реферат скачать
 

Мировая валютная система: сущность и тенденции

Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Всемирная

федерация научных работников (ВФНР), Международная ассоциация юристов-

демократов (МАЮД) и многие другие.

Например, цель Международного союза страховщиков технических рисков ~ обмен

информацией и опытом между страховыми компаниями. Союз вырабатывает

рекомендации по проведению определенных видов страхования. Средства бюджета

формируются за счет членских взносов, источниками которых выступают

собственные средства участников Союза страховщиков.

Международный союз по публикации таможенных тарифов занимается

систематизацией, изданием и распространением материалов о таможенных

тарифах и таможенных законодательствах, издает ежемесячный международный

таможенный бюллетень. Средства Союза складываются из членских взносов,

размер которых определяется пропорционально объему внешнеторгового оборота

стран-участниц. В Союз входит 65 стран; источником взносов являются ресурсы

государственных бюджетов этих стран.

Финансовые ресурсы Международного института государственных финансов (МИГФ)

формируются в основном из ежегодных членских взносов, регистрационных

сборов с участников ежегодных научных конференций и конгрессов МИГФ, а

также добровольных пожертвований, доходов от продажи научных публикаций

института. МИГФ финансирует деятельность по изучению государственных

финансов и государственной экономики, проведение научных исследований в

этих областях, деятельность по установлению научных контактов, обмену

знаниями и опытом между индивидуальными и коллективными членами института.

МИГФ финансирует проведение Генеральной Ассамблеи, научных конференций и

конгрессов, текущую организационную деятельность.

Третьим типом международных организаций являются научные программы и

конгрессы.

Они функционируют не постоянно, а их проведение осуществляется за счет

финансирования участвующих сторон.

Например, Международная биологическая программа (1964-1974 гг.).

Международный геодинамический проект (1971-1980 гг.), Международный год

спокойного солнца МГСС (1964- 1965 гг.) Всемирный горный Конгресс

созывается раз в 2-3 года с 1957 г. и др. Эти организации проводят

комплексы научных исследований учеными многих стран.

Четвертый тип международных организаций международные научные

лаборатории, институты, союзы, комплексы и отраслевые ассоциации, бюро в

определенных областях знаний.

Они объединяют государства, национальные научные организации,

ассоциации и отдельных ученых, занимающихся научными разработками, и

координируют их деятельность. Эти организации функционируют за счет

бюджетов, источниками которых являются: ежегодные долевые взносы,

регистрационные взносы участников конференций, пожертвования юридических и

частных лиц, доходы от периодических изданий, научных, справочных

материалов.

Примерами подобных организаций являются: Международная лаборатория

сильных магнитных полей и низких температур, которая работает по

национальным и совместным программам; Международный институт сварки (МИС),

Международный математический центр, Международный совет научных союзов

(МСНС), охватывающий свыше десяти Международных советов по отдельным

отраслям знаний, и другие научные союзы.

Международные организации (фонды) пятого типа занимаются сбором средств

для финансирования мероприятий и оказания помощи в определенном виде

деятельности.

Например: Всемирный фонд дикой природы - неправительственная

организация, занимается сбором средств от государств, общественных

организаций и частных лиц для создания конкретных проектов по охране диких

животных и природных участков. Она совместно с другими международными

организациями финансирует соответствующие мероприятия, например, "Операция

Тигр". Эта операция направлена на всемирный учет тигров и создание для них

резерватов. Фонд имеет собственные издания, доходы от реализации которых

являются одним из источников фонда.

Фонд "Олимпийская солидарность" создан для оказания финансовой помощи

национальным олимпийским комитетам (НОК) развивающихся стран. Он

формируется за счет добровольных взносов НОК, частных пожертвований

компаний, фирм и отдельных лиц, средств, пученных от инвестиционной и

издательской деятельности Международного олимпийского комитета (МОК). В

фонд поступает 1/3 средств от продажи телевизионных прав на освещение

олимпийских игр распределяемых между МОК, Фондом "Олимпийская солидарность"

и международными федерациями по олимпийским видам спорта. Ежегодно

утверждается бюджет этого Фонда. На проведение основных мероприятий по

регионам направляется 75-85% всех расходов. Такими мероприятиями являются:

проведение сборов, семинаров тренеров, приобретение спортинвентаря,

оказание материальной помощи НОК. Остальные средства направляются на

издательскую деятельность и текущие расходы.

* Международный валютный фонд(МВФ)

М

еждународный валютный фонд (МВФ; International Monetary Fund -IMF) -

специализированное учреждение ООН - создан в 1945 г. после ратификации

Соглашения, разработанного на Конференции Организации Объединенных Наций по

валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе (1944г.) и вступившего в силу

27 декабря 1945 г. МВФ начал функционировать в 1946 г. Местопребывание МВФ

- Вашингтон (США).

