реферат скачать
 

КНР: усиление позиций в мировой экономике

становится на весь срок действия контракта директором (управляющим) и

представителем юридического лица предприятия. Важная особенность этой

системы состоит в том, что доход руководителя предприятия зависит от

выполнения сразу двух показателей - норматива отчисления прибыли

государству и норматива прироста стоимости имущества. Этим определяется

структура его дохода, которая включает следующие компоненты.

1. Основной доход. В течение всего срока контракта хозяйственный

руководитель при условии выполнения задания по прибыли на данный

год получает годовой доход в размере, соответствующем двукратной

величине основной заработной платы директора завода средней

категории. Если же это задание оказывается невыполненным, то каждый

процент недовыполнения влечет сокращение годового дохода на 10%.

2. Доход за превышение. Если после завершения срока контракта

оказывается, что общая сумма полученной за ряд лет прибыли

превышает ее совокупное задание за эти же годы, то за каждый

процент превышения до 50% включительно начисляется 5% от величины

основной заработной платы, а свыше 50% - по 3%.

3. Доход за прирост. За каждый процент прироста стоимости имущества в

пределах до 30% начисляется 15-20% от годовой величины основной

заработной платы; за каждый процент прироста между 30 и 50%

начисляется 10-15%; в части прироста свыше 50% начисление идет по 5-

10% за каждый его процент.

Система имущественной-хозяйственной ответственности, вбирая в себя ряд

характерных черт подряда и аренды, обладает вместе с тем достаточным

своеобразием, чтобы рассматриваться в качестве самостоятельной формы. Она

принадлежит пока еще к разряду экспериментальных, и относительно нее

Госсоветом КНР не принято какого-либо официального документа. В настоящее

время этой формой хозяйствования охвачено чуть более 100 предприятий в 30

городах Китая.

1.5. Акционирование

Экспериментирование с акционерной формой началось в КНР позднее, чем

применение подряда и аренды. Появление первых акционерных предприятий в

стране относится к 1984 г. Однако поначалу они не были многочисленными.

Активный рост их числа наблюдается со второй половины 1985 г. Стимулом

послужила политика сокращения кредитования. Решая проблему нехватки

оборотных средств у предприятий, во всех крупных и средних городах страны

стали использовать акционирование. Как правило, эксперимент начинался с

предприятий коллективной собственности, прежде всего в сельской местности,

распространяясь затем на предприятия общенародной собственности.

По мнению самих китайских экономистов, эти акционерные предприятия — лишь

проформа акционерной компании.

Их организационные формы представлены сегодня в весьма широком спектре.

1. Кооперативная разновидность акционерной формы, при которой весь

первоначальный капитал предприятия складывается только из долевых участии,

образуемых на основе инвестирования личных средств индивидуальными

пайщиками.

2. Закрытая акционерная форма. Исключает внешнее долевое участие (свободная

продажа акций на рынке и самостоятельная передача права пайщика

отсутствуют), откуда и название.

3. Открытая акционерная форма в отличие от предыдущей предполагает внешнее

долевое участие, и выпускаемые акции либо частично, либо даже в основном

размещаются за пределами предприятия. Внешними акционерами могут

становиться индивидуальные лица, другие предприятия, различные фонды и т.д.

4. Акционирование накопленного имущества. Все имущество предприятия делится

на две части: долевое участие государства и коллективное долевое участие

предприятия, но акций при этом не выпускается. Как указывают китайские

экономисты, данная модель может быть применена на начальном этапе перехода

к акционерной системе многими предприятиями с посредственными

характеристиками хозяйственной деятельности.

5. Акционирование прироста имущества. Что касается уже имеющегося

имущества, то здесь, как и в предыдущем случае, долевые участия лишь

выделяются, но не продаются. Посредством же выпуска акций создается

источник новых финансовых возможностей.

6. Концерн, возникающий на основе совместного участия нескольких

предприятий, которые делают вклад теми или иными факторами производства.

Эта форма родилась в процессе развития горизонтальных объединений Главным

её признаком является то, что предприятия — члены концерна в качестве

долевого участия вносят не все свое имущество, а, исходя из потребности,

лишь часть его, включая финансовые средства, оборудование или же

технологии, управленческий опыт и т.п. При этом акции не выпускаются.

7. Концерн акционерного типа с центром, контролем и взаимными участиями.

8. Создание новых предприятий при открытом размещении всех выпущенных акций

в обществе. При этом доля акций, приобретенных рабочими и служащими данного

предприятия, по отношению к внешнему участию невелика. Эта форма более

других приближается к нормативу, однако ее применение ограничивается

областью новых, только что учреждаемых — причем негосударственных —

компаний, где не стоит проблема оценки имущества.

