реферат скачать
 

Кокурентоспособность на международном рынке один из важнейших факторов роста национальной экономики

нефть марки Urals, скорее всего, резко не снизится и составит около 26

долл. США за баррель. Стабилизации цен будет способствовать совместная

деятельность стран ОПЕК и независимых экспортеров нефти. Кроме того,

иракская нефть, контроль над которой получили США и Великобритания, не

может быть слишком дешевой, так как в противном случае нефтяные корпорации

США, добывающие нефть в Мексиканском заливе, Южно-Китайском и Северном

морях могут понести финансовые потери.

Наличие в развитых странах-импортерах нефти, особенно в США, сильного

пронефтяного лобби, растущее осознание в политических и деловых кругах

Запада необходимости компромиссного подхода к регулированию мировой цены на

нефть, который учитывал бы интересы как экспортеров, так и импортеров, а

также активная ценовая политика ОПЕК, сохраняющей сильные позиции на рынке,

позволяют оценить вероятность «обвала» цен на нефть в прогнозируемый период

как маловероятную. Вместе с тем, наращивание экспортного потенциала Ирака,

широкий выход на мировой рынок каспийской нефти, стабилизация добычи в

Венесуэле и Нигерии, дальнейшее увеличение поставок из России и ряда других

государств, не входящих в ОПЕК, будут оказывать понижательное давление на

рынок. В этой связи следует ожидать, что цена на нефть будет все более

смещаться из верхней в нижнюю часть действующего в настоящее время ценового

коридора ОПЕК, составляющего 22-28 долл. США за баррель. Наиболее вероятным

представляется, что мировые цены на российскую нефть сорта Urals будут

колебаться в диапазоне 18,5-23 долл. США за баррель.

Что касается объемов поставок российской нефти, то, несмотря на

ожидаемое увеличение потребности в этом энергоносителе внутри страны,

прогнозируется значительный рост экспорта российской нефти к 2006 году(на

22-36% к уровню 2002 года), что будет связано с необходимостью обеспечения

притока иностранной валюты в экономику страны, в том числе, и для

обслуживания и погашения государственного внешнего долга.

Основными импортерами российской нефти останутся страны Западной

Европы (Германия, Италия), а также государства Центральной и Восточной

Европы. Имеются определенные перспективы расширения экспорта нефти за счет

развития сотрудничества в рамках энергодиалога с США.

Ситуация на мировом рынке нефтепродуктов в целом отражает конъюнктуру

рынка сырой нефти. На объемы экспорта российских нефтепродуктов будет

оказывать влияние налоговая политика импортеров, направленная на

ограничение импорта нефтепродуктов с высоким содержанием серы, а также

переход восточноевропейских стран на стандарты качества, действующие в ЕС.

В рассматриваемом периоде прогнозируется рост экспорта светлых

нефтепродуктов. К 2006 году экспорт автомобильного бензина увеличится по

сравнению с 2002 годом на 22-28 процентов. Объемы экспорта дизельного

топлива по I варианту остаются почти на уровне 2002 года, по II варианту

ожидается рост на 1 процент.

В связи с ожидающимся ростом внутреннего спроса, прогнозируется

постепенное ежегодное снижение экспорта топочного мазута.

Ожидается, что спрос на природный газ будет расти несколько более

высокими темпами, чем на нефть, и его доля в мировом спросе на

энергоносители уже в ближайшие годы может возрасти до 24-25 процентов. В

частности, ожидается, что увеличение спроса в основных европейских странах-

потребителях российского природного газа составит 2-3% в год. Цены будут,

по-видимому, умеренно высокими с отставанием (примерно на 4-6 месяцев) от

мировых цен на нефть.

