реферат скачать
 

Кризис августа 1998 года в России, причины, последствия, уроки

результате которого были обоснованы и направлены руководителям

Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской

Федерации рекомендации о проведении реструктуризации части пакета ГКО -

ОФЗ, находившегося в распоряжении Центрального банка Российской Федерации.

До самого последнего момента правительство игнорировало все

предупреждения о надвигающейся катастрофе, проводило “страусиную” политику,

не предпринимая никаких шагов, тем самым не исполняло своих государственных

обязанностей. Так продолжалось до того момента, пока не осталось средств на

счетах правительства и ЦБ для выполнения текущих платежей. С этого момента

правительство развернуло активную деятельность, принимая непродуманные,

неадекватные решения, явно превышая свои полномочия.

Позже, созданная в соответствии с постановлением Совета Федерации

“Временная комиссия” по расследованию причин, обстоятельств и последствий

принятия решений Правительства Российской Федерации и Центрального банка

Российской Федерации от 17 августа 1998 года установила следующее: Решения

от 17 августа принимались С.В.Кириенко и С.К.Дубининым от имени

соответственно Правительства Российской Федерации и Центрального банка

Российской Федерации при участии Министра финансов Российской Федерации

М.М.Задорнова и первого заместителя Председателя Центрального банка

Российской Федерации С.В.Алексашенко, а также А.Б.Чубайса и Е.Т.Гайдара,

приглашенных в качестве экспертов Председателем Правительства Российской

Федерации.

Временная комиссия установила, что подготовка и принятие указанных

решений проходили с грубыми нарушениями принятых процедур подготовки

решений Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской

Федерации, без необходимых в таких случаях экономической и юридической

экспертиз, анализа вероятных последствий. Проекты решений не проходили

согласования в соответствующих ведомствах, не обсуждались на заседаниях

Правительства Российской Федерации и Совета директоров Центрального банка

Российской Федерации. Фактически указанные лица взяли на себя персональную

ответственность за принятые решения и их последствия.

Указанные обстоятельства позволяют поставить вопрос о персональной

ответственности С.В.Кириенко и С.К.Дубинина за превышение ими своих

полномочий при принятии решений от 17 августа, а также о персональной

ответственности С.В.Кириенко, С.К.Дубинина, М.М.Задорнова, С.В.Алексашенко,

А.Б.Чубайса, Е.Т.Гайдара за последствия принятых решений. Временной

комиссией установлено, что привлечение экспертов к подготовке и принятию

решений от 17 августа проводилось С.В.Кириенко без необходимых в таких

случаях мер по предотвращению несанкционированного разглашения

конфиденциальной информации и ее использованию в коммерческих целях, а

также в ущерб национальным интересам России. При этом доступ к информации о

готовящихся решениях получили лица, заведомо заинтересованные в ее

коммерческом использовании. В ходе подготовки решений от 17 августа

А.Б.Чубайсом по согласованию с Председателем Правительства Российской

Федерации и Председателем Центрального банка Российской Федерации без каких-

либо утвержденных в установленном порядке директив и соблюдения необходимых

требований национальной безопасности велись консультации с руководителями

иностранных финансовых организаций, имеющих свои интересы на российском

финансовом рынке. Им была передана информация конфиденциального характера,

сознательно скрывавшаяся от российских участников рынка, представительных

органов государственной власти, общественности. При этом не было принято

необходимых мер, исключающих использование этой информации нерезидентами в

коммерческих целях и в ущерб национальным интересам России. Таким образом,

проекты государственных решений, таящие огромные негативные последствия для

участников рынка, келейно обсуждались с представителями иностранных

финансовых институтов, а российские инвесторы, представительные органы

государственной власти, субъекты Российской Федерации дезинформировались

руководителями Правительства Российской Федерации и Центрального банка

Российской Федерации в отношении проводимой ими политики и устойчивости

финансового рынка. То есть при подготовке решений было допущено

сознательное раскрытие конфиденциальной информации узкой группе

заинтересованных лиц, включавшей руководителей некоторых коммерческих

банков и представителей иностранных финансовых институтов, которые могли

использовать эту информацию в коммерческих целях в ущерб другим участникам

рынка и государственным интересам.

