реферат скачать
 

Лизинг

Компания заключает сделки по поставкам практически всех видов

оборудования от пекарни до автомобиля на условиях отсроченного платежа на

срок от одного года до четырех лет. При организации схем финансирования

поставки оборудования по международному лизингу используются гарантии КБ

“Российский кредит”.

Зарубежные производители уже заключили с банком соглашения о поставке

в Россию машин и оборудования на сумму более 100 млн. долларов США.

Портфель заказов содержит около 500 лизинговых проектов. Реализуются

договоры о поставке на условиях лизинга машин и комплектующих с крупнейшими

автомобильными концернами - германским “Мерседес-Бенц”, итальянским

“Ивеко”. В 1996 году было принято решение организовать сделки

непосредственно между фирмами-изготовителями оборудования и

лизингополучателями на основе гарантий, предоставляемых КБ “Российский

кредит”. При этом в качестве обеспечения сделок рассматриваются гарантии

Минфина Российской Федерации, Правительства Москвы (предусматривается

специальная строка в городском бюджете) или надежное материальное

обеспечение.

Инвестиционный банк “Восток-Запад” занимается лизингом без создания

специальной лизинговой компании. Большинство клиентуры банка в области

лизинговых отношений состоит из крупных неторговых организаций по

транспортным перевозкам. Учредителями банка являются АО

“Автотрактороэкспорт”, ВАО “Автоэкспорт”, ВАО “Трактороэкспорт”,

Камчаткомагропромбанк и компания “Икар Холдинг АГ” (Швейцария).

В основном, банк предлагает автотранспортным предприятиям,

выполняющим международные перевозки, долгосрочный финансовый лизинг

грузовых тягачей и полуприцепов ведущих европейских производителей

автомобильной техники. Партнерами банка по совместному финансированию

лизинговых проектов выступают такие компании, как Mersedes-Benz, Iveko,

Volvo, Krone, Trailor и другие.

При рассмотрении заявок на финансирование лизинговых контрактов

инвестиционный банк “Восток-Запад” отдает преимущество в кредитовании

проектов:

- крупным предприятиям, профессионально занимающимся перевозками

грузов, обладающим собственным парком автопоездов, ремонтной базой, штатом

квалифицированных водителей;

- крупным предприятиям - действительным членам АСМАП, имеющим опыт

международных перевозок и сложившиеся устойчивые связи с

грузоотправителями, экспедиторами и зарубежными партнерами;

- крупным предприятиям, имеющим устойчивое финансовое положение и

регулярные поступления фрахтовых платежей в свободно конвертируемой валюте.

Важно отметить, что договор лизинга предусматривает оформление

залога в пользу банка в виде собственности на транспортные средства,

здания, ценные бумаги, а также вексельное оформление платежей.

3.2. Лизинг авиатехники

В настоящее время наглядно виден рост оперативного лизинга на мировом

рынке без наличия особых налоговых льгот в авиации.

Мировой рынок оперативного лизинга самолетов вырос практически о

нулевой отметки в 1982 году до 10% всего лизингового рынка на настоящий

момент. 1

Что касается Российской Федерации, то 70% российского

авиапарка

(около 3000 реактивных самолетов) находится в настоящее время

на пределе

эксплутационных возможностей, а новые Ил-96, Ил-114, Ту-204 и

Ту-134

безнадежно отстали от графиков ввода в эксплуатацию.

Из-за того, что авиапромышленность не может дать отечественным

авиакомпаниям машины нового поколения, несколько авиакомпаний России

объявили о намерении взять в лизинг лучшие образцы западной авиатехники.1

Правительство РФ в своем распоряжении № 737-р от 24 мая 1994 года

поддержало это решение и по согласованию с Государственным таможенным

комитетом России освободило полностью от оплаты таможенных пошлин и налогов

самолеты А310-300, запасные части и двигатели к ним, временно ввозимые на

территорию Российской Федерации в соответствии с лизинговым соглашением,

заключенным между производственно-коммерческим объединением “Аэрофлот -

советские авиалинии» (правоприемник - АО “Аэрофлот российские международные

авиалинии”) и консорциумом западноевропейских банков.