Однако продолжающаяся либерализация рынка природного газа стран ЕС, в

целом стимулируя рост поставок, делает этот рынок менее структурированным и

предсказуемым, прежде всего в отношении его ценовых параметров. Кроме того,

прослеживается тенденция увеличения европейскими потребителями импорта

сжиженного газа, как более эффективного и экологически чистого топлива. При

этом себестоимость производства сжиженного газа за последние двадцать лет

снизилась вдвое и продолжает уменьшаться, что усиливает позиции этого

товара на рынке газа.

К 2006 году объем экспорта российского газа в страны дальнего

зарубежья может превысить уровень 2002 года 16%.

Ожидаемый рост экспортных поставок природного газа связан с

увеличением объемов обязательств по долгосрочным контрактам, в частности,

увеличением ежегодных поставок в Германию, Францию, Италию, началом

поставок в Нидерланды. По мере загрузки газопровода «Голубой поток»

значительно увеличатся поставки российского природного газа в Турцию.

Не ожидается существенных изменений в динамике экспорта угля. Объемы

экспорта в страны дальнего зарубежья в 2004-2006 гг. могут составить 39–41

млн. тонн. Это объясняется как относительно слабыми конкурентными

позициями российских экспортеров (высокие транспортные издержки), так и

перспективами развития внутреннего рынка. Япония и Турция по-прежнему

сохранят ведущие позиции среди основных импортеров российского угля.

В прогнозируемый период ожидается рост экспорта черных металлов в

страны дальнего зарубежья. Увеличению экспорта будет способствовать

значительное повышение конкурентоспособности и качества металлопродукции в

результате мер, принятых предприятиями по улучшению технического и

технологического уровня производства, что позволяет им успешно

конкурировать на мировых рынках с ведущими зарубежными металлургическими

компаниями. Кроме того, следует учитывать и действия, предпринятые в

последнее время Правительством Российской Федерации для защиты интересов

российских экспортеров металла на внешних рынках.

Одновременно следует учитывать, что внешние условия для сбыта

российской металлопродукции в прогнозируемый период будут оставаться

достаточно сложными. Значительное сокращение спроса на сталь на

североамериканском рынке и нестабильная экономическая ситуация в Европе не

позволяют надеяться на существенное увеличение сбыта в этих регионах. В

этих условиях прогнозируется увеличение объемов поставок черных металлов в

страны азиатско-тихоокеанского региона (особенно в Китай).

В прогнозируемый период в структуре российского экспорта доля цветных

металлов сохранится на высоком уровне. При этом ожидается рост экспорта из

цветных металлов более глубокой степени обработки.

Состояние мирового рынка химической продукции в ближайшие годы будет

находиться под влиянием множества факторов, в том числе от

общеэкономической ситуации в промышленно развитых странах. Основным

ценообразующим фактором на этом рынке будут по-прежнему мировые цены на

основные виды сырья (нефть, нефтепродукты, природный газ). Кроме того, на

состояние мирового рынка химических товаров и динамику их цен будет

оказывать влияние ожидаемое увеличение объемов производства традиционными

продуцентами и выход на рынок новых производителей из стран Латинской

Америки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии, а также КНР и

Индии.

Факторами, сдерживающими экспорт российской химической продукции,

являются увеличение себестоимости продукции и снижение ее

конкурентоспособности из-за роста цен на продукцию и услуги естественных

монополий, изношенность основных производственных фондов, сохранение

экспортных пошлин на отдельные виды продукции.

Определяющими условиями развития экспорта продукции лесопромышленного

комплекса будут являться мировая конъюнктура, состояние запасов и качество

поставляемой продукции. Предполагается, что увеличение спроса на древесину

будет умеренным, при этом конъюнктура рынков будет подвержена сезонным

колебаниям.

При благоприятной конъюнктуре внешнего рынка и снижении до нулевых

значений вывозных таможенных пошлин на продукцию глубокой переработки

древесины ожидается увеличение поставок на экспорт всех видов российской

лесобумажной продукции за исключением деловой древесины.

