реферат скачать
 

КНР: усиление позиций в мировой экономике

Начавшийся в 1992 г. процесс «приграничной открытости» распространяется как

вдоль южных, так и вдоль северных границ Китая. Во внутренних районах южных

провинций ставится задача активизировать торгово-экономические отношения со

странами Юго-Восточной Азии. Для этого городам Наньнин и Куньмин были

предоставлены такие же права, что и 14 приморским «открытым» городам, а

городу Пинсян и поселку Дунсян, городу Ваньдин, уездам Жуйли и Хэкоу – те

же права, что приморским «открытым» зонам.

2.4. Открытая политика Китая

Развитие Китая на протяжении последних без малого пятнадцати лет

неразрывно связано с курсом на открытие экономики внешнему миру. Движение в

этом направлении то ускорялось, то притормаживалось, но отката назад не

было. Правда, последний период в жизни страны (начиная со второй половины

1988 г.) совпал с острым политическим кризисом, пик которого пришелся на

весну—лето 1989 г., что повлекло за собой перегруппировку сил. поиск новых

путей, прежде всего в тактике реформ.

Была провозглашена политика "урегулирования" экономики. Приоритетными

целями были объявлены достижение баланса между совокупным спросом и

предложением, преодоление "перегрева" экономики, диспропорций между

основными отраслями, снижение инфляции. "Урегулирование" никоим образом не

отменило открытую внешнеэкономическую политику, хотя и не могло не

отразиться на ней. Его влияние можно расценить в целом как положительное,

стабилизирующее.

Заслуживают внимания в этой связи действия китайского руководства по

рационализации импорта, увеличению эффективности экспорта, усилению

контроля за внешнеторговыми операциями, банковской деятельностью, по

сокращению числа экспортно-импортных компаний. С учетом наступающего "пика"

выплат по внешнему долгу инвестиционная и импортная политика велась

осторожно. Ограничивался валютный кредит, поощрялось в целях экономии

капитала создание полностью иностранных предприятий, несколько раз снижался

валютный курс юаня ради стимулирования экспорта и сдерживания импорта. В

результате впервые за десятилетие в 1990—1991 гг. удалось достигнуть

положительного торгового баланса (около 8 млрд. долл.). Инвалютные резервы

КНР выросли к началу 1992 г. до 42,7 млрд. долл. при сумме внешней

задолженности около 53 млрд. долл.

Однако ситуация в этой области отнюдь не безоблачна. Негативную роль

сыграли санкции западных стран, принятые после печально известных событий

на площади Тяньаньмэнь. Из-за этого в 1989—1990 гг. впервые за годы реформ

сократился общий объем иностранных инвестиций — как в форме кредитов (были

заморожены программы льготных займов по государственной линии, кредитов

МВФ, Мирового Банка, Азиатского Банка Развития), так и капиталовложений.

Ниже желаемой отметки упал импорт, снизились темпы роста экспорта. Ощутимо

пострадал туризм: в 1989 г. число туристов, приезжающих в Китай, снизилось

почти на четверть, и страна не досчиталась 14% валютных поступлений.

Можно задать вопрос: почему санкции Запада против Китая с самого начала

имели по сути предупредительный характер и были отменены спустя два года

(фактически с начала 1991 г.)? Чем объяснить столь либеральное отношение

ведущей "семерки" Запада к коммунистическому Китаю? Почему несмотря на

нарушение Китаем ряда важных демократических свобод и прав человека,

американская администрация каждый год продлевает режим наибольшего

благоприятствования в торговле с ним?

Думается, с одной стороны, это объясняется интересами геополитическими, а с

другой — чисто экономическими. Западный бизнес слишком глубоко внедрился в

Китай, чтобы безболезненно для себя порвать с ним связи. Немалую роль здесь

играет и Гонконг — главный китайский торговый партнер и инвестор, который в

1997 г. должен воссоединиться с КНР.

Немаловажным фактором успехов Китая является наличие большого числа хуацяо

— китайцев диаспоры, среди которых много состоятельных людей. Около 2/3

привлеченного в страну капитала вложено ими.

Все эти обстоятельства, безусловно, способствуют экономическим связям со

странами Запада. Но важную роль играет и сугубо прагматическая политика

частичных уступок Западу при весьма твердом соблюдении Китаем своего

основного стратегического курса.

В конце 1991 г. здесь обнародована концепция прав человека, подчеркивающая

приоритетность "права на существование" — жилье, одежду, питание.

Гражданские же свободы, по мнению руководителей Китая, играют подчиненную

роль. Такой подход они обосновывают ссылками на традиционные ценности

китайской цивилизации. При этом лидеры КНР проявляют известную гибкость, не

отказываясь вообще обсуждать тему прав человека.

