реферат скачать
 

Мировая экономика (ответы на 94 экзаменационных вопросов)

преобладающее положение по высокотехнологичным производствам. Менее

технологичные отрасли переводятся на рубеж. Концентрация усилий в области

научно-технических исследований. В с/х - доля существенна. 60% доля

животноводства и 40% - растениеводство, доля технических культур растет,

доля зерновых - сокращается. В 67-м - 39%, в 94-м - 51% мяса и 40% зерна.

Полностью закончена индустриализация с/х производства. В ВВП развитых

стран доля с/х составляет 2,5%, занято около 2,5% населения в с/х, что

свидетельствует о высоком уровне интенсификации с/х. В мире всего 31

ведущих финансовых центра, 2/3 из них - в промышленно развитых странах. По

конкурентноспособности произведенных товаров, по уровню технологий,

квалификации кадров, по обладанию капиталом - лидирующие позиции

принадлежат развитым странам.

86. Место развивающихся стран в международном разделении труда.

Позиции промышленно развитых стран в последние годы укрепились за счет

бывших соц. стран. Экономический рост промышленно развитых стран в период с

70 по 95 гг. характеризовался умеренными темпами. Объем производства

увеличился более, чем в 2 раза. Особенно высокими темпами развивались малые

промышленно развитые страны. 50-60-е гг. процесс обновления основного

капитала. Резко сократилась занятость в с/х. Промышленность обеспечивала

более высокую затрат капитальных и трудовых ресурсов. Причины снижения

темпов роста: влияние внешнеэкономических связей, влияние экономии на

масштабах производства, потребительский спрос стал фрагментарным.

Изменились условия воспроизводства, произошел рост военных расходов - 5,5%

ВВП. В 90-е гг. наблюдалась тенденция к снижению расходов на военные нужды

- 3-4% ВВП. В 70-80-е гг. а экономическую политику промышленно развитых

стран оказали влияние внешние факторы: изменение цен на сырьевые товары,

что привело к увеличению дефицита бюджета (0,2% ВВП для всех стран). В 80-х

гг. дефицит был 4,1%, в 92 и 93 - 3%. Изменение доходов и расходов

промышленно развитых стран. На изменение доходов повлиял рост налогов,

причиной увеличения расходов с 28% ВВП в 60-е гг. до 60% в 90-е гг. стало

проведение социальных программ. Тенденция к росту государственного долга во

многих странах - достигает 70% ВВП во многих странах, гос. долг Германии

превышает ВВП Италии. В 50-х гг. по уровню доходов на душу населения

последние места занимали Япония, Португалия и Греция, а в 60-е гг. место

Японии заняла ЮАР. Сейчас США, Япония и ФРГ занимают лидирующие места.

Создание нового технологического базиса производства: автоматизированные

системы производства и управления производственным процессом. Упор делается

на науку и повышение квалификации рабочей силы, на ресурсосбережение и

рециклирование. Изменился подход к экономическому росту как к таковому. В

50-70-е гг. - установка на экономический рост любой ценой. Сейчас -

установка на качественный рост. Стабилизация роли промышленно развитых

стран в мире. В 70-80-е гг. - 68% мирового производства, в 90-е гг.

процент возрос. В ВВП увеличилась доля сферы услуг (68%). В промышленном

производстве мира сократилась роль промышленно развитых стран. В 65-м г.

промышленно развитые страны давали 77% продукции обрабатывающей

промышленности, в 90-м - 63% промышленное производство восточноевропейских

стран при этом сократилось вдвое, что повлекло к установлению доминирования

западных стран в производстве средств производства. Текстильные изделия и

обувь доля сократилась до 60%, также сокращение произошло в черной

металлургии. В обрабатывающей промышленности развитые страны удерживают

преобладающее положение по высокотехнологичным производствам. Менее

технологичные отрасли переводятся на рубеж. Концентрация усилий в области

научно-технических исследований. В с/х - доля существенна. 60% доля

животноводства и 40% - растениеводство, доля технических культур растет,

доля зерновых - сокращается. В 67-м - 39%, в 94-м - 51% мяса и 40% зерна.

