реферат скачать
 

Методы государственного регулирования экономики в России. Курсовик.

Методы государственного регулирования экономики в России. Курсовик.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....4

1.Теория государственного регулирования экономики……………………….....6

1.1 Теоретические взгляды на государственное регулирование экономики..6

1.2 Необходимость и цели государственного регулирования экономики......9

1.3 Система государственного регулирования экономики……………….....17

2.Государственное регулирование экономики в России………………...……...25

2.1 Субъекты и объекты государственного регулирования экономики в

России………………………………………………………………………………25

2.2 Методы государственного регулирования экономики в России…….....27

Заключение………………………………………………………………………...33

Приложение 1 Дерево целей……………………………………………………...35

Приложение 2 Схема государственного регулирования экономики…………..36

Приложение 3 Статистика безработных…………………………………………37

Список используемой литературы……………………………………………….38

«Сильное государство подавляет нас,

а при слабом мы погибаем.»

Поль Валерии

Введение

Данная работа посвящена вопросам функционирования государственного

регулирования экономики, путям и формам его обеспечения. Сочетание

рыночного и государственного регулирования. В течение XX в. сочетание

государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной

социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию

и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Актуальность

рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие

фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены

исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии.

К этим проблемам относятся, прежде всего, развитие социальной сферы,

которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один

из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень

образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований

непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что

подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и

науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за

счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу

других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние

рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста,

относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей

среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан,

доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно,

реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные

экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.

Особым фактором объективного усиления роли государства выступает

чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной

экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной

системы. Это явление, институциональная ригидность, проявляется в том, что

фундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться как

в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в современном обществе

обычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления правовых

институтов и организаций изменениям в другом направлении (обычно даже при

ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и зарплаты не

снижается, затруднены увольнения рабочих и т.д.). Современная экономика в

значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему

капитализму. Цель данной работы - рассмотреть методы, пути и формы

государственного регулирования экономики, определить причины и границы

государственного вмешательства в экономику. Для реализации поставленной

задачи был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы.

Глава1 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1Теоретические взгляды на государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю и восходит к

концу средневековья. Отношение к государственному вмешательству в

экономику на разных этапах её становления было различным.

Заслуга первых представителей экономических школ не в том, что они нашли

исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том, что обозначили его.

Поставить проблему - значит наметить направление, в котором следует вести

поиск, нащупывая, пусть несколько в общей, расплывчатой форме, сферу

общественных отношений, которыми должна заниматься экономическая теория.

Первые камни в фундамент новой отрасли общественного знания заложили

меркантилисты. Меркантилисты - от итальянского mercante - купец, торговец

- сторонники сильной власти, выступали за государственную поддержку

торговли (особенно экспорта). Условием роста богатства нации считали не

только выгоду внешнеторговых связей с другими странами, но и развитие

собственной промышленности, ремесленного и мануфактурного производства,

судоходства, обработка свободных земель, вовлечение населения в

производительный труд. Меркантилисты утверждали, что главный показатель

богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали

поощрять экспорт и сдерживать импорт, поддерживать активный торговый

баланс (то есть тратить меньше, чем зарабатывать). Меркантилисты

подчёркивали исключительную роль государства в экономике, как основной

институт, способный управлять всеми экономическими процессами.

Следующей ступенью развития экономической мысли стала классическая школа.

Начало её формирования положил Уильям Пети. Он считал, что государство

играет главную роль в регулировании экономических процессов. Все его

действия должны быть направлены на увеличение благосостояния граждан

страны, так как чем они богаче, тем больше налогов с них можно собрать.

Как известно, родоначальником классической школы называют Адама Смита.

Дело в том, что именно он разработал и представил экономическую картину

общества как систему, а не как отдельные тезисы. В своей знаменитой работе

“Исследование о природе и причинах богатства народов” Смит утверждал, что

экономика не управляется из единого центра, не подчиняется общему замыслу,

тем не менее, она функционирует по определённым правилам. В соответствии с

классическим подходом государство должно:

1. Обеспечивать военную безопасность страны, людей и их имущества;

2. Обеспечивать правосудие;

3. Создавать и содержать общественные учреждения.

