реферат скачать
 

Методы и формы государственного регулирования

частности, между государственными органами всех уровней и крупнейшими

объединениями в энергетическом комплексе, на транспорте, в связи и др.

Исполняя регулирующую роль, последние десятилетия государственные

органы Японии и США также действуют в основном совместно с наиболее

крупными корпорациями. При этом они определяют:

а) объем необходимых инвестиций, их направление и структуру;

б) технический уровень, а также объем и пропорции выпуска

важнейших видов продукции, ее конкурентоспособность;

в) уровень заработной платы и некоторые другие виды деятельности

предприятий.

Намеченные общенациональные задачи решаются в основном с помощью

экономических регуляторов: налогов, кредитов, субсидий, программ, квот и

др.

Например, в странах Западной Европы, а также африканского и азиатского

континентов, нередко наблюдается прямое вмешательство государственных

органов в работу частных фирм. Так во Франции, Южной Корее, Тайване,

Индонезии, Гане, Нигерии и других странах регулярно под руководством

государства разрабатываются пятилетние планы, которые ставят значительные

ограничения в работе как государственных, так и частных фирм.

2.3. Косвенные методы государственного регулирования экономики.

Примером либерального косвенного государственного регулирования рынка

могут быть, прежде всего, Германия и Великобритания, исторический период

рыночного индустриального развития которых исчисляется столетиями. Германия

и Великобритания не применяют (подобно Японии или Франции) методов и правил

пятилетнего государственного планирования и используют главным образом

экономические рычаги. Большую роль при этом играют такие структуры, как

торгово-промышленные палаты (ТПП) — бесприбыльные организации, которые

осуществляют функцию связи государственного регулирования с частной

инициативой.

В Великобритании, как и в ФРГ, нет закона, который предписывает ТПП те

или иные функции или определяет, какую именно территорию им охватывать.

Торгово-промышленные палаты не получают финансирования, как и в Германии,

из государственного бюджета за услуги, которые оказываются местным фирмам.

Членство в ТПП добровольное. Фирма самостоятельно принимает решение о

вхождении в ТПП в зависимости от того, окупаются ли ее затраты на услуги,

которые ей оказывают. Несмотря на различия и степени участия

государственных органов между системами организации ТПП в Германии и

Великобритании, между ними много общего.

Главная задача отдела внутренней политики ТПП, который отражает

пожелания предприятий - членов ТПП, - изучение бизнеса во всем мире (в том

числе законодательные акты местного, национального и общеевропейского

уровня). Отдел анализирует тенденции, характерные для мирового бизнеса, и

информирует о полученных результатах членов ТПП, оказывает правовую помощь.

Отдел внутренней политики на основе текущей информации определяет

воздействие законодательных актов на деятельность предприятий, выносит на

обсуждение государственных органов повседневные проблемы предприятий,

стараясь добиться наиболее благоприятных для них формулировок

законодательных актов.

В середине 1980-х годов специалисты европейских стран пришли к выводу

о необходимости централизации помощи развитию бизнеса не только в рамках

отдельных стран, но и Европы в целом. Указывалось, что небольшие фирмы не

имеют необходимой информации о рынке. Перед европейскими информационными

центрами ставится задача - оказать содействие средним и мелким фирмам. Для

этого были созданы Европейский информационный центр (ЕИЦ) и сеть его

отделений, которая в 1995 г. включала 210 групп в различных странах Европы,

соединенных электронной связью. Европейский информационный центр получает

25 % финансирования от ЕС, а 75 % его фондов составляют средства других

спонсоров и средства, заработанные самостоятельно за счет оказания платных

услуг.

Очевидно, что структуры, аналогичные ТПП, нужны и в России. Их можно

было бы создать на базе бывшего Госснаба СССР. Об этом должны заботиться

не только государственные органы, но и сами предприятия, и специалисты.

2.4. Случаи вмешательства государства в регулирование экономики.

Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо в случаях,

когда имеют место так называемые «провалы» рынка, когда по различным

причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не

достигают цели или не дают удовлетворительного решения экономических и

социальных проблем.