2. Хронология кризиса.

Ниже приведена логическая цепь событий, приведших к кризису:

1. "Черный вторник" в октябре 1994 г. и решение отказаться от

эмиссионного кредитования бюджетного дефицита. Переход на

финансирование бюджета за счет так называемых не инфляционных

источников, то есть внешних и внутренних займов.

2. Раскручивание рынка ГКО плюс широкое использование КО (казначейских

обязательств). Пик применения этих денежных суррогатов пришелся на

конец 1995 г. и 1996г. Две трети налоговых поступлений в бюджет в

апреле 1996г.- было представлено этими бумажками. Опасность

"пирамиды" ГКО к августу 1996 г. стала очевидной.

3. Начало 1997 г. - либерализация рынка ГКО, расширение допуска на

него нерезидентов. "Горячие деньги" устремляются в Россию. К

середине лета доля нерезидентов на рынке ГКО достигла 30%, в

результате доходность ГКО упала до 18-20% годовых, снизились

процентные ставки.

4. Март 1997 г. - обновление состава правительства РФ, приход в него

А.Б.Чубайса и Б.Е.Немцова, что позволило говорить о правительстве

"молодых реформаторов”. Один из первых шагов – «урезание» на 30%

только что с трудом утвержденного нереального бюджета. Шаг,

вызванный ощущением опасности грядущего кризиса, встреченный в

штыки практически всеми. Принятые "молодыми реформаторами" меры

могли дать плоды, если бы они быстро добились существенных успехов

и получили поддержку не только президента РФ, но и общества. Увы,

краткосрочный успех в сокращении задолженности по зарплате и

пенсиям, достигнутый как условие дальнейшей поддержки президента

РФ, только затянул долговую "петлю", заставив отложить решение

главных задач по предотвращению кризиса.

5. Июль 1997 г. - аукцион по "Связьинвесту" и начало информационной

"войны" олигархов против А.Б. Чубайса и Б.Е. Немцова. Главный итог

- потеря доверия к реформаторам, к их порядочности и готовности

служить обществу.

6. Осень 1997 г. Полный отказ левой Думы от сотрудничества с

''Правительством "молодых реформаторов", в том числе с учетом

итогов информационной "войны".

7. Ноябрь 1997 г. До России докатываются первые отзвуки "азиатского"

кризиса. Миссия МВФ отказывается одобрить очередной транш займа на

том основании, что до сих пор не учитывались растущие долги

бюджетных организаций за газ, энергию, тепло, а исполнение бюджета

оценивалось только по фактическим ассигнованиям без учета роста его

долгов. Задержка транша - еще один толчок к потере доверия

правительству. Начала расти доходность ГКО - до 40%. ЦБР ради

стабильности курса рубля отказывается поддерживать рынок ГКО.

Процентные ставки поползли вверх, начался отток капитала. Ясно, что

наметившийся прорыв к экономическому росту не состоится. Напротив,

проблема государственного долга, ранее ослабленная притоком

зарубежных "горячих денег", теперь из-за этого же будет

обостряться.

8. Весна 1997 г. - крах банковской системы в Чехии, осень 1997 г. - в

Малайзии и Таиланде, начало 1998 г. - удары кризиса настигают Южную

Корею, Японию и Индонезию, летом - Россию, в начале 1999 г. -

Бразилию.

9. В декабре 1997 г. стоимость обслуживания рынка ГКО - ОФЗ превысила

поступления от их реализации. Как раз в этот момент Центральный

банк Российской Федерации перешел к осуществлению третьего этапа

либерализации порядка инвестирования средств нерезидентов на рынке

ГКО - ОФЗ (принятой Советом директоров Центрального банка

Российской Федерации в апреле 1997 года). При этом с 1 декабря 1997

года Центральный банк Российской Федерации отказался от операций по

поддержанию рынка ГКО - ОФЗ. Сразу же после такого решения

эффективность выпуска ГКО - ОФЗ в декабре 1997 года впервые стала

отрицательной. Министерство финансов Российской Федерации вынуждено

было выделить из федерального бюджета средства, необходимые для

обслуживания облигационного долга, в сумме около 600 млрд. рублей.

