сиднее.

Цель МФК

Содействие экономическому росту развивающихся стран путем поощрения

частных предприятий в производственном секторе.

Структура

Высшим органом МФК является сoвет управляющих, состоящий из управляющих

и его заместителей. Он может передавать большинство своих полномочий (за

исключением приема новых членов, исключения какого-либо члена, повышения

или снижения уставного капитала, изменения соглашения о МФК) директорам-

исполнителям. Каждый управляющий Всемирного банка (с заместителем)

автоматически является управляющим МФК (если его страна является ее

членом). Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с собранием

Всемирного банка.

Директорат направляет текущую деятельность МФК. Он состоит из 24

директоров Всемирного банка, страны которых одновременно являются членами

МФК.

Президент МФК по должности является председателем Директората МФК. МФК

была реорганизована в 1993 г. в соответствии с новыми требованиями

(региональные стратегии, совершенствование экспертной работы, особенно в

отраслях инфраструктуры, химии и нефтехимии, нефти и газа, горнодобывающей

промышленности и сельского хозяйства). За текущую деятельность отвечает

исполнительный президент.

Банковская консультативная комиссия (Banking Advisory Panel) восемь

представителей ведущих международных институтов регулярно встречается с

руководством МФК для обсуждения деловых и политических проблем и будущей

стратегии корпорации. Деловой консультативный совет (Business Advisory

Council), в который входят ведущие промышленники, банкиры и государственные

деятели, встречается с руководством МФК для обмена мнениями об интересующих

их экономических и финансовых вопросах.

Источники финансирования

К источникам финансирования МФК принадлежат взносы членов в уставный

капитал (1,4 млрд. дол.), кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от

возвращения кредитов и привлекаемые на международных финансовых рынках.

Деятельность

МФК предоставляет кредиты сроком от 5 до 15 лет высокорентабельным

частным предприятиям, но в отличие от МБРР — без гарантии правительства.

Таким образом, МФК содействует до- полнительному финансированию проектов,

создаваемых частным сектором.

В последние годы МФК наряду со своей основной задачей поощрения частных

капиталовложений (участие в инвестициях в акционерный капитал частных

компаний и помощь им при эмиссии акций и долговых обязательств путем

предоставления гарантий (до 25%) активизировала деятельность в сфере

технической помощи. Общий объем кредитов и инвестиций составляет 7 млрд.

дол.

В 1986 г. МФК основала Консультативную службу по иностранным

инвестициям (Foreign Investment Advisory Service) для оказания помощи

правительствам развивающихся стран в наиболее эффективном использовании

иностранных инвестиций (капиталы, технология, менеджмент) в рамках

долгосрочных программ развития. Деятельность службы контролируется

специальным комитетом (руководство: исполнительный президент МФК, вице-

президент МАИГ, вице-президент МБРР по развитию частного сектора).

> Европейский банк реконструкции и развития(ЕБРР)

Е

БРР — международная организация, созданная на основании соглашения от 29

мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 государств — все европейские

государства (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет,

Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия. Южная Корея, а также ЕЭС и

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Правопреемниками СССР, Чехословакии

и СФРЮ впоследствии стали государства СНГ, Чехия и Словения, Хорватия и

Македония. В связи с объединением Германии ГДР прекратила свое членство в

ЕБРР. Членами ЕБРР являются 59 государств. Они разделены на группы стран:

группа А — ЕЭС, государства-члены ЕЭС; группа В — другие европейские

государства (а также Израиль); группа С— государства Центральной и

Восточной Европы; группа D — неевропейские государства (США и Япония).

Цели ЕБРР

Целью ЕБРР является содействие государствам Центральной и Восточной

Европы в развитии национальной экономики посредством предоставления

кредитов, финансирования инвестиционных проектов в государственном и

частном секторах, обеспечения гарантий их реализации.

