реферат скачать
 

Методы государственного регулирования экономики в России. Курсовик.

их развитию либо, наоборот, свертыванию. Государственные расходы могут

вызывать экономический рост, либо сдерживать его, ускорять НТП и

структурную перестройку экономики, либо приводить к деиндустриализации при

значительных дефицитах бюджета, содействовать прорывам в мировую

экономику, либо консервировать отсталость национальной экономики. И здесь

очень важно вспомнить о приоритетах целей экономической политики, так как

размеры государственных расходов ограничены, а дефицит бюджета следует

поддерживать в разумных пределах - 5 - 6% ВВП.

Следующим инструментом государственного регулирования является

денежно-кредитный механизм: воздействие на экономику посредством изменения

учетной ставки процента, норм обязательных резервов и операций на открытом

рынке. Влияние на экономику в данном случае оказывается через деньги -

своеобразную кровеносную систему экономического организма. Такое

воздействие осуществляется, прежде всего, в целях достижения стабильности

цен, поощрения инвестиций, антициклического регулирования, стабилизации

платежного баланса и др.

Необходимость форсирования экономического роста создала также такой

специфический инструмент государственного воздействия на экономику (на

воспроизводственный процесс), как ускоренная амортизация оборудования,

способствующая быстрому обновлению техники и создающая дополнительный

спрос.

В современной смешанной экономике весьма распространены и успешно

применяются методы прогнозирования и индикативного планирования, а также

программирования экономики. Они позволяют сконцентрировать усилия частного

бизнеса и государства для реализации каких-либо значимых для национальной

экономики целей и выполнения крупных программ (региональных, структурных,

научно-технических, отраслевых, внешнеэкономических). Планы и программы,

как правило, имеют долгосрочный характер, не являются директивными, но

обладают высокой степенью эффективности, поскольку опираются на весь

комплекс мер стимулирующего характера, осуществляемый государством.

Особо следует отметить специфические методы регулирования государством

внешнеэкономических связей. Это и воздействие на валютный курс и платежный

баланс (например, валютные интервенции, операции с золотом, таможенная

политика), и международные договоры и соглашения, касающиеся движения

товаров, капиталов, рабочей силы, валютных отношений, международной

интеграции.

Приведенная классификация инструментов вмешательства государства в

экономику, конечно, весьма условна. Из отмеченных методов первые два

относятся преимущественно к прямым административным способам, а остальные

- в основном к экономическим. Данный перечень, естественно, неполон как в

смысле широты, так и глубины охвата данной проблемы. В первом случае можно

было бы отметить и другие методы воздействия государства - например,

методы военной экономики, а также способы, опосредуемые иными сферами

общественной жизни - через культуру, общественную идеологию и психологию,

религию и пр. (известно, что, влияя на общественное сознание, государство

может содействовать либо пресекать нежелательные процессы и чисто

экономического характера - допустим, подавлять инфляционные ожидания

граждан). Во втором случае речь идет о возможной и необходимой

конкретизации методов регулирования. Все методы как прямого, так и

косвенного воздействия фактически интегрированы в рыночный механизм и

являются элементами сложнейшей системы смешанной экономики и потому

неизбежно взаимодействуют друг с другом. При этом сама сложность системы

не позволяет в полной мере проследить и учесть все существующие возможные

прямые и обратные связи. В силу этого методы регулирования (так же, как и

цели, о чем сказано выше) в принципе могут противоречить друг другу, что

весьма часто и обнаруживается на практике (например, несоответствие между

принятыми законами и их финансированием).

ГЛАВА2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ.

2.1 Субъекты и объекты государственного регулирования экономики в России.

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям

связан с большими трудностями, возникновением многих

социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая

неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых

взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные

механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются

старые проблемы занятости, растет безработица.

Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения -

наша действительность.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую

наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы

для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит

серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема

безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее

искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением

экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие

следующих факторов:

* подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58,

женщин в 53);

* частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день,

сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);

* условная безработица (непостоянная работа);

* временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за

инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения

содержания);

* потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);

* безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными

и опасными условиями труда;

* безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);

* вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии,

комплектующих, приведшего к остановке предприятия);

* безработица вследствие повышения производительности труда и его

интенсификации;

* безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной

перестройки в армии;

* безработица членов семей военнослужащих и военных советников,

возвращающихся в РФ из-за рубежа;

* безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах

вследствие остановки предприятий;

* первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);

* безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или

прекратившей обучение по собственному желанию;

* безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;

* безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности

переквалифицироваться и получить иную профессию;

* безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)

* безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за

рубежом;

* безработица возвращающихся из мест лишения свободы;

* безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить

работу;

* безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций

(аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и

учреждений в результате взрывов или военных действий);

* безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима

и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в

регионы с избытком рабочих мест.

Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не

желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец

государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в

качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым

оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда,

тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда

войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или

косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с

преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды

безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не

работающие, тоже формально являются безработными.

2.2 Методы государственного регулирования экономики в России

При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости

населения необходимо учитывать определенную специфику России, исходя при

этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу

невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая

социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения

трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении

интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку

при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5%

валового национального продукта.

В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры,

направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших

институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в

экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном

уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста

безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано

законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с

международно-признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена

минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости

безработных, началось реформирование социального страхования.

Регулирование социально - страховых отношений способствовало их

нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между

нынешними работниками и их будущими хозяевами.

В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких

социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам,

неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет

традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием

рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты

труда.

Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми

условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по

экономическим мотивам составили более половины официально

зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных

работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны

реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по

трудоустройству социально незащищенных маргиналов.

Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость

преобразования фондов занятости в полноценную систему социального

страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно

действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за

рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером,

обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы

эффективной занятости.

Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали «рыночные»

зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному

курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию

по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по

растущему числу специально проводимых мероприятий.

Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы

не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности производства.

Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени

правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации,

фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного капитала путем

мобилизации ресурсов накопления.

В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно

для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения

возможностей инфляционного кредитования промышленности источником

стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным

приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи

перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий,

возникших в результате «народной» приватизации.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем

государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без

оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без

долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой

мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными

компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и

льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как

трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.

Наряду с этим расширяется «исход» ранее многочисленного слоя

квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных

производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет

депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены

перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия

в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же

надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте,

неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему

отношений труда и капитала?

Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему:

окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном

труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе,

предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически

обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является

социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную

реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями

рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде,

бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого

является свободный от внеэкономического принуждения и административного

диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет

на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности,

образования, квалификации, опыта.

Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от

рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спец. учета кадров,

административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных

работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди

них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные

условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков

потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого

урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности

наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.

Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного

регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной

заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной

защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в

государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен

следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и

заложить в основу тарифных систем.

Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над

государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении.

Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости,

включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать

нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от

безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства и

местной администрации систему активного содействия безработным на основе

страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый

элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство

вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с

использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное

страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить

экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений

популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую

активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы

социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к

посильным для них занятиям.

Однако в последнее время предпринимаются попытки «спрятать» официальную

растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости.

Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате

бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь

посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на

перерегистрацию. Далее, следует черед других «нарушителей» новых правил,

вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре

борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.

По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой

пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за

труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в

соответствии с реализацией программ реструктуризации производства,

создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для

интенсивного развития экономики. Прежде всего следует стремиться к

поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном

соотношении, что является условием социально - экономической

сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная

экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу

эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию»

безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда

становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной,

адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально -

трудовой сферы.

Заключение

Отношение к государственному регулированию экономики на разных этапах её

становления было различным: некоторые учёные считали, что только

государство в состоянии обеспечить стабильность и процветание экономики,

некоторые занимали противоположную точку зрения, полагая, что рынок сам в

состоянии регулировать себя. В общей массе современных экономических

учений преобладает убеждение о необходимости государственного

вмешательства в действие рыночного механизма. По большей части

экономические школы расходятся только во мнении о методах и размерах

такого вмешательства.

Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной

стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы,

неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы

рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных

систем, требующей институционального представления общих для всех

субъектов интересов.