Одной из задач МВФ по упорядочению валютных курсов в соответствии с

Бреттонвудским соглашениями было урегулирование и поддержание устойчивости

паритетов валют стран-членов, выраженных в золоте или долларах. Страны не

имели права изменять паритеты своих валют более чем на 10% без санкции МВФ,

а также допускать при проведении операций отклонения от паритета сверх +/—

1% (с декабря 1971 г. — сверх +/— 2,25%).

Согласно Уставу МВФ, государства-члены должны были на базе

фиксированных курсов валют вводить их обратимость по текущим международным

операциям и проводить политику по полному устранению валютных отграничений.

На практике эти положения не могли быть выполнены многими странами

(валютные ограничения отменены лишь в 60 странах).

Межгосударственное регулирование валютных отношений через МВФ не смогло

предотвратить нарастания противоречий Бреттон-Вудской валютной системы в

начале 70-х гг., что привело к подрыву ее принципов и трансформации: в 1973

г. страны-члены МВФ отменили фиксированные паритеты и валютные курсы и

ввели режим плавающих валютных курсов, юридически закрепленный серией

поправок к Уставу МВФ, принятых 1 апреля 1978 г. В соответствии с

измененным Уставом МВФ был заменен порядок валютного регулирования Фонда:

вместо права регулировать валютные паритеты установлено право "наблюдения"

за функционированием мировой валютной системы и состоянием валютных курсов.

Устав МВФ изменялся в 1969 г. (с введением СДР), в 1976— 1978 гг. (с

ликвидацией Бреттон-Вудской валютной системы и созданием Ямайской валютной

системы) и в ноябре 1992 г. (с включением санкции — приостановлением права

голосования —-по отношению к государствам, не погасившим свой долг перед

МВФ)

Цели МВФ:

— поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;

— способствование сбалансированному росту в области валютной политики;

— способствование сбалансированному росту мировой торговли для

стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов,

для развития производственного потенциала всех государств-членов в качестве

главной цели экономической политики;

— поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между

государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из

соображений конкуренции;

— участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение

ограничений на трансфер валюты;

— предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных

балансов государств-членов.

Функции МВФ:

— соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в

вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного

оборота);

— финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса;

— консультирование и сотрудничество.

Принципы МВФ:

— запрет на манипуляции валютным курсом или международной валютной

системой для уклонения от урегулирования;

— обязательство проведения (в случае необходимости) интервенций на

валютных рынках для прекращения валютного кризиса;

— обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций

интересы своих партнеров, в особенности тех, в валюте которых она

осуществляет свои интервенции.

Членство в МВФ

В настоящее время насчитывается 181 государство-член МВФ. Членство

открыто для государств в устанавливаемые МВФ сроки на определяемых МВФ

условиях. Новыми членами являются Болгария, Намибия, Швейцария, Россия

(июнь 1992 г.), Эстония, Латвия, Литва, Албания, Молдавия, Казахстан,

Армения, Белоруссия, Киргизия и Маршалловы острова. Среди кандидатов на

вступление — Сан-Марино, Узбекистан, Таджикистан и Украина.

Организационная структура МВФ

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из

представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной

политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем),

назначенных на 5 лет. В ведение Совета входят: изменение статей Соглашения,

прием и исключение государств-членов, определение и пересмотр величины их

долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Совет управляющих

собирается один раз в год и обычно принимает решения по вопросам, которые

согласно Уставу не могут быть переданы другому органу. За исключением ряда

полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот,

изменение валютных паритетов и др.), Совет управляющих может делегировать

исполнение своих задач Исполнительному совету. Совет управляющих принимает

решения простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам

(экономическим и политическим) — квалифицированным большинством (70 или 85%

от голосов членов).

Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления —

Совет на уровне министров для регулирования контроля за мировой валютной

системой и ее приспособлением к меняющимся условиям. Но он еще не создан и

его функции выполняет Временный комитет, состоящий из 24 членов. Временный

комитет собирается на заседания дважды в год и постоянно консультирует

Совет управляющих по регулированию платежных балансов, обеспечению

международной ликвидности, принципам использования ресурсов МВФ, принятию

мер, направленных на смягчение кризисных ситуаций в мировой валютной

системе, и т.д.

Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Семь из

24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами

(Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и

Япония), остальные избираются управляющими от других стран с соблюдением

принципов регионального представительства. Назначение и выборы производятся

раз в два года. Заседания Исполнительного совета

проходят несколько раз в неделю под председательством директорa-

распорядителя. Как правило. Директорат принимает решения, основываясь на

материалах и докладах, которые подготовлены административным аппаратом.

Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам

фонда, и правительства государств-членов не имеют права оказывать на них

давления.

Директорат назначает директора-распорядителя (по традиции это

представитель Европы), который не может быть ни управляющим, ни

исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует в

Директорате (без права голоса, за исключением случаев, когда голоса

разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда.

В функции директора-распорядителя входят ведение текущих дел и

назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея,

заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих

административной службой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже).

Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через

региональные отделы: Африканский, Европейский 1, Европейский II, Среднего

Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В

МВФ имеются отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, по

бюджетно-налоговым вопросам. правовой и исследовательский. В аппарате МВФ

заняты 2300 сотрудников, 50% из которых — женщины. Это главным образом

экономисты, специалисты по налогам, статистике, финансам и филологии.

Организационная структура аппарата МВФ постоянно развивается из-за

целевых установок и функций МВФ, которые определяются трансформацией

мировой экономики и международных валютно-финансовых отношений.

Уставный фонд МВФ и заемные средства

Уставный фонд МВФ образуется за счет взносов государств-членов в

соответствии с установленной для каждого из них квотой. Квоты служат для

определения объема финансового взноса каждого члена; размеров кредитов в

МВФ, которые пропорциональны квоте; определения количества голосов,

имеющихся у той или иной страны, и соответственно ее возможности

воздействовать на политику этой организации. Величина квоты зависит от

уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и

международной торговле.

В настоящее время оплаченный капитал достигает 120 млрд. дол. (90 млрд.

СДР; 56,6 млрд. дол. оплачено золотом), причем он скоро должен увеличиться

до 180 млрд. дол. (СДР = 1,2 дол. США).

Десять стран-членов МВФ с наиболее крупными квотами на 1997 г.

|Страны |Размер квот (в млн. |В % к общему количеству |

| |СДР) | |

|Все страны |145318,8 |100,0 |

|Промышленно развитые |88425,2 |60,9 |

| |26526,8 |18,3 |

|США |8241,5 |5,7 |

|Япония |8241,5 |5,7 |

|Германия |7414,6 |5,1 |

|Франция |7414,6 |5,1 |

|Великобритания |5130,6 |3,5 |

|Саудовская Аравия |4590,7 |3,2 |

|Италия |4320,3 |3,0 |

|Канада |4313,1 |3,0 |

|Российская Федерация |3385,2 |2,3 |

| | | |

|Китай | | |

Устав МВФ предусматривает, что в дополнение к собственному капиталу,

являющемуся главным источником финансирования, Фонд может использовать

также заемные средства. МВФ может делать заем как у государств и

международных организаций, так и на мировом финансовом рынке. До настоящего

времени МВФ получают международные кредиты от казначейств и центральных

банков стран-членов, Швейцарии (не являвшейся до мая 1992 г. членом МВФ), а

также Валютного агентства Саудовской Аравии. МВФ еще не пользовался

услугами частных кредиторов.

В январе 1962 г. в Париже МВФ и десять государств — Бельгия,

Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, США, Германия, Франция, Швеция

и Япония, — образовавшие "группу 10", заключили Генеральное соглашение о

займах (General Arrangements to Borrow — GAB). Оно предусматривает

предоставление МВФ на постоянно возобновляемой основе взаймы дополнительных

резервных средств на сумму до 6 млрд. дол. в национальных валютах стран-

участниц. Средства выдаются в том случае, если они нужны для предотвращения

или решения проблем в международной валютной системе. МВФ, в свою очередь,

мог предоставлять средства, полученные от одних стран-участниц соглашения,

взаймы на 3—5 лет другим странам-участницам. Доли пяти наиболее крупных

вкладчиков GAB (в млн. СДР); США — 4250 (25%), Германия - 2380 (14%),

Япония - 2125 (12,5%), Великобритания и Франция — по 1700 (10%). GAB было

пролонгировано до 25 декабря 1998 г. в объеме 17 млрд. СДР.

Кредитная деятельность МВФ

МВФ за счет собственных или привлеченных ресурсов предоставляет кредиты в

иностранной валюте или СДР для выравнивания платежных балансов стран-

членов. Кредитные операции осуществляются только с официальными органами

стран-членов Фонда: казначействами, центральными банками, валютными

стабилизационными фондами. Кредиты предоставляются в форме продажи МВФ

иностранной валюты на национальную (или предоставления СДР),

Политика МВФ по отношению к отдельным странам-членам и механизмы их

финансовой поддержки различаются не только по природе макроэкономических и

структурных проблем отдельных стран, но и по условиям, необходимым для

получения кредитов МВФ.

Обычные механизмы кредитования

МВФ предоставляет средства своим членам для преодоления временных

трудностей платежного баланса в пределах года (с возможностью продления до

4—5 лет) равными кредитными траншами Размеры этих кредитов ограничиваются

следующими условиями: национальная валюта страны-заемщика не должна

увеличиваться в МВФ более чем на 25% от квоты в течение года и в общем

объеме превышать 200% от квоты. С 1981 г. процентные ставки по этому виду

кредита определяются в течение каждого финансового года на базе оценок

доходов, расходов и т.д.

Специальные механизмы кредитования

В рамках Фонда системной трансформации (Systemic Transformation

Facility) МВФ предоставляет странам, испытывающим трудности в торговой и

платежной системах в связи с переходом к рыночной экономике, кредиты на

срок до 3 лет сверх обычных кредитов до 140% от квоты. Их погашение

производится в течение 4—10 лет (табл.).

Таблица распределение кредитов МВФ (в %)

|Страны |1947—1976 |1977—1991 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.