Особенности ЕБРР

ЕБРР совмещает в себе следующие черты:

1) межгосударственной организации (членами ЕБРР являются независимые

государства; в соответствии с главой VIII Соглашения ЕБРР обладает

правосубъектностью (полной правоспособностью и дееспособностью

международной организации); ЕБРР имеет право заключать международные

договоры; сотрудники банка, а также их семьи обладают дипломатическим

иммунитетом и не привлекаются к гражданской, уголовной и иной

ответственности; имущество и активы ЕБРР освобождены от налогообложения,

таможенных и иных пошлин и обладают иммунитетом от досмотра и обыска,

ареста, реквизиции, конфискации, экспроприации до вступления в законную

силу соответствующего судебного решения);

2) инвестиционного банка (т.е. ЕБРР гарантирует размещение выпуска ценных

бумаг предприятий, в случаях если иные методы финансирования являются менее

приемлемыми; ЕБРР является генеральным инвестором в рамках банковских

консорциумов или синдицированных кредитов, кроме того, он выступает в

качестве консультанта и советника при подготовке инвестиционных проектов;

ЕБРР оказывает также техническое содействие по инвестиционным проектам);

3) коммерческого банка (ЕБРР вправе привлекать финансовые средства с

мировых финансовых рынков, с последующим финансированием финансово-

кредитных и иных коммерческих институтов; предусматривается статус ЕБРР как

гаранта инвестиционных проектов и займов).

Организационная структура ЕБРР

Главным органом ЕБРР является Совет управляющих, в котором каждый член

ЕБРР представлен одним управляющим (как правило, министром финансов или

председателем центрального банка), который осуществляет свои функции без

вознаграждения. Совет имеет в своем составе 118 членов (59 управляющих и их

заместители). Председатель Совета избираются ежегодно. Исключительной

компетенцией Совета являются: определение условий и прием новых членов,

приостановка членства; изменение и толкование Соглашения о ЕБРР; избрание

директоров-исполнителей и президента ЕБРР, установление размера

вознаграждения директоров-исполнителей и их заместителей; увеличение или

уменьшение уставного капитала; предоставление полномочий на заключение

международных договоров; утверждение общего баланса и счета прибылей и

убытков ЕБРР, определение размера резервов, распределение прибыли;

ликвидация ЕБРР. Заседания Совета проводятся не реже 1 раза в год. Решения

принимаются большинством голосов; при рассмотрении вопросов особой важности

— квалифицированным большинством голосов (2/3, или 85% от общего количества

голосов). Совет директоров (23 директора-исполнителя) представляют 11

директоров-исполнителей (директора от стран группы А) и 12 директоров-

исполнителей (по 4 директора от стран групп В, С, D). Следует отметить, что

в ЕБРР существует следующая практика: директор и его заместитель не должны

быть гражданами одного государства. Совет директоров имеет в своем составе

ревизионный комитет, комитет по оплате труда персонала и административным

вопросам, а также финансовый комитет, которые работают в Лондоне. В функции

Совета директоров входит подготовка материалов для Совета управляющих,

определение политики в отношении деятельности ЕБРР, утверждение бюджета

ЕБРР, представление финансовых отчетов после аудиторской проверки. Решения

на заседаниях принимаются большинством голосов или квалифицированным

большинством голосов (2/3, или 85% от общего количества голосов).

Президент, избираемый Советом управляющих на 4 года, является

официальным представителем ЕБРР и возглавляет его и постоянно действующий

исполнительный орган. Президент председательствует на заседаниях Совета

директоров и не участвует в голосовании, но при одинаковом количестве

голосов его голос является решающим.

Уставный капитал ЕБРР

Акционерный капитал ЕБРР составляет 10 млрд. ЭКЮ (ЭКЮ является

официальной валютной единицей Банка, все его активы, обязательства и

финансовые отчеты выражаются в ЭКЮ) и разделен на 1 млн. акций номинальной

стоимостью в 10 000 ЭКЮ. Минимальное количество акций, на которые должен

подписываться каждый член, — 100, из них 3/10 (3 млрд. ЭКЮ) подлежит оплате

простыми векселями, а 7/10 подлежит оплате по требованию, в случае если у

ЕБРР возникнет такая необходимость. Оплата акций должна производиться

равными долями один раз в год в течение 5 лет с момента вступления в силу

соглашения о создании ЕБРР. Акционерный капитал банка должен

пересматриваться не реже чем один раз в 5 лет. ЕЭС и ЕИБ (они имеют 2/3

акций ЕБРР) совместно с промышленно развитыми государствами Европы должны

иметь не менее 50% акций. Доля акций иных членов может изменяться без

ограничений. Следует отметить, что 125 акций распределению между членами не

подлежат.

