реферат скачать
 

Кредитно-денежная политика

порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться

понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег.

Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков.

Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать

государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы

коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что

автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья

мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса

коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у

центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих

денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы

слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме ,

то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому,

чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах,

банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых

ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное

предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной

ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая

инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то

есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы

понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов

денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику

страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие

доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой.

Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое

время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело

с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы,

регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о

покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и

процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых

странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того,

она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и

потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если

ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы

коммерческих банков до точки , в которой банки вынуждены ограничить объем

кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых

денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть

возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать,

что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При

такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное

явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться

серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В

более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к

предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного

предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами,

заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться

в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или

ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть

когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к

возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения

предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости

обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается

,при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение

скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться

как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И,

следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость

обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются,

что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при

политике дорогих денег.

4. Борьба с инфляцией при помощи целенаправленной денежно-кредитной

политики. (опыт США)

Одной из самых серьезных трудностей, с которой столкнулась

экономика на современном этапе, явилась инфляция. Эта проблема особенно

стала остро в 70-х годах. Так, например, в США темпы инфляции в

десятилетие утроились с 4% до 13% в год. Причиной такой ситуации в

Соединенных Штатах явилась утрата доверия к тому, как управляется

американская экономика. Позиции доллара на зарубежных валютных

рынках ослабли, а на рынках кредитных ресурсов значительно

повысились нормы процента за их предоставление.

Усиление инфляционных процессов заставило экономистов

провести ряд исследований в данной области. В результате

проведенной работы ученые сделали вывод о необходимости

установления контроля над кредитно-денежными агрегатами. Другими словами,

специалисты заключили, что скорость обращения денег, выраженная

отношением номинального об'ема производства к величине спроса населения

на денежные средства, является показателем достаточно стабильным и

предсказуемым.

V=Y/M,

где V - скорость обращения денежной массы;

Y - номинальный об'ем производства;

M - величина денежной массы в обращении.

Исходя из этой формулы, было предложено бороться с инфляцией. Если

скорость обращения стабильна, тогда желаемого об'ема производства

можно достичь, задавая соответствующие значения величины денежной массы

в обращении. Нужно отметить, что на практике данный процесс более

сложен, поскольку выбор монетарной переменной влияет на уровень

процентных ставок, что, в свою очередь, оказывает воздействие "на

степень привлекательности хранения на счетах денежных средств", то

есть на скорость обращения денег. Величина номинального дохода может

быть выражена следующим образом:

Y=P*y,

где Y - рост номинального дохода;

P - темпы инфляции;

y - темпы роста реального объема производства.

Было признано, что современные темпы роста реального объема

производства будут приближаться к потенциальным темпам роста объемов,

вовлеченных в экономическую деятельность ресурсов, а также их

производительности. Кредитно - денежная политика не сможет оказывать

серьезного влияния на долговременную тенденцию роста объемов

производства, или это влияние будет носить негативный характер,

поскольку дестабилизируется денежная система и создаются препятствия на

пути капиталовложений в экономику. При таких условиях изменение темпов

роста величины номинального дохода будет означать аналогичные

изменения темпов инфляции. Следовательно, ликвидация инфляции и

восстановления контроля в области ценообразования требует замедления

роста денежной массы. Кредитно - денежная политика США

основывается на вышеизложенной концепции. На основании ее в 1978 году

Конгресс США принял законодательство, обязывающее Федеральную Резервную

Систему (ФРС) установить пределы роста денежной и кредитной массы. Также

был принят "Акт о полной занятости и сбалансированном росте." В нем

указывались цели кредитно - денежной политики: обеспечение высокого

уровня занятости и поддержания стабильности цен. Для достижения этого

ФРС предписывалось ежегодно об'являть величину денежной массы и кредитных

ресурсов на следующий год, что должно воздействовать на ожидаемое

функционирование экономики и темпы инфляции.