Составляемые государством социальные программы призваны: обеспечить

материальную помощь гражданам с низкими доходами; предусмотреть

разнообразные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам;

обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание.

К "провалам" рынка относят и некоторые макроэкономические проблемы:

обшее неравновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного

цикла; занятость и инфляция. Особенностью рыночной организации экономики

является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить

саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших

отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные

механизмы не только не устраняют, но, напротив, даже усугубляют

нежелательные явления в экономике.

Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими

функциями государства, административным регулированием и налоговой

политикой.

Рынки выступают наиболее эффективной системой организации взаимосвязей

между субъектами хозяйственной деятельности. Эта система способна

функционировать при наличии определенных условии, формируемых государством.

К ним относятся:

а) законодательное определение прав собственности;

б) защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной формы

предпринимательской деятельности, разрешенной законом;

в) гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации;

г) использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков;

д) ограничение монопольных тенденций в экономике.

Государство должно вмешиваться в экономику в том случае, если имеются

на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и

негативными.

Негативные условия - это появление всякого рода отрицательных явлений

и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно

повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом.

Роль государства заключается в выявлении этих тенденций и явлений, причин

возникновения и принятия соответствующих мер по их устранению.

Под позитивными понимается появление всякого рода положительных

явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом

случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер

по поддержанию.

Условиями для вмешательства государства могут быть:

а) требования национальной безопасности;

б) социальная напряженность в обществе;

в) негативные явления в экономике (спад производства, инфляция,

высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит

бюджета, не конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке,

инвестиционный спад и т. п.);

г) ухудшение состояния окружающей среды.

Признаки условий и предпосылок для оценки их качественного состояния.

Безработица. Она является неотъемлемым элементом рыночной экономики.

Естественный уровень безработицы - 4 - 6 % от численности рабочей силы.

Естественной считается фрикционная, или структурная, безработица. Эта

безработица связана с поиском более выгодной работы, с сезонными

перерывами, а также с изменением спроса на те или иные профессии.

Государство должно вмешиваться в регулирование безработицы в том случае,

если она начинает превышать ее естественный уровень, то есть когда

начинается циклическая безработица, связанная со спадом производства. Таким

образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный

на уровень естественной безработицы.

Инфляция - это повышение общего уровня цен на товары и услуги.

Инфляция характерна для всех стран мира, так как цены на товары и услуги не

являются постоянными величинами, а все время находятся в движении. До

определенного уровня инфляция не представляет серьезной опасности. Выше

этого уровня инфляция может принести много бед для экономики и общества.

Государство должно отслеживать этот процесс, чтобы инфляция не могла

выйти из-под его контроля. Меры, принимаемые государством, зависят от

уровня инфляции. Различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию.

Умеренная инфляция, когда цены растут менее 10 % в год, галопирующая

инфляция характеризуется ростом цен в интервале от 20 % до 200 % в год, а

при гиперинфляции цены растут еще быстрее. Противо-инфляционные меры

государства зависят от уровня инфляции и причин, ее породивших.

Дефицит бюджета. Бюджетный дефицит - это превышение расходов

государства над его доходами. Государство должно стремиться к тому, чтобы

он не превышал определенную величину. В ее качестве выступает доля дефицита

в валовом национальном продукте или в валовом внутреннем продукте. Задача

государства заключается в том, чтобы не превысить заранее определенной и

допустимой величины данного критерия.

3. Программы государственного регулирования.

3.1. Государственное экономическое программирование.

Высшей формой государственного регулирования является государственное

экономическое программирование. Его задача – комплексное использование в

глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и

долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные

за исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять

порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются

отрасли, регионы, социальная сфера, различные направления научных

исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные

среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на

пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы

разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой

безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами

административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной

экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация

новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами

экономического программирования являются государственные учреждения,

ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над

ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или

министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также

разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также

широко привлекаются представители центрального банка, союзы

предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и

финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное

экономическое программирование является достаточно эффективным при решение

ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование

может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-

стимулирующий характер, тем не менее, оно является эффективным средством

решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило, программы

обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении.

