реферат скачать
 

Методы государственного регулирования экономики в России. Курсовик.

следующими основными свойствами:

-неисключаемостью - блага не могут быть предоставлены одному лицу так,

чтобы не предоставить их в распоряжение других людей,

-неконкурентностью - будучи предоставлены одному лицу могут быть

предоставлены другим без дополнительных издержек. Производство и

предложение таких благ частными фирмами оказывается невыгодным, если

вообще возможным: большинство людей будет пользоваться такими благами

бесплатно, возникнет проблема \\\"зайцев\\\" (рис.2)

0x08 graphic

К \\\"чистым\\\" общественным благам, для которых в полной мере применимы

указанные свойства, можно отнести национальную оборону, услуги маяков,

уличное освещение и др. Некоторые блага характеризуются частичным

отсутствием свойств исключения и конкурентности - это \\\"квазиобщественные\\\"

блага: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и проч.

Иногда к таким благам относят также образование, медицину, отрасли

культуры, хотя это скорее частные блага с высокими положительными внешними

эффектами. Общественные блага в силу их свойств производятся либо

государством, либо фирмами-подрядчиками государства и предоставляются в

пользование бесплатно, финансируются за счет средств госбюджета. Но при

этом весьма сложной проблемой является определение объемов производства

благ и соответствующих затрат ресурсов, традиционный рыночный механизм

выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает.

Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный

механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать

вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт

благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического

общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов

фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

Все указанные факторы вмешательства государства в экономику относятся

скорее к микроэкономике, так как характеризуют проблемы отдельных рынков.

Но существуют и собственно макроэкономические ситуации, требующие

государственного регулирования. Причем в отношении последних

противоречивых суждений значительно больше, чем в отношении

микроэкономических. Эти проблемы могут быть интерпретированы как

проявления нестабильности экономики.

Во-первых, это касается инфляционных процессов, обладающих, как известно,

весьма разрушительным действием на хозяйственные системы. Как показывает

практика развитых и развивающихся стран, высоким антиинфляционным

действием обладают денежно-кредитная политика (ограничение денежной

массы), фискальная политика (сокращение дефицита государственного

бюджета), структурная политика, антимонопольная политика и др. Борьба с

инфляцией оказывается часто важнейшей задачей стабилизации, без которой

дальнейшее развитие экономики немыслимо. Такая стабилизация иногда дается

очень дорого, сопровождаясь большим или меньшим экономическим спадом,

ростом безработицы и другими неблагоприятными последствиями.

Требует государственного вмешательства и существование безработицы.

Высокий ее уровень, превышающий естественную норму, недопустим в

хозяйственной системе как по чисто экономическим причинам (потери ВНП),

так и по социально-политическим: низкие доходы, малообеспеченность,

высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность; наконец,

это нарушение определенных демократических прав и свобод. Политика

приведения безработицы к ее естественному уровню и поддержания последнего

также сопряжена с многими проблемами: возможным дефицитом госбюджета,

инфляцией, так как требует стимулирования производства, выплаты социальных

пособий, затрат на создание и эффективную работу служб занятости и т.д.

Усиление интернационализации экономики порождает еще одну

макроэкономическую заботу государства - равновесие платежного баланса

страны. Несбалансированность внешнеэкономических связей (прежде всего

дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных

ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее

зависимость от внешнего мира, требовать сложных и болезненных

макроэкономических корректировок. Поэтому государство проводит ту или иную

политику по кратко - и долгосрочному балансированию платежей страны,

прибегая в ряде случаев к экстренным мерам внешнеэкономической политики.

Необходимость стимулирования экономического роста как основы общественного

прогресса - еще одна возможная причина государственного регулирования

экономики. Рыночная система, как показывает история, достаточно часто дает

сбои в этом вопросе. Политика экономического роста, осуществляемая

правительствами, включает в себя, в частности, содействие структурной

перестройке экономики, научно-техническому прогрессу, реализации

инвестиционных государственных программ, антициклическое регулирование.