Современное состояние машиностроительного рынка характеризуется

значительным усилением спроса на наукоемкие товары и услуги. Решающим

фактором жизнедеятельности машиностроительных предприятий становится

повышение конкурентоспособности и технологическая новизна изделий.

Постепенная адаптация к новым условиям российских машиностроительных

предприятий, их активизация на внутреннем рынке позволяют рассчитывать на

увеличение машинно-технического экспорта в среднесрочной перспективе.

Ожидается, что экспорт машин, оборудования и транспортных средств из России

в страны дальнего зарубежья увеличится к 2006 году по сравнению с 2002

годом на 20-33% по вариантам.

В то же время вряд ли произойдут кардинальные изменения в структуре

российского экспорта машин и оборудования. Экспортироваться будут в

основном традиционные изделия, которые имеют свою нишу на мировом рынке:

энергетическое оборудование, легковые и грузовые автомобили, металлорежущие

станки и кузнечно-прессовое оборудование, а также вертолеты и другая

авиационная техника.

Для расширения экспорта машинно-технической продукции в развивающиеся

страны по-прежнему особое значение будет иметь восстановление

сотрудничества в рамках технического содействия. Основными направлениями

внешнеэкономической деятельности России в этих странах будут сооружение

объектов энергетики, в том числе атомной, строительство новых и

реконструкция ранее построенных предприятий горнодобывающей,

нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности, транспортных и

ирригационных сооружений.

Перспективным является продолжение работы по кооперационному

сотрудничеству с иностранными фирмами в организации в России сборочных

производств и экспорте за рубеж совместно выпускаемой продукции.

В рассматриваемый период в системе внешнеэкономических связей с

дальним зарубежьем приоритетное значение будет иметь сотрудничество с

европейскими странами, и, в первую очередь, с Европейским союзом (ЕС)–

основным торговым партнером России, на долю которого приходится около 40%

внешнеторгового оборота страны, а после расширения ЕС этот показатель

превысит 50 процентов. Роль этой интеграционной группировки в ближайшей

перспективе еще более возрастет в связи с вступлением в ЕС стран

Центральной, Восточной и Южной Европы. Расширение ЕС устранит проблему

двойственности торгово-экономических отношений, когда, с одной стороны,

этим странам жизненно необходима торговля с Россией, а с другой – они

фактически проводили подчиненную ЕС политику, формально не являясь членами

этого интеграционного объединения. Появляется возможность определять

условия международного разделения труда на основе прямого диалога Россия-

ЕС, который будет иметь определяющее значение для дальнейшего развития

экономических отношений в Европе. В стратегическом плане наибольшее

значение имеет дальнейшая работа по созданию Общеевропейского

экономического пространства (ОЕЭП). Так, принципиальные вопросы

энергодиалога могут быть решены только в случае формирования ОЕЭП, включая

Россию. Энергетическая составляющая, включающая российские поставки нефти и

газа, является важнейшим инструментом для продвижения экономических

интересов России в Европе. Вопросами более отдаленной перспективы может

стать перевод на европейскую валюту расчетов между Россией и ЕС.

На американском континенте важнейшим торговым партнером России

останутся Соединенные Штаты Америки. При определении основных направлений

сотрудничества с этой страной учитывается лидерство США в мировой

экономике, огромный научно-технический и финансовый потенциал, а также то,

что американский рынок является одним из перспективных с точки зрения

продаж передовых российских технологий, связанных с космическими

исследованиями, ядерной энергией, программным обеспечением. Закономерно

ожидать продолжения стратегического сотрудничества в энергетической сфере,

активного двустороннего диалога по проблематике присоединения России к ВТО.

Перспективность сотрудничества со странами Латинской Америки связана

с реальными возможностями как в области развития российского экспорта

высоких технологий и продукции военного назначения, так и в налаживании

взаимного производственного сотрудничества, принимая во внимание заметно

возросший производственно-экономический потенциал этого региона.

Латиноамериканские страны сохранят свою роль поставщиков на российский

рынок продовольственных товаров и продукции тропического земледелия.