В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что

именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов

является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в

конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Это

достигается, как писал Смит, посредством «невидимой руки» рыночных

законов. Стремление к личной выгоде ведёт к общей выгоде, развитию

производства и прогрессу. Каждый в отдельности заботится о себе, а

выигрывает общество. Смит показал силу и значимость личного интереса как

внутренней пружины конкуренции и хозяйственного механизма. Таким образом,

представители классической школы не видели большого значения государства в

регулировании экономических процессов, так как считали, что рынок сам

способен себя регулировать с помощью конкуренции.

В 30-е года прошлого века, после глубочайшего спада экономики США, Джон

Кейнс в своей книге “Общая теория занятости, процента и денег” выдвинул

свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства.

Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Кейнсом, предусматривает активное

вмешательство государства в экономическую жизнь. Он не верил в

саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения

нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в

процесс экономического развития извне. Но кейнсианское государственное

регулирование имело целью сохранение рыночной экономики (конкуренции и

свободного ценообразования), то есть не порывала с классической традицией.

В середине 70-х гг. и эта теория оказалась несостоятельной, причиной стало

чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Теперь потребовалась

новая концепция, которая, сохраняя регулируемы характер рыночной

экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего

вмешательства, а не «административный». Именно эту задачу выполнила широко

известная сегодня монетаристская концепция, которую разработал Милтон

Фридмен. Его теория, не отрицая необходимости государственного

вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» -

через регулирование денежной сферы. Фридмен, продолжая мысли

меркантилистов, считал, что самым мощным фактором, влияющим на

экономическую активность, является изменение денежного запаса. Существует

прямая связь между количеством денег и уровнем цен, цены определяются

количеством денег, находящихся в обращении, а покупательная способность

денег обуславливается уровнем цен. Увеличивается денежная масса - растут

цены, и наоборот, сокращается денежная масса - снижаются цены, т.е. при

прочих равных условиях товарные цены изменяются пропорционально количеству

денег.

Наиболее глубоко необходимость государственного регулирования рыночной

экономики изложил Маркс в своих работах о капиталистическом способе

производства. Марксизм обоснованно и последовательно приводит к выводу об

ограниченности капиталистического способа производства в чистом виде и

необходимости замены его другим более прогрессивным строем с приоритетом

социального аспекта. Главным недостатком марксистской теории с позиции

современной отечественной политэкономии считается именно вывод о

необходимости революционного пути изменения способа воспроизводства и

социально-экономической системы.

Отношение к государственному регулированию экономики на разных этапах её

становления было различным: некоторые учёные считали, что только

государство в состоянии обеспечить стабильность и процветание экономики,

некоторые занимали противоположную точку зрения, полагая, что рынок сам в

состоянии регулировать себя. В общей массе современных экономических

учений преобладает убеждение о необходимости государственного

вмешательства в действие рыночного механизма. По большей части

экономические школы расходятся только во мнении о методах и размерах

такого вмешательства.

Общество устроено таким образом, что принуждение в известной мере является

условием свободы. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства

государства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же

реальность состоит в том, что государство выступает активным участником

рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть

производительных сил перерастает рамки классической частной собственности,

и государство вынуждено было брать на себя содержание больших

экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях

монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться

большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались

заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной

поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие

межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические

процессы перешагивают национальные границы, формируют новые

социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией,

воспроизводством рабочей силы.

1.2 Необходимость и цели государственного регулирования экономики

Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной

стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы,

неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы

рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных

систем, требующей институционального представления общих для всех

субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях

современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого

усиления интернационализации экономической жизни.

Каковы же конкретные причины возможного вмешательства государства в

экономику?

В первую очередь следует признать роль государства в сохранении и

поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством правового

регулирования обеспечивает установление и соблюдение \\\"правил игры\\\"

основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права

собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике,

пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие

стороны экономической деятельности и т.д. Государство обеспечивает

нормальное функционирование денежной системы, что особенно важно в

условиях отказа от золотого стандарта. Элементы принуждения, которые

неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд,

ограничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые

обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики. На самом же деле,

принуждение оказывается способом снижения транссакционных издержек (Р.

