реферат скачать
 

Лизинг

связанный с транспортными средствами. В 30-е годы Генри Форд эффективно

использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако

«законным отцом» автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк -

торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов первым предложил

долгосрочную аренду автомобилей.

В России с понятием “лизинг” познакомились во время второй мировой

войны, когда в 1941 - 1945 годах по leand - lease осуществлялись поставки

американской техники.

Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке

в начале 50-х годов нашего столетия. В аренду стали массово сдаваться

средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы,

суда, самолеты и т.д. Правительство США, оценив это явление, оперативно

разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.

Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали

основным видом деятельности, является созданная в 1952 году в Сан-Франциско

известная американская компания “United States Leasing Corporation”.1

Основал компанию Генри Шонфельд. Первоначально он создал компанию для одной

конкретной лизинговой сделки, но затем понял, что лизинговой бизнес может

стать очень перспективным, и в результате на свет появилась “United States

Leasing Corporation”. Лизинговые операции довольно быстро пересекли границы

США и, следовательно, появилось такое важное для развития лизингового

бизнеса понятие, как “международный лизинг”. Через несколько лет компания

начала открывать свои филиалы в других странах (прежде всего в Канаде в

1959 году). В дальнейшем она стала именоваться “United States Leasing

International”.

Коммерческие банки США начали принимать участие в лизинговых

операциях в начале 60-х годов. Расширению лизингового бизнеса

способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих Федеральной

резервной системы, позволившее банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в

аренду оборудования, а затем и недвижимости.

1982 год стал знаменательным для лизинга авиационной техники. В этот

год корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики

с помощью лизинга завоевать рынок для самолета ДС-9-80 в конкуренции с

Боингом-727. Предложенная Дугласом концепция была названа “fly before buy”

(“летать, прежде чем покупать»).2

По мнению таких специалистов, как Е.Н. Чекмарева, К.Г. Сусанян, В.А.

Перов, в России лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно

небольших масштабах и лишь в международной торговле. Однако и раньше

напрокат сдавались легковые машины, а прокат по своей сущности близок к

оперативному лизингу.

Позже, в 70 - 80-е годы лизинг рассматривался советскими

внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и

реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие

дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-

прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские,

самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и

т.д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно

фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными

партнерами, на определенный срок.

Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся

Минморфлотом СССР, являлся “бербоут - чартер” - наем морского судна без

экипажа. Суть этой операции состояла в следующем. В соответствии с

условиями контракта, заключаемого В/О “Совфрахт” Минморфлота СССР с

посреднической фирмой, предоставляющей интересующее Минморфлот судно в

аренду, на это судно, прибывшее в какой-либо из портов Западной Европы или

Японии под флагом третьей страны, направлялся советский экипаж, поднимался

флаг Советского Союза и судно поступало в распоряжение советской стороны

для эксплуатации. По окончании или до истечения срока аренды по взаимно

заключенному соглашению в качестве обязательного условия предусматривалось

приобретение корабля арендатором.

На условиях “бербоут - чартер” Минфлот СССР приобрел значительный

тоннаж - сухогрузы, пассажирские суда, танкеры, находившиеся в эксплуатации

в течение 6 - 12 лет.1

Достаточно активно применялся лизинг международных автомобильных

перевозок внешнеторговым объединением “Совтрансавто”, которое приобретало

за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды

грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые

полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР

использовались иностранные контейнеры.

В июне 1991 года была создана, а с декабря того же года приступила к

деятельности международная советско-немецкая лизинговая компания

“Евролизинг”. Ее учредителями с советской стороны стали Внешэкономбанк

СССР, Совморфлот и Госснаб СССР, с французской - один из крупнейших банков

Европы “Банк Насиональ де Пари” (Bank National de Paris), а с немецкой -

одна из крупнейших лизинговых компаний Западной Германии - “Митфинанц

ГмбХ”.

Вместе с тем в международных операциях лизинг применялся крайне

незначительно. До конца 80-х годов развитие международного лизинга

сдерживалось главным образом из-за того, что у советских предприятий не

было иностранной валюты для оплаты иностранного оборудования. После того

как, начиная с апреля 1989 года, предприятия получили право

самостоятельного выхода на внешний рынок, у многих из них появился

собственный источник валютных поступлений. Кроме того, в отдельных случаях

допускалось использование иностранных станков и другой техники

предприятиями, не имеющими валютных ресурсов. Такие сделки предусматривали

оплату обязательств поставкой продукции, произведенной на этом оборудовании

(компенсационный лизинг - buy - back).

Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке

можно определить серединой 1989 года в связи с переводом предприятий на

арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных

правил применения лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных

республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР

от 16 февраля 1990 года № 270 “О плане счетов бухгалтерского учета”, в

котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете.

Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых

операций в банковскую практику.

Российские лизинговые компании начали образовываться с середины 1990

года. В октябре 1994 года была создана Российская ассоциация лизинговых

компаний “Рослизинг”. В 1994 году “Рослизинг” стал корреспондентским

членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний “LEASEUROPE”.