Значимость Азиатского региона для России определяется перспективами в

области поставок отечественной высокотехнологичной продукции, включая

вооружения и военную технику, наличием значительного инвестиционного

потенциала. Кроме того, ряд стран этого региона (Китай, Япония), являются

потенциальными покупателями российских энергоносителей.

Важными внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и

Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской

машинно-технической продукции, включая военную технику и вооружение. Кроме

того, платежеспособные государства этого региона (Турция, Израиль,

нефтедобывающие страны Персидского залива) привлекательны как потенциальные

источники инвестиций в экономику России. В то же время сохраняется высокая

вероятность военных конфликтов в этом регионе, что может привести к

сокращению объемов торгово-экономического сотрудничества с этими странами.

Рынок стран Африки останется в ближайшей перспективе одним из

привлекательных для России, что связано с наличием значительных запасов

разнообразных природных ресурсов в странах этого континента. Кроме того, в

этом регионе имеется спрос на российскую продукцию гражданского и

оборонного комплексов, включая строительные услуги и технологии в различных

отраслях экономики.

Сотрудничество России со странами СНГ в 2004-2006 гг. должно стать

одним из основных направлений во внешней политике России, оказывающими

существенное влияние на развитие ее экономики.

В прогнозный период продолжатся работы по созданию с государствами СНГ

благоприятных условий для предпринимательской и банковской деятельности на

территории друг друга, в том числе по участию в процессах приватизации и

акционирования, устранению барьеров и ограничений во взаимной торговле,

выработке механизма привлечения услуг национальных страховых компаний для

обеспечения внешнеэкономической деятельности экспортеров, информационному

обеспечению внешнеторговой деятельности субъектов хозяйствования и по

другим направлениям.

Потребуется выработать общие правила по защите национальных интересов

государств в случае применения отдельными из них методов недобросовестной

конкуренции, а также обеспечить координацию действий по присоединению

России и государств Содружества к ВТО и сближение на этих условиях

национального законодательства.

В 2004-2006 гг. предусматривается создание действенного механизма

контроля за перемещением товаров через таможенные границы государств-

участников СНГ, имея в виду обеспечение реализации достигнутых с этими

странами договоренностей по переходу во взаимной торговле на взимание

косвенных налогов по принципу «страны назначения».

Одним из основных направлений в работе со странами СНГ должно стать

инвестиционное сотрудничество с этими государствами. Предусматривается

продолжить практику подготовки и реализации проектов и программ по

разработке и освоению на территории стран СНГ запасов минерально-сырьевых

ресурсов, особенно углеводородного сырья, развитию энергосистем и другим

направлениям, от реализации которых во многом зависит функционирование

экономики России.

Взаимодействие в производственно-технологической сфере будет

направлено на развитие сотрудничества в ключевых отраслях экономики России

и стран СНГ, и прежде всего, в топливно-энергетическом комплексе,

металлургии, машиностроении, пищевой промышленности. Особое внимание будет

уделяться расширению сотрудничества в области обеспечения надежности

функционирования действующих топливно-энергетических, железнодорожных,

водных и иных транспортных коммуникаций, проходящих через территорию России

и государств СНГ в третьи страны, и строительству новых.

Важным фактором в формировании устойчивого рынка энергоресурсов России

должно стать сохранение взаимовыгодных производственных связей, прежде

всего в области совместной переработки нефти на нефтеперерабатывающих

предприятиях Украины и Белоруссии, а также производства электроэнергии на

электростанциях Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдавии и странах

закавказского региона СНГ с целью покрытия собственных нужд и

восстановления транзита в страны дальнего зарубежья.