Коуз) - издержек ведения переговоров, получения достоверной информации,

издержек рискованных действий частных структур, которые были бы

исключительно велики при отсутствии государственного контроля и гарантий.

Такое принуждение осуществляется государством в интересах всех основных

экономических субъектов и общества в целом. Но, в свою очередь, если

издержки государственного управления оказываются выше транссакционных

издержек, это повод для ухода государства из соответствующих сфер.

Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему

является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из

законов конкуренции, концентрации и централизации капитала.

Неоднозначность последствий монополизации (с одной стороны, рост цен,

издержек, сокращение объемов производства, нерациональное распределение

ресурсов и доходов, в ряде случаев невосприимчивость к НТП; с другой

стороны, снижение затрат за счет эффекта масштаба, заинтересованность в

научных исследованиях и финансовые возможности проведения последних,

способность прорыва на мировые рынки) создает и весьма противоречивое

отношение государства к оценке деятельности монополий. Это находит

выражение в различии национальных антитрестовских законов: наиболее

жесткое отношение к монополиям в США, европейские страны и Япония подходят

к проблеме более терпимо, во многом из-за необходимости содействия

национальным фирмам в их закреплении на мировых рынках. Именно в той мере,

в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она

становится объектом государственного воздействия - через законодательное

ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен,

раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых

предприятий, осуществление политики открытой экономики.

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также

проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в

экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды)

рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся

непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых

являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей

среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от

роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние

эффекты). С точки зрения теории микроэкономики в случаях внешних эффектов

наблюдается неоправданное отклонение кривых спроса и предложения

соответствующих благ (и точки равновесия) от необходимого положения. При

отрицательных внешних эффектах кривая рыночного предложения, основываясь

на частных издержках фирм, не учитывает часть издержек общества (потери

третьих лиц), в силу чего объем производства и потребления благ

завышается, цены занижаются и, следовательно, наблюдается избыточное,

неоплаченное и неэффективное использование части ресурсов.(рис.1)

0x08 graphic

В случае положительных экстерналий (при преобладании рыночных отношений в

сферах образования, здравоохранения, культуры) ситуация обратная: наличие

неоплачиваемых выгод занижает платежеспособный спрос на товары и услуги,

объем их производства и потребления, а также цены оказываются меньше

необходимых обществу, ресурсы в отрасли недопотребляются. Проблема

отрицательных экстерналий, как показывает теория, могла бы быть решена

чисто рыночным путем (в случае нулевых трансакционных издержек), но при

одном важном условии - точном выявлении всех прав собственности на все

ресурсы (в том числе на чистый воздух, незагрязненную воду водоемов и

проч.). Эта идея сформулирована в теореме Коуза-Стиглера: при нулевых

транссакционных издержках и четком установлении прав собственности,

независимо от того, как эти права распределены между экономическими

субъектами, частные и общественные издержки (учитывающие упомянутые

издержки \\\"третьих лиц\\\") будут равны. Однако сложность как раз и состоит в

том, что:

-либо нулевые транссакционные издержки невозможны,

-либо сложно установить и распределить права собственности.

В силу этого вмешательство государства в такие ситуации оказывается

неизбежным. Оно осуществляется различными способами. С помощью политики

налогов, штрафов, прямых запретов искусственно увеличиваются издержки

фирм, и смещается кривая отраслевого предложения, тем самым отрицательные

эффекты снижаются, ресурсы перераспределяются в оптимальном направлении.

Использование дотаций, субсидий, бесплатного предоставления товаров и

услуг государство расширяет использование ресурсов, производство и

потребление благ в отраслях с положительными внешними эффектами. Таким

образом, государство и в этом случае \\\"подправляет\\\" рыночный механизм,

способствует росту эффективности экономической системы, хотя следует

признать, что полностью устранить внешние эффекты по ряду причин не

удается.

Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику

является необходимость производства так называемых общественных благ.

Общественными благами в экономической теории называются блага, обладающие

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.