Она требует грамотной денежно-кредитной и фискальной политики, но весьма

часто сопряжена с неблагоприятными последствиями, такими как инфляция,

структурная безработица, дефицит платежного баланса, особенно в

краткосрочном периоде.

Названные причины макроэкономического регулирования фактически задают

возможные цели такового, и эти цели могут быть не только

взаимодополняющими, но и противоречивыми. Достижение одной цели, как

правило, и это уже показано, сопровождается ухудшением состояния экономики

в каком-либо ином направлении, например, при стремлении обеспечить полную

занятость может вырасти инфляция, и наоборот, борьба с инфляцией потребует

как минимум на некоторое время забыть об экономическом росте и т.д. Такое

своеобразное положение дел получило в экономической литературе весьма

точное название - магический четырехугольник. \\\"Углами\\\" этого

четырехугольника и являются такие цели как: стабильность цен, эффективная

полная занятость населения, равновесие платежного баланса и обеспечение

экономического роста. Все это, безусловно, усложняет эффективное

регулирование государством экономики, так как требует выделения

приоритетных целей и определенных жертв. Хорошо, если реально страна

находится перед необходимостью решения только одной задачи, допустим,

устранения высокой инфляции или дефицита платежного баланса, тогда потери

могут быть незначительны. Другое дело, если все проблемы магического

четырехугольника \\\"наваливаются\\\" одновременно и весьма сильно: и

экономически, и политически решать их оказывается чрезвычайно сложно, так

как выбор приоритетов может быть крайне болезненным для общества и ведет к

обострению социально-экономической ситуации. Именно такое положение вещей

весьма характерно для стран с переходной экономикой и многих развивающихся

государств.

Рассмотренные причины вмешательства государства в экономику, как уже было

отмечено, одновременно определяют и его основные цели: сохранение

конкурентной среды, стабильность цен, экономический рост и т.д. Эти цели,

безусловно, можно уточнять, строя своеобразное дерево целей, выявлять

характер связей внутри этой системы. Следует также выделить и конечную

цель государственного регулирования - содействие повышению эффективности

социально-экономической системы и росту благосостояния граждан. Конкретные

цели регулирования для той или иной страны в тот или иной период времени

определяются уже исходя из анализа существующего положения в экономике и с

учетом ряда неэкономических факторов, прежде всего политического

характера. Трудности такого анализа, противоречия политических отношений,

разнообразие трактовок ряда проблем различными экономическими школами

делает этот процесс чрезвычайно сложным. Но это не может отменить

необходимость вмешательства в экономическую систему со стороны

государства. В результате такого взаимодействия рынка и государства и

формируется смешанная экономика. В этой экономике принцип распределения

полномочий между двумя механизмами регулирования может быть обозначен

достаточно просто: рынок - насколько возможно, государство - насколько

необходимо, но сама степень такой необходимости трактуется весьма

различно.

1.3 Система государственного регулирования экономики

Как и в любой управленческой системе, в ГРЭ необходимо выделять объекты

управления, т.е. то, на что направлены государственная экономическая

деятельность и политика, и субъекты управления, т.е. структуры, лица,

которые их осуществляют. Государство в силу его специфических функций

объединяет в себе оба эти понятия.

На большинстве уровней управления можно выделить несколько блоков объектов

государственного регулирования. Такое деление носит условный характер,

потому что управленческое решение в рыночной экономике, как правило, имеет

финансовое выражение.

Первый блок - это макроэкономические объекты ГРЭ:

* экономический рост национального хозяйства;

* структура национального хозяйства (прежде всего секторальная или

отраслевая);

* региональная политика;

* инвестиционный климат;

* цены и ценообразование;

* антиинфляционная политика;

* научно-техническая и инновационная политика;

* государственный сектор;

* предпринимательство;

* антимонопольная политика;

* теневая экономика.