Полностью закончена индустриализация с/х производства. В ВВП развитых

стран доля с/х составляет 2,5%, занято около 2,5% населения в с/х, что

свидетельствует о высоком уровне интенсификации с/х. В мире всего 31

ведущих финансовых центра, 2/3 из них - в промышленно развитых странах. По

конкурентноспособности произведенных товаров, по уровню технологий,

квалификации кадров, по обладанию капиталом - лидирующие позиции

принадлежат развитым странам.

87. Развивающиеся страны в международном движении капитала.

88. Экономическая стратегия развивающихся стран.

После получения политической независимости в развивающихся странах был

проведен ряд социально-экономических реформ в целях устранения препятствий

в развитии производительных сил, усиления использования природных ресурсов

в интересах национального развития, вырабатывалось законодательство,

регламентирующее деятельность иностранного капитала, подчиняющее его

интересам национального развития, предпринимались меры для равномерного

распределения доходов, предотвращения концентрации экономической власти в

руках узкого слоя людей.

Проведена индустриализация - средство ликвидации экономической отсталости.

Проведено развитие обрабатывающей промышленности, отраслей группы А.

Индустриализация способствует разделению труда, создает материальные

предпосылки для специализации и кооперирования различных видов

производства, обеспечивает складывание общего цикла производства и

формирование единого внутреннего рынка, ведет к повышению уровня

экономического развития, способствует расширению потребительского и

производственного спроса. В начале 50-х гг. произошло повышение цен на

мировом рынке на готовые изделия, что привело к необходимости больше

экспортировать сырья, чтобы приобретать тот же объем промышленной

продукции. Однако дефицита на внутреннем рынке избежать не удалось и встала

задача строительства предприятий по выпуску готовых изделий. Особенности

индустриализации второй половины 20 в.: она проходила в развивающихся

странах в условиях развития НТР в мировом хозяйстве, что осложнило

положение развивающихся стран. В н. 60-х гг. получили развитие концепции

эндогенного развития - “нового внутреннего порядка”. Характерной чертой

являлось сосредоточение внимания на максимальном использовании внутренних

ресурсов для удовлетворения основных потребностей в связи с нищетой и

голодом. В развивающихся странах существует 2 типа развития:

1) создание самодостаточной экономики, опираясь на потребности

внутренних рынков, с развитием отраслей тяжелой промышленности, что

предполагало существенное вытеснение иностранного капитала. Отмечалась

необходимость усиленного государственного вмешательства в целях

ограничения стихийности рынков, развития государственного

предпринимательства, государственного капитала. Эта стратегия выразилась

в политике импортозамещения. Поскольку создание отраслей тяжелой

промышленности требовало импорта оборудования и машин, необходимо было

сократить импорт товаров потребительского назначения. Становление

обрабатывающей промышленности происходило на основе переработки сырья,

что делало развитие малоперспективным, а создание экспортных отраслей

высоких технологий было не по силам большинству развивающихся государств.

Импортозамещение содействовало строительству независимой самостоятельной

экономики, однако создало и значительны е проблемы для экономики

(необходимость огромных финансовых средств). Произошел процесс

образования внутренних рынков, однако они обладали низкой покупательной

способность., что ограничивало возможности современного производства и

тормозило дальнейший прогресс производительных сил. Энергосырьевые

проблемы в мировом хозяйстве в 70-е г. способствовали увеличению в

развивающихся странах материало и энергоемких отраслей, однако их

создание требовало расширения ввоза машин и оборудования. В конце 60-х

гг. произошел переход к наращиванию. экспортного производства.

2) стратегия возрастающего участия в международном разделении труда и

политика экспортной ориентации, что позволило осуществить производство

некоторых вид ов продукции в расчете на внешние рынки и увеличить объем

внешних поступлений. Базируется на активном взаимодействии с иностранным

капиталом, способствует формированию экономики открытого типа, требует

создания инфраструктуры, привлечения иностранных технологий. Однако в

ряде случаев экспорт был менее выгоден, чем поставки на внутренний рынок.

