реферат скачать
 

Лекции(шпоры)

Лекции(шпоры)

(1.) Группы отношений:

1. Отношения человека с природой.

2. Отношения между людьми по использованию природы.

1. Группа:

Характеризуются:

- предмет труда (то из чего изготавливается в процессе производства продукт

труда);

- средства труда (то с помощью чего изготавливается продукт);

- орудия труда (та часть средств труда, которая непосредственно

воздействует на предмет труда).

Средства труда + Предмет труда = Средства производства (вещественный

природный фактор производства).

Личный фактор производства – человек, обладающий определенной

работоспособностью.

Средства производства * Рабочая сила = Производственные силы общества

Предмет экономическая теория – производственные отношения между людьми.

Производственные (экономические) отношения – это отношения между людьми по

поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Отношения по производству – это основа всех производственных отношений.

Сердцевина этих отношений по производству – это отношение собственности на

средства производства.

Собственность – это отношение между людьми по поводу присвоения средств

производства и производимого продукта.

Отношения распределения обмена и потребления материальных благ складываются

таковыми, каковы отношения собственности.

Система производственных отношений, основанная на тех или иных формах

собственности составляет экономику общества.

Экономическая теория изучает также экономические законы.

Экономический закон – это устойчивое, повторяющееся, систематизированные

связи и отношения в экономической жизни.

- Закон стоимости

- Закон спроса

- Закон предложения

- Закон взаимодействия спроса и предложения

Особенности метода экономической теории.

1. Производственные отношения и экономические законы не имеют

вещественного содержания, они не осязаемы.

2. Производственные отношения и экономические законы не проявляются

прямо и непосредственно, а только через свои формы.

(2) 1.2. В системе экономических отношений экономическая теория изучает

экономические потребности.

Экономические потребности – совокупность нужд и запросов, определяющих

жизнедеятельность отдельных людей, их групп и общества в целом определённых

экономических условий.

Все потребности можно разделить на 2 группы: личные и производственные.

- Личные (те, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы с помощью

предмета потребления)

- Материальные

- Духовные

- Социальные

- Производственные (связаны с потребностями производства материальных благ,

они обеспечиваются за счёт средств производства)

Потребности постоянно растут (действует закон повышения потребности).

Потребности воздействуют на производство и толкают вперёд его развитие, но

производство само воздействует на потребности.

Для удовлетворения потребностей нужны определённые блага.

Благо - это всё то, что заключает в себе определённый положительный смысл

(предмет, явление, продукт труда) удовлетворяющие определённую человеческую

потребность.

Все блага делятся на:

- материальные (естественные дары природы + то, что создано руками

человека)

- нематериальные (воздействующие на развитие способностей человека)

- экономические блага – это ограниченные блага (продукты человеческой

деятельности, которые можно получить в количестве ограниченном по сравнению

с потребностями человека).

- неэкономические (свободные) блага – это блага природы, которые человек

получает без приложения человеческих усилий.

- экономические ресурсы (факторы производства) – это необходимые условия

производства экономических благ (т.е. элементы, с помощью которых

изготавливаются экономические блага)

[pic]

ТРУД – процесс потребления рабочей силы (Р.С.).

Р.С. – способность человека к труду.

КАПИТАЛ – денежная форма средств производства.

ЗЕМЛЯ – невоспроизводимый ресурс.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ – это способность соединять воедино труд,

капитал и землю (это готовность к риску, умение принимать управленческие

хозяйственные решения, осуществление новаций).

Экономические ресурсы ограничены.

Ограниченность ресурсов – это невозможность одновременного и полного

удовлетворения всех потребностей всех людей.

Ограниченность ресурсов имеет проблему выбора и конкуренцию за их

использование. Конкуренция означает соперничество между целями

использования этих ресурсов.

Рациональное поведение экономического человека – поведение, направленное на

достижение максимальных результатов при имеющихся ограниченных ресурсов.

Определение предмета экономической теории.

Экономическая теория – это наука, которая изучает экономические отношения,

между людьми и экономические законы, а также экономическое поведение людей

в производстве, распределении, обмена и потреблении материальных благ в

условии ограниченности имеющихся ресурсов.