Второй блок включает денежно-финансовые объекты:

* денежно-финансовое обращение;

* условия сохранения и накопления капитала;

* налоги и налогообложение;

* государственный внешний и внутренний долг;

* платежно-торговый баланс страны;

* экспортно-импортные операции.

Третий блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы:

* занятость, безработица, миграционные процессы;

* социальная защита и социальное обеспечение;

* образование, в том числе для государственной службы;

* здравоохранение;

* охрана окружающей среды.

Принято выделить несколько субъектов государственной экономической

деятельности - это само государство, которое включает в себя, помимо

федеральных образований, региональные (уровень субъектов Федерации),

местные (города, районы, села, поселки).

Во всех субъектах ГРЭ следует выделять носителей, выразителей и

исполнителей хозяйственных интересов. Носители - это физические и

юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические интересы.

Например, хозяин фирмы заинтересован в получении максимальной прибыли;

наемные работники хотят получить большую зарплату; налоговый инспектор,

занимающийся сбором поступлений в бюджет, имеет цель в максимальном

налоговом обложении всех активов данной фирмы и т.д. В каждом конкретном

случае в рыночной экономике хозяйственные интересы отдельных субъектов

находятся в противоречии с интересами других участников рынка. Поэтому

государство при осуществлении своей экономической политики должно

учитывать цели всех субъектов и находить компромиссные решения.

Носители экономических интересов занимают различные места в экономической

структуре общества в зависимости от наличия капитала. Невозможно

предположить, что государство будет в одинаковой мере учитывать интересы

отдельных физических лиц и крупных финансово-промышленных групп. В

российском обществе это проявляется, с одной стороны, в слабом учете

интересов мелких предпринимателей, а с другой,- в явно повышенном внимании

правительственных подразделений к крупнейшим компаниям

топливно-энергетического и сырьевого комплексов, например, ОАО \\\"Газпром\\\",

РАО \\\"ЕЭС России\\\", от которых во многом зависит наполняемость российского

бюджета.

Прогрессивной тенденцией является объединение хозяйствующих субъектов в

различные корпоративные союзы, которые бы могли более слаженно и

результативно отстаивать свои интересы в административных и

государственных структурах. Также есть много типов объединений

индивидуальных носителей: по виду, имуществу, месту деятельности, доходам,

профессиональным, национальным интересам и т.д. Таким путем образуются

различные профессиональные союзы (к примеру, шахтеров, машиностроителей,

учителей), ассоциации производителей определенного вида продукции, союзы

фермеров, лиц свободной профессии, государственных чиновников, продавцов

каких-либо товаров, например, автомобилей.

Большие институциональные преобразования в послевоенный период подняли

роль других ассоциированных носителей экономических интересов. В каждом

демократичном обществе для выражения хозяйственных интересов сложилась

определенная структура, которая соотносится с действующей системой

управления. Носители и выразители хозяйственных интересов, объединенные в

различные союзы, получают все больший доступ посредством лоббирования в

законодательные и исполнительные ветви власти. В настоящее время под

лоббированием понимают процесс деятельности в различных органах власти с

целью выявления и представления в этих органах интересов определенных

общественных групп. В средствах информации часто под лоббизмом понимают

прямой подкуп депутатов или чиновников. Для борьбы с этим в некоторых

странах, например, США, государственные чиновники обязаны сообщать в

соответствующие учреждения об источниках и размерах своих доходов,

подарках стоимостью более 50 долл. и т.п.

Для нашего общества, по всей видимости, характерно лоббирование интересов

крупных финансово-промышленных структур, которое присуще раннему

капитализму. В России практически нет депутатов, которые бы признавали

свои финансовые отношения с какими-либо компаниями. И не случайно, подкуп

чиновников (коррупция) в современном обществе считается все более

нарастающей проблемой, которая может привести к значительным политическим

кризисам.