Признавая, что не всегда можно поддерживать желаемое

соотношение между ростом денежной массы и темпами экономического развития,

закон не обязывает ФРС точно соблюдать заявленные параметры денежной

массы. Однако, в случае, если расхождение имеет место, ФРС должна

объяснить их причины. Величины денежной массы и кредитной эмиссии

объявляются в феврале каждого года и корректируются в докладе,

представляемом в конгресс в июне. В этом докладе также называются

предварительные оценки указанных величин на следующий год.

Данная политика преследует три основные цели : во-первых, ограничение

роста цен; во-вторых, извещение общественности о будущей стратегии

ФРС, чтобы юридические и физические лица могли соотносить свое

экономическое поведение с намерениями центрального банка. И в-

третьих, усиление подотчетности и ответственности Центрального Банка

за принимаемые им решения и достижение намеченной цели.

Нужно отметить, что опыт американских экономистов в области

борьбы с инфляцией может быть полезен при проведении антиинфляционных

мер, тем более, что данное направление экономической реформы

признано приоритетным российским правительством.

5. Эффективность кредитно-денежной политики в России.

Долгосрочное кредитование предприятий и организаций на капитальные вложения

В условиях перехода к рыночным отношениям возрастает роль

долгосрочного кредита как источника денежных средств в формировании и

совершенствовании основных фондов народного хозяйства. Он используется на

капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения.

Перечень объектов долгосрочного кредитования очень разнообразный. Так, у

предприятий и хозяйственных организаций, независимо от форм собственности,

это затраты на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение

производства, на строительство объектов непроизводственного назначения и на

приобретение оборудования, не входящего в сметы строек. Долгосрочный кредит

используется также при строительстве новых предприятий и сооружений,

имеющих важное народнохозяйственное значение.

Долгосрочный кредит предоставляется предприятиям и хозяйственным

организациям на указанные выше цели на принципах возвратности, срочности,

платности и обеспеченности.

Преимущества при долгосрочном кредитовании имеют проекты, которые

обеспечивают народнохозяйственную эффективность, решают экономические и

социальные проблемы страны, расширяют экспортные возможности, увеличивают

производство товаров народного потребления.

Обязательными условиями долгосрочного кредитования являются: статус

заемщика как юридического лица, экологическая безопасность объекта

кредитования, обеспеченность своевременного и полного возврата кредита и

уплаты процентов за пользование им, соблюдение норм продолжительности

строительства.

Долгосрочный кредит можно разделить на такие его виды: кредит, который

предоставляется коммерческими банками на договорных началах за счет их

собственных и привлеченных средств; государственный кредит, источником

которого являются средства республиканского бюджета, и кредит под целевые

производственные программы за счет централизованных кредитных средств

Центрального банка. Кредитование в каждом из этих случаев существенно

различается. Коммерческие банки предоставляют долгосрочные кредиты

инвесторам за счет собственных и привлеченных средств на договорных

началах. Основными принципами формирования кредитных отношений являются:

свободный выбор партнеров этих отношений, формирование условий их

выполнения, оснований и объемов, ответственности при полном невмешательстве

государственных органов в выбор и реализацию этих условий.

Основные источники ресурсов для долгосрочного кредитования в этом

случае - это собственные средства банков (различные фонды, нераспределенная

прибыль), средства централизованного ссудного фонда, предприятий и

организаций, а также средства бюджетов, которые находятся на счетах банков,

вклады граждан и займы у других банков.

Кредитные отношения банка и заемщиков регулируются кредитным

договором, которым предусматриваются размер разрешенного кредита, сроки и

порядок его использования и возврата, процентные ставки за пользование

кредитом, обязанности и имущественная ответственность сторон и формы

обеспечения обязанностей. Оформление долгосрочного кредитования

производится банком на основании предоставляемых заемщиком документов,

перечень которых определяется кредитным договором. Кредитный договор

действует в течение всего периода пользования кредитом.

Потребность в долгосрочном кредите определяется либо полной стоимостью

затрат по объекту (мероприятию), если кредит является единственным

источником финансирования, либо как разность между стоимостью этих затрат и

собственными средствами заемщика, направляемыми на эту цель. Возможность

учреждения банка выдать кредит заемщику в требуемом им размере зависит от

уровня этого учреждения (отделение, региональное управление и дирекция,

банк) и предоставленного ему права выдавать кредит одному заемщику той или

иной категории (предприятия, организации, кооперативы, малые предприятия),

а также наличия кредитных ресурсов.