9. Акционерная компания с участием китайского и иностранного капитала. Сюда

относятся совместные предприятия, являющиеся компаниями с ограниченной

ответственностью. Эта форма, как и предыдущая, близка к нормативу.

1.6. Выводы по переводу госпредприятий на новые формы хозяйствования

В целом, при всем множестве проблем — и экономических, и социальных, —

порождаемых переводом госпредприятий на новые формы хозяйствования, при

всей неоднозначности отношения в обществе к каждой из этих форм, при всей

разноголосице относительно перспектив их дальнейшего применения можно

утверждать что они обладают значительным потенциалом для повышения

эффективности работы государственного сектора экономики. В их

функционировании воплощается реальное движение по пути рыночных реформ. Для

сторонников парадигмы рационального выбора необходимость действия, имеющего

в виду поддержку и поощрение подобных форм, должна была бы показаться

безусловной.

В целом реформы сами по себе не -были причиной макроэкономической

нестабильности. Их также нельзя считать значительным в количественном

отношении фактором в периодических приступах инфляции. Реформы сделали

возможной нормализацию цен и их соотношений, хотя во многих случаях это

сопровождалось значительным повышением цен на отдельные товары. В области

внешней торговли серия необходимых девальваций национальной валюты, курс

которой был ранее завышен, вызвала рост внутренних цен на импортные товары.

Этому способствовали также внешние ценовые шоки, касавшиеся важных

предметов импорта. Эти разовые акты приспособления цен были необходимы.

Такие ценовые сдвиги, если они не связаны с глубокими и постоянно

действующими факторами в сфере издержек, нельзя, собственно, считать

причинами инфляции, поскольку они не могла бы закрепиться надолго без

одновременной кредитно-денежной экспансии центрального банка. Тем не менее

современная структура цен сохраняет искаженный характер и препятствует

действию рыночных реформ.

Тем не менее на практике такой однозначной картины не получается. Причина —

в сохранении в китайской экономике мощного влияния субъективного фактора. К

сожалению, активность использования той или иной формы хозяйствования в

Китае определяется не ее экономической целесообразностью, а взглядами тех,

кто находится в данный момент на вершине властной иерархии. В частности,

широко развернувшийся при Чжао Цзыяне процесс экспериментирования с

акционерной формой, сторонником которой он был, в настоящее время

затормозился. При неясности отношения к акционированию в верхах никто не

рискует сейчас что-либо предпринимать в этом направлении.

2. Политика постепенной открытости китайской экономики внешнему миру:

отраслевой и региональный аспекты

2.1. Общие положения китайской внешней политики

В 90-е годы начался новый этап осуществления в КНР «открытой» экономической

политики. Ее составной частью является «территориальная открытость» —

развитие районов с особо льготным режимом для иностранных инвестиций. Одним

их первых шагов китайского руководства, направленных на стимулирование

притока иностранных вложений после политического кризиса июня 1989 г.,

стало создание в апреле 1990 г. зоны развития Пудун близ Шанхая. В 1991 г.

был утвержден план организации «зон высоких технологий» (ЗВТ). Особенно

бурно процесс территориальной открытости пошел 1992 г.; на различных

уровнях – от общегосударственного до уездного – было санкционировано

создание около 2 тыс. новых преференциональных зон. Преференциальный режим

был введен в бассейне р. Янцзы. Возникли новые формы «открытости»: зоны

свободной торговли, приграничные «открытые» зоны. В комплексе с прежними

преференциальными образованиями они составляют ныне многоярусную,

диверсифицированную структуру.

2.2. Основные приоритеты территориальной «открытости»

Диверсифицированная структура «открытых» районов отражает сложное

взаимодействие ряда факторов и интересов основных субъектов инвестиционной

деятельности.

2.2.1. Приоритеты региональной политики

Линия на первоначальное создание льготного инвестиционного климата в

приморских районах с последующим распространением его вглубь материка

является одной из составляющих всей политики размещения производительных

сил Китая.

Территориальная политика периода реформ, проводимых с конца 70-х годов,

предполагает перенесение «экономического центра тяжести» с Востока на Запад

страны. Форпостом технологической модернизации и структурной перестройки

должен стать наиболее развитый приморский пояс (провинция Ляодун, Хэйбэй,

Шаньдун, Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь, Гуандун, Гуанси-Чжуанский автономный

округ, а также города центрального подчинения – Пекин, Шанхай и Тяньцзинь).