Некоторые страны проводили смешанную политику, опираясь исключительно на

экспорт с/х продукции и ископаемых, они проводили в остальном политику

импортозамещения (Индия, Бразилия). Те страны, которые не располагали

крупными запасами сырья, с помощью иностранного капитала смогли вписаться

в систему международного разделения труда, что способствовало

становлению современного хозяйственного механизма, более полному

использованию их экономических ресурсов (Ю. Корея, Тайвань). Изменилась

роль государства , на передний план вышли косвенные меры регулирования,

что повысило роль стихийно-рыночных импульсов в развитии национальных

хозяйств. Дальнейшее расширение активности государства натолкнулось на

проблему государственного дефицита и роста инфляции. Кроме того из-за

наличия внешнего долга государству пришлось сократить свои социальные и

экономические функции. Произошло сокращение предпринимательской

активности государства, некоторые государственные предприятия были

приватиированы. Выплата государственного долга пала на государственные

предприятия. В 86 г . на государственных предприятиях создавалось 12% ВВП

развивающихся стран (медленный, но постоянный рост).

89. Основные направления экономической политики развивающихся стран.

После получения политической независимости в экономической политике

развивающихся стран доминировали усилия на ускорение экономического роста.

Хозяйственный механизм был ориентирован на потребности быстрого

промышленного развития. Государственное воздействие оказывалось путем

ограничительных и поощрительных (преобладали ) мер. Внешнеэкономическая

политика государств была направлена на стимулирование национального

производства и ограничение конкуренции на внутренних рынках. Существовала

необходимость в проведении гибкой протекционистской политики для ускорения

модернизации отсталых хозяйственных структур: на ввозимые иностранные

товары установились высокие пошлины. Валютный курс нередко поддерживался на

завышенном уровне, что позволяло приобретать оборудование за рубежом по

пониженным ценам, однако подобная практика сдерживала развитие экспорта.

Существовал ряд особенностей политического процесса: преобладание различных

форм коллективных действий при выработке экономической политики. Одним из

ключевых вопросов программы было переустройство мирохозяйственных связей:

восстановление равновесия цен на сырьевые и промышленные товары с целью

стабилизации доходов от экспорта развивающихся стран. Наблюдались тенденции

к интеграции национальных хозяйств на региональном уровне. Цели создания

торговых и экономических региональных объединений: увеличение

экономического роста, политическое сближение и содействие региональной

безопасности. В Африке главной целью было стремление преодолеть узкие

рамки внутренних рынков, стимулировать экономический рост. В н. 80-х гг.

произошел сдвиг политики развивающихся стран с доминирования экономического

роста на структурную политику, ликвидацию макроэкономических дисбалансов.

Кризисы 70-80-х гг. привели к серьезным нарушениям воспроизводственного

процесса и усилению воздействия внешних факторов на их развитие.

Международные организации настаивали на принятии развивающимися странами

открытой стратегии развития, уменьшению импортных барьеров, изменению

валютных курсов. 2 основных типа регулирования: меры стабилизации и меры

структурной перестройки. Политика стабилизации исходит из того, что главной

причиной инфляции является изменение спроса. А основным методом борьбы

рассматривается ограничительная денежно-кредитная политика. Политика

структурной перестройки включает следующие меры: либерализация торгового

режима, повышение эффективности государственных расходов, перестройка

налогообложения в целях содействия эффективности производства, увеличение

сбережений, либерализация ценообразования, улучшение управления, отказ от

протекционизма отечественных предприятий. Эти меры отвечают интересам ТНК.