Общий срок пользования кредитом складывается из нормативного времени

осуществления затрат и времени, в течение которого кредит возвращается

банку. Сроки погашения кредита устанавливаются в пределах окупаемости

затрат по проекту.

Банк предоставляет долгосрочный кредит только кредитоспособным

заемщикам, которые могут возвратить его в установленные сроки и уплатить

проценты за пользование кредитом. Определение кредитоспособности

предприятий и организаций является одной из важнейших сторон хозяйственной

деятельности банков в условиях перехода к рынку.

Оценка кредитоспособности заемщика производится банком до заключения

кредитного договора на основе анализа его финансового состояния и

эффективности кредитуемого мероприятия. Базой для такого анализа служат

бухгалтерские балансы, другие отчетные и плановые документы о финансово-

хозяйственной деятельности, проектно-сметная документация, планы

технического перевооружения производства, прогнозные и статистические

материалы, характеризующие как современное экономическое состояние

заемщика, так и перспективы его развития.

Анализ финансового состояния заемщика позволяет определить показатели,

отражающие разные его стороны, например, ликвидность его баланса, покрытие

баланса, привлечение средств. При долгосрочном кредитовании важно оценить

стабильность этих показателей в период пользования кредитом. Такая оценка

требует разнообразных экономических знаний, умения прогнозировать изменения

факторов, влияющих на доходность заемщика в условиях перехода к рынку. К

таким факторам следует отнести прежде всего динамичность цен и тарифов,

рентабельность производства, энерго-, материало- и фондоемкость продукции,

обеспечение сырьем, кадрами и основными фондами, внедрение новых техники и

технологий, рынок сбыта продукции.

Эффективность кредитуемого мероприятия банки определяют путем

проведения инженерно-экономической экспертизы его проекта. При этом

проверяются наличие и качество проектно-сметной документации и заключений

экспертизы, соответствие проектных технико-экономических показателей

прогрессивным, оценивается технико-экономический уровень проекта. Важными

вопросами при проведении такой экспертизы являются: наличие сырьевой базы,

конкурентоспособность продукции, возможность ее сбыта, прогноз уровня цен

на будущую продукцию. В процессе инженерно-экономической экспертизы

необходимо изучить реальность намечаемых сроков строительства с учетом

мощностей, нагрузки и материально-технического обеспечения подрядных

строительно-монтажных организаций, надежность поставщиков оборудования и

других партнеров.

В настоящее время процесс установления процентной ставки за кредиты не

регулируется нормативными актами. Плата за пользование долгосрочным

кредитом определяется банками с учетом продолжительности срока

кредитования, предоставленных заемщиками гарантий своевременного возврата

кредита, спроса и предложений кредитных ресурсов и их цены, а также наличия

кредитного риска. Устанавливаемые банками процентные ставки должны

обеспечивать полное покрытие их расходов и получение прибыли от

осуществления хозрасчетной деятельности.

Повышенные размеры процентной ставки предусматриваются кредитным

договором в случае нарушения нормативных сроков строительства, получения

дополнительных кредитов и переуступки банков сроков возврата ссуды.

Процент за пользование кредитом начисляется в размерах и сроки,

предусмотренные кредитным договором.

Ответственность за невыполнение заемщиками своих обязательств

предусматривается в виде неустойки (штрафа, пени), залога, гарантии,

страхования кредитного риска.

Долгосрочный кредит используется на оплату поставленных на стройку

машин и оборудования, строительных конструкций, деталей, блоков и

материалов, а также выполненных строительно-монтажных, проектных и других

работ. Банки должны возмещать заемщику расходы по уплате пени поставщикам,

за несвоевременные расчеты с ними, если это вызвано неполным и

несвоевременным предоставлением кредита.

После завершения кредитуемого объекта (мероприятия) заемщик оформляет

в установленном порядке задолженность по кредиту срочным обязательством.

Погашение кредита обычно начинается со следующего квартала после принятия

ответственного решения о вводе объекта в эксплуатацию и производится за

счет собственных средств заемщика.

Коммерческие банки используют собственные и привлеченные кредитные

ресурсы не на инвестиции в техническое развитие предприятий, а главным

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.