ГЛАВА 2. ЛИЗИНГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

1. Правовые основы лизинговых отношений

До 1996 года в соответствии с российским гражданским правом

лизинговые операции могли проводиться в качестве сделок «хотя и не

предусмотренных законом, но и не противоречащих ему» (ст. 4 Гражданского

кодекса РСФСР 1964 года, ст. 8 Гражданского кодекса РСФСР 1994 года).

Наличие в финансовой аренде элементов договора купли-продажи и

имущественного найма делало возможным применение по аналогии (ст. 10

Гражданско-процессуального кодекса РСФСР, ст. 6 Гражданского кодекса РФ)

норм, регулирующих упомянутые виды договоров.

Формирование гражданско-правового института лизинга в России

продолжается и по сей день. Первым актом правового регулирования лизинговых

отношений стал Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994

года “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”,

носивший во многом порученческий характер. Указ содержал некоторые спорные

положения, которые не были восприняты последующим законодательством.

Например, допускалось, что предметом договора о лизинге могут быть

имущественные права. В Указе Президент предписывал Правительству,

министерствам и ведомствам провести определенные мероприятия, разработать

документы и внести предложения по подготовке базы для развития лизинговых

отношений в Российской Федерации.

29 июня 1995 года Правительство приняло постановление № 633 “О

развитии лизинга в инвестиционной деятельности”, утвердившее “Временное

положение о лизинге” (далее «Временное положение о лизинге»). Этот

нормативный акт положил начало конкретному регулированию лизинговых

отношений, поскольку ранее участники лизинговых сделок могли

руководствоваться только общими нормами, регулирующими отношения аренды.

Следующим актом, регламентирующим лизинговые отношения, стала вторая

часть Гражданского кодекса РФ, вступившая в действие 1 марта 1996 года.

Лизинговые сделки описаны в параграфе 6 главы 34 («Аренда»)

Гражданского кодекса РФ. Этот параграф носит название «Финансовая аренда

(лизинг)». Он состоит из шести статей, в которых даны определение договора

финансовой аренды, предмета договора, порядок передачи предмета договора,

перехода к арендатору риска случайной гибели, ответственности продавца.

Данный параграф является новеллой гражданского законодательства.

Гражданский кодекс впервые применил термин “финансовая аренда”, до

этого в нормативных актах и на практике встречалось только понятие

“лизинг”. В законе эти термины используются как синонимы.

8 февраля 1998 года Президентом Российской Федерации был подписан

Федеральный закон № 16-ФЗ “О присоединении Российской Федерации к конвенции

УНИДРУА “О международном финансовом лизинге” (далее Конвенция). Данная

конвенция разрабатывалась с 1974 года Международным институтом по

унификации частного права (UNIDROIT - УНИДРУА). Окончательно ее согласовали

в 1988 году на конференции в Оттаве представители 55 государств.

Основная цель Конвенции – унификация правового регулирования

отношений, возникающих в связи с осуществлением сделок финансового

международного лизинга. Предметом регулирования Конвенции являются те

лизинговые сделки, при которых лизингодатель и пользователь находятся в

разных странах и срок лизинга оборудования приближается к сроку его

амортизации. Конвенция трактует классический лизинг, который носит

трехсторонний характер: продавец оборудования, лизингодатель и

пользователь.

В Конвенции, в частности, зафиксированы такие важные положения, как

самостоятельный характер финансового лизинга по отношению к традиционному

договору аренды. В ней предусмотрено освобождение лизингодателя –

собственника оборудования от ответственности за ущерб или убытки,

причиненные этим оборудованием лизингополучателю или третьим лицам.

Закреплено право пользователя непосредственно обращаться с претензиями по

оборудованию к поставщику (притом, что поставщик не несет ответственности

одновременно перед лизингодателем и пользователем за один и тот же ущерб).

В перспективе участие России в Оттавской Конвенции способно облегчить

выход на международный рынок отечественных лизинговых компаний и

предприятий – поставщиков оборудования по схеме лизинга.

Конвенция создает только общие контуры регулирования международных

лизинговых сделок, которые могут дополняться участниками в зависимости от

конкретных условий. Участники вправе вообще не применять Конвенцию в целом,

а также отступать от тех или иных ее положений, кроме специально

оговоренных.

Россия присоединилась к Конвенции с заявлением о том, что “вместо

положений п. 3 ст. 8 Конвенции она будет применять нормы своего

гражданского законодательства”. Право на такого рода заявление

предусмотрено ст. 20 Конвенции, а его необходимость вызвана тем, что у

России несколько по-иному и в целом строже, чем это предусмотрено п. 3 ст.

8 Конвенции, регулируется ответственность лизингодателя в отношении

сохранности оборудования, в отношении ответственности перед третьими

сторонами за смерть, причинение телесных повреждений или ущерба

собственности, причиненных оборудованием, при наличии умысла или

неосторожности лизингодателя. Имеется в виду прежде всего ст. 401

Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает основания

ответственности за нарушение обязательств. Сделанным заявлением, по сути,

дополнительно ограждаются интересы отечественных лизингополучателей.