Стабилизирующие мероприятия в рамках программ по перестройке экономики

привели к сокращению совокупного спроса, снижению инвестиций и стагнации

производства, уменьшился общий объем потребления. Положительные результаты

были более, чем скромными: из 55 стран в 27 произошло повышение роста ВВП,

13 - неудача в структурной перестройке, в 7 произошло снижение социальных

показателей. Причиной послужили рост дефицитности платежных балансов,

сильное ограничение импортных потребностей оказало отрицательное влияние на

экономический рост. Политика структурной перестройки уменьшила доходы, что

повлекло к уменьшению покупательной способности внутренних рынков. Политика

открытой экономики способствовала сокращению внимания к индустриализации и

промышленности. На данном этапе приоритетной цель. экономической политики

становится увеличение капиталовложений: привлечение иностранных инвесторов,

стимулирование частных вложений рыночными методами. Приоритетное

направление приобретают программы по стимулированию с/х производства, что

проводится посредством увеличения закупочных цен на экспортные товары.

Существует необходимость в увеличении производства в связи с голодом и

низким уровнем жизни во многих с/х развивающихся странах.

90. Характерные черты социально-экономической структуры Китая.

С конца 70-х гг. проведение широкомасштабной экономической реформы и

открытой внешнеэкономической политики (переход к рыночной экономике):

реформа цен, приватизация, привлечение иностранного капитала,

децентрализация управления, акционироание предприятий. Цель: решение

хозяйственных задач, расширение участия страны в международном разделении

труда. В 93 г. новая модель реформы, ее цель - социалистическая рыночная

экономика, так как социалистическая система в Китае не исчерпала себя.

Причины высоких темпов экономического развития - изменения в

инвестиционной политике: диверсифицирование источников финансирования

(увеличение удельного веса индивидуальных, коллективных, частных средств,

накопления населения), децентрализация государственных капиталовложений:

увеличение роли источников финансирования в руках местных властей и

государственных предприятий., замена бюджетного финансирования

кредитованием банками: развитие коммерческих банков, финансовых

трестовоинвестиционных компаний, создание с/х кредитных кооперативов,

активизация выпуска облигаций, государственных займов, акций предприятий,

облигаций банков, увеличение объема неправительственных финансовых

институтов (облигаций банков, предприятии, акций предприятий, депозитные

сертификаты). Восстановление многоукладной экономики - курс на развитие

многообразных форм собственности для повышения рентабельности,

экономической эффективности с/х. В результате появление разных форм

доходов: трудовые, проценты, дивиденды, арендная плата. Доля

государственного сектора в 94 г. - 18% (79 г. - 24%), коллективный сектор -

54% занятых, 39% ВВП (35% и 19% соответственно), частный сектор находится

на начальной стадии развития - 1% стоимости промышленной продукции. Гос.

сектор - 50% капиталовложений, 40% - коллективный, частный - 3%,

иностранный и смешанный - 7%.

Основное направление реформы предприятий - преобразование предприятий,

компаний на основе акционирования. К акционированию дифференцированный

подход, не допускаются к акционированию стратегические, оборонные и

новейшие технологические отрасли, транспортная энергетика при условии

контрольного пакета акций у государства. К началу 95 г. - 60 тыс.

акционерных предприятий.

Важный фактор развития - повышение производительности труда. С 87 по 91 гг.

- физический объем национального дохода на одного занятого увеличился на

53%.

Уменьшение роли традиционных факторов (объем инвестиций, рабочая сила),

возрастание роли новых факторов (наука, образование, организация

производства). Развитие науки и техники - один из основных моментов

экономической стратегии КНР. Затраты на НИОКР 2,2% ВВП (= ЕС, меньше США).

Проблемы: низкий уровень развития производительных сил, неразвитые бедные

районы, замкнутость отдельных регионов, преобладание сельского населения,

высокий удельный вес мелкого производства, низкий жизненный уровень

населения.