2. Особенности метода экономической теории.

3. Производственные отношения и экономические законы не имеют

вещественного содержания, они не осязаемы.

4. Производственные отношения и экономические законы не проявляются

прямо и непосредственно, а только через свои формы.

В экономических исследованиях можно выделить 3 этапа:

1) Сбор фактов

индукция дедукция

2) Построение теории, экономической модели.

3) Выработка экономической политики.

Движение от фактов к построению модели осуществляется с помощью 2-х

основных методов:

- метод формальной логики;

- метод диалектической логики.

(3) 3. Типы экономических систем

|Этапы |Доиндус|Индуст|

|развит|триальн|риальн|

|ия |ый |ый |

|эконом| | |

|ически| | |

|х | | |

|систем| | |

|Назван|Натурал|-рыноч|

|ие |ьное |ная; |

|эконом|хозяйст|- |

|ически|во |команд|

|х | |ная; |

|систем| |- |

| | |смешан|

| | |ная |

Доиндустриальная до 18 века.

Главная сфера экономики – сельское хозяйство.

Главный ресурс – земля.

Господствующая социальная группа – землевладельцы.

Индустриальная 18 в. - I пол. 20 в.

Главная сфера – промышленность.

Главный ресурс – капитал.

Главная социальная группа – владельцы и собственники информации.

Доиндустриальное общество.

Человек органически включен в природу, отсутствие общественного разделения

труда, замкнуто общение, все производиться и все потребляется.

Хозяйствующие субъекты в виде мануфактуры. Полная личная зависимость,

распределение, обмен, потребление материальных благ приобретают форму

личных отношений, закрепляются традициями.

Индустриальное общество.

Ручной труд заменяется машинным. Мануфактуры в фабрики. Индустриальный труд

вытесняет аграрный. Натуральное хозяйство в товарное хозяйство. Личная

независимость.

Постиндустриальное общество.

В ходе НТР наука превращается в непосредственную силу. Решающей становится

не производственная сфера. Происходит революция телекоммуникации. Личность

выступает как самоцель общественного развития. Личность является главным

орудием прогресса.

Рыночная экономика.

- Частная собственность

- Свобода выбора

- Конкуренция

Свобода потребителя заключается в свободе потребительского выбора. Свобода

предпринимательства (что производить, как, для кого, по какой цене

продавать, как тратить выручку решает предприниматель).

Главная движущая сила – личный интерес. Ограничена роль государства в

экономике.

Командная экономика

- Монополизм государственной собственности на средства производства;

- Коллективное принятие экономических решений;

- Централизованное руководство экономикой через гос. планирование.

Смешанная экономика

Единство двух предыдущих экономик. Подавляющая часть государств находится в

смешанной экономике.

Наиболее развитые страны можно разместить:

Куба, Албания – командная.

Россия, Швеция, Нидерланды, Франция, Германия, Англия, Япония, США –

смешанная.

Гонконг – рыночная.

(4) Особенности метода экономической теории.

Производственные отношения и экономические законы не имеют вещественного

содержания, они не осязаемы.

Производственные отношения и экономические законы не проявляются прямо и

непосредственно, а только через свои формы.

В экономических исследованиях можно выделить 3 этапа:

1) Сбор фактов

индукция дедукция

2) Построение теории, экономической модели.

3) Выработка экономической политики.

Движение от фактов к построению модели осуществляется с помощью 2-х

основных методов:

- метод формальной логики;

- метод диалектической логики.

Методы формальной логики.

Метод индукции – систематизация и обобщение фактов, а затем на основе этого

построение экономической модели.

Метод дедукции – теоретик умозрительно строит экономическую модель в виде

гипотезы, а затем подтверждает ее фактами.

Методы анализа и синтеза:

Анализ – расчленение единого целого экономического явления на отдельные

части и их отдельное исследование.

Синтез – объединение исследовательских частей в единое целое и

представление о явлении.

Обобщение – это выведение средних данных, средних вероятностей (средняя

заработная плата).