К 2006 году ожидается увеличение экспорта странам СНГ нефти (на 19-22%

по сравнению с 2002 годом), нефтепродуктов (на 11-27%), угля (на 13%) при

сохранении примерно на одном уровне поставок этим государствам природного

газа. В российском импорте из этих стран к 2006 году прогнозируется

значительное увеличение поставок природного газа, что обусловлено

масштабным вовлечением в топливно-энергетический баланс России газа,

добываемого странами центрально-азиатского региона СНГ (Туркменистаном,

Узбекистаном и Казахстаном).

Продолжит сохранять свое активное участие на рынках стран СНГ

российская металлургическая продукция. Рост мирового спроса на готовый

прокат должен стимулировать не только увеличение объемов экспорта этой

продукции странам СНГ, но и улучшение его структуры в сторону более

дорогих, высокотехнологичных видов (листового проката, листа с покрытиями,

электротехнической стали и др.). В импорте из стран СНГ значительную долю

составят поставки сырья для металлургических предприятий России (руд черных

и цветных металлов, ферросплавов, редкоземельных элементов и другой

продукции).

Постепенное совершенствование структуры и качества продукции,

выпускаемой российскими предприятиями машиностроительного комплекса, должно

привести к значительному росту к 2006 году поставок машин и оборудования в

страны СНГ.

Более углубленно будет развиваться сотрудничество в рамках

Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с целью завершения

формирования в полном объеме единой таможенной территории с общим рынком

товаров (услуг) и создания на этой основе единого экономического

пространства с согласованным проведением экономических преобразований,

базирующихся на однотипных принципах хозяйствования.

С основными партнерами России по ЕврАзЭС - Белоруссией и Казахстаном

продолжатся работы по формированию Единого экономического пространства,

создание которого совместно с Украиной определено соответствующим

Заявлением глав государств этих стран, подписанным 23 февраля 2003 года.

Сотрудничество с Белоруссией будет ориентировано на реализацию

Договора о создании Союзного государства и Программы действий по реализации

его положений, а также подписанных других основополагающих документов.

Намечается совместная реализация комплекса мер по сближению проводимых в

обоих государствах экономических реформ, введению единой денежной единицы,

завершению унификации хозяйственного законодательства, особенно в области

тарифного и нетарифного регулирования.

Темпы роста внешнеторгового оборота со странами СНГ прогнозируются в 2004-

2006 годах в пределах 98,8-104,5%, в том числе экспорта – 99-104,6%,

импорта – 98,6-104,3 процента.

В целом же, перспективы развития российской экономики в ближайшие годы

я оцениваю позитивно. Даже при существенном снижении цен на нефть темпы

роста российской экономики не станут отрицательными. В ближайшие годы все

больший вклад в экономический рост будут вносить «новые» компании,

сформировавшиеся в рыночных условиях, ориентированные на требовательного

потребителя. Государство, со своей стороны, должно создавать все условия

для поддержки таких компаний. А для того, чтобы делать максимально

просчитанные, максимально продуманные шаги, оно должно стать прозрачным для

общества, ориентированным на обеспечение интересов общества и бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итог рассмотрению существующего положения дел в проблематике

конкурентоспособности, можно сделать следующие выводы. Прежде всего,

очевидно, что конкурентоспособность - это свойство практически любых

экономических объектов. Независимо от физической природы и выполняемых

функций все изделия, а также производственные системы их изготовляющие и

использующие, могут рассматриваться в контексте проблемы

конкурентоспособности, причем такой аспект анализа диктуется не

абстрактными соображениями, а сугубо практическими интересами конкретной

экономической деятельности.

Далее, конкурентоспособность, видимо, может в определенных условиях

оказаться тождественной таким экономическим категориям, как качество, или

эффективность. Отсюда следует, что с операционной точки зрения для решения

проблемы конкурентоспособности могут привлекаться традиционные

теоретические и практические методы и средства решения экономических задач,

связанных в той или иной степени с проблематикой качества и эффективности.

В неявной форме свидетельством, подтверждающим данное высказывание,

является выявленное наличие парадигматических связей между общепринятыми

экономическими категориями и конкурентоспособностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.