Министерство внешнеэкономических связей и внешней торговли Китая

опубликовало заявление, подтверждающее запрет экспорта товаров,

произведенных заключенными в тюрьмах. Были значительно снижены сроки

приговоров "контр-революционным элементам" — участникам июньских событий на

Тяньаньмэнь. Улучшилась ситуация с зашитой интеллектуальной собственности:

в 1991 г. принят закон об авторском праве, положение об охране компьютерных

программ.

Совершенствуется законодательство в области внешнеэкономических связей. За

период реформ появилось около 200 соответствующих законодательных актов.

Так, еще в 1990 г. были приняты поправки к Закону о совместных

предприятиях, запрещающие их национализацию, снимающие ограничения срока их

деятельности, позволяющие иностранным гражданам занимать должность

председателя правления СП. В 1991 г. в соответствии с новым законом о

подоходном налоге, взимаемом с СП, установлена единая налоговая ставка для

всех совместных и иностранных предприятий. При этом проводится политика

поощрения совместных предприятий в производственной сфере (туда

направляется подавляющее большинство зарубежных капиталов), а также в

открытых экономических районах. Иностранным гражданам предоставлены права

длительной (50—90 лет) аренды земли и приобретения недвижимости.

Ряд экономических мер способствовал разрешению торговых противоречий,

вызванных прежде всего дисбалансом в торговле с США. Среди них отмена

экспортных субсидий и регулирующего налога на импорт, а также снижение

импортных таможенных тарифов. Внесены изменения в систему выдачи экспортных

лицензий, введены новые -правила "происхождения экспортных товаров" с целью

пресечения нелегального экспорта китайской -продукции (прежде всего

текстиля) в США через третьи страны. Китай подтвердил, что будет соблюдать

экспортные квоты текстиля в США. Китайский импорт, последний год превзошел

его (соответственно 20 и 16%).

Усилия по либерализации внешней торговли направлены, помимо прочего, на

восстановление полноправного участия Китая в ГАТТ, что должно обеспечить

ему режим наибольшего благоприятствования в торговле со странами-

участницами этого соглашения.

Притоку западных инвестиций и кредитов способствовали также готовность

Китая выплачивать свой долг и наличие для этого валютных резервов,

накопленных благодаря все той же открытой политике.

В целом можно сказать, что в результате быстрого развития

внешнеэкономических связей негативные последствия июньских событий 1989 г.

были в основном преодолены.

Политика открытости и реформа в Китае идут рука об руку. В этой области

накоплен большой, во многих отношениях позитивный опыт. Было бы

непростительно игнорировать его в процессе нашего строительства социальной

рыночной экономики. Речь, понятно, идет не о бездумном копировании, а о

критическом использовании некоторых хорошо зарекомендовавших себя элементов

преобразований, об умении находить и последовательно осуществлять

соответствующие требованиям времени политические и экономические решения.

3. Место КНР в мировом хозяйстве

3.1. Китай как звено международной экономики

Как уже отмечалось, один из главных элементов политики реформ в КНР —

«открытая» внешнеэкономическая политика, которая рассматривается в качестве

важнейшей предпосылки экономического развития страны. Переход к открытой

политике в области внешнеэкономических связей привел к существенной

корректировке концепции «опоры на собственные силы», которая в современной

трактовке не только не исключает использование передовой зарубежной

техники, технологии, опыта управления и организации производства, а также

иностранных финансовых средств, а, наоборот, подразумевает активное

использование этих факторов в целях укрепления экономического потенциала и

повышения технического уровня народного хозяйства. Выдвинутые задачи

решаются за счет расширения внешней торговли, привлечения иностранного

капитала в производительной форме, использования иностранных кредитов.

1 Общая характеристика внешней торговли

За годы проведения реформы товарооборот Китая увеличился с 20,1 млрд. долл.

в 1978г. до 290 млрд. долл. в 1996 г., или в 14,5 раза при опережающем

росте экспорта. За данный период времени доля экспорта в ВНП страны

возросла с 4 до 20%, следствием чего является существенное повышение роли

внешних факторов в экономическом развитии КНР. Товарный экспорт дает 75—80%

всех валютных поступлений. По объему экспорта Китай занимает 13-е место в

мире.

Зависимость китайской экономики от импорта возросла (5% в 1978 г. и 10% в

1996 г.), что свидетельствует о достаточно глубокой вовлеченности КНР в

мирохозяйственные связи. По объему импорта Китай занимает 16-е место в

мире. Доля КНР в мировой торговле за период с 1978 по 1996 гг. возросла

почти в пять раз. Но по-прежнему остается довольно Низкой и составляет

около 3%. Следует отметить, что в 1978 г. она составляла лишь 0,75%.