Ближайшим тылом побережья является «развивающийся» центральный пояс

(провинции Шаньси, Цзилинь, Хэйлунцзян, Аньхой, Цзянси, Хэнань, Хубэй,

Хуань, и АР Внутренняя Монголия). Здесь можно опереться на богатые

природные ресурсы, потенциал отдельных индустриальных районов, сравнительно

развитую транспортную сеть. В дальнейшем предполагается постепенно освоить

«окраинный» западный пояс (провинции Сычуань, Гуйчжоу, Юньнань и т.д.),

ныне слаборазвитый в индустриальном отношении. Так что импульсы ускоренного

роста с побережья будут распространяться на внутренние районы.

Активизация внешних факторов призвана выступать в качестве важной, но не

единственной основы ускоренного роста. Инструментом активного

государственного воздействия на развитие зон является массированные

капиталовложения, главным образом – в создание инфраструктуры. На

иностранные источники приходится только 20% капиталовложений в

преференциальных зонах побережья, тогда как инвестиции центральных и

местных властей, банковские кредиты – около 70%.

Большое значение придается ускоренному внедрению в специальных

экономических зонах (СЭЗ) новых методов хозяйствования. Местные органы

власти получили дополнительные законодательные полномочия для проведения

широких экспериментов. Наиболее удачные находки в дальнейшем

распространяются сначала по всей приморской полосе, а затем – и в

«глубинке».

2.2.2. Отраслевой аспект «открытости».

Привлекая прямые зарубежные инвестиции, Китай преследует следующие цели:

расширение сферы источников накопления, освоение современных технологий и

управленческого опыта, проникновение на мировые рынки, рост валютных

поступлений и т.д. Добиться одновременной реализации всех этих целей весьма

сложно. Обычно иностранные инвесторы заинтересованы в экспортной ориентации

совместных проектов лишь в том случае, если это обеспечивает существенную

экономию благодаря использованию дешевой китайской рабочей силы. Поэтому

наибольшие валютные доходы приносят, как правило, низкотехнологичные

трудоемкие отрасли промышленности и сферы услуг. Наоборот, предприятия

высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности с большим трудом

добиваются валютной самоокупаемости. Подобные предприятия создаются

иностранными вкладчиками в основном в расчете на освоение внутреннего рынка

КНР. Национальные предприятия часто не могут обеспечить им поставки сырья и

компонентов нужного качества и значительная часть валюты уходит на импорт

материалов.

В 80-е годы КНР сумела использовать благоприятную ситуацию, связанную со

структурной перестройкой экономики «азиатских драконов» и переносом оттуда

трудоемких производств в страны с более дешевой рабочей силой. Трудоемкие

отрасли, по-видимому, и в 90-е годы останутся –основной специализацией

большинства «льготных» районов. Но в последние годы подход к их развитию

все больше дифференцируется и там, где для этого есть все условия, ставка

делается на более передовые направления сотрудничества: технологическое

обновление импортозамещающих отраслей (в «открытых» приморских городах),

активизацию коммерческого использования научно-технических достижений (в

зонах высоких технологий), развитие сектора услуг, соответствующих

международным стандартам (в зонах свободной торговли) и т.п.

2.3. Основные формы территориальной «открытости»

2.3.1. Специальные экономические зоны

При создании СЭЗ преследовались практически все цели , связанные обычно с

привлечением иностранного капитала: освоение современных технологий и

управленческого опыта, рост валютных доходов, отработка мероприятий

хозяйственной реформы и др. Кроме того, предполагалось, что сотрудничество

с инвесторами из Гонконга, Макао и Тайваня может стать важным моментом в

процессе воссоединения страны.

Система льгот для иностранных инвесторов в СЭЗ включает:

. Налоговые льготы. Подоходный налог с предприятий, основанных

с иностранным участием составляет 15% прибыли по сравнению с

30% во внутренних районах.

. Таможенные льготы. Предприятия с иностранным участием имеют

право на беспошлинный ввоз сырья, материалов и оборудования

для производства экспортной продукции. Экспорт готовой

продукции осуществляется беспошлинно.

. Льготы в землепользовании. В СЭЗ понижены тарифы арендной

платы за землю для СП. Допускается аренда крупных участков

земли на срок до 70 лет для хозяйственного освоения с правом

передачи в субаренду.

. Упрощенный визовый режим. Иностранные граждане могут получить

визу прямо на границе, предъявив паспорт и письменное

приглашение администрации СЭЗ. С территории КНР въезд в СЭЗ

для них осуществляется беспрепятственно. Для китайских

граждан требуется специальное разрешение.