Источники финансирования

Обычные ресурсы ЕБРР составляют собственные средства; привлеченные

заемные средства (60%); средства, полученные в счет погашения займов или по

гарантиям: иные средства, не являющиеся частью ресурсов специальных фондов.

Кредитно-инвестииионная политика

В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для

предприятий с государственной и частной формами собственности:

— предоставление кредитов на развитие производства (в частный сектор —

60%, в государственный сектор — 40%);

— финансирование и техническое обеспечение инвестиционных проектов (не

более 35% от стоимости инвестиционного проекта);

. гарантирование размещения ценных бумаг;

. — предоставление гарантий при заимствовании средств на международных

финансовых рынках;

. — размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями.

ЕБРР не финансирует торговые фирмы и проекты, не выдает гарантий по

экспортным кредитам и не занимается страхованием. Наиболее важные

направления кредитно-финансовой политики: финансовый сектор, энергетика,

телекоммуникации, транспорт, сельское хозяйство, приватизация, экология.

Деятельность ЕБРР

Большинство проектов, реализуемых ЕБРР в Восточной Европе, направлено

на развитие инфраструктуры и телекоммуникаций. В Венгрии, Чехии, Словении,

Польше и Румынии деятельность ЕБРР сосредоточена на оказании содействия

приватизации, развитии кредитно-финансового сектора, решении экологических

и транспортных проблем, совершенствовании систем телекоммуникаций. На 1995

г. ЕБРР одобрил около 150 инвестиционных проектов на сумму свыше 11 млрд.

дол.

На начато 1995 г. ЕБРР заключил 35 договоров о фондах сотрудничества по

оказанию технического содействия, общий объем средств по которым составил

263,4 млн. ЭКЮ, из которых 220 млн. ЭКЮ было распределено на оказание

технического содействия по 872 проектам.

По оценкам экспертов ЕБРР, для достижения стандартов охраны окружающей

среды в государствах Центральной и Восточной Европы понадобятся финансовые

средства ЕБРР на сумму в 100— 108 млрд. ЭКЮ.

ЕБРР участвует в региональных экологических программах — по Черному

морю и Дунаю ("Дунайская программа"— 700 млн. ЭКЮ), а также по Балтийскому

морю ("Балтийская программа" — 3,2 млрд. ЭКЮ), содействует внедрению

эффективных систем очистки в национальных отраслях экономики: топливо и

энергетика, производство энергии, транспорт. Экологический консультативный

совет ЕБРР содействует проведению экологического анализа, оценки и аудита

экологических проектов.

ЕБРР содействует повышению ядерной безопасности (на специальном счете

имеется 154 млн. ЭКЮ для этой цели): производится модернизация ядерных

реакторов на АЭС в Козлодуе (Болгария; 24 млн. ЭКЮ), на Игналинской АЭС

(Литва; 33 млн. ЭКЮ), на АЭС в Сосновом бору (Ленинградская область; 30

млн. ЭКЮ).

* Список использованной литературы.

V Авдокушин Е.К. Международные экономические отношения. - М., 1996.

V Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения

V Федоров М.В. Валюта, валютные системы и валютные курсы. - М., 1995.

V О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации.

V Положения международного валютного фонда.

E-mail: rdc@centro.ru

V "Валютный рынок и валютное регулирование". Учебное пособие/Под ред.

И.Н.Платоновой. - Издательство "БЕК", 1996.

V А.Эрлих "Технический анализ товарных и финансовых рынков". И-во "Инфра -

М" 1996.

V Т.Демарк "Технический анализ, новая наука". Москва, "Диаграмма", 1997.

V Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся страны.

Учебное пособие для экон. спец. вузов. Ред. кол. В. П. Колесов и др.

Москва, Высш. шк. , 1990.

V Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. Москва: Финансы и статистика, 1992.

V Толковый словарь экономических терминов “Это - бизнес”. Киев,

“Альтерпрес”, 1996г.

V "Валютный рынок и валютное регулирование". Учебное пособие/Под ред.

И.Н.Платоновой. - Издательство "БЕК", 1996.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.