Достижение сбалансированности народного хозяйства - одно из важнейших

направлений экономической политики. До начала 70-х гг. 33% ВВП - с/х, 46% -

промышленность, 20% - транспорт, связь и услуги. Задачи структурной

экономической политики в начале 80-х гг.: обеспечение сбалансированного

развития промышленности и с/х (рост с/х отставал от роста промышленного

производства), ускоренное развитие легкой промышленности, привлечение

тяжелой промышленности к снабжению потребительскими товарами, ликвидация

диспропорций внутри тяжелой промышленности, решение энергетической

проблемы, интенсификация экономики, повышение технического уровня. В

результате в 890-х гг. - увеличение инвестиций в с/х, увеличение доли

легкой промышленности в приросте промышленной продукции (39%),

переориентация оборонной промышленности на выпуск продукции гражданского

назначения, 43% всех государственных капиталовложений в 90-е гг. - в

топливно-энергетический комплекс. Программа развития энергетической базы к

2000 г.: атомная энергетика, разработка нефтяных месторождений, в

промышленности приоритетное направление - обрабатывающая промышленность, в

обрабатывающей промышленности приоритеты -радиоэлектроника,

автомобилестроение. В результате машиностроение дает 25% валовой

промышленной продукции и доходов промышленности, но только 10% продукции

машиностроения достигло мировых стандартов. самые динамичные отрасли:

электронная промышленность (93 г. - увеличение в 8 раз), среднегодовой темп

прироста химической промышленности - 11% ( доля в промышленном производстве

12%). С/х - интенсификация, но все еще отсталое: растениеводство - 47%,

животноводство - 17%, подсобные промыслы - 29%, рыбное хозяйство - 3%,

мясное - 2%. Цель: увеличение доли животноводства и технических культур.

Либерализация внешнеэкономической политики. В результате увеличения

внешнеторгового оборота, экспорта и импорта главная задача внешней торговли

- приобретение техники и технологии. В результате за счет импорта техники

и технологического обеспечения - 60% прироста промышленного производства.

Снижение импортных пошлин и тарифов. Сотрудничество со всемирным банком:

развитие программ ТЭК, науки и образования, транспорта, с/х, финансирование

мелких и средних промышленных предприятий. Привлечение в страну прямых

иностранных инвестиций, образование совместных предприятий с участием

китайского и иностранного капитала, чисто иностранных предприятий. Доля

совместных предприятий в общем объеме экспорта в 94-м г. - 24%. В

Приморском поясе 80% предприятий с участием иностранного капитала.

Организация свободных экономических зон в приморских районах (14 зон):

зоны обеспечивают 20% всего экспорта Китая.

В Китае высокая норма накоплений - свыше 30%.

Положительные сдвиги в уменьшении неграмотности, в развитии высшего

образования, но это еще отстает от потребностей. Также сдерживают страну

военные расходы (около 3% ВВП).

Собственное развитие космической техники и технологии, доминирование в

запуске коммерческих ракет, если темпы роста сохранятся, то к 2010 г. Китай

достигнет уровня среднеразвитых стран, а к 2040 - превзойдет США по

экономической мощи и уровню производства на душу населения.

Произошли изменения: директивное планирование сменилось инлдикативным,

формы оплаты труда, участие наемных рабочих в управлении. Это

способствовало увеличению инициативности и производительности труда.

91. Основные черты экономического развития Индии.

Занимает 2 место после Китая по численности населения. Население Индии -

898 млн. человек. В 50-е гг. темпы роста населения были очень велики -

4,5%, однако сейчас они составляют 2%, что связано с проведением

демографической политики. По объему ВВП страна занимает 17 место в мире -

около 226 млрд. долларов. На душу населения приходится 320 долларов.

Проводится политика импортозамещения. Запасы железной руды составляют ј

мировых. Страна занимает 3 место по запасам марганца, 2 место по добыче

титана. Кроме того страна является экспортером хрома и листовой меди.