Для демократичного общества материальной основой осуществления

государственной экономической политики является учет правительством

групповых хозяйственных интересов с помощью их выразителей - политических

партий. Для многих стран Европы характерно наличие в государстве двух

ведущих партий, которые можно условно назвать консервативными

(либеральные, христианско-демократические) и социалистическими

(лейбористские, социал-демократические). Все остальные же партии, как

правило, небольшие и выполняют промежуточную роль при формировании

правительства из представителей партий, победивших на парламентских

выборах.

Для функционирования национального хозяйства необходимо иметь структуру

органов власти и управления, отвечающую интересам, как всего общества, так

и отдельных его субъектов. Исполнителями хозяйственных интересов является

целая отдельная ветвь управления и власти, которая так и называется -

исполнительная, а также государственный Центральный банк.

Под методами государственного регулирования экономики мы будем понимать

специфические для государства как общественного института способы

достижения поставленных целей.

Весьма условно все методы можно разделить на две основные группы -

административные, базирующиеся в основном на элементах принуждения,

ограничения экономической свободы субъектов, и экономические,

ориентированные на включение механизмов их личной заинтересованности, хотя

все методы, будучи способами государственного воздействия, реализуются

посредством ряда административных актов. Сразу следует отметить, что

оптимальное соотношение между административными и экономическими методами

определить очень сложно. Ясно, что в основе такой пропорции важнейшим

будет тот же принцип экономической выгоды (но не только он): если

административные способы оказываются эффективнее, следует отдавать

предпочтение им, если экономические - надо пользоваться именно ими, хотя

расчеты подобного рода непросты. В целом, поскольку современная смешанная

экономика базируется именно на рынке, то государство в первую очередь

ориентировано на использование инструментов экономического характера, в

большей степени гарантирующих фундаментальные ценности демократического

общества, в первую очередь экономическую свободу.

Какими же конкретно способами воздействия на экономику располагает

государство?

Во-первых, это правовая система. Государство посредством законов

устанавливает основные правила, по которым функционирует экономическая

система, определяет сферы и методы незаконной деятельности. Нет

практически ни одной сферы экономической жизни, которая в той или иной

степени не подвергалась бы правовому регулированию - начиная от

производства благ и услуг, их распределения до, в определенной степени,

потребления.

Вторым методом государственного вмешательства следует упомянуть

государственную собственность (в том числе на ресурсы и капитальные

объекты) и государственное предпринимательство. Будучи собственником,

государство берет на себя ответственность и риски за управление

соответствующими системами в интересах общества в целом. Как правило, чаще

всего, объектами такой собственности становятся либо чрезвычайно значимые

для хозяйства системы (природного или искусственного характера),

эксплуатация или создание которых требует больших затрат; убыточные

отрасли, поддержание которых считается необходимым в силу тех или иных

причин; производство общественных благ; новые наукоемкие производства,

непривлекательные поначалу для частного бизнеса в силу высоких рисков.

Конкретный набор объектов государственной собственности, характер и

способы управления ими вытекают из состояния экономики и целей, стоящих

перед государством. Изменение этих факторов весьма часто связано с

процедурами национализации либо приватизации, методы осуществления которых

также различны и трудны.

В-третьих, государство в своей экономической деятельности опирается на

налоговое регулирование, как минимум, две основные функции налогов -

фискальная и стимулирующая - способствуют достижению разнообразных целей -

от содействия инвестициям, экономическому росту, занятости,

уравновешиванию платежного баланса и др., до социальных - обеспечение

стандартов жизненного уровня, принципов справедливости. При этом сама

налоговая система именно в силу многообразия направлений ее применения не

может быть универсальной и должна меняться при появлении новых приоритетов

экономического развития и быть непротиворечивой, сбалансированной.

В-четвертых, следует признать чрезвычайно высокую значимость направлений,

способов расходования бюджетных средств государством. Размеры выделяемых

финансовых средств отраслям, регионам, сферам непроизводственной и

социальной деятельности в очень значительной степени могут содействовать

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.