реферат скачать
 

Лизинг

№ 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” с изменениями и

дополнениями.

На Международной конференции по развитию лизинга в России (14 - 15

мая 1996 года) Мария Козлоски, представляющая Международную финансовую

корпорацию, отметила, что по мнению МФК, «лицензирование лизинговых

компаний должно осуществляться обязательно, причем на правительственном

уровне».1

В соответствии со ст. 1 «Положения о лицензировании» лицензия

является официальным документом, разрешающим лизинговой компании (под

лизинговой компанией понимаются любые организации, осуществляющие

лизинговую деятельность в качестве лизингодателя) осуществление

лизинговой деятельности в

течение установленного срока с соблюдением лицензионных условий и

действующего законодательства.

Предусмотрено, что лицензированием лизинговой деятельности будет

заниматься Министерство экономики РФ.

2 сентября 1996 года состоялось первое заседание Комиссии

Министерства экономики РФ, занимающейся вопросами выдачи

лицензий на проведение

лизинговой деятельности. Среди прочих, особые споры вызвал п. 4 ст. 1

вышеназванного «Положения о лицензировании»: “Действие настоящего

Положения распространяется на лизинговую деятельность, осуществляемую на

территории РФ лизинговыми компаниями - нерезидентами РФ”. Ряд зарубежных

компаний обратились в Министерство экономики РФ с просьбой пересмотреть это

условие. Объяснялась такая позиция тем, что для них затруднительно

предоставление большого объема документации наравне с резидентами.

В соответствии со ст. 3 “Положения о лицензировании” в лицензионный

орган требуется представить:

а) заявление установленного образца с указанием полного наименования

и организационно-правовой формы лизинговой компании, ее юридического

адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока

действия лицензии;

б) копии учредительных документов лизинговой компании;

в) копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой

компании;

г) справку органа Государственной налоговой службы РФ о постановке

лизинговой компании на учет;

д) документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой

компании;

е) баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал)

и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период;

ж) копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или

ее проверки органом Государственной налоговой службы РФ;

з) документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения

заявления.

Вновь создаваемые лизинговые компании освобождаются от представления

документов, указанных в двух последних пунктах.

В п. 17 ст. 3 “Положения о лицензировании” сформулировано

принципиально важное положение относительно того, что одним из обязательных

условий действия лицензии выступает “приоритетность лизинговой

деятельности

по отношению к другим видам хозяйственной деятельности, осуществляемым

лизинговой компанией (не менее 40% дохода от реализации лизинговых услуг в

общем объеме доходов лизинговой компании по итогам хозяйственной

деятельности за год”). Для российских лизингодателей соблюдение этой нормы

затруднительно по нескольким причинам:

1. Ряд операторов российского лизингового рынка, даже из числа наиболее

именитых, находятся в настоящее время в сложном экономическом

положении, а поэтому они занимаются не только лизингом, но и другими

видами деятельности.

2. Если в качестве лизингодателя выступает российский банк, данный

норматив для него неприемлем, так как это означает, что российские

банки могут существенно замедлить свои темпы в освоении нового

банковского продукта, каковым является финансовый лизинг.

Что касается и резидентов, и нерезидентов, то применение 40-

процентного норматива затруднит деятельность многих западных и

отечественных инвесторов, поскольку права на лизинг лишаются

непосредственные производители оборудования и торгующие фирмы, так как для

них основной является другая специализация, и доходность от лизинговых

операций не может быть значительной.

2.4.2. Страхование лизинговой деятельности

Мировой опыт правовых взаимоотношений по лизингу свидетельствует, что

при заключении лизинговых соглашений лизингополучатель принимает на себя

обязанность застраховать транспортировку получаемого в лизинг оборудования,

его монтаж и пусконаладочные работы, имущественные риски.

Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг,

отмечается и Конвенцией “О международном финансовом лизинге”, заключенной

в г. Оттаве 28.05.88г.

В соответствии с п. 18 ст. 2 “Временного положения о лизинге”

“лизингополучатель несет все расходы по содержанию лизингового имущества,

его страхованию, включая страхование своей ответственности перед

лизингодателем..., если иное не предусмотрено договором лизинга”.

В соответствии со ст. 929 Гражданского кодекса РФ по договору

имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за

обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении

предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой

стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор

(выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в

застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными

интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах

определенной договором суммы (страховой суммы).

По договору имущественного страхования могут быть, в частности,

застрахованы следующие имущественные интересы:

1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного

имущества;

2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие

причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в

случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам

- риск гражданской ответственности;

3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения

своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения

условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя

обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов -

предпринимательский риск.

Имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу

лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе,

ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.

Причем договор страхования имущества, заключенный при отсутствии интереса в

сохранении застрахованного имущества у страхователя или

выгодоприобретателя, недействителен.

Договор страхования имущества в пользу выгодоприобретателя может быть

заключен без указания имени или наименования выгодоприобретателя

(страхование “за счет кого следует”). При заключении такого договора

страхователю выдается страховой полис на предъявителя. При осуществлении

страхователем или выгодоприобретателем прав по такому договору необходимо

представление этого полиса страховщику.

Договор страхования риска ответственности за причинение вреда

считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред

(выгодоприобретателей), даже если договор заключен в пользу страхователя

или иного лица, ответственных за причинение вреда, либо в договоре не

сказано, в чью пользу он заключен.

В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в

силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях,

предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности,

лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе

предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в

пределах страховой суммы.

Для отечественного страхового рынка эти виды страхования традиционны.

Единственное, что может усложнить решение вопросов страхования лизинговой

деятельности, это если стоимость поставляемого по лизингу оборудования

настолько значительна, что требуется механизм перестрахования.

Статьей 967 Гражданского кодекса РФ данный механизм предусмотрен. При

этом риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на

себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован

полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному

с последним договором перестрахования.

К договору перестрахования применяются правила, подлежащие применению

в отношении страхования предпринимательского риска, если договором

перестрахования не предусмотрено иное. При этом страховщик по договору

страхования (основному договору), заключивший договор перестрахования,

считается в последнем договоре страхователем.

При перестраховании ответственным перед страхователем по основному

договору страхования за выплату страхового возмещения или страховой суммы

остается страховщик по этому договору.

В случае использования механизма перестрахования российская страховая

компания принимает на себя, к примеру, 10-15% общего объема страховой

суммы, а оставшуюся большую часть передает более крупному страховщику или

формирует страховой пул из нескольких компаний.

Чаще всего к механизму перестрахования прибегают при поставках

зарубежного оборудования по лизингу, когда его стоимость составляет многие

миллионы долларов и имеется требование зарубежного партнера на участие в

сделке солидной зарубежной страховой компании.

По договору страхования предпринимательского риска, к которому

относится и риск непогашения лизинговых платежей, может быть застрахован

предпринимательский риск непосредственно самого страхователя и только в его

пользу.

Российскими страховыми компаниями, такими, как “Росгосстрах”,

“Россия”, “Ингосстрах”, разработаны специальные условия страхования

платежей по лизинговым операциям “Правила добровольного страхования риска

непогашения лизинговых платежей”.

2.4.3. Льготы и преференции по лизингу

История развития отечественного лизингового бизнеса свидетельствует о

том, что к настоящему времени уже успела сложиться определенная практика

установления различных видов льгот для участников лизинговых сделок по

сравнению с другими видами предпринимательской деятельности.

Как правило, предоставленные органами государственной власти и

управления льготы касаются освобождения (полного или частичного)

лизингодателей, лизингополучателей, кредиторов лизинговых операций от

налогообложения (прибыли, НДС, других налогов и сборов); таможенных

платежей (налогов, пошлин) при импортных, а в перспективе и экспортных

поставках сдаваемого в лизинг оборудования, техники; применения выгодного

для сторон механизма амортизации и учета лизингового имущества.

Одним из первых документов, регламентирующих практику проведения

конкретных лизинговых операций и предоставляющих их участникам определенные

льготы, было постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1990 года №

1369 “О развитии лизинговых операций и деятельности совместной советско-

французско-германской компании “ЕВРОЛИЗИНГ”.

В вышеназванном постановлении речь шла о предоставлении льгот по

операциям лишь одной компании. Для всех остальных действовало указание

Главного управления Государственного таможенного контроля при Совете

Министров СССР от 5 июня 1990 года № 11-38/20 “О пропуске товаров по

лизинговым контрактам”, в соответствии с которым товары, поставляемые в

СССР на условиях долгосрочной аренды (лизинга), рассматривались как

“ввозимые окончательно с представлением оформленной соответствующим образом

грузовой таможенной декларации и уплатой таможенных пошлин и других сборов

и платежей в соответствии с действующими правилами”. На указанные товары не

распространялись льготы, которые были предусмотрены Таможенным кодексом

СССР от 18.06.93, и обязательства об обратном вывозе таможенными

учреждениями не принимались.

Это указание было отменено только спустя четыре года приказом

Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 18 июля 1994

года № 336.