Интересы России в присоединении к этой Конвенции состоят в том, что

такой документ является ориентиром для разработчиков внутреннего

лизингового законодательства, так как присоединение к международному

договору предполагает приведение национального законодательства в

соответствие с положениями этого договора.

Однако успешному развитию лизинга в России препятствует ряд

обстоятельств, основным из которых является несовершенство правовой базы. В

частности, проблема касается двойного налогообложения лизинговых сделок.

В частности, анализ действующего Гражданского кодекса РФ в части,

касающейся лизинговых отношений, выявляет ряд недостатков. Например,

Гражданский кодекс никак не ограничивает срок сдачи имущества в аренду.

Продолжительность действия договора полностью отдается на усмотрение

сторон. Возникает проблема необходимости отграничения договора лизинга от

маскируемых под него, с целью получить налоговые льготы, сделок купли-

продажи.

В соответствии со ст. 666 Гражданского кодекса РФ “предметом договора

финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для

предпринимательской деятельности …”. Это отграничение может принести вред,

поскольку из числа арендаторов тем самым исключаются некоммерческие

организации, использующие арендуемое имущество для выполнения своих

уставных целей.

Из определения договора лизинга очевидно, что Гражданский кодекс

признает только финансовый лизинг, так как предусматривает наличие в сделке

трех участников – арендодателя, арендатора и продавца. Кроме того, ст. 665

Гражданского кодекса РФ закрепляет разовый характер сделки, вытекающий из

того, что для каждой сделки арендодатель должен покупать имущество вновь.

Это исключает из сферы регулирования параграфа 6 главы 34 Гражданского

кодекса РФ такие важные, выработанные многолетней практикой, виды лизинга,

как оперативный, револьверный, возвратный и др. Все отношения, не

подпадающие под сферу действия параграфа 6 главы 34, официально лизингом

признаваться не будут. Конечно, эти и другие виды лизинговых отношений

стороны могут урегулировать в конкретных договорах, применяя общие нормы

главы 34 Гражданского кодекса РФ об аренде. Однако такие договоры лишатся

всех предусмотренных для лизинга налоговых льгот.

В связи с этим усматривается необходимость принятия дополнительных

законодательных актов в области регулирования лизинговых отношений.

Специальный закон о лизинге призван устранить сегодняшние пробелы в

правовом регулировании финансовой аренды. Проект Федерального закона “О

лизинге” принят Государственной Думой Российской Федерации 24 октября 1996

года в первом чтении. Данный проект раскрывает основные понятия и

определения, присущие лизинговым операциям, а также определяет участников

лизинговых отношений; приводятся определения основных видов лизинга;

сформулированы права и обязанности сторон; даются основные условия

лизингового договора; порядок страхования лизингового имущества; порядок

разрешения споров между сторонами, в том числе и при международном лизинге;

устанавливается структура и состав лизинговых платежей; требования

лицензирования лизинговой деятельности. Данный проект закона

предусматривает государственные гарантии для реализации лизинговых

проектов, предоставление участникам лизинговых операций права

самостоятельно определять сроки амортизации оборудования, освобождение от

налоговых платежей в течение 1 года после создания компании, ряд налоговых

льгот для лизинговых компаний, работающих в определенных отраслях

(например, в аграрном секторе и авиации).

К сожалению, в проекте Налогового кодекса Российской Федерации,

внесенном Правительством РФ 31.01.98 на рассмотрение в Государственную Думу

РФ, термин “лизинг” отсутствует. В тексте применяется близкое по смыслу, но

не идентичное понятие “аренда”. Проект Налогового кодекса не устраняет

ошибочную практику начисления налога на добавленную стоимость лизинговым

компаниям: согласно существующего порядка налог на добавленную стоимость

взимается за приобретаемое лизингодателем оборудование. Его величина, равно

как и выплата процентов за взятый лизингодателем для покупки оборудования

кредит, переносится на лизинговые платежи. В соответствии с применяемой

практикой налог на добавленную стоимость дополнительно начисляется на

лизинговые платежи. Это означает, что налог на добавленную стоимость на

один и тот же продукт начисляется дважды.

В проекте предусматривается, что моментом получения дохода при

использовании метода счетов признается момент истечения срока договора

аренды. При этом, если срок договора аренды охватывает несколько отчетных

периодов, доход распределяется по этим отчетным периодам пропорционально.

При таком подходе невозможно использовать вполне логичные схемы с

нерегулярными лизинговыми платежами.

Лизинг, как новое направление в предпринимательской деятельности

России, требует постоянного обслуживания принимаемых нормативно-правовых

актов и их систематической корректировки с учетом постоянного мониторинга

за действующей системой нормативных документов, выявления положений,

препятствующих развитию лизинга и их своевременного устранения.

2. Договор финансовой аренды (лизинг)

2.2.1. Юридическая природа договора финансовой аренды

Термин “лизинг” происходит от английского глагола “lease” и означает

- сдавать и брать имущество внаем.

Сложность и относительная новизна лизинговых отношений предопределили

существование различных точек зрения относительно их юридический природы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.