Следующим шагом в развитии лизинговых отношений в области авиации

было распоряжение Правительства РФ № 1445-р от 9 сентября 1994 года, в

котором было принято предложение Министерства транспорта России о полном

освобождении сроком на 5 лет от оплаты таможенных пошлин и налогов двух

самолетов Боинг 767-300, запасных частей и двигателей к ним, временно

ввозимых на территорию Российской Федерации в соответствии с лизинговым

соглашением, заключенным акционерным обществом “Аэрофлот - российские

международные авиалинии” и компанией “Дженерал Электрик Кэпитал

Корпорейшн”.

Лизинг самолетов выгоден и грузовым авиаперевозчикам. Так, компания

“Волга-Днепр” взяла в лизинг несколько грузовых самолетов Боинг-747, ведь

эксплуатация даже выдающихся по своим характеристикам АН-124 “Руслан” из-за

нестандартного способа разгрузки - через кормовую рампу и через

опрокидывающийся нос - очень затруднительна в зарубежных аэропортах,

которые рассчитаны на систему “бортовой люк - грузовой терминал”.2

Авиакомпании в вопросе приобретения зарубежных самолетов на условиях

лизинга, в первую очередь, руководствуются критерием экономической

целесообразности. Эксплуатация даже давно снятых с производства Боингов 737-

200 выгоднее использования российских авиалайнеров, так как по расчетам

специалистов западные авиалайнеры сжигают на 15 - 20% меньше топлива, а

затраты времени на предполетное обслуживание примерно на 30% ниже.

Как отмечается в статье «Иностранным инвестициям по лизингу не

следует чинить препятствия», опубликованной в газете «Финансовые известия»

от 12 декабря 1995 года № 102, наиболее распространенным путем получения

западных самолетов является лизинг подержанных машин. Их стоимость примерно

в семь раз ниже рыночной цены новых, соответственно снижаются и лизинговые

ставки. Размер ежемесячных выплат за арендуемый самолет составляет 1% его

стоимости плюс проценты по банковскому кредиту (обычно не выше 5%).

В этих условиях единственным способом поддержания

конкурентоспособности российского авиастроения, по мнению экспертов,

является оснащение российских самолетов западными двигателями. “Аэрофлот”

запланировал ремортизацию парка Ил-86 американско-французскими двигателями,

что позволит на 20% снизить расход топлива и почти вдвое - уровень шума и

выхлопа вредных веществ. Последнее очень важно, так как с 1996 года в

Европе введены строгие экологические нормы для пассажирских самолетов.

В целях обновления парка гражданской авиации современными самолетами,

обеспечения народного хозяйства воздушными судами специального назначения и

содействия экспорту высокотехнологичной продукции авиационной

промышленности Правительство РФ приняло постановление № 1211 от 3 ноября

1994 года “О селективной поддержке авиационной промышленности и гражданской

авиации России в 1995 - 1996 годах”. В п. 1 вышеуказанного постановления

Правительство РФ по согласованию с Министерством экономики РФ и

Министерством финансов РФ принимает предложение Министерства транспорта РФ

и Государственного таможенного комитета РФ об организации государственного

лизинга воздушных судов и привлечении средств федерального бюджета на

возвратной основе для закупки современных самолетов.

В п. 2 данного постановления Министерству экономики РФ и Министерству

финансов РФ дается указание “предусмотреть в Федеральной инвестиционной

программе на 1995 год выделение средств в размере 670 млрд. рублей для

передачи на возвратной основе лизинговым предприятиям для закупки в 1995

году 12 самолетов Ту-204 у Ульяновского акционерного общества “Авиастар” и

3 самолетов Ту-204-200 у Казанского авиационного производственного

объединения имени С.П. Горбунова, а также предусмотреть выделение средств

для закупки в 1996 году 10 самолетов Ту-204 у Ульяновского акционерного

общества “Авиастар” и 5 самолетов Ту-204-200 у Казанского авиационного

производственного объединения имени С.П. Горбунова”.

В целях ускорения оснащения гражданской авиации Российской Федерации

конкурентоспособными магистральными самолетами нового поколения, повышения

безопасности полетов и содействия экспорту высокотехнической продукции

Президент РФ в Указе № 825 от 7 июня 1996 года “О дополнительных мерах по

развитию гражданской авиации РФ” постановил, что “одним из направлений

государственной политики в области развития гражданской авиации Российской

Федерации является создание системы лизинга отечественной авиационной

техники нового поколения как основы обновления парка воздушных судов и

содействия ускоренному созданию выгодных финансовых условий отечественным и

иностранным банкам для вложения средств в приобретение указанной техники в

целях последующей передачи ее в лизинг российским авиакомпаниям”.