В каждом конкретном случае в рыночной экономике хозяйственные интересы

отдельных субъектов находятся в противоречии с интересами других

участников рынка. Поэтому государство при осуществлении своей

экономической политики должно учитывать цели всех субъектов и находить

компромиссные решения. Прогрессивной тенденцией является объединение

хозяйствующих субъектов в различные корпоративные союзы, которые бы могли

более слаженно и результативно отстаивать свои интересы в административных

и государственных структурах.

В целом, поскольку современная смешанная экономика базируется именно на

рынке, то государство в первую очередь ориентировано на использование

инструментов экономического характера, в большей степени гарантирующих

фундаментальные ценности демократического общества, в первую очередь

экономическую свободу. Все методы как прямого, так и косвенного

воздействия фактически интегрированы в рыночный механизм и являются

элементами сложнейшей системы смешанной экономики и потому неизбежно

взаимодействуют друг с другом. При этом сама сложность системы не

позволяет в полной мере проследить и учесть все существующие возможные

прямые и обратные связи. В силу этого методы регулирования в принципе

могут противоречить друг другу, что весьма часто и обнаруживается на

практике (например, несоответствие между принятыми законами и их

финансированием).

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую

наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы

для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит

серьезную психологическую травму.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании

сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в

программах экономических преобразований.

Приложение 1. Дерево целей

0x08 graphic

тация его к и

условиям

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

выравнивание

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

экономического цикла

0x08 graphic

0x08 graphic

Приложение 2.Схема государственного регулирования экономики

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

Приложение 3 статистика безработных

0x01 graphic

0x01 graphic

Список используемой литературы:

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд.-

М.:”Дело Лтд”, 1994. - 720 с.

2. Буристов В.Н. Внешняя торговля РФ. - М. МО, 2001.

3. Внешнеэкономическая деятельность РФ. // Внешнеэкономический комплекс

России: современное состояние и перспективы. - 2001. - № 2.

4. Государственное регулирование экономики в России // Инвестиции в

России. - 2002.- №10

5. Иохин В.Я. Экономическая теория - М.:2001.

6. Кузьмин С. Перспективы России в развитии современных мирохозяйственных

тенденций. // Экономист. - 2002. - № 1

7. Курс экономической теории: Учебник - издание 5-е, исправленное,

дополненное и переработанное. /Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф.

Киселёвой Е.А.-Киров: «АСА», 2004. - 832с.

8. Основы экономической теории / - Под ред. Николаева И. - ЮНИТИ-ДАНА,

2001

9. Предпринимательское право: Учебник. /Под ред. Е.Губина, П.Лахина - М.:

Юрист, 2001.

10. Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепций // МЭиМО. -

1998 - №10

11. Экономика: Учебник./Под ред. Райзберга Б.А. - М: Инфра-М, 1997.- 720с.

12. Экономическая теория: Учебник - 8-е изд., перераб. и доп./ Под ред.

В.Д. Камаева. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с.

13. Экономическая теория: Учебник. /Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина,

А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой - М.: Инфра - М, 2002 - 714с.

14. Экономическая теория: Учебник. /Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой.

- М.: Издательство «Экзамен», 2004. - 592с.

15. Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики.

- 1997. - № 6. - C. 13-21.

8

укрепление строя

адаптация его к изменяющимся

условиям

выравнивание

экономического цикла

совершенствование

структуры народного хозяйства

защита, улучшение

окружающей среды

социальный

мир

внешне-

экономическое равновесие

поощрение

конкуренции

стабилизация

денежного обращения

поддержание

нормальной занятости

стабильность

цен

Решаемые проблемы в рамках государственного

регулирования экономики

Экономическая и социальная стабильность,

рост жизненного уровня населения,

утверждение международного авторитета России.

Социально-экономическая стратегия государства

Правовое обеспечение

Охрана окружающей среды

Научно-технический прогресс

Антимонопольные мероприятия

Финансовая, налоговая политика

Социальное обеспечение населения

Размещение производительных сил

Приватизация собственности

Денежное регулирование

Государственные поставки

Анализ и прогноз социально-

экономического развития

страны

Внешнеэкономическая

деятельность

Инвестиционная политика

Структурная перестройка

экономики

16.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.