В первое десятилетие существования СЭЗ объем промышленного производства

возрастал здесь на 70-80% в год и в 1991 г. достиг 48 млрд. юаней (1,7%

всей промышленной продукции КНР). Внешнеторговый оборот зон в 1992 г.

составил 24,4 млрд. долл. (14,7% общенационального). Наиболее впечатляющих

успехов достигла СЭЗ Шэньчжень.

2.3.2. «Открытые» приморские города

В отличии от СЭЗ, создававшихся в начале 80-х годов на основе небольших

поселков городского типа (кроме Сямэня), «открытые» города представляют

собой многонаселенные старые промышленные центры. По уровню индустриального

развития города можно объединить в следующие группы:

. Города с комплексной многоотраслевой структурой промышленности

(Шанхай, Тяньцзинь, Гуанчжоу). Из 164 отраслей промышленности КНР в

Шанхае представлены все, в Тяньцзине – 154, в Гуанчжоу – 147.

. Крупные порты (Далянь и Циндао), обладающие развитой, но

несбалансированной промышленной базой: в Даляне – с преобладанием

тяжелой промышленности, а в Циндао – легкой, что сближает его с

третьей группой

. Средние по размерам (Яньтай, Наньтун, Нинбо, Чжаньцзян) и небольшие

(Фучжоу, Вэньчжоу, Бэйхай) порты с промышленностью,

специализирующейся на трудоемких отраслях.

. Крупный (Циньхуандао) и средний (Ляньюньган) по размерам порты со

слаборазвитой промышленной базой, главной отраслью специализации

которых являются грузовые перевозки.

2.3.3. «Открытые» приморские зоны.

Создание открытых приморских зон завершило формирование приморского «пояса

открытости», охватывающего как сложившиеся промышленные центры, так и их

ближайшую периферию. Например, «открытая» зона в дельте Янцзы

непосредственно прилегает к Шанхаю, а зона в дельте реки Чжуцзяна

экономически дополняет СЭЗ и «открытые» города Гуанчжоу и Чжаньцзян в

провинции Гуандун.

Стратегия развития зон предусматривает использование в экспортных отраслях

промышленности избыточных трудовых ресурсов сельских районов. По льготности

инвестиционный режим здесь занимает промежуточное положение между СЭЗ и

внутренними районами страны.

2.3.4. Зоны высоких технологий

Первые преференциальные зоны, специализирующиеся на развитии наукоемких

производств (технополис в Пекине, ЗЭТР в Шанхае и др.) стали создаваться с

конца 80-х годов. На основе накопленного опыта Госсовет КНР в марте 1991 г.

утвердил план развития 27 зон высоких технологий (ЗВТ), расположенных в

различных регионах страны. Целями их создания являются коммерциализация

национальных научно-технических достижений, развитие новейших отраслей,

привлечение иностранного капитала в экспериментальное малосерийное

производство, в разработку новых технологий и материалов.

Такие зоны часто создаются на базе сложившихся научных центров: пекинский

технополис непосредственно примыкает к Пекинскому университету; на

территории технопарка Тяньхэ в Гуанчжоу расположены 11 вузов и 22 НИИ и

т.п. Условием предоставления специальных льгот национальным предприятиям и

СП является получении ими статуса высокотехнологичного предприятия. Он

устанавливается на 5 лет (для технологий с длительным периодом времени – на

7 лет).

2.3.5. Зоны свободной торговли

Целью создания зон свободной торговли (ЗСТ) является развитие сферы услуг,

связанных с внешнеторговыми операциями (хранение транзитных грузов,

упаковка, обработка и т.д.). Первая такая зона – Вайгаоцяо – была открыта в

Пудуне в марте 1992 г. К концу года к ней добавились еще восемь ЗСТ – в

Даляне, Тяньцзине, Гуаньчжоу, две – на о. Хайнань и в Чжанцзянгане.

ЗСТ представляет собой замкнутые анклавы, условия хозяйствования в которых

максимально приближены к международным. Площадь большинства из них не

превышает нескольких квадратных километров. По налоговому режиму ЗСТ

аналогичны СЭЗ. Поощряются иностранные инвестиции в инфраструктуру

внешнеторговой деятельности (портовые, складские помещения и т.д.) и

финансовый сектор.

Уже к концу 1992 г. только в трех ЗСТ – в Шанхае, Даляне и Тяньцзине – было

основано около 600 предприятий с иностранным участием, с объемом инвестиций

около 1 млрд. долл. В 1993 г. новые ЗСТ должны быть созданы в Яньтае,

Циндао, Нинбо, Сямэне, Шаньтоу и Чжухае.

2.3.6. Приграничные открытые зоны

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.