Для КНР периода реформ была характерна дефицитность внешнеторгового обмена;

исключение составили 1991—1992, 1994гг.

Одна из важнейших задач китайской внешней торговли — приобретение техники и

технологии для развития народного хозяйства. В этом плане в 90-е годы во

внешней торговле произошла переориентация от закупок комплектного

оборудования к закупкам ключевого оборудования и неовеществленной

технологии (патенты, лицензии и т.д.), поскольку в этом случае приобретение

техники и технологии дает Китаю возможность на базе реконструируемых

предприятий наладить собственное производство современной продукции и в

конечном счете выйти на более высокий уровень технического развития. Так, в

период 1985—1995 гг. количество импортируемого оборудования и его стоимость

по лицензионным соглашениям увеличились в 25 раз по сравнению с предыдущим

десятилетием.

В результате существенно возросла зависимость ряда отраслей от импорта.

Наибольшее значение импорт имел для автомобилестроения, нефтяной и

нефтеперерабатывающей промышленности, самолетостроения, черной металлургии.

За счет импорта техники и технологии было обеспечено около 60% прироста

промышленного производства, а на внутренний рынок поступило свыше 8 тыс.

наименований новых видов продукции.

По мере роста импорта машин и оборудования снижалась доля закупок сырья и

полуфабрикатов (как продовольственных, так и непродовольственных). В

настоящее время они составляют примерно 20% импорта. Китай резко сократил

ввоз зерновых и полностью прекратил закупки хлопка, соевых бобов ряда

других культур, что стало возможным благодаря внедрению новых форм

хозяйствования в деревне, позволившему значительно увеличить сборы

сельскохозяйственных культур внутри страны. В то же время сохраняется

довольно высокая импортная зависимость по товарам группы сырья и материалов

производственного назначения: лес и лесоматериалы, металлы, каучук,

целлюлоза, химические товары.

Произошли важные сдвиги в товарной структуре экспорта. В нем значительно

выросла доля готовой промышленной продукции (текстильные товары, продукция

электроники, машиностроительной промышленности). Доля готовой продукции

составляет 2/3 китайского экспорта. При этом первое место (порядка 50%)

заняли промышленные товары народного потребления: хлопчатобумажные ткани,

одежда, обувь, игрушки и т.п.

На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится не менее

20% экспорта. К числу экспортных товаров китайского машиностроения

относятся металлообрабатывающие станки, судостроительная техника,

велосипеды, бытовые электроприборы. Проникновение этих товаров на мировой

рынок сдерживается невысоким качеством, возможностями послепродажного

обслуживания и пока не выдерживает конкуренции с другими поставщиками этой

продукции, среди которых выделяются Тайвань, Южная Корея. Удельный вес

продукции машиностроения КНР в мировом экспорте не превышает 0,6%.

В 90-е годы неуклонно снижалась доля сырья и полуфабрикатов в общем объеме

китайского экспорта (с 49% в 1980 г. до 25-34% в 1993 г.).

Степень зависимости некоторых отраслей от экспорта довольно значительна.

Наибольшее значение экспорт имеет для отраслей текстильной промышленности:

хлопчатобумажной промышленности (52%), шелковой промышленности (65%), а

также легкой промышленности (45%). В основном на внутренний рынок работает

химическая промышленность — экспортная квота составляет 5%.

Нынешний этап развития внешней торговли КНР характеризуется преобладанием

промышленно развитых стран Запада, на долю которых в 1996 г. приходилось

58% внешнеторгового оборота КНР. Основными торговыми партнерами Китая

являлись Япония, США, страны Западной Европы. На их долю приходится свыше

70% закупок техники и 90% технической документации и «ноу-хау».

На долю Японии приходится в среднем около 50% китайских закупок машин и

оборудования. США лидирует в поставках высокотехнической продукции,

самолетов и электронно-вычислительной техники.

3.1.2. Импорт капитала

Для активизации процесса экономического развития страны важное значение

придается привлечению иностранного капитала, общий объем которого за 1979-

1996 гг. превысил 200 млрд. долл., причем только в 1996 г. был привлечен 51

млрд. долл. реально использованных средств. Китай использует различные

каналы привлечения средств в форме займов и кредитов, прямых

капиталовложений.

За счет кредитов иностранных правительств и международных финансовых

организаций финансировалось сооружение свыше 300 объектов, 65% которых

сосредоточено в отраслях энергетики, транспорта и связи. Часть средств

используется также на развитие сырьевой Промышленности, мелиорацию, охрану

окружающей среды, науку, здравоохранение.