Развит теплоэнергетический комплекс, основой которого является каменный

уголь. Нефть и газ есть, однако потребности в этих ресурсах удовлетворяются

за счет импорта. Доля Индии в мировом промышленном производстве

незначительна. Выработка электроэнергии составляет около 2% мирового

производства. Значительно развит транспорт, по объему перевозок Индия

занимает 5 место в мире. Ведущие позиции принадлежат ж/д транспорту. Индия

имеет собственный воздушный флот, заметная морская держава, обладает

большим торговым флотом, но 60% перевозок осуществляется ненациолнальными

кораблями. Есть 8 крупных портов, крупнейшими из которых являются Бомбей и

Калькутта. Заметная роль в мировом с/х. Самое крупное поголовье крупного

рогатого скота, но не едят. Страна занимает 5 место в мире (1 среди

развивающихся) по поголовью овец. 20% мирового производства риса, 8,5%

мирового сбора пшеницы. 4 место в мире по производству хлопка. Крупный

производитель чая, 3 место в мире по производству табака. 0,6% доля в

мировом экспорте. Экспортная квота составляет 9,6% (немного, потому что в

Индии емкий внутренний рынок). По доходу на душу населения Индия входит в

группу беднейших стран. 30% населения живут за чертой бедности. Социально-

экономическая структура хозяйства характеризуется многоукладностью, которая

зародилась еще в период колониализма. Отличительная черта - дуализм

(современный и традиционный сектора). После обретения независимости

происходит изменение в социально-экономической структуре, проходит процесс

развития современного сектора. С 52 г. цель государственной политики -

форсированное развитие рыночной экономики, опирающееся на современную

техническую основу и независимую от иностранного капитала. Для этого

развитие государственного сектора в отраслях капиталоемких и активное

государственное регулирование экономики. Задачи: оказать поддержку

развитию собственного крупного капитала, изжить феодальные пережитки,

подчинение торгового и ссудного капитала интересам развития промышленного

капитала. Эти задачи обеспечивались за счет развития государственного

сектора в области тяжелой промышленности и инфраструктуры и за счет влияния

государства на экономику: индикативное планирование, системы

протекционизма. В современных отраслях промышленности - привлечение

иностранного капитала, ограничение сферы функционирования крупного

индийского капитала (расширение государственного сектора в капиталоемких

отраслях), расширение собственной экономической деятельности государства,

создание чисто государственных предприятий, а также государственно-

капиталистических предприятий, система государственных закупок (доля гос.

заказа в отдельных отраслях доходит до 50-60% всей продукции, гос. заказ

способствует стабильному спросу со стороны государства на целый ряд

продукции ).

Сферы деятельности государственно-капиталистического сектора:

инфраструктура и топливные отрасли (доля государства не менее 40%),

энергетика (96%), транспорт (48%), добыча нефти и газа (100%), добыча угля

(99%), банковское страховое дело (93% оборота), внешняя торговля (60%

импорта и 28% экспорта), обрабатывающая промышленность (10%).

Иностранный капиталистический уклад: по числу предприятий невелик - 80

чисто иностранных предприятий (по сравнению с 80-м г. на 20 меньше). В

основном действует в джутовой промышленности (3%), химической,

машиностроении, металлургии (39% вместе) - это в основном предприятия

смешанного типа.

Крупный частный сектор: 80 крупных монополистических групп. В основном

заняты в обрабатывающей промышленности.

Мелкотоварный уклад: в основном связан с традиционными секторами, в с/х

носит полунатуральный характер. 80% хозяйств в с/х - хозяйства с

традиционным укладом.

Темпы роста ВВП: с 1951 по 56 гг. -1,7%, с 56 по 61 - 9,4%, с 85 по 90 -

14,2%. С\х - низко производительно, с 80 по 93 гг. - среднегодовой прирост

3%, в промышленности за этот же период - 6,2%, в обрабатывающей

промышленности - 6,3%, в сфере услуг - 6,4%. Структура ВВП: промышленность

- 70 г. -22%, 93 г. - 27%, с/х - 45% и 31% (соответственно), сфера услуг

33% и 41%. В промышленности 60% - добывающая промышленность, идет снижение

доли традиционных отраслей и экспортно-текстильных с 21% до 15%, а

машиностроение увеличилось с 20% до 25%. Внешняя торговля: экспорт - с 70

по 93 гг. рост ежегодно составил 7%, 30% экспорта текстиль, 25% - сырье, 7%

- машины и оборудование, 38% - прочая продукция перерабатывающей

промышленности (чай, кофе). Импорт: с 80 по 93 гг. ежегодные темпы прироста

4,2%. 30% - топливо, 14% - машины и оборудование, 10% - прочее сырье, 46%

- прочая продукция обрабатывающей промышленности, 4% - продовольствие. 26%

экспорта - в ЕС, 23% - в развивающиеся страны, 19% - в США, 8% - в Японию.