Допущения – выражаются словами при прочих равных условиях, исследователь

допускает, что какие-то явления остаются неизменным.

Сравнения

Аналогия.

Методы диалектической логики.

2 крупных блока: взаимосвязь и развитие

|Единичног|1) Переход |

|о и |количественны|

|общего |х изменений в|

| |качественные |

|Частного |2) Единство и|

|и целого |борьба |

| |противоположн|

| |остей |

|Причина и|3) Отрицание |

|следствие| |

|Сущность | |

|и явление| |

|Содержани| |

|е и форма| |

|Необходим| |

|ость и | |

|случайнос| |

|ть | |

|Возможнос| |

|ть и | |

|действите| |

|льность | |

Метод диалектической логики означает:

1. Восхождение от абстрактного к конкретному.

2. От общего к частному.

3. Единство исторического и логического в исследовании.

Экономические модели оказываются абстракциями, то есть такое понятие, в

котором исключены частные моменты.

На основе построения определенных моделей, законов вырабатывается

экономическая политика. И насколько политики будут близки к этой модели,

настолько эффективней будет политика.

(5) Основные этапы развития экономической теории.

1) Экономическая теории как наука возникла в 16-17 вв. и первая

экономическая школа называлась МЕРКАТЕЛИЗМ. Объектом исследования явилась

торговля. Торговля и деньги – главный источник богатства. Главным

выразителем МЕРКАЛИЗМА было купечество. Основная политика – протекционизм

(недопущение иностранных товаров).

2) Классическая политическая экономика (17-18 вв.)

|1. У. Бетти|4. Д. |

| |Рекардо |

|2. П. |5. К. |

|Буагильберг|Маркс |

| |6. Ф. |

|3. А.Смит |Энгельс |

Представители этого направления центр исследования перенесли сферу торговли

в сферу производства.

1 и 2 считали только земледелие, (и назывались Физиократами), остальные –

считали промышленность. Классическая экономическая теория, особенно Маркс и

Энгельс рассматривали капиталистические отношения в идеализированном виде с

точки зрения классовой борьбы.

3) Неоклассическое направление. Нео – новое. Неоклассики исследовали

необъективные экономические законы, а субъективное действие людей в

экономике.

4) Кейнсианство – Д.М. Кейнс, нач. 2/3 20 в. (после экономического

кризиса). Главная суть – усиление роли государства.

5) Монетаризм – Фридмен, 2/3 20 в. Главное – свобода рынка, но определяющим

фактором экономики – количество денежной массы.

6) Новая классическая экономика.

7) Теория общественного выбора.

8) Институцианализм.

(8) Рыночный механизм и его участники.

1. Сущность и функции рынка.

2. Основные агенты рыночной экономики.

1. Кругооборот ресурсов и товаров, доходов и расходов.

3. Взаимодействие экономических агентов в передаче прав собственности.

1. Рынок является формой обмена, соответствующий товарному

производству. Товарное производство возникло в условиях

разделения труда и экономического обособления производителей.

В отличие от натурального производства товарное ориентировано

не на собственное потребление, а на обмен путем купли-

продажи. Можно сказать, что рынок – это экономический

механизм, обеспечивающий взаимодействие продавцов и

покупателей.

Производство Распределение Обмен Потребление

Рынок выполняет следующие функции:

1) Ценообразующая – ведущая функция, так как она опосредует осуществление

всех остальных функций. Цена складывается как равнодействующая величина

противоречивых интересов продавцов и покупателей. Поэтому цена отражает и

затраты на производство товара. (трудовая теория стоимости) и пользу для

потребителя (теория предельной полезности). При этом цена формируется не до

обмена, а в процессе обмена.

2) Информационная. Цены дают информацию о необходимом количестве и видах

товаров. Рост цен может быть и сигналом роста спроса. Фирму, цена

информирует о верхнем пороге затрат на производстве.

3) Регулирующая. Она проявляется в решениях фирм об изменении объемов

производства. Выпуск одних товаров уменьшается, других растет. При этом

перераспределяются и ресурсы.

4) Посредническая. Рынок связывает экономических участников, обособленных в

производстве и обеспечивает наибольшие возможности для выбора.