В развитие “Программы развития гражданской авиационной техники России

до 2000 года”, утвержденной Указом Президента РФ от 29.01.96 № 112,

Правительство РФ в постановлении № 783 от 2 июля 1996 года дает

распоряжение Министерству финансов РФ и Министерству экономики РФ «изыскать

и привлечь средства по контракту, заключенному акционерным обществом

“Авиастар” и египетской фирмой “Като Ароматик” под гарантии Правительства

РФ, оформленные в соответствующем порядке, для постройки самолетов Ту-204,

в объеме 30 млн. долларов США».

В п. 2 вышеуказанного постановления акционерное общество “Авиастар”

освобождается от уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов на временно

ввозимые на таможенную территорию РФ в соответствии с вышеупомянутым

контрактом, авиадвигатели, комплектующие изделия и компоненты для

изготовления каждого самолета Ту-204.

Государственному таможенному комитету РФ совместно с Министерством

финансов РФ предлагается рассмотреть предложение акционерного общества

“Авиастар” о дополнительном привлечении средств для реализации программы

производства самолетов Ту-204, имея в виду направление в течение пяти лет

половины суммы таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и

акцизов, уплачиваемых при растаможивании грузов на территории аэродрома

акционерного общества “Авиастар”, на развитие лизинга самолетов (30%), на

организацию и развитие таможенной зоны этого аэродрома (10%) и на развитие

реформ в Ульяновской области (10%), предусматривая эти суммы в

установленном порядке в проекте федерального бюджета.

В целях привлечения инвестиций для переоснащения парка самолетов

российских авиакомпаний Правительство РФ в распоряжении от 27 марта 1997

года № 404-р приняло предложение Министерства экономики РФ и Министерства

финансов РФ о поддержке представленного финансово-промышленной группой

“Российский авиационный консорциум” и акционерным обществом “Москоу Авиэйшн

Интернешнл” проекта изготовления и передачи в лизинг 20 самолетов Ту-204 с

двигателями российского производства ПС-90А за счет привлечения иностранных

кредитов. Привлечение кредита зарубежных кредитно-финансовых учреждений

Внешэкономбанком в размере до 150 млн. долларов США под платежную гарантию

Правительства РФ на предусмотренные выше цели признано целесообразным.

В постановлении Правительства РФ № 146 от 2 февраля 1998 года «О

неотложных мерах по повышению эффективности деятельности авиакомпаний

России», касающемся проблемы повышения эффективности деятельности

авиакомпаний России, отмечается, что данная проблема по-прежнему остается

актуальной, так как продолжается уменьшение объемов авиаперевозок и

авиационных работ, выполняемых гражданской авиацией, финансово-

экономическое состояние большинства авиапредприятий является

неудовлетворительным, их инвестиционная активность низка, отсутствуют

реальные сдвиги в области повышения безопасности полетов. В пункте 4

вышеуказанного постановления в целях повышения эффективности деятельности

авиакомпаний “Министерству экономики РФ с участием Федеральной авиационной

службы России предлагается организовать рассмотрение на конкурсной основе

предоставленных авиакомпаниями проектов лизинга воздушных судов

отечественного производства. При проведении конкурса предпочтение отдавать

проектам, предусматривающим взаимные обязательства производителей и

эксплуатантов авиационной техники в соответствии с международными

стандартами, и при необходимости вносить в установленном порядке отдельные

для каждого случая проекты решений Правительства РФ по лизингу воздушных

судов отечественного производства”.

3.3. Лизинг автотранспортных средств

Ряд лизинговых компаний специализируется на поставке российским

предприятиям грузовых автомобилей и автобусов зарубежных производителей на

условиях финансовой аренды. Это направление привлекает внимание

лизингодателей по следующим причинам:

- рентабельность автоперевозок, в том числе и в международном

сообщении, довольно высока и достигает иногда 50%1 , что делает

предприятия, работающие в этой отрасли высококлассными заемщиками,

способными гарантированно отвечать по своим обязательствам;

- российские автотранспортные предприятия заинтересованы в

приобретении автотранспортной техники за рубежом, даже несмотря на ее

высокую стоимость. Это связано с тем, что большинство автомобилей

указанного класса, производимых в России и странах СНГ, не отвечают по ряду

параметров существующим европейским нормам и стандартам, что ограничивает

их использование на территории стран Западной Европы.