Импорт: основной партнер по топливу ОПЕК. С 93 по 95 гг. - в 7 раз

увеличились иностранные инвестиции, в 95 г. - 1 млрд. долларов. Внешний

долг превышает 92 млрд. долларов (225% экспорта, 30% ВВП). На обслуживание

долга ежегодно идет 29% экспортных доходов.

92. Внешнеэкономические связи Бразилии.

Одно из крупнейших государств мира (входит наряду с США и Японией в 10

первых). Общий объем ВВП в 1995 г. составил 335 млрд. долларов. В 1980 г.

на душу населения приходилось 2007 долларов. За последующие 15 лет развития

прироста на душу населения нет, хотя общий объем ВВП увеличился на 30%.

Распределение ВВП по отраслям: 10% - с/х, 35% - промышленность, 55% - сфера

услуг. Распределение ВВП по регионам:

север - 5%, с.-в. - 13%, ю.-в. - 59%, ц-з - 5%, юг - 17%. 10% населения

располагают 1% ВВП - беднейшие слои. На 10% самых богатых приходится 49%

ВВП. По промышленному производству страна занимает 8 место. Является

лидирующей в своем регионе - 33% всего производства региона. Страна богата

природными ресурсами: железная руда, бокситы, марганец, золото, цинк.

Полностью обеспечивает себя природными ресурсами, есть все для развития

промышленного комплекса. Запасы нефти обеспечивают 15-20% потребностей. В

стране сосредоточено 10% мировых лесных богатств. % место в мире по выпуску

чугуна, 7 место - стали. Производит 1 млн. автомобилей, занимая 1 место в

регионе. В стране развито самолетостроение, военная промышленность,

продукция пользуется спросом. Продукция электронных отраслей выдерживает

конкуренцию на мировом рынке. Развиты химия и биохимия (действует около

1300 фирм). Пищевая и легкая промышленность развиты в достаточной степени,

обеспечивая потребности страны. Экономика Бразилии - многоукладная.

Распространен латифундизм - земля принадлежит крупным землевладельцам.

Сейчас государство проводит неолиберальную политику. Проведена

приватизация, отказ от гос. политики, проведение рыночных реформ, отмена

дотаций. Цели политики: снизить инфляцию, модернизировать промышленность,

снизить внешнюю задолженность. Произведена замена денежных знаков, введена

денежная единица, плавающий курс. Во внешней торговле проводится политика

либерализации. Открытость экономики повышает степень доступа на рынки

страны, в сумме экспорт и импорт составляют 35% ВВП. 16% экспорта

реализовывается за рубежом, 19,6% импорта закупается за границей. Экспорт:

20% направляется в Северную Америку, 30% в ЕС, 15% - в Азию, 11% - на Южный

рынок, 4% - на Ближний Восток. Импорт: 26% - из Северной Америки, 22% из

ЕС, 8% из Азии, из Южного рынка - 10%, с Ближнего Востока - 14%. В 1992

г. структура экспорта состояла из сырья (8,9 млрд. долларов),

полуфабрикатов (5,2 млрд.), готовой продукции (21,6 млрд.). Структура

импорта: сырье - 7,3 млрд., товары народного потребления - 2,2, нефть -

4,9, товары производственного назначения - 6,2 млрд. долларов.

Заключение: до 80-х гг. проводилась политика импортозамещения, затем

произошел поворот в сторону политики экспансионистской направленности. Было

создано 430 тыс. новых рабочих мест. Официальный уровень безработицы

составляет 11% (занижен). 1/3 часть экономически активного населения не

трудится, что приводит к высоким социальным издержкам реформ. Необходимо

развиваться эволюционным путем. Прирост населения составляет - 1,.9%

(достаточно высокий уровень).