Программирование позволяет использовать все средства государственного

регулирования и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих

мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое

стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают

заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных

предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают

сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные

программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее

противоречивые интересы отдельных групп.

3.2. Границы и эффективность государственного регулирования.

В процессе своего развития государственное регулирование прошло

несколько этапов.

а) Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного

капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового,

налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики,

на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в

сырьевых и инфраструктурных отраслях.

б) Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной

направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

в) Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств

регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной

собственности.

г) Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному

программированию; попытки повысить действенность государственного

регулирования экономики путем изучения совместимости и взаимозаменяемости

инструментов регулирования, определения их эффективности.

д) Осуществление во все большем числе развитых стран

общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с

выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более комплексное

использование инструментов регулирования.

е) Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на

межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений.

На масштабы, инструменты и эффективность государственного

регулирования решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед

экономикой отдельных стран, материальные возможности государства,

отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах

средств, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем

государственного экономического программирования в условиях рыночного

хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х

годов в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных

прикладных исследований, посвященные количественному анализу последствий

мер государственного регулирования. Активизировалось и сотрудничество

ученых с правительственными органами, ответственные за принятие экономико-

политических решений. Характер и направление научных исследований в области

государственного регулирования экономики за последние три-четыре

десятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале 50-х годов

обсуждался вопрос: «Регулировать или не регулировать экономику?», то

позднее - «Какова должна быть степень этого регулирования? С какими целями,

в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?». Однако

возможности государственного регулирования не безграничны. Экономической

основой государственного регулирования является часть ВВП,

перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и

государственная собственность. Эффективность государственного

экономического программирования при прочих равных условиях тем выше, чем

выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется

государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор.

Но у государственных доходов и у государственного сектора есть

относительные границы роста.

4. Необходимость экономики в совершенствовании государственного

регулирования.

На путь объединения и централизации функций управления в экономике

толкает необходимость экономии ресурсов. Современная рыночная экономика

большинства индустриальных стран Запада по сравнению с централизованной

экономикой очень обременительна, поскольку требует колоссальных затрат на

создание и функционирование громоздкой инфраструктуры. Было бы грубой

ошибкой с переходом от централизованно управляемой экономики к

неуправляемому рыночному механизму надеяться на экономию за счет уменьшения

расходов на содержание управленческого аппарата. Напротив, аппарат

управления и затраты на его содержание и содержание многих посреднических

структур придется увеличить по сравнению с централизованной экономикой в

несколько раз. Об этом свидетельствует международный опыт.

В условиях централизованной системы значительную часть работы,

связанной с прогнозированием, маркетингом, планированием производства и

сбыта продукции, материально-техническим обеспечением предприятий,

ценообразованием, разработкой технической политики, финансированием и

некоторыми другими управленческими и распределительными операциями,

выполняют специализированные централизованные хозяйственные органы. Это

подтверждается многолетним опытом Советского Союза, где центральные органы,

укомплектованные профессионалами, опирались в своей работе на разветвленную

сеть подчиненных им научных, проектно-конструкторских и консалтинговых

структур, а также на централизованно управляемую систему экономического

учета и отчетности. В принципе такие органы в состоянии квалифицированно

выполнять по заказам предприятий (фирм) основную часть рутинной расчетно-

аналитической и маркетинговой поисковой работы, которой заняты предприятия.

Но эта работа, выполненная специализированной организацией, обойдется для

них в несколько раз дешевле, нежели выполнять ее собственным силами.

Централизованная система в Советском Союзе оказывала постоянное

давление на предприятие, заставляя его быть не пассивным исполнителем, а

инициатором всех взаимоотношений с управляющими государственными органами.

В противном случае предприятие теряло возможность защищать собственные

интересы и неизбежно попадало в разряд плохо работающих, за что непременно

наказывались его руководители.

Затраты на управление и расходы на подготовку производства, а также

перемещение материальных ресурсов от поставщиков к потребителям при

централизованной системе управления в несколько раз ниже, чем в

децентрализованной. Централизованная система Управления позволяет

интегрировать в одном месте управленческие операции, создает возможность,

когда небольшая группа профессионалов может решить хозяйственную задачу (в

частности по сбыту продукции, материально-техническому обеспечению и др.)