5) Санирующая (оздоравливающая). Она проявляется в отборе экономических

агентов, не выдержавшие конкуренции фирмы разоряются. Рынок – это жесткая

система, но не обеспечивающая наибольшую эффективность.

Рыночная система прошла длительную историческую эволюцию: от рынка как

места территории (базар) до современной системы рыночного хозяйства

(Интернет). Сегодня в этой системе выделяют структуру и инфраструктуру.

Структура рынка образуется путем его классификации по следующим признакам:

- по объектам купли-продажи. Это рынок потребительских товаров и услуг, и

рынок ресурсов. В свою очередь каждый из них делится на рынки конкретных

вещей;

- по географическому признаку: локальные, региональные, национальные,

международные (мировые);

- по характеру сделок: оптовые и розничные;

- по законам послушности (по легитимности) рынков, поэтому различают

легальный и нелегальный бизнес.

Инфраструктура рынка – совокупность служб и организаций, обеспечивающих

работу рынку (биржи, банки, ярмарки, страховые компании).

(9) Основы теории спроса и предложения

1. Спрос. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

2. Предложения. Закон предложения.

3. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена.

4. Эластичность спроса и предложения.

1. Спрос (D) – потребность в каком-либо товаре, продукте, подкрепленная

денежными ресурсами. Это платежеспособный спрос.

Спрос находится на стороне потребителя.

Объем спроса (Q) – это максимальное количество товара, который покупатель

готов купить при данных рыночных условиях при данной цене за определенное

время.

ФУНКЦИЯ СПРОСА – это зависимость объема спроса от факторов его

определяющих.

QDA -объем спроса товара А

QDA=f-функция(PA -прайс цена, PB,PC …I-доход покупателя,T-вкусы и

предпочтения…)

Среди других товаров B,C и др. выделяются товары взаимозаменяемые

(субституты) и взаимодополняемые (комплиментарные) товары.

Допущения: все факторы, кроме цены данного товара (PA) неизменны.

См. стр. 17

Делая это допущение, мы выходим на закон спроса. Суть: с повышением цены

товара, объем спроса падает. (Закон падающего спроса).

См. стр. 17

Причины:

1) Чем меньше цена, тем меньше желание потребителя покупать товар.

2) При более высоких ценах уменьшается покупательная способность (эффект

дохода).

3) Высокие цены побуждают покупателей. Потребление более дешевых товаров

(заменителей) – эффект замещения.

4) Полезность каждой последующей единицы потребляемого блага меньше, чем

полезность предыдущей единицы, что связано с насыщением потребности.

Поэтому приобретать дополнительное количество благ покупатель будет по

более низким ценам. По законам спроса есть реальные и мнимые исключения.

Реальные исключения – цена растет и спрос растет.

Мнимые исключения – это эффект престижного потребления (эффект Вебрена).

Эффект ожидаемой динамики цен. Восприятие цены товара как показателя

качества.

Важно различать понятия спрос и объем спроса.

На графике изменение в объеме спроса определяется движением точки по кривой

спроса (D) и зависит это движение от всех факторов, кроме цены данного

товара.

Изменение в спросе определяется на графике сдвигом кривой спроса (влево,

вправо) и зависит от изменения всех факторов, кроме цены данного товара.

Индивидуальный спрос – это спрос отдельного конкретного потребителя на

конкретный товар.

Рыночный спрос – это сумма объемов спроса отдельных потребителей на данный

товар при данном значении цены.

При снижении цены товара объем рыночного спроса растет в большей степени,

чем объем спроса отдельного потребителя. Поскольку все больше начинают

предъявлять спрос потребители с меньшими доходами.

Изучение рыночного спроса имеет большое практическое значение:

1) Оно позволяет принять верное решение о регулировании производства в

отрасли госсектора.

2) Дает возможность в условии совершенной конкуренции при решении вопросов

развития производства в частном секторе ориентироваться на уровень рыночных

цен.

3) Возможность прогнозировать спрос.

(10)

Основы теории спроса и предложения

5. Спрос. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

6. Предложения. Закон предложения.

7. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.