Фактически с этого времени рынок ГКО - ОФЗ стал работать только на

погашение ранее выпущенных облигаций.

10. Март 1998 г. Отставка В. Черномырдина, которая, казалось, была

осуществлена в интересах реформаторов. Но первый ее результат -

шанс для левого парламента усилить давление на исполнительную

власть. И С.В.Кириенко вынужден был пойти на уступки. Тогда уже

стало предрешенным вхождение коммунистов в '"правительство, чтобы

добиться сотрудничества с Думой. Политическая стабильность была

подорвана.

31 Марта курс рубля по отношению к доллару США – 6.106 руб. за 1 дол.

11. 12 мая 1998 г. Начинается обвал на финансовых рынках. По мнению

специалистов, помимо правительственного кризиса ему способствовали

заявления председателя Счетной палаты о целесообразности

одностороннего прекращения платежей по долгам, постановление Думы

об уменьшении доли иностранных инвесторов капитале РАО "ЕЭС", а

также банкротство "Токобанка", в котором значительная доля

принадлежала иностранным инвесторам. Последние заняли жесткую

позицию в отношении долгов российских банков и ускорили вывод

капиталов. Стремительно растет доходность ГКО, достигая 70-80%,

потом 100% и более. Правительство предпринимает меры для спасения

положения, восстановления доверия со стороны инвесторов. Готовится

и публикуется антикризисная программа, начинаются переговоры с МВФ

о крупном дополнительном займе, в основном на пополнение тающих

валютных резервов, чтобы уравновесить их с краткосрочными

обязательствами и убедить инвесторов в способности России платить

по ним. Одновременно каждую среду на очередных аукционах ГКО Минфин

РФ вынужден отказываться от размещения новых облигаций из-за их

высокой доходности и вместо рефинансирования старых обязательств

погашать часть их из бюджета. Берется долг на еврорынке под все

более высокий процент, разменивая внутренний долг на внешний. В

итоге внешний долг самой России (без СССР) за короткий срок

увеличивается вдвое. Переговоры с МВФ идут трудно. Фонд поначалу

настаивает на том, чтобы жесткие меры, предпринимаемые для

преодоления кризиса, были как знак национального согласия одобрены

парламентом, однако последний отвергает почти все законопроекты

правительства РФ, особенно налоговые. Дальнейшее обострение кризиса

доверия сдерживается только слухами о близком соглашении с МВФ по

займу на 10-12 млрд. долларов США. 1 Июня курс рубля по отношению к

доллару США – 6,164 руб. за 1 дол.

12. В конце июля 1998 г. Россия получает первый транш - 4,8 млрд.

долларов. Правительство и ЦБР ожидали передышки на 2-3 месяца.

Однако она продлилась всего 8-10 дней. Настало время принимать

крайние меры, поскольку было ясно, что дальше удерживать

сложившуюся ситуацию бессмысленно. Кризис переходил в открытую

фазу. 1 Августа курс рубля по отношению к доллару США – 6,241 руб.

за 1 дол.

13. 13 Августа 1998 г. - резкое падение котировок государственных

ценных бумаг на фондовых рынках.

14. 17 Августа - правительство Кириенко объявляет об отказе платить по

ГКО и замораживанию внутреннего долга (~ 265,3 млрд. руб.).

Одновременно правительство запрещает российским компаниям и банкам

проводить выплаты по долгам западным кредиторам.

23 Августа - президент Ельцин отправляет в отставку правительство

Кириенко и назначает вр.и.о. председателя правительства Виктора

Черномырдина. 23 Августа курс рубля по отношению к доллару США –

7,005 руб. за 1 дол.

15. 1 Сентября - ЦБ РФ отказался от поддержания верхней границы

валютного коридора, установленного 17 августа в 9,5 рублей за

доллар

16. 3 Сентября - депутаты Государственной Думы приняли постановление, в

котором просили Виктора Черномырдина добровольно отказаться от

поста председателя правительства. И.о. министра промышленности и

торговли Юрий Маслюков направил президенту Ельцину письмо с

просьбой об отставке. 3 сентября курс рубля по отношению к доллару

США – 12,8198 руб. за 1 дол.