До настоящего времени те льготы, которые были предоставлены

постановлением союзного правительства № 1369 от 29 декабря 1990 года,

оказались уникальными и до сих пор непревзойденными на общероссийском

уровне.

В частности, было предусмотрено, что в процессе осуществления

лизинговых операций с компанией:

- налог на экспорт и импорт и таможенные пошлины со стоимости машин

и оборудования, ввозимых в СССР согласно заключенным лизинговым контрактам,

взимаются в установленном размере в момент перехода права собственности к

советским юридическим лицам с остаточной стоимости оборудования,

исчисленной на момент перехода права собственности;

- советские юридические лица, заключившие контракты на условиях

компенсационного лизинга, имеют преимущественное право на получение

лицензии на вывоз из СССР продукции, поставляемой в счет погашения

задолженности по таким контрактам.

Два последующих распоряжения Правительства Российской Федерации,

содержащие льготы по лизингу, касались авиационных предприятий.

Так, в распоряжении Правительства РСФСР от 17 декабря 1991 года № 159-

р устанавливалось, что в целях безусловного выполнения объединением

“Аэрофлот - Советские авиалинии” обязательств в иностранной валюте по

указанному соглашению любые валютные отчисления в республиканский валютный

резерв РСФСР будут производиться с выручки объединения “Аэрофлот -

Советские авиалинии” в иностранной валюте от эксплуатации этих самолетов за

вычетом затрат на оплату эксплутационных расходов за рубежом и лизинговых

платежей, которые освобождаются на территории РСФСР от налогов и сборов.

Распоряжением от 24 мая 1994 года № 737-р были полностью освобождены

от уплаты таможенных пошлин и налогов самолеты, ввозимые в соответствии с

лизинговым соглашением, заключенным между Аэрофлотом и консорциумом западно-

европейских банков.

В Указе Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года №

1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности” в целях

поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, дальнейшего

развития частного бизнеса, повышения эффективности предпринимательской

деятельности в сфере производства, а также учитывая мировой опыт широкого

использования лизинга предусматривалось:

- рассмотреть вопрос о государственной поддержке в 1995 году

создаваемых лизинговых компаний;

- подготовить предложения о возможности предоставления таможенных

льгот при временном ввозе товаров, используемых в лизинговых операциях.

29 июня 1995 года Правительство Российской Федерации приняло

Постановление № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”,

которым официально была введена только одна льгота. Было указано, что

лизинговые платежи включаются в соответствии с законодательством Российской

Федерации в себестоимость продукции (работ, услуг), произведенной

лизингополучателем.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации в письме от

20 июля 1995 года № 01-13/10268 “О таможенном оформлении товаров, временно

ввозимых в рамках лизинговых соглашений” указал на то, что товары,

являющиеся объектом международного финансового лизинга, временно ввозимые

на территорию Российской Федерации, подлежат частичному освобождению от

уплаты таможенных пошлин и налогов. В связи с этим таможенное оформление

данных товаров необходимо производить в соответствии с указанием

Государственного таможенного комитета России от 25 апреля 1994 года № 01-

12/328 с предоставлением частичного освобождения от уплаты таможенных

пошлин и налогов, в котором указывалось, что “применяется полное

освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость,

специального налога и акцизов в случаях временного ввоза (вывоза):

- транспортных средств, используемых для международных транспортных

перевозок пассажиров и товаров, включая запасные части, обычные

принадлежности, контейнеры и другое транспортное оборудование, ввозимые

(вывозимые) вместе с транспортными средствами;

- запасных частей и оборудования, предназначенных для ремонта

временно ввезенных (вывезенных) транспортных средств, используемых для

международных транспортных перевозок пассажиров и товаров;

- профессионального оборудования (за исключением оборудования,

используемого для промышленного производства товаров, транспортировки

товаров, эксплуатации природных ресурсов, строительства, ремонта и

содержания зданий, строений и сооружений, упаковки товаров, землеройных

работ и другого подобного оборудования);

- контейнеров (включая необходимые для данного контейнера

принадлежности и оборудование, ввозимые (вывозимые) вместе с контейнером и

возвращаемые вместе с ним, отдельно или вместе с другим контейнером либо

ввозимые (вывозимые) отдельно и возвращаемые вместе с контейнером);

- поддонов.

При этом предельный срок временного ввоза (вывоза) указанных товаров

составляет один год. В отношении иных товаров, а также в случаях продления

сроков временного ввоза (вывоза) товаров, указанных выше, применяется

частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии

с порядком, установленным вышеназванным указанием: «при частичном

освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и

неполный календарный месяц уплачивается три процента от суммы таможенных

пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены

для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом

экспорта”.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 20

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.