сразу для десятков или сотен предприятий (фирм). Децентрализованная система

требует обязательного повторения в полном объеме каждой хозяйственной

операции на каждом отдельном предприятии. Для этого требуется содержать

соответствующий штат служащих и специалистов, что и вынуждены делать

предприниматели всех индустриально развитых стран.

Например, в I988 г. на предприятиях Рима, связанных с производством и

обменом, рабочие составляли 38 % всей численности персонала, служащие - 49

%, а инженеры и администраторы - 13 %. В том же году на производственных

предприятиях Москвы рабочие составляли 72% всей численности персонала, а

служащие, инженеры, администраторы вместе взятые - 28%.

В 1989 г. из 112 млн. человек экономически активного населения США

управленческий персонал составил 51,3 млн. человек, в том числе в частном

секторе - 41,4 млн. человек. В СССР из 139 млн. чел., занятых в народном

хозяйстве, в управленческом аппарате в том же году было занято 14,9 млн.

человек; из них на предприятиях и в организациях народного хозяйства — 13,2

млн. человек. В связи с этим доля непроизводственных затрат, которые

оплачивает потребитель в США, в несколько раз выше, чем это было в

централизованной экономике СССР.

Современные рыночные отношения промышленно развитых стран, учитывая

высокий технический уровень производства, объективно требуют опоры на

государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в

управлении экономикой по всем мире с каждым годом будет повышаться.

Советскую экономику в прошлом удушало не государственное управление.

Наоборот, оно способствовало ее развитию. Удушала деструктивная

безраздельная власть коммунистического партаппарата, «отсасывающего» из

экономики для решения своих идеологических задач (развитие оборонного

комплекса, «помощь Друзьям» и «подготовка мировой революции») до 50 %

доходов государства. Вряд ли правомерно ожидать положительных результатов

на базе неуправляемого рынка в условиях России до тех пор, пока не будет

создана необходимая для этого централизованно регулируемая управленческая,

посредническая и прочая инфраструктура, которая заменит ныне полностью

децентрализованную систему и, разумеется, потребует существенного изменения

структуры управления экономикой страны.

Расчеты показывают, что в прошлом при условии сохранения в России

централизованного управления экономикой для налаживания нормального ритма

работы предприятий требовалось отстранить от власти компартию и вовлечь в

систему хозяйственного управления дополнительно к имевшемуся ранее аппарату

не более 6 -7 млн. человек. Наряду с этим при переводе экономики на

неуправляемые рыночные отношения единовременные и текущие расходы на

управление по сравнению с имеющимися расходами надо было увеличивать как

минимум в 3 - 4 раза. В систему хозяйственного управления, прежде всего в

органы управления предприятий, а также различных посреднических и

коммерческих контор, требуется дополнительно привлечь не менее 25 - 35 млн.

человек. Безусловно, надо заранее определить, где взять ресурсы на

образование огромного, рассеянного по предприятиям (фирмам) и организациям

дополнительного управленческого аппарата в новых условиях работы, где (и

откуда) набрать дополнительный штат специалистов. В ряде случаев законно

возникает вопрос: а надо ли вообще заниматься делом, которого не знаем,

практически не имея шансов для, его благополучного завершения?

Заключение.

В данной курсовой работе мною освещены такие темы, как: понятие

государственного регулирования экономики, цели, задачи и формы, подробно

рассмотрены объекты и инструменты государственного регулирования

экономики. Также затронуты методы регулирования и случаи вмешательства в

экономику при определенных условиях. В четвертой главе была

проанализирована необходимость экономики в совершенствовании

государственного регулирования.

Мною были сделаны следующие выводы.

Экономика страны — это сотни миллионов различных компонентов (включая

людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.),

находящихся в постоянном взаимодействии. Только при условии рационального

разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими

уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между

верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное

функционирование механизма управления.

Важна регулирующая роль государства в организации внешнеэкономической

деятельности производителей продукции, так как в данной области, помимо

экономических, действуют межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те

государственные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают

внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями продукции. Роль

государственных органов заключается главным образом, во-первых, в контроле

соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке

недостающих законов и нормативов.