Таким образом, образуется своеобразный баланс интересов. Лизинговая

компания получает возможность заключить сделку с надежным клиентом.

Автотранспортные предприятия, занимающиеся доходным бизнесом, но часто не

имеющие возможности единовременно выплатить стоимость техники, получают

возможность получить технику на условиях лизинга и погашать ее стоимость из

выручки от эксплуатации.

Лизинговые компании, специализирующиеся на сдаче в лизинг

автотранспортных средств, выделяют следующие существенные моменты, которые

затрудняют организацию лизинга импортной автотранспортной техники в России:

1. При таможенном оформлении автотранспортная техника

облагается

высокими таможенными пошлинами. Так, грузовые автомобили грузоподъемностью

более 20 тонн (код ТН ВЭД 8704) в соответствии с Приказом

Государственного таможенного комитета “О ставках ввозных таможенных пошлин”

№ 258 облагаются пошлиной в размере 20%. С учетом налога на добавленную

стоимость, также подлежащего уплате на таможне в размере 20%, затраты на

покупку оборудования увеличиваются уже на 44%;

1. В соответствии с п. 48 “Инструкции о порядке исчисления и уплаты

налогов, поступающих в дорожные фонды” от 15.05.95 № 30 (с

изменениями и дополнениями) налог на приобретение автотранспортной

техники, уплачиваемый лизингодателем при приобретении

автотранспорта, составляет 20% от ее стоимости без учета налога на

добавленную стоимость (для прицепов и полуприцепов ставка налога

равна 10%). С учетом этого налога общие затраты на приобретение

автотранспортной техники увеличиваются по сравнению с его

конкретной ценой на 68%;

2. В соответствии с действующими «Едиными нормами амортизационных

отчислений», утвержденными постановлением Совета Министров СССР от

22.10.90 № 1072 импортные автотранспортные средства в основном

подпадают под начисление норм в процентах от стоимости машины на

1000 км пробега при фактическом ее использовании. В связи с этим

возникают затруднения в определении общей суммы лизинговых

платежей, в состав которых должны входить суммы амортизационных

отчислений. А ведь именно амортизационные отчисления являются

основным источником погашения привлеченных лизингодателем средств,

график возврата которых жестко оговаривается.

В целом можно отметить, что стоимость импортных автотранспортных

средств при их ввозе в Россию значительно увеличивается из-за высоких

таможенных платежей и налога на приобретение автотранспортных средств. Это

делает затруднительным их приобретение российскими предприятиями, которые

обычно испытывают недостаток в оборотных средствах. В этой ситуации именно

лизинговая схема, позволяющая погашать стоимость объекта лизинга в течение

нескольких лет, может помочь отечественным предприятиям.

На государственном уровне лизинг автотранспортных средств

регулируется, преимущественно, локальными нормативными актами по отношению

к конкретной сфере производственной деятельности (строительству,

агропромышленному

комплексу, производственной деятельности и т.д.).

Например, в целях улучшения обеспечения предприятий г. Москвы

современными средствами механизации, повышения уровня использования

строительной техники, создания условий по проведению единой технической

политики и в соответствии с Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 года №

1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”

Правительство г. Москвы 4 июля 1995 года приняло постановление № 582, в

котором принимается предложение Департамента строительства, Департамента

экономической политики и развития г. Москвы, Москомимущества, ряда

строительных предприятий, Мосстройэкономбанка об учреждении открытого

акционерного общества “Лизинговая компания “Ликострой”. Уставный капитал

компании составляет 1,5 млрд. рублей, доля города в уставном капитале –

50%. К основным видам деятельности ОАО “Лизинговая компания “Ликострой”

относятся: оценка хозяйственной деятельности лизингополучателя, в том числе

его платежеспособности; анализ заявок на получение машин и оборудования в

лизинг на их соответствие приоритетным задачам строительного комплекса по

выполнению городского заказа; финансовый и оперативный лизинг строительных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.