93. Особенности экономического развития Южной Кореи.

За последние 10 лет Южная Корея из объекта превратилась в субъект МЭО.

Ежегодно рост внешней торговли - 10%. Объем внешней торговли увеличился в

10 раз. Изменения в структуре внешней торговли: продукция текстильной

промышленности, судостроения, бытовая электроника. Факторы успеха: рост

производительности труда, квалификация рабочей силы, уровень зарплаты,

дешевизна товара. До 80-х гг. Южная Корея - объект вывоза

предпринимательского капитала, ссудного капитала, но благодаря увеличению

экспорта она не стала неплательщиком. В 80-е гг. - Южная Корея сама стала

вывозить предпринимательский капитал (в Юго-Восточную Азию), так как резко

повысилась стоимость рабочей силы.

ВВП - 300 млрд. долларов, на душу населения - 8 тыс., экспортная квота -

30%.

90-е гг. - увеличение экспорта, внутреннего спроса, инвестиций в

промышленность, темпы роста ВВП составили 6,4%, темпы роста населения

0,91%. В 1992 г. численность населения- 43 млн. человек, темпы роста

экспорта - 7,3%, импорта - 2,5%. Рост личного потребления - 6,2%,

правительственного - 1,7%. Темпы роста сферы услуг - 9,5%, снижение

производства легкой промышленности - 0,1%, рост производства тяжелой и

химической промышленности - 13,3%.

Торговля. 12 место в мире по экспорту и импорту на 90-й г. Структура

экспорта (82 млн. долларов): продукция тяжелой промышленности, легкой

промышленности, текстиль, прочее в легкой промышленности, товары первой

необходимости. Структура импорта (83 млн. долларов по данным на 93-й г.):

сырье, производственные товары, потребительские товары. 90-й г. - дефицит

торгового баланса 4,8 млрд. долларов, то есть объем импорта превышает объем

экспорта. 90-й г. - доля в мировом экспорте 1,9%. Политика поощрения

экспорта и импорта.

Место в мировой экономике: с начала 60-х гг. - принятие

экспортноориентированной стратегии развития, начло интеграции Южной Кореи в

мировую экономику, поощрение экспорта и ограничение импорта только сырьем и

производственными товарами для промышленности. В начале 80-х гг. -

либерализация импорта, так как это способствует расширению позиций на

мировом рынке, это требовал средний класс, чтобы увеличить доступ к

импортным товарам, чтобы примирить отношения с основными торговыми

партнерами. Экспортноориентированная экономика добилась успехов: в течение

30 лет произошло увеличение доходов и улучшение уровня жизни. Сейчас

экономика Южной Кореи на перепутье: экспортная продукция стала терять свои

позиции в мировой торговле, темпы роста ВВП не увеличиваются, инвестиции

снижаются, растет безработица и инфляция, В 92-м г. дефицит торгового

баланса составил 5,1 млрд. долларов. Причины: падение спроса на продукцию

Южной Кореи в США, ЕС, Японии (в результате экономического спада),

снижение конкурентоспособности, недостаток инвестиций в исследования и

развитие.

Иностранные инвестиции: 68% всех инвестиций в промышленности, из них 87% -

в химическую промышленность (электроника, транспортное оборудование,

машиностроение, легкая промышленность). В 93-м г. иностранные инвестиции

составили 8,6 млрд. долларов. Япония (в основном сфера услуг) - 39%, США

(химическая промышленность, электроника, транспортное оборудование) - 29%,

ЕС - 23%.

Инвестиции Кореи за рубежом: начались в 68-м г. К 92-му г. - 4,5 млрд.

долларов, в основном направлены в сырьевую и лесную промышленность. 52% в

Азии, 24% в Сев. Америке, 8% в ЕС, 7% в Лат. Америке, 1,5% - Бл. Восток,

1,5% - Африка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.