Значительная доля кредитов, полученных от международных финансовых

организаций, приходится на Мировой Банк, в который Китай вступил в 1980 г.

одновременно с вступлением в Международный валютный фонд. Общая сумма

кредитов по соглашениям с Банком составила "в 1995 г. около 15 млрд. долл.

Сотрудничество с ним включало в себя следующие, основные программы:

развития топливно-энергетического комплекса (около 25% общего объема

кредитования), развития науки и образования (около 20%), развития

транспорта (около 20%), развития сельского хозяйства (около 20%),

финансирование мелких и средних промышленных предприятий (около 8%),

развития банковско-кредитного сектора.

Наиболее выгодными для Китая были кредиты, предоставляемые структурным

подразделением Мирового Банка — Международной ассоциацией развития. Все

кредиты данной ассоциации являются беспроцентными (взимается лишь комиссия

в размере 0,75% годовых). Они предоставляются на 50 лет с десятилетним

льготным периодом. На кредиты по линии Международной ассоциации развития

приходится около 40% общего объема кредитов, полученных Китаем от Мирового

Банка.

3 Прямые иностранные инвестиции

Широкое развитие международной производственной кооперации способствовало

расширению экспорта и улучшению его товарной структуры. Доля совместных

предприятий в общем объеме экспорта КНР в 1989 г. составила 15%, в 1992 г.

этот показатель достиг 19,8%, а в 1996 г. — уже 25,2%. Привлечение

иностранных капиталовложений способствовало ускорению развития ряда

экспортных отраслей КНР, в том числе текстильной, швейной, обувной,

электронной, что позволило увеличить их вывоз на мировой рынок.

Особую роль в области открытой внешнеэкономической политики играют

приморские районы страны. На них приходится около 80% предприятий с

участием иностранного капитала, функционирующих в КНР. В приморском поясе

созданы специальные экономические районы, зоны технико-экономического

развития, открытые экономические районы, различающиеся степенью льготности

режима для иностранных инвестиций.

Опыт экономической реформы в КНР в 90-е годы и политика внешней открытости

свидетельствуют прежде всего о долгосрочное™ выбранного курса. Процесс

движения китайской экономики к рынку будет осуществляться в соответствии с

выделенными тремя ключевыми принципами реформы развитие многообразных по

формам собственности типов хозяйств, развитие социалистической рыночной

экономики а также «открытая» внешнеэкономическая политика. Формы

осуществления экономической стратегии способствовали выдвижению Китая в

число крупнейших экономических держав. Усиление экономических позиций

позволит КНР играть ведущую роль в мировой экономике и политике.

Заключение

В тезисах настоящей работы совершенно очевидно определяется место Китая в

мировой экономике. Еще 20 лет тому назад, Китай будучи «голодным», в

настоящее время «кормит» не только себя. Весь мир заполнен китайскими

товарами, качество которых часто весьма высокое. Это радиоэлектроника,

станки и технологическое оборудование, металлы, ткани, ковровые изделия,

продукция сельскохозяйственного производства, тысячи видов современных

игрушек, изделия легкой промышленности. Развит экспорт вооружений,

производимых, в основном, по российским лицензиям. По данным за январь 1999

года объем промышленного производства в Китае составил 18,2 млрд. долларов

США. К 2000 году Китай планирует достигнуть оборота в 11 млрд. долларов в

компьютерной индустрии, что позволит ему стать одним из крупнейших в мире

производителей компьютерной техники.

За короткий период Китай превратился в экономически развитую страну и занял

достойное место в мировой экономике.

Список литературы

1. У Сяоцю. «Китай привык опираться только на собственные силы». Газета

«Республика», №242 от 02.10.1998 г.

2. Тажельдинов К. «Экономика Китая. Современные аспекты», «Альдыз», 1997 г.

3. Юксаков В. «Лидеры мировой экономики». «Знание», М., 1998 г.

4. «Тайна китайского экономического чуда». Бюллетень по проблемам

экономической и социальной политики от 25.01.1999 г.

5. Китай: Сер. «Наши деловые партнеры». – М., 1992.

6. Мозиас П. Формирование открытой экономики в Китае: региональные проблемы

// МЭ и МО. 1994. №3.

7. Оникиенко А. Реформа госсектора в КНР: поиск путей повышения

эффективности // МЭ и МО. 1992. №6.

8. Потапов М. Открытая политика Китая: опыт для нас // МЭ и МО. 1993. №1.

9. Мировая экономика /Под ред. В.К. Ломакина. – М.; Анкил, 1995.

10. История мировой экономики /Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.; ЮНИТИ,

1995.

11. Гельбрас В. Реформы в КНР: проблема оценки итогов // МЭ и МО. 1995. №7.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.