Важнейшая экономическая задача государственных органов - обеспечить

условия разработки и реализации государственной инвестиционной и научно-

технической политики в стране, способствующей техническому перевооружению

производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на

мировых рынках. Государственное регулирование экономики направлено

на развитие предпринимательства и создание конкурентной среды с целью

максимального повышения эффективности производства в соответствии с

интересами государства и потребностями населения. Усилия центральных и

местных органов власти концентрируются поэтому на развитии реального

сектора экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами.

Государство берет на себя функции предпринимательства в основном не только

и не столько ради регулирования рыночных отношений. Государственные органы

признаны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить не способен.

Государство должно установить порядок, при котором предприниматели,

действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что

выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком

порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в

реальных социально-экономических условиях страны. При этом

самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с интересами общества.

Таким образом, государство превращается в главный координирующий центр всей

хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу

входящих в систему субъектов. Государство, исходя из своих социальных,

политических, экономических и других интересов, должно ставить цели перед

бизнесом и стимулировать его в достижении этих целей. Оно очень поможет

бизнесу, если сформулирует государственную политику в отношении развитии

бизнеса. Необходимо, во-первых, сформулировать принципы отношения

государства к бизнесу и отразить их в законодательной и нормативной базе,

во-вторых, установить государственные социально-экономические приоритеты и,

в-третьих, создать государственную инфраструктуру, способствующую

деятельности бизнеса.

Своими действиями государство может затормозить или ускорить их

развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все

экономические и социальные процессы в интересах общества и каждого

гражданина. Прерогативой государства является обеспечение правопорядка в

стране и ее национальной безопасности, что является основой для развития

предпринимательства и экономики.

На государство возлагаются следующие основные задачи: создание

правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее

национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной

защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и

организация выполнения хозяйственного законодательства.

Объекты государственного регулирования экономики совершенно различны,

но охватывают практически все сферы экономической деятельности.

Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь

совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Нужны все, и вопрос

лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те

ниши, где его применение целесообразно. Экономические и административные

методы имеют некоторое сходство, и в то же время существенно отличаются

друг от друга. Административные приемы заметно сужают свободу

экономического выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Экономические

методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют

ее.

Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо в случаях,

когда имеют место так называемые «провалы» рынка. Государство должно

вмешиваться в экономику в том случае, если имеются на то определенные

условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и негативными. Существуют

признаки условий и предпосылок: безработица, инфляция, дефицит бюджета.

Высшей формой государственного регулирования является государственное

экономическое программирование. Его задача – комплексное использование в

глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

Программы разрабатываются специальным государственным органом или

министерствами экономики и финансов. Как правило, программы обеспечивают

социально-экономическое развитие в желательном направлении.

Программирование позволяет использовать все средства государственного

регулирования и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих

мероприятий отдельных государственных органов.

Современные рыночные отношения промышленно развитых стран, учитывая

высокий технический уровень производства, объективно требуют опоры на

государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в

управлении экономикой по всем мире с каждым годом будет повышаться.

Список литературы.

1. Экономика предприятия: учебник/Под ред. Проф. О.И. Волкова и

доц. О.В. Девяткина. М.: ИНФРА-М, 2002.

2. ЕфимоваЕ.Г. Потапова И.С., Заславская М.Д. Экономическая

теория: Учебное пособие. Ч. II 2-е изд., испр. и доп. – М.:

МГИУ, 1997.

3. Макконел Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: принципы,

проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 – М.:

Республика, 1995.

4. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» / Под ред.

А.С. Булатов. – М.: БЕК, 1997.

5. Солнцев В. Государственное регулирование цен и контроль за их

применением // Экономист, 1996, №9.

6. ЭКО 1999, №5. С.17.

7. Экономист 2000. №7. С.25; №10. С. 15.

8. Русский бизнес - Дьявол - в деталях // Эксперт - №18 (278) -

2001

9. Аналитический еженедельник "КоммерсантЪ ВЛАСТЬ" № 012 от 28.03.

2000

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.