17. 7 Сентября - ассоциация российских банков потребовала смены

руководства ЦБ РФ. Председатель ЦБ РФ Сергей Дубинин направил

президенту Ельцину письмо с прошением об отставке. И.о.

председателя ЦБ РФ стал первый заместитель Дубинина - Сергей

Алексашенко. 7 Сентября курс рубля по отношению к доллару США –

16,99 руб. за 1 дол.

18. 9 Сентября - налоговые счета 50 крупнейших компаний распоряжением

правительства переводятся в ЦБ, Федеральное казначейство, Сбербанк

РФ и Внешторгбанк. Правительство разрешило 14 российским нефтяным

компаниям и РАО "Газпром" платить налоги в валюте. 9 Сентября курс

рубля по отношению к доллару США – 20,825 руб. за 1 дол.

19. Государственная Дума второй раз отклонила кандидатуру Виктора

Черномырдина на пост председателя правительства. Создавшийся тупик

был чреват резким обострением политической обстановки, причем сразу

после начала тяжелейшего экономического кризиса. Власть шатается.

Нужно найти компромисс. Г. Явлинский предлагает кандидатуру Евгения

Примакова. Все чувствуют – это выход, позволяющий всем выйти из

положения без явной потери лица. Глава внешней разведки, затем

министр иностранных дел в правительстве Ельцина должен быть

приемлем для президента. Может быть, не сложись такая обстановка,

Ельцин бы его никогда не назначил, поскольку не считал своим. Но

выбора не было. Коммунисты и другие оппозиционеры, включая Ю.

Лужкова, готового начать президентскую гонку, также согласились

поддержать кандидатуру Примакова, зная о его консерватизме и

государственничестве. “Уж он-то не станет продолжать либеральные

реформы”.

20. 11 Сентября - Государственная Дума утвердила Евгения Примакова

председателем правительства РФ. Государственная Дума утвердила

Виктора Геращенко председателем ЦБ РФ. По просьбе Геращенко

Государственная Дума отправила в отставку совет директоров ЦБ РФ.

Андрей Кокошин снят с должности секретаря Совета безопасности РФ.

11 Сентября курс рубля по отношению к доллару США – 12,8749 руб. за

1 дол.

21. 14 Сентября - первым вице-премьером назначен Юрий Маслюков, Игорь

Иванов назначен министром иностранных дел РФ, Игорь Сергеев

назначен министром обороны, Сергей Степашин назначен министром

внутренних дел, Сергей Шойгу назначен министром по делам

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий.

22. 15 сентября - сформирована рабочая группа для проведения

переговоров с западными кредиторами во главе с заместителем

министра финансов Михаилом Касьяновым. 17 – 25 сентября пул

крупнейших западных банков, работавших в России, решили создать

кредиторский комитет держателей российских ГКО-ОФЗ.

25 сентября курс рубля по отношению к доллару США – 15,6099 руб. за 1 дол.

Все хронология кризиса, все политические решения, назначения и отставки

нашли свое выражение в изменение курса доллара по отношению к рублю. Из

диаграммы 1 можно видеть все события в хронологической последовательности.

Курс рубля по отношению к доллару США в 1998 году.

[pic]

Диаграмма 1.

3. Банковский кризис – главная составляющая кризиса августа 1998

года.

Как было показано выше, причины кризиса лежат в сфере

государственного регулирования экономики и в не эффективной работе

банковской системы. Банковская система во многом сама ответственная за

кризис, в результате кризиса понесла наибольший урон.

Под банковским кризисом традиционно понимается устойчивая

неспособность значительного числа банков выполнять свои обязательства перед

клиентами, которая выражается в нарушении условий расчетно-кассового

обслуживания, обязательств перед вкладчиками, держателями банковских

обязательств, в банкротстве и ликвидации банковских учреждений. Чем больше

банков охвачено кризисом, тем тяжелее его экономические последствия. Если

же серьезные трудности начинают испытывать банки, на которые приходится

основной объем банковских операций, то кризис можно считать системным, то

есть угрожающим существованию всей банковской системы.

Российский банковский кризис похож на «традиционные» банковские

кризисы поскольку:

1. Резко ухудшилась платежеспособность банков, возросло число банкротов.

Если в первой половине 1998г. доля проблемных